Корабли с именем Воронеж

Валентин Котюх
27 апреля 1700 года на верфи Воронежского адмиралтейства был спущен на воду первый российский линейный 58-пушечный корабль «Гото Предистинация» (Божье предвидение) созданный в России без участия иностранных специалистов.


 В 2013 году окончится строительство точной копии первого военного корабля российского флота. «Предистинация» станет частью исторического парка, который планируется построить на Петровском острове, и будет курсировать по акватории водохранилища.

По – нашему мнению, в парке необходимо найти место памятному знаку, рассказывающему о кораблях носивших имя «Воронеж» на всем протяжении истории нашего государства.

От парусного двухпалубного корабля, до современного ракетного подводного крейсера. От грузового парохода, работающего на угле с командой более ста человек, скоростью 13 узлов в час и грузоподъемностью 5277 тонн, до современного контейнеровоза способного перевозить 16800 тонн с командой 17 человек, на расстояние 15000 миль без дозаправки мазутом. Этот путь прошел российский флот и вместе с ним корабли, носившие и носящие имя колыбели русского военного флота города Воронежа.
   В конце XVII века Петр-I повелел вести строительство военного флота в Воронеже за счет государства. В 1697 – 1703 годах Воронежской верфью руководил корабельный мастер Геренс Выбе, голландец по происхождению.

Среди первых, спущенных на воду, казенных кораблей, был и двухпалубный 62-х пушечный корабль «Воронеж». Его длина составляла 37,3 м, а ширина -10,7м. Свое название он получил в память о первом Российском Адмиралтействе и главной верфи, строившей суда для Азовской флотилии. Спущен он был на воду в 1703 году.

Корабль вошел в состав Азовского флота. В 1711 году после неудачного Прутского похода Россия была вынуждена отказаться от Приазовья и вернуть его Османской империи. Азовская крепость была разрушена и оставлена русскими войсками, а все её жители были переселены в Воронежскую губернию. Вернулись домой и часть русских кораблей. Среди них и «Воронеж», который был разобран на Тавровской верфи.
   После того как в результате поражения в Крымской войне 1853—1856 гг. по условиям Парижского договора, Россия лишилась возможности держать военный флот на Черном море, возникла угроза возрастания влияния Англии в этом регионе.

 Для противостояния этому, с весны 1878 года в России под руководством князя В.А.Долгорукова начался сбор пожертвований на создание Добровольного флота. В начале мая 1878 года был утвержден Устав «Общества Добровольного флота».

Главная его цель – «эксплуатация судов в мирное время для развития русской промышленности и судоходства, с сохранением постоянной готовности судов для надобностей правительства». 

С 1892 по 1902 гг., состав Добровольного флота пополнился 8-ю грузовыми судами, носившими имена российских городов: «Ярославль», «Тамбов», «Владимир», «Киев», «Екатеринослав», «Казань», «Хабаровск»

Их называли в честь городов, где собирались пожертвования на строительство кораблей. В 1896 году спущен на воду двухвинтовый товаро-пассажирский пароход-транспорт «Воронеж»

Во время русско-японской войны 1905-1906 гг. часть судов Добровольного флота использовалась для военных целей. Пароход «Воронеж» вошел в состав Дальневосточной эскадры, как транспортное средство.

Командовал пароходом капитан 1-го ранга Константин Иванович Шишмарев. В его биографии сказано, что он на службе с 1875 года, женат, имел сына. С 1890 года – капитан парохода Доброфлота «Петербург», а с 1896 года – парохода «Воронеж». Участник русско-японской войны. Капитан парохода был награжден Черногорским орденом Даниила, Орденами Святого Станислава 3-й степени и Святого Станислава 2-й степени, серебряной медалью в память царствования Императора Александра. Не принял Октябрьскую революцию. Эмигрировал в Югославию, где и умер.

 Шишмарев был образованным человеком. В 1890 году на пароходе «Петербург» из Владивостока в Одессу возвращался А.П.Чехов. В ходе плавания они подружились, впоследствии длительное время переписывались. Однажды, под дарственным пожеланием на книге рассказов «Хмурые люди», посланной К.И.Шишмареву, А.П.Чехов подписался: «Мичман от литературы». В ответном послании К.И.Шишмарев кратко, но очень емко выразил свое мнение о прочитанных рассказах:
 Книжка перлами полна,
 Ярки все фигуры,
 Мило, просто, мысль ясна …
 Прелесть эти мичмана
 От литературы». 
 
