Песенное наследие левантийских казаков

Застенчивый Хе
Песенное наследие левантийских казаков
Застенчивый Хе
1.

На авось казак на конь садится, на авось его и конь бьет.
© Народное.

КАЗАҐК,
Ближайшая этимология: аґ-, укр. козаґк, др.-русск. козакъ "работник, батрак", впервые в грам. 1395 г.; см. Срезн. I, 1173 и сл. Из укр. заимств. польск. kоzаk "казак". Ударение в форме мн. ч. казаґки -- результат влияния польско-укр. формы; оренб. казаки говорят: казакиґ; см. Зеленин, РФВ, 56, 239. Заимств. из тур., крым.-тат., казах., кирг., тат., чагат. kаzаk "свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга" (Радлов 2, 364 и сл.); см. Бернекер 1, 496; Мi. ТЕl. I, 330. Сюда же казаґки мн., соврем. казаґхи -- тюрк. народ. Этноним касоґг не родствен казаґк, вопреки Эльи.
© Фасмер.
……………………




Благодаря выдающемуся суперкинофильму Айвена Пырью, каждый знает славные обычаи казаков да казачек. А кто, приняв на грудь выше ватерлинии, не отплясывал славный танец казачок? А кто не певал после третьей знатную псевдонародную псевдоказачью «Маруся, раз два, три»? Про дивчину, которая в саду ягоду рвала…

Слово «казак», по Фасмеру, означает, в переводе на современный язык, бомж, бич. Подобно тому, как американские фермеры нанимают мексиканских бичей, русские крестьяне нанимали доморощеных бичей на сезонные работы. Пословица гласила: «Не надейся попадья на попа, держи своего казака». В архангельских краях бомжей называли быводец.
У Даля « Быводец м. арх. батрак, казак, годовой работник по хозяйству».

«БАТРАК м. батрачка ж. наемный работник, особ. в деревне, для полевых работ; новг. казак и казачиха, южн. наймит и наймитка…
Страдной казак, новг. батрак, нанятый на страду…
ВЫКОЗАЧИТЬ, (ВЫКАЗАЧИТЬ) что, новг. выбатрачить, выработать в батраках, в казаках, в работниках, наймистах…
Поел казак да и на бок, от того казак и гладок».
© Даль.
…………………………

«Киргизы сами себя зовут казак». (Даль). Спокон веку киргизы кочевали, не имея постоянного места жительства, где-то между Гиндукушем и Аралом. Самые отчаянные безверблюдные киргизы добредали аж до Волги.
Там у них, в жузах, всё было строго. Старший жуз бродяжил по плодородным степям Семиречья, добредая до Тошкентских и Чимкентских краёв. Средний жуз бродил по ковыльным степям добредая почти до тайги. Младший жуз бедствовал где-то по пескам Мангышлака, путаясь иногда в устье Яика.

Державин находил скуластых кочевых раскрасавиц весьма таки преумными…

«Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна…»

Фасмер (а Фасмер – голова!) однозначно производит слово «казак» от тюркских корней. По-другому быть и не может. Уклад старорусской жизни был таков, что все были привязаны к месту. Бояре имели вотчину на определённой веками земле, дворяне кормились при боярах. Крестьяне тоже были достаточно жёстко прикреплены к земле. Словом, такое явление, как бродяжничество, не было присуще русскому народу, а потому и не имело русского названия.

Со временем население росло, а количество пашни не увеличивалось. Да и та часто жаловалась дворянам, в ущерб крестьянину. Так и на Руси стали появляться безземельные крестьяне, вынужденные бомжевать, промышляя пропитание по лесам да рекам, где ягодка попадётся, где рыбка, где грибочек…  При случае, подворовывая. Так появились русские казаки.

«…Казачьи городки ставились всегда в укромных местах, где-нибудь в лесу или за болотом, на острове или между густых камышей… Окружная местность называлась юртом. Казацким жильём служили камыши, а то землянки».
© К. К. Абаза.





2.

О казаках упоминается ещё в связи с Куликовской битвой. Которая свершилась при реках Дон, Красивая Меча и Непрядва. Где, верстах в ста пятидесяти от Москвы, чуть ближе от Переяславля Рязанского, промышляли рыбным промыслом на Дону тамошние бичи, донские казаки. О чём говорится в Никоновской летописи: «зане к Великому Князю Дмитрию Ивановичу Донские казаки, уведавши о пришествии в Междуречии Дона и Непрядвы, вскоре в помощь благословенному Великому Князю и всему православному воинству на побежденье нечестивых агарян».


