Развод

Людмила Москвич
 
    На крыльце ЗАГСа , поеживаясь на холодном осеннем ветру, нервно курит средних лет мужчина. Он замирает, когда подъезжает к этому «Дому счастья» очередная машина. Но из них выходят молодые счастливые пары и с веселым щебетаньем  проходят мимо него. Та, кого он ждет, что-то запаздывает. Мужчина смотрит на часы, он ее ждет уже более получаса.  Сегодня должен состояться развод. Развод с женщиной, с которой он прожил десять  лет. Развод назревал давно, то он, то она начинали выяснять отношения: искали виновных в том, что сын не слушается, что денег не хватает, или муж пришел с работы навеселе, или жена слишком долго говорила неизвестно с кем по телефону, подозрительно понижая голос почти до шепота. Уступать друг другу не позволяла гордость, и с каждым годом отношения становились все напряженнее и напряженнее. Последний скандал привел к тому, что муж хлопнул дверью и ушел из дома. А жена утром на другой день сходила в ЗАГС и подала заявление на развод. Муж, узнав об этом, «закусил удила». По вечерам, сидя с приятелями за кружкой пива, он рассуждал, что хорошее дело браком не назовут. Что только холостой мужчина может почувствовать себя свободным человеком. И что только свободный человек может добиться в жизни того, о чем он мечтал в молодости.

    Жена, написав заявление, почувствовала облегчение, наконец- то, закончился этот кошмар, Закончились вечные ссоры и разборки, обиды и тягостные ночные раздумья. Теперь она начнет новую жизнь, жизнь свободной женщины. Не надо будет оглядываться каждый раз на мужа – одобрит ли он ее поступок, или опять затеет скандал. Она понимала, что скандал возникал на пустом месте, но сдерживать эмоции и здраво смотреть на причину, ни ей,  ни ему не приходило и в голову. Подходил срок, назначенный им для примирения и раздумья, и вот они должны встретиться для окончательного решения своей судьбы.
Женщина, как всегда, позвонила в обеденный перерыв домой, чтобы узнать, вернулся ли сын из школы. Сын учился в третьем классе и еще нуждался в родительской опеке. Мать звонила несколько раз, но сын не отвечал. Это могло значить только одно – сын домой не приходил. Позвонила соседскому мальчику, другу сына, с которым они учились в одном классе. Позвонила своей матери, сын любил бывать у нее. Его не было нигде. Ей стало страшно. С замирающим сердцем позвонила учительнице. То, что она услышала, было ужасно – мальчик в этот день в школе не был. Но ведь она сама довела его до порога школы, и, как всегда поцеловала на прощанье. Где же он, что случилось. Первая мысль – позвонить мужу на работу, у кого же искать помощи, как не у отца ребенка?  Ответил приятель мужа и очень удивился, что она звонит на работу. Ведь ее муж уже около часа ушел в ЗАГС разводиться с ней! И тут она вспомнила, что почти час назад она должна была  находиться там!

    Муж позвонил домой. Никто не подходил к телефону. Позвонил на работу жены. Ему ответили, что она перед обедом несколько раз звонила, разыскивая  сына, а потом ушла, явно расстроенная. Сердце сжала резкая боль – что-то случилось с мальчиком. Теперь ясно, почему она опоздала на, ею же затеянную, процедуру развода. Господи, что же они натворили! Это сын ушел от них, они не смогли наладить семейную жизнь, и он ушел первым. Он не захотел делать выбор между папой и мамой, он просто ушел от них обоих. Но куда? Где его искать? Вина горячей волной окатила его с головой.

    Такси остановилось перед ЗАГСом, из машины поспешно выскочила растрепанная, вся в слезах женщина. Мужчина бросился а ней навстречу и прижал рыдающую женщину к груди.
    – Сережки нигде нет. И в школе его не было. У мамы то-же нет. Я обзвонила всех соседей – никто Сережу не видел. Что делать?  Это он от нас убежал! Это мы во всем виноваты! Мы с тобой не смогли…
 Рыдания женщины рвали душу. Мужчина не находил слов, комок застрял в горле. В висках отчаянно билась кровь.
    - Ниночка, милая моя, мы найдем его, успокойся. Я рядом, я не покину ни тебя, ни Сережку. Едим в милицию, нам помогут. Успокойся, родная. Я с тобой. Все будет хорошо.
 
    В такси Нина, прижимаясь к надежному плечу Дмитрия, торопливо рассказывала о своем страхе, о своем отчаянье, о чувстве одиночества, о чувстве вины перед сыном. В милиции пришлось сидеть в очереди, оказалось, что ни  только у них возникли житейские проблемы, которые нельзя самим разрешить. Наконец, они оказались перед моложавым майором.Не дожидаясь вопроса, дрожащим голосом Нина начала говорить.
    - У нас пропал сын Сережа, ему только 9 лет. Утром я его отвела в школу, как всегда проводила до дверей. В обеденный перерыв позвонила домой, чтобы проверить пришел ли он.Но он не отвечал.Я несколько раз звонила, начала волноваться. Звонила его друзьям, соседям, учительнице. От нее узнала, что в классе его не было.
 Майор слушал внимательно, потирал рукой плохо выбритый подбородок.
    - А не мог  ваш Сережа пойти в кино, или пойти в бабушке?
 Андрей прерывающимся голосом начал объяснять.
    - Сережа   адреса бабушки не знает, она живет за городом и мы туда ездили только на такси.Денег у него не было. Да и он никуда один не ходил, только с нами.                А   -  А мог он уехать с чужими людьми?
Нина испуганно посмотрела на майора, губы ее задрожали и опять полились слезы.Дмитрий покачал головой.
     -  Сомнительно, что он мог сесть в машину к чужим людям, об этом его неоднократно и мы предупреждали,  и в школе.
 Выслушав их, майор записал фамилию, адрес, позвонил кому-то и долго слушал, кивая головой и утвердительно похлопывая по столу ладонью.Наконец он положил трубку и сказал.
     – Ваш мальчик нашелся. Его в детскую комнату милиции забрали  час назад.С утра сидел в парке, замерз весь.Дворник обратил внимание, позвонил в милицию.  Не хотел назвать фамилию и не говорил адрес. Но, как вы понимаете, это не проблема, когда у него за плечами ранец с тетрадками.
 Майор улыбнулся.
    - Можете забрать своего беглеца. Думаю, вам есть о чем подумать. Просто так дети из дома не убегают.

    Поздно ночью, уложив сына и убрав остатки ужина на кухне, Нина и Дмитрий сидели друг против друга, и впервые за десять лет своего брака, вели спокойную и тщательную разборку своих взаимоотношений. Черту подвел Дмитрий.
     – Какие мы с тобой были дураки, эгоисты и как мало ценили то, что имели. И только, чуть не потеряв сына, поняли, что счастье надо беречь, лелеять и дорожить им. Умнее нас оказался наш сын, спасибо ему за урок.
 Нина только кивала согласно головой и вытирала мокрые глаза.

    Сережка спал в своей постели и улыбался во сне – папа и мама опять рядом с ним. Все страшное осталось позади. Вот оно счастье: утром на кухне они будут пить чай, торопливо собираться и идти по улице держась за руки. Папа, он и мама. Что еще нужно человеку!