      Еще до русско-японской войны в 1903 году пароход «Воронеж» под его командованием совершил героический переход из Одессы во Владивосток, Шанхай, Сингапур и Порт-Саид. На пути следования парохода японцы неоднократно устраивали ему разнообразные провокации, и ловушки, преследовали миноносцами.

Но, благодаря умелым действиям капитана, предпринятой маскировке и обманным маневрам, приняв на борт заболевших матросов с кораблей нашей эскадры на Дальнем Востоке, пароход «Воронеж» благополучно вернулся в Одессу.

Журнал «Нива» писал об этом так: «В декабре 1903 года, «Воронеж» был  перекрашен в черную краску и принял вид норвежского угольного парохода, который в этот день вышел из Владивостока в море, об отходе, которого всезнающие японцы были осведомлены. Благодаря этому, первое время по выходе из Владивостока, «Воронеж» не остановил, на себе внимания японцев. Пароход прибыл в Порт-Артур, идя вдали от берегов и тщательно прячась от светлых полос прожекторов японских крейсеров. Оттуда он пошел в Шанхай, а из Шанхая в Сингапур.

Как только «Воронеж» выходил в море, все огни на нем гасились, все иллюминаторы плотно закрывались, так что пароход окружала непроглядная тьма. На случай встречи с японскими крейсерами были приготовлены еще и особые меры: припасены смоченный керосином фитиль и порох для взрыва парохода.

Около Сингапура для «Воронежа» была приготовлена особенно хитрая ловушка: в Малаккском проливе его стерегли два японских крейсера. Но Константин Иванович ухитрился провести  японцев, и сочувствовавших им сингапурских англичан.

Он придумал и выполнил такой маневр:«Воронеж» вышел из Сингапура в море при полном освещении на палубе, сияя всеми своими электрическими огнями. На глазах всего Сингапура, корабль прошел прямо в японскую западню, т. е. в Малаккский пролив.

 Но когда пароход шел между островами, все огни на нем погасли, и он исчез в темноте. Затем «Воронеж» тихонько повернул назад, обошел незаметно Сингапур и вместо Малаккскаго пролива пошел в диаметрально-противоположном направлении в южно-китайское море. Через пустынный Гаспарский пролив он  вышел в Явайское море, а затем в Индийский океан.

 Японцы были одурачены. «Воронежу» пришлось скитаться в глухих, почти не посещаемых морскими судами, водах  между островами Борнео, Ява и Суматра одиннадцать лишних суток. По прибытию в Коломбо, К. И. Шишмарев узнал, что как раз накануне туда заходили японские миноносцы, которые искали русский пароход.

 В Порт-Саиде и других портах «Воронеж»  принял заболевших в пути матросов с судов нашей эскадры на Дальнем Востоке: с «Ретвизана», «Аскольда», «Енисея», «Корейца». 


Был включен в состав транспортов 2-ой эскадры флота Тихого океана. Во время похода использовался для бункеровки ее судов. Перед Цусимским сражением отделился от эскадры в мае 1905 г. прибыл в Вусунг, а затем передислоцировался в Шанхай, где стоял до окончания войны.

В годы первой мировой войны пароход-транспорт «Воронеж» в Архангельске поступил в распоряжение английского Адмиралтейства. После подписания советским правительством сепаратного Брестского договора реквизирован в марте 1918 г. британскими властями.


 В апреле 1923 г. по решению суда передан советскому Добровольному флоту. Из-за плохого технического состояния продан на металлолом в сентябре 1924 г. в Венецию. У писателя Новикова-Прибоя А.С. в  книге «Цусима» есть главы посвященные пароходу.

         В годы Гражданской войны, для оперативного решения военных задач было принято командованием 10-й армии решение о создании Донской флотилии. Согласно акту от 13 марта 1919 г., нужно было создать флотилию их кораблей следующего состава: «Воронеж» — штаб и плавучая база. Вооружение — два пулемета; «Заря» — буксир для баржи, вооружение то же; баржа — плавучая батарея, вооружение — три 75-мм орудия; одна моторная лодка для связи. Суда стояли на реке Дон у города Коротояк . 13 апреля флотилия была переведена в Павловск.