Рязанским князьям первым пришло в голову нанимать бомжей не только на сезонные работы, а и на военную помощь. Зимой 1444 года татарский царевич Мустафа со своим улусом кочевал в рязанских степях. Татары творили насилия местному населению, вследствие чего московский великий князь выслал на них свое войско, к которому были приданы мордовские лыжники. "И приидоша на них мордва на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями; а Казаки Рязанские такоже на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями з другия стороны". Во время боя они "много татар избиша и самого салтана Мустафу убиша".

В «Гребенской летописи, или Повествовании об образе чудотворныя пресвятыя Владычицы и Приснодевы Марии...», составленной в Москве в 1471 г., говорится: «Там, в верховьях Дона, народ християнский воинского чина зовомии казаци, в радости сретающе его (Великого князя Московского Дмитрия) со святыми иконами и со кресты поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и, приносяще ему дары от своих сокровищ, иже имеху у себя чудотворные иконы в церквах своих».

Если кто не поленится открыть школьный географический атлас, то убедится, что верховья Дона, где гужевались казаки, примерно между Рязанью и Тулой.

1502 годом датирован «наказ» великого князя московского Ивана III рязанской княгине Агриппине: "Твоим служилым людям и городовым Казакам быть всем на моей службе а кто ослушается и пойдет самодурью на Дон в молодечество, их бы ты Агриппина велела казнити".

Ишь, как раскатал губы нахальный московский князь…

Этот небольшой «наказ», которым московский князь шантажирует рязанскую княгиню, -- ключ к пониманию происхождения казаков вообще, и служилых, в частности. Амбициозные и жестокие милитаристы, московские князья создали поистине невыносимые кабальные условия жизни для подданных. Потому и разбегался народ от неправедного гнёта в Тверские, Новгородские да Рязанские земли.

В то время как из московских владений во все стороны бежали от притеснений крестьяне и бобыли, да и дворяне, в Рязанском княжестве они получали гарантированный кусок хлеба, служа на охране городов от набегов бусурман. Юрьев день был узаконен Судебником 1497 года только в Московском княжестве. И только в конце 16 века после завоевания окрестных земель Москвой, кабальный закон распространился на всю Русь. Уместно напомнить, что Рязанское княжество простиралось на юго-восток до Хопра и впадения реки Воронеж в Дон, а на запад – почти до Чернигова. Места хватало всем обездоленным и ограбленным московскими князьями бомжам. Особенно бежал народ от злых московских государей во времена опричнины и ещё долго после неё.

Городовыми казаками стали называть казаков, нанятых на службу на постоянной основе.
Рязанские городовые казаки оставались на своих местах до 1702 года, когда император Петр I переселил их из Мещеры в низовья Дона.

Но ещё в конце 17 века переселился на Дон из рязанского города Темников Мокей Осипович Иловайский. И сразу же был избран атаманом.
Он отличился в боях против крымского хана Менгли-Гирея в войсках под командованием князя Голицына, за что был пожалован «Высочайшей грамотой, золотой саблей и золотым ковшом с Царским гербом и надписью «Легкой станицы атаману и казаку Мокею Осиповичу Иловайскому».
Иловайские постоянно избирались и назначались атаманами. Даже ураган революции не стёр с карты Донецкого края имени Иловайских. В честь основателя атаманского рода назван город Макеевка, носит атаманское имя город Иловайск и много станиц нынешней Донецкой и ростовской областей.

Около 1517 года упоминается уже и о днепровских казаках. Которые стали кучковаться на острове Хортица. И назывались они черкасами.

При царе Алексее тишайшем была перенята практика рязанцев нанимать на караульную городовую службу казаков, давая им за службу земельные наделы и денежное жалованье. Причём, чтобы привлечь на службу казаков, им были дарованы большие привилегии, чем служилому сословию. Их слободы имели налоговые льготы. Им выделялось не меньше земли и жалованья, чем детям боярским и дворянам. Не говоря уже о крестьянах, которые к тому времени были в средней полосе, большей частью, крепостными.

Так, в 1643 г. для г. Корочи специально указывалось, что если написаны в дети боярские вольные люди, а отцы их и они в детях боярских не были;, то поместный и денежный оклад их должен быть 70 - 80 четвертей земли, а жалованье 3 - 3,5 руб. Для казаков выделялось по 50-60 десятин земли и жалованья 4-4, 5 рублей в год.

При строительстве крепости Козлов выделялось казачьим пятидесятникам  - по 40 четвертей, десятникам  - по 30, рядовым казакам  - по 20, стрелецким пятидесятникам - по 10, десятникам - по 9 рядовым стрельцам - по 8 четвертей земли в поле.

Так закончилось бомжевание большой прослойки русского народа. Казаки стали почётным служилым сословием. А о прежней бродячей жизни напоминало только лишь одно название: Казак.

