Он всегда знал, что она когда-нибудь уйдет

Мария Каримова
На фильм «Старое ружьё»

«Nobody ever dies. Not your wife. Not your child. Not as long as you can keep on loving...and killing.»

год         1975
страна          Франция, Германия (ФРГ)
режиссер Робер Энрико
сценарий Робер Энрико, Паскаль Жарден, Клод Вейо
продюсер Пьер Каро
в ролях         Филипп Нуаре, Роми Шнайдер, Жан Буиз, Иоахим Ханзен и другие
оператор Этьен Беккер
композитор Франсуа де Рубэ
художник Коринн Жорри, Жан Соссак
монтаж         Ева Зора
жанр         драма, военный


Официальный анонс:  «В основе сюжета резня в Орадур-сюр-Глан, когда батальон панцер-гренадёр Ваффен-СС «Фюрер» дивизии «Дас Райх» вырезал население одноимённой деревни: мужчин, женщин и детей (всего 642 жертвы), что стало самым массовым убийством гражданских, совершённых немецкими войсками на французской территории за всю историю Франции. Дивизия «Дас Райх» шла с Юга Франции на подмогу немецким войскам сражающимся в Нормандии и на всём пути страдала от постоянных нападений партизан.»

А вот другой анонс  фильма: « Франция, 1944 год. Хирург местной больницы, помогающий Сопротивлению, отсылает жену и дочь в деревню, а когда приезжает их навестить, видит тела зверски убитых людей, среди которых его застреленная дочь и сожженная из огнемета жена. Эсэсовцы же все еще были на месте расправы, празднуя «победу» местного значения. Тогда хирург достает старое ружье, и начинается возмездие — доктор отлично знал все уголки этого старинного, неприступного замка, а дома, как говорится, и стены помогают…»

Не знаю, стала бы я смотреть  фильм после этого анонса. Первое впечатление – боевик а-ля семидесятые, да ещё французский,  без обязательного участия в роли главного героя – «крепкого орешка» - одного из брюсов уиллесов. (хотя ради справедливости замечу, что  в семидесятых фильмы о войне не были боевиками в современном понимании). Но посмотреть, без комментариев, посоветовал друг, и я купилась.

Он всегда знал, что она когда-нибудь уйдет, но разве мог предположить, что ей придется уйти так…

Вы когда-нибудь задумывались, где  проходит грань, разделяющая умеренного патриота    и  яростного мстителя? И что надо сделать, чтобы человек, с досадой сетующий на надоевших героев, отверг помощь этих героев в своей расчетливой ненависти к общему врагу?
А надо…  надо, чтобы его жена и его ребёнок не умерли до того,  пока он ещё мог их любить, чтобы случилось  … убийство.

Знаете, как это   бывает, после просмотра кино, взбудоражившего сознание? Некоторое время ходишь под таким сильным впечатлением, что с трудом понимаешь какие именно моменты  картины  можно назвать определяющими эмоциональное состояние после увиденного. Понимание приходит лишь через некоторое время.

В «Старом ружьё» 
        Это странный тандем  неуклюжего  некрасавца  Филиппа Нуаре  с  блестящей Роми Шнайдер, и  быстро  случившаяся навсегда любовь их героев.
  Это ужас, который сжимает сердце, едва представишь, как должен чувствовать себя человек, понявший, что отправил  самых дорогих ему людей в земной ад.
  Это  отрешенность главного героя,  методично осуществляющего свою месть за смертельную боль, причиненную мадемуазель Пышке, сияющим глазам, мечтающим о без военном счастье, ребенке, любви, и   сердцу, разрывающемуся от  соприкосновения с воспоминаниями.
Одна ночь и один день. Все кончено. Но жизнь после не нужна без жизни до… Никто не умирает, пока их могут любить. Возможно, мир спасет красота, но что спасет рассудок от безумия? Возможно, любовь.