Здесь на корабли установили прибывшие из Петрограда пушки. 28 мая Донская флотилия в составе буксирного парохода «Воронеж», баржи и парового катера снялась с якоря и под проводкой лоцманов пошла вниз по течению. На борту судов имелось 450 снарядов. Вел флотилию командующий Б. Ф. Корсак.  Боевые действия флотилии против белогвардейцев продолжались всего несколько дней. 1 июня поступил приказ о передаче в 106-й полк вооружения кораблей.


Разоружившись утром 2 июня 1919 года, флотилия вышла в город Богучар, где она прекратила свое существование. Дальнейшая судьба парохода неизвесна


       Новый пароход «Воронеж» построили по заказу СССР в 1930 году на судоверфи Монфальконе в Италии. Это было пассажирское судно способное перевести 168 пассажиров.

 С началом советско-финской войны 1939 – 1940 г, он становится госпитальным судном (ГС-1) В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. ГС-1 в составе Беломорской военной флотилии Северного флота. «Воронеж» совершал переходы с Новой Земли и Мурманска в Архангельск, доставляя туда советских раненых.

Несмотря на то, что судно было выкрашено в белый цвет, несло изображения красных крестов на трубе, бортах и палубе, имело надпись «ГС-1», оно неоднократно подвергалось немецким бомбардировкам с воздуха. Нам удалось найти воспоминания ветерана российской армии, полковника в отставке Р.П.Шпилькова: « осенью 1944 года я, будучи 13-летним юнгой Беломорской военной флотилии, проходил практику на госпитальном судне «Воронеж».

 В сентябре 1944 года было заключено перемирие с Финляндией, а в начале октября Карельский фронт начал бои за освобождение Советского Заполярья. Глухой октябрьской ночью мы вышли из Двины в Белое море. Вскоре к нам подошли корабли боевого охранения: эсминцы «Гремящий» и «Громкий».

Война продолжалась, базировавшиеся в норвежских фиордах немецкие субмарины выходили на охоту в полярные моря, так что предосторожность была нелишней. «Воронеж» до «призыва» на военно-морскую службу был обычным  пассажирским пароходом, располагал слабым пушечно-пулеметным вооружением. Красные кресты на бортах были ненадежной защитой от стаи подлодок адмирала Денница.

 Ночью оставили слева по борту Кольский залив, а к утру вышли на траверз Рыбачьего. Около полудня я нес вахту дублера рулевого и вдруг увидел изменившееся лицо вахтенного командира и услышал его вскрик: «Прямо по курсу лодка!».

Впереди, то ясно видимая, то накрываемая волной, торчала труба перископа. Через несколько секунд перископ исчез, над этим местом пронесся «Гремящий», оставляя за собой султаны взрывов глубинных бомб. Вслед за ним этот квадрат проутюжил второй эсминец. Уничтожили они лодку или только отогнали – не знаю.

Я в тот момент не оценил только что пережитой опасности, не успел испугаться, хотя в архангельских госпиталях видел моряков с торпедированных кораблей и слышал их рассказы. К вечеру мы вошли в залив Петсамовуоно.

При свете горящих нефтебаков в Линахамари, маневрируя между затопленными судами, «Воронеж» подошел к наскоро сделанному пирсу. На берегу нас ожидало множество повозок с ранеными. Юнги вооружились носилками, по четыре на каждые, так как ноша была тяжела. На судне раненые с нашей помощью забирались на нары. Легкораненые – на третий ярус. Другие на нижний ярус.

 На обратном пути море продолжало штормить, что добавляло страданий солдатам. В Соломбале мы перенесли живых раненых на второй и третий этажи нашей школы юнг, а других увезли куда-то в кузовах «студебеккеров». Зимой, до начавшейся с весны морской практики, мы навещали раненых в палатках» 

После войны пароход разоружился и был возвращен Северному морскому пароходству. «Воронеж» осуществлял пассажирские перевозки в северных морях, будучи приписанным к Архангельскому порту. В октябре 1967 г. выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Минморфлота.
   Большой десантный корабль «Воронежский комсомолец» построен на судостроительном заводе «Янтарь» в городе Калининграде. Спущен на воду 1 июля 1964 года.
Пройдя ходовые испытания, вступил в строй ВМФ в  1966году. «Воронежский комсомолец» стал родоначальником нового класса десантных кораблей.