С годами казаков переселяли, куда служба велела. Так появились казаки сибирские, кубанские, терские, черноморские. А когда киргиз - кайсацкие жузы, терпя притеснения от Китая и Хивы попросились под тёплое крыло русских царей, казаки заселили и Семиречье.

Песенное казачье наследие донесло до нас печальную историю о переселении донских казаков на Кубань.

Никто-то про то не знает, да никто не ведает,
Отчего же наш славный тихий Дон возмущается.
Воскрутился, возмутился славный тихий Дон от трех генералушек;
Как от первого генералушки - от Гудовича,
Как от второго генералушки - князя от Черкасского,
Как от третьего генералушки - князя Иловайского.
Как вечор-то, ночесь, Иловайский - князь во игры играл,
Он не в карты играл и не в наперсточки, а во бильярд катал;
Прокатал-прогулял Иловайский сын пару вороных коней со колясочкой,
Еще пропил-прокатал Иловайский сын все житье-бытье, все свое именьице,
Еще пропил-прогулял Иловайский сын весь наш славный тихий Дон.
Как пропивши, промотавши, сел на лавочку он,
Потупил свои очи ясные и призадумался:
Он, призадумавшись, стал указы фальшивые писать и по войску рассылать:
Старых стариков во Кубань-реку бросать,
А девушек на фабричный двор брать,
А молодых ребят во солдаты брить.

Эта грустная песня рассказывает о событиях 1792 года, когда было решено переселить 3000 семей донских казаков, оставить на Кубани шесть казачьих полков и соответственно перевести к ним семьи.


3.


К двадцатому веку западники напрочь победили славянофилов. И слово «казак» в значении «наёмный работник» было вытеснено из языка даже в самых глухих деревнях и сёлах корявым западным словом «пролетариат».
Организационно были такие казачьи объединения.
Донское казачье войско. Оренбургское казачье войско. Астраханское казачье войско. Уральское казачье войско. Сибирское казачье войско. Семиреченское казачье войско. Амурское казачье войско. Уссурийское казачье войско. Забайкальское казачье войско.

Народонаселение всех казачьих областей и войск к 1893 г. достигало 5443938 человек. Казачьи чины имели следующее наименование: казак, урядник, подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул, есаул, войсковой старшина, подполковник и полковник. Общий срок службы определялся в 30 лет, из них 25 лет полевой и 5 лет внутренней службы. 17-ти лет казак считался малолетком и до 19-ти лет отбывал «сиденочную» повинность, а на двадцатом году шёл на службу в полк на три года. Два года перерыв, опять три года службы, и так далее, и так далее.

Навсегда в памяти народной имена казаков: Ермак, Атласов, Дежнев, Поярков, Хабаров, которые покорили таёжно-тундровые пространства и народности для заботливой царской короны. Благодаря этим мужественным и неприхотливым людям полнится сегодняшний бюджет страны, черпаемый из таёжно-тундровых пространств.

С другой стороны, много кровушки попортили царям – негодяям такие разбойные, но справедливые казаки, как  Ванька Каин, Разин,  Булавин и  Пугачев. А кто не слышал о славном козаке Богдане Хмельницком, его славном чубе и его крутом нраве!

Понятно, что каждое войско оставило свой песенный след. О чём регулярно напоминает нам громко и бодро Кубанский народный казачий хор. Да что уж там! Кто, положа руку на сердце, может, не мигнув глазом утверждать, что никогда не пел песни донских казаков:

«Стенька Разин выплывает и за борт её бросает».

То бишь, персидскую княжну.

А вот эту знает не только каждый казак:

Уж ты Дон ой, да ты наш Дон
Ой, Дон, Дон Иванович
Уж ты Дон ой, да ты наш Дон
Дон, Дон Иванович!
Э, Дон Иванович
Про тебя ой, да ты наш Дон
Ляжить, ляжить славушка…

А эта песня с полным правом может претендовать на гимн Газпрома:

«..на берегу, крутом да на высоком, стоял шатер дружины Ермака...», предтечи нефтяной славы нашей необъятной страны.

