Лучше поздно, чем никогда!

Римма Стаханова
Ей было неважно, куда ехать. Купила билет на ближайший поезд. Конечная остановка – Вологда. Ну и пусть!  Какая разница? Везде люди живут! Ничего страшного!   Она привыкнет к новому месту. Главное, найти  где переночевать. А потом   что-нибудь придумает. Деньги пока есть. В крайнем случае – в гостинице  какое-то время  можно пожить. Найти  работу, а остальное - ерунда.
  Ирина вышла из вагона. Было ещё раннее утро. Она прошла в привокзальный парк. На скамейках сидели парочки. Молодой парень играл на гитаре, вокруг него собралась  компания. Они наперебой просили его исполнить ту или иную песню.
   Ирина подошла поближе. Её привлекла музыка.  Парнишка совсем неплохо играл на гитаре. Несомненно,  у него был музыкальный талант. И тут ей пришла на ум  шальная мысль.
- Молодой человек, а Вы не знаете песню " Где-то далеко идут дожди", Кай  Метов  её исполняет?
- Знаю. Она мне тоже нравится.
- Правда? Спойте, пожалуйста!
  Юноша  сел  поудобнее на спинку  скамейки, поставив ноги на сиденье,  и тронул струны. Ирина,  слушая песню, невольно унеслась в то время, когда они с любимым  были счастливы.
 ...Она вспомнила, что как-то раз они,  сидя в баре, танцевали под   эту  мелодию. А за окном шёл проливной дождь. В тот вечер  Игорь  признался ей в любви. Она была на седьмом небе от счастья!
Потом были другие вечера. Но именно тот запомнился  больше всего. Ей никогда раньше не признавались в любви, и поэтому,  признание Игоря  заставило биться её сердце  чаще  от нежданно нахлынувшего счастья.
  Она почувствовала, что нужна ему.  И сразу же выросла в своих глазах. Девушка всегда считала, что её никто никогда не полюбит, потому что она некрасивая. И что нашёл в ней Игорь?
У неё была  слишком  занижена самооценка. Объяснялось всё просто.  Отец всю жизнь критиковал её мать. Часто перепадало и  дочке.
- Папа, тебе не надоело  винить во всём маму?  Что ты всё время кричишь на неё?
- Ты ещё  мне  указывать будешь!  Подрасти сначала! Мать знает, почему я ругаюсь с ней!
  Ирина успокаивала мать, а сама думала: что же между ними произошло, что он так унижает маму? При посторонних всегда старается  заткнуть ей рот. Ведёт себя так, будто он – принц, а она  - пастушка. Но ведь мама такая добрая!
А однажды, Ирина стала свидетельницей их ссоры.
- Галя, чего ты от меня хочешь?  Скажи спасибо, что я женился на тебе! Кто бы тебя замуж взял? Ты ведь специально ребёнка оставила, чтобы меня захомутать, так? Что-то я не припомню, чтобы парни с тобой знакомились! А я подошёл, потому что понял: ты не откажешь. Так и вышло. Теперь смотри за дочкой! Она ведь тоже не красавица. А ребятам - моделей подавай!
- Где же столько моделей набраться? – отвечала ему мама.
- А ты вспомни Жанну! Красавица, умница! Я ведь на ней жениться мечтал!
- И что же не женился? Отворот поворот получил?
- Ещё чего? Меня бы с руками оторвали! Родители настояли на том, чтобы женился на тебе. И вообще, тебе сколько годков-то было, когда под меня  легла? Вот, то-то и оно!  Пришлось свои грехи прикрывать. Всю жизнь ты  мне испортила!
- Перестань меня винить. Ты всю жизнь гуляешь. Тебе этого мало? Я уже глаза закрыла на всё. Зачем столько лет живёшь со мной? Давно бы ушёл, если бы хотел.
- А чего тебе остаётся? Не одной же век куковать!
  Дочка тогда  всё поняла. Отец никогда не любил мать. Женился только потому, что та забеременела от него.
Ирина вспомнила  свои восемнадцать лет.  На тот момент у  неё  не было парня. Она  на всех смотрела через призму своих заблуждений, боялась  повторить  ошибку матери. А парни  как будто её не замечали. Никто не говорил ей комплиментов, но все старались  склонить к сексу. Подружки   все были  красивыми, цену себе знали! А она, чтоб не отстать от них, знакомилась со всеми,  кто  хоть чуть- чуть  обращал на неё внимание.
И только Игорь отличался ото всех. Он был старше неё на три года.  Был не таким, как все.  Он не пил и не курил. Занимался  лыжным спортом.  И познакомились  они при странных обстоятельствах.