Четырнадцать кораблей проекта 1171 составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза. Первым капитаном корабля стал капитан 3 ранга И.Г.Махонин. С 1967 по 1980 годы корабль семнадцать раз выходил в Средиземное море и Атлантику для решения боевых задач. Его имя прославилось в Порт-Саиде во время арабо-израильского конфликта: корабль оказывал интернациональную помощь вооруженным силам Египта и Сирии в отражении израильской агрессии.

В 1993 году по просьбе правительства Грузии «Воронежский комсомолец» выполнял миссию милосердия, эвакуировав из очага гражданской войны в Абхазии более 15 тысяч мирных жителей . Все эти годы Воронежская область шефствовала над экипажем корабля. Десятки воронежцев проходили на нем военную службу.

Корабль был награжден переходящим Красным знаменем Коминтерновского райкома ВЛКСМ. Годы перестройки и раздела Черноморского флота между Россией и Украиной у корабля отобрали имя. Он стал безымянным, в официальных сводках он именуется как БДК-65, а на бортах на месте имени появился номер 150.

В августе 2000 года БДК в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио, что в районе Батуми в пункт высадки Утришенок под Новороссийском.

 В 2003 г. большой противолодочный корабль на учениях, где была делегация Саратовской области, умело стрелял и высаживал десант. После учений губернатор Аяцков предложил взять шефство над кораблем. Так бывший «Воронежский комсомолец» получил новое имя – «Саратов».
   Атомная подводная лодка «Воронеж» (К-119) Субмарина построена в 1988 году на «Северном машиностроительном предприятии» в городе Северодвинск.

После испытаний вошла в состав флота 29 декабря 1989 года. Оснащена крылатыми ракетами проекта 949А «Антей» (по классификации НАТО – «Оскар-II»), способными поражать цель на расстоянии в 625 км.

Подводный крейсер унаследовал гвардейский Военно-морской флаг от краснознаменной подводной лодки К-116 проект 675, которая 1966 г. Совместно с «К-133» в период со 2 февраля по 26 марта впервые в мире совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский флот южным маршрутом через пролив Дрейка без всплытия в надводное положение. За 52 суток она прошла 21000 миль через два океана – Атлантический и Тихий.

К-116 первой в условиях мирного времени было присвоено звание «Гвардейской». Первым командиром «Воронежа» стал гвардии кап. 1 ранга В. А. Кизилов. Биография подводного ракетоносца вмещается в нескольких строчках:

За ракетную стрельбу по морским целям в течение трех лет получала приз ГК ВМФ. В 1996,1997 годах выполняла боевые задачи в Атлантике и Средиземном море. В июне 1999 года участвовала в учениях "Запад – 99", где поразила крылатой ракетой фактическую цель-мишень. С 2006 г по 2011 г проходила ремонт и модернизацию в Центре судоремонта «Звездочка». Входит в состав 11-й дивизии подводных лодок Северного флота ВМФ России. Находится на базе ВМФ «Большая лопатка» в городе Заозерск. Воронежцы шефствуют над ракетоносцем.

   Теплоход-контейнеровоз FESCO «VORONEZH» (серия B170-V/2) построен в Польше на верфях города Щецин. В состав Дальневосточного морского пароходства (ДМП) передан 24 декабря 2008 года. Водоизмещение – 22 750 тонн.

Первый капитан Валерий Дашкин. Корабль, носящий имя родины ВМФ  ходит под кипрским флагом. Судно осуществляет контейнерные перевозки грузов в порты Северной Европы и Санкт-Петербурга.

Основной акционер транспортной группы FESCO, куда входит Владивостокский морской порт, и ее президент Сергей Владимирович Генералов . В этом году часть акций группы FESCO купила группа «Сумма» Зиявудина Гаджиевича Магомедова. Объем привлеченных средств составил 800 миллионов долларов. Общая сумма сделки не сообщается. Корабль с русским названием, написанным на бортах на иностранном языке, с кипрским флагом и российскими бизнесменами во главе бороздит просторы Атлантического, Индийского и Тихого океанов.
   В ходе поисковой работы проведенной нами восстановлена история семи кораблей, которые в разное время и разные исторические эпохи служили России.  Отрадно сознавать, что традиция присвоения имен городов кораблям, заложенная Петром-1, жива и в наши дни. Пройдет время и на смену нынешним кораблям, носящим имя «Воронеж» будут спущены на воду другие продолжатели славных традиций