Среди прочих памятников народного творчества нельзя не выделить былины. Ведь былины дошли до нас из самой-пресамой народной глубины. И былины прямо говорят о том, что ещё сам Илья Муромец был казаком из Муромо-Рязанского княжества. Везде, во всех былинах, Илья Муромец назван казаком. О том же говорит и донская казачья песня

А ой не по морю было, ё по морюшку, да ой, по морю синему,
Ой, по морю синему
А ой как по синему было, по морюшку, да ой, по морю, по Хвалынскому,
А, ой... морю синему, по Хвалынскому
А ой там возбеживали кораблички, да ой, ровно тридцать три корабля
А ой как один-то из них, ея тот сокол корабле
Ой, наперед, шельма, скоро бежит
А ой хорошо то было на этом корабличке, ой изукрашеннай ея тот кораб
А ой нос корма то были на этом корабличке по-звериному
А ой зведены то бока на этом корабличке по-змеиному
А ой для очей то было на этом корабличке дороги каменья яхонты
А ой для бровей то было на этом корабличке черные соболи сибирские
А ой для усов то было на этом корабличке востры ножечки булатныя
А ой для хвоста было на этом корабличке два медведя белыя
А ой изувешенна ея тот червон корабле, ой, алым бархатом, ея тот кораб
А ой изукрашен ея тот червон корабле, ой, мелким земчугом, ея тот кораб
А ой, а хозяином был на этом корабличке Илья Муромец, сын Иванович.
©http://cossackweb.narod.ru/songs/nepomor.htm

Вот так-то. Ещё задолго до Стеньки Разина Илья Муромец шебаршил по Хвалынскому морю, теребя богатев-бусурманов.



4.



Да уж… Факт, как говорится, и в Африке факт.

Самое большое и громкое песенное наследие оставили левантийские казаки.

А кто не слышал песни знатных подхорунжих, братьев Покрасс « Едут, едут по Берлину наши казаки»?

Да из какого проезжающего мимо ошалелого обывателя коня (стального, разумеется) не услышишь голос знатного казачьего есаула:

«Есаул, есаул, что ж ты бросил аул?» да "Мои мысли, мои сыкуны"?

Так-таки цепляет за сокровенное крепким крючочком, цепляет и не отпускает:

«Есаул, есаул, ты оставил страну
И твой конь под седлом чужака».

Эта особая левантийская грусть, всем грустям грусть… Так и представляется, как грустит грустной грустью всё лихое левантийское казачье войско под песни своего наказного атамана Александра Розовосаденко..

«Под зарю вечернюю солнце к речке клонит,
Всё, что было - не было, знали наперёд.
Только пуля казака во степи догонит,
Только пуля казака с коня собьёт».

Как среди кубанских казаков не зарастает память о переселении с Дона, так и левантийские казаки помнят, как гулевали их кони на Тихом Доне. И они вместе с конями.

«На Дону, на Доне
Гулевали кони,
И костров огонь им
Согревал бока.
Звёзд на небе россыпь,
А я с гнедою сросся,
Стремена по росту,
Да не жмёт лука».

Уж так гулевали, так гулевали… Гулевали до смерти… Разве ж не вышибет слезу песня куренного Атамана Гришки, погибшего в родной левантийской станице Гремячей от руки своего кореша по пьянке?

«Лихо, моё лихо, что ж ты не голубишь?
Что же ни спиною, ни лицом стоишь?
Ой, милый мой товарищ, ой, что ж ты мене губишь,
Что же, не спросивши, в грудь мою палишь.

За чью-то жинку, что не стоит дроби,
Засылаешь в дуло пулю из свинца.
Ой, милый мой товарищ, ой, что ж ты меня гробишь,
Что же ты дырявишь грудь у молодца».



5.
Важнейшее исследование антропологии донских казаков было осуществлено одним из основоположников отечественной науки о человеке академиком В. В. Бунаком в 1912 - 1915 годах. Донцы, кубанцы и терцы - одна из самых высокорослых групп России.
По Бунаку, для донских казаков характерны следующие особенности: прямые или слегка волнистые волосы, густая борода, прямой нос, широкий разрез глаз, крупный рот, русые или светло-русые волосы, серые, голубые или смешанные (с зеленым) глаза, относительно высокий рост и относительно широкое лицо. По этим характеристикам донцы входят в круг морфологической изменчивости у русских и отличаются от украинцев. Незаметно также сколько-нибудь значительных следов примеси инородной крови; они прослеживаются лишь в отдельных пунктах и в слабом количестве.
©Бунак, Русский антропологический журнал,1922.

Основу статуса донских казаков составляет антропологический комплекс центральных русских областей.

Совсем другое дело – левантийские казаки. Благодаря песенному наследию, известно, что если у всех других казаков в голове мозги, то в головах левантийских казаков совсем другое содержимое. После того, как пьяный кореш застрелил, сволочь, куренного Гришку, выяснилось, что у того в голове вместо мозгов – копыто.


«Тай с горы зеленой кровь моя солена
Ручейком из раны вниз бежит, звеня.
И дождичком умытый, я лежу убитый,
А в голове копыто моего коня».


Так – то вот…