АРГО. Рекомендовано к просмотру

Ирина Батюк-Белковская
Приятно удивлена фильмом "АРГО". После многих, даже качественных картин Голливуда, этот фильм оставил более чем хорошее впечатление. Могу назвать его добросовестным произведением киноискусства, а не продуктом шоу-бизнеса. Честное начало, которое повествует о реальной политической обстановке осенью 1979 года в Иране, ясно демонстрирует узел сложных исторических реалий, отнюдь не в пользу Штатов, - страны, из которой действующие лица. Герои фильма демонстрируют исключительно положительные человеческие качества, вдохновляющие зрителей не в игровом мифологическом формате, а вполне правдиво, что может вызывать доверие у, мягко говоря, скептически настроенных к западным ценностям людей.

Рядовые американцы, со своими житейскими невинными стремлениями, в основным молодые и неопытные, не имеющие понятия о теме не просто военного времени, но и разведки - им приходится в опасный для жизни момент найти в себе силы и усвоить массив сложной информации для представления себя в виде других людей, из другой страны, с другими родственниками, историей и вести себя хладнокровно и мужественно. На подготовку им отводится пару дней. Шанс спастись почти нереальный.

Здесь мы видим нелестную характеристику диктаторского многолетнего режима сбежавшего в США шаха Ирана Пехлеви и осознание американскими служащими закономерности воздаяния, ответного гнева иранцев в адрес Шататов как союзника шаха, как родины владельцев бывших нефтяных компаний, национализированных революционным правительством Хомейни, как соучастников страданий большинства народа.

Рядовые сотрудники дипкорпуса, ни разу не шпионы, как следует из сюжета, демонстрируют прекрасные знания ситуации. Об этом мы узнаём по брошенным изредка фразам о перегруженности иранским золотом самолёта, на котором сбегал диктатор накануне смуты, о необходимости предоставлять убежище подобным ужасным лидерам, руководствуясь геополитическими соображениями для примера другим таким же, которые "на нашей стороне" (Штатов).

Легко объясняемое неистовство стражей Революции не может вызывать ярой неприязни зрителей. Историческая ситуация, изображённая в фильме, не утяжеляет чашу весов справедливости или симпатии к той или иной враждующей стороне. Политика, по большому счёту, находится вне сюжета, ну в крайнем случае, в стороне от главной идеи фильма, созданного по сценарию одного из 50 лучших разведчиков США. Идея заключается в раскрытии гуманистического начала служащих, высококвалифицированных работников, в данном случае командно-административной системы ЦРУ - одной из многих составляющих сильного государства.

Без выпячивания и навязчивой демонстрации прогрессивности и преимуществ западной цивилизации, её достижений, решаются глубокие общечеловеческие задачи: спасение своих соотечественников, ответственность за доверившихся в тяжкие минуты людей, принятие рискованных решений, несмотря на очевидную их провальность (пусть лучшее, но из плохих вариантов).

Отказ Госдепа от спасения нескольких невольных узников, скрывающихся в канадском посольстве, мотивируя это риском для престижа страны, пренебрежение этими шестью людьми в сравнении с 60-ю остальными, по которым принято было проводить официальную операцию особождения, - это кульминация картины. Главный герой - разведчик, специалист по эвакуации заложников, - оказывается наедине с жизненноопасной проблемой, что явилось, как думаю, окончательным очищением фильма от остатков политической составляющей.

Положение шести заложников ситуации оказывается ещё ужаснее - от них просто отказалась их страна. Посол Канады, добровольно взявший на себя миссию помощи этим людям, рискует быть повешенным на ближайшем столбе за пособничество американцам. Простая уборщица-иранка при канадском посольстве имеет полное право разделить с собственным народом ненависть к американцам, тем не менее, рискуя обречь себя на пытки и казнь революционного режима, не доносит на заложников.

Дух коллективизма, участие каждого из сотрудников бюрократического аппарата американцев, без чего невозможно нормальное функционирование государства, напоминает таковое и в советской стране, что, не побоюсь выразить мысль, свидетельствует об интернациональности высокоинтеллектуальных систем самоорганизации любых обществ высокотехнологичной, информационной эпохи, будь то американского, советского, иранского или других народов.

Приятно и тепло, сдержанно и благородно изображены моменты личной жизни героя: сын, любимая жена, оставленное перед отъездом обручальное кольцо и записка (возможно, прощальная), затем встреча после завершения тяжёлой спецоперации.

Фильм выделяется из серии слащавых пропагандистских продуктов Голливуда, которые загоняют человеческое счастье в рамки маленького семейного благополучия, вознося богатство и сугубо родовые проблемы в культ, минуя высокие смыслы общества со множеством людей и культурой, которая, как известно, намного выше понятия одной семьи.

© Солька*, 16 февраля 2013 г.