...Однажды Ирина  пришла на свидание с молодым человеком. Она ждала его  у кинотеатра. Но он не пришёл. Зато к ней подошёл парень с букетом цветов и предложил с ним сходить в кино. Оказалось, что и он не смог встретиться со своей девушкой. После сеанса он проводил Ирину до подъезда, и они расстались. Но, видимо, это была судьба! Ровно через месяц они встретились в парке, где он тренировался, а она гуляла с собачкой.
   Стояла осень. Самая красивая пора!  Под ногами лежал  яркий  ковёр из опавших листьев. Ветер срывал их, и они долго  кружились в воздухе, падая под ноги разноцветным   дождём.  Собачка  радостно бегала за листочками. Ей доставляло удовольствие зарываться носом в кучу листьев.
  Ирина села на скамейку и достала свою любимую книжку. Она любила читать стихи Асадова, многие из которых  она знала наизусть.Они казались ей такими жизненными!
Вдруг перед  ней  возник  какой-то  парень в спортивном костюме. Она подняла глаза и сразу же узнала  Игоря.
С тех пор они уже не расставались. Он часто уезжал на соревнования и всегда привозил какой-нибудь сувенир. Вот тогда он и признался ей в любви, когда они отмечали его победу, сидя в баре.  Они танцевали под  песню "Где-то далеко идут дожди".А потом всё изменилось. Ирина случайно узнала, что он встречается с другой девушкой...
  Теперь она сидела  в привокзальном парке, ждала  прибытия своего поезда. Уезжала из своего города, чтобы никогда больше не видеть  Игоря.  Уехать, начать всё сначала! Душа у неё разрывалась  от боли. Ведь она так доверяла ему!
Но и ей, как и  её  матери, пришлось познать предательство любимого человека. Сначала было такое чувство, что её будто бы  выбросили за борт. Не хотелось жить. Наступила полная апатия.
  Она вспомнила маму, которой тоже пришлось пережить такое. Но та  простила  мужа за измену,  и за все последующие, которые  повторялись регулярно. А Ирина не хотела прощать, чтобы потом не  выслушивать оскорбления в свой адрес. Она родит и воспитает сына сама, но ни за что не будет унижаться!
Мать была против того, чтобы дочка уезжала, но Ирина была категорична.
- Мама, ты представляешь, как будет  злорадствовать  отец, когда узнает, что  меня бросили?  Я докажу, что могу быть счастливой! Но плакаться никому не собираюсь!  Не обижайся на меня, пожалуйста, и не волнуйся, я  не пропаду!
  Мать тихо плакала, она хорошо понимала дочку. Возможно, и у неё самой жизнь сложилась бы  иначе, будь она  чуть  посмелее.  А так -  прожила всю жизнь  нелюбимой.

...Давно уже ушли молодые люди, а Ирина всё сидела на скамейке. Тихо падали листья. Потом  пошёл дождик,  и она прошла в зал ожидания.  Нашла укромное местечко,достала сборник стихов, чтобы спокойно почитать. Вскоре объявили посадку,  и девушка пошла в свой вагон.
  В  купе  вместе с ней ехали две женщины -  мать с дочкой. Ирина залюбовалась их взаимоотношениями.  Как они были близки!  Ирина подумала о своей семье. Она не могла вспомнить ни одного случая, когда бы они с матерью так откровенно разговаривали.  Нет,она никогда не будет игнорировать своего ребёнка. Вложит в него всю душу. И не нужен ей никакой мужчина. Она сама воспитает своего сына! А, может, будет дочь? Тогда ещё лучше!
  У Ирины не было ни сестры, ни брата. Не с кем поделиться  своими переживаниями. Так уж случилось, что и подруг у неё тоже не было. Она надеялась, что на новом месте ей повезёт больше.
Женщина в купе  обратила внимание на одинокую девушку.
- Вы домой едете или в гости?
Ирина смутилась, не зная, что ответить.
- Ни то и ни другое. Еду в надежде обосноваться в Вологде.
- Ах, вот оно что! Значит, решили свою судьбу связать с нашим городом? Ну, что ж, желаю удачи!  У вас кто-то там живёт из родных?
- Нет! У меня никого там нет знакомых.
- И как же вы собираетесь поступить дальше?  Ведь нужно найти жильё, работу?
- Пока не знаю. Вы мне скажите, где у вас находится гостиница?
- Да, что ты, милая? Это же дорого!
Женщина помолчала, потом обратилась к дочери.
- Жанна, кто у тебя сейчас в квартире живёт?
- Никого нет. Квартиранты съехали. Новых жильцов  пока не нашла.
- Вот и хорошо!  Как тебя зовут? – вновь обратилась женщина к собеседнице.
- Ирина!
- А меня - Виктория  Павловна!  Значит, договоримся так: мы тебя везём на квартиру. Ты нам оставляешь свои данные, паспортные, имеется в виду, ну и за месяц вперёд оплата. Согласна?
- Спасибо Вам большое!
- Не нужно мне твоё спасибо. Я же вижу, что ты беременная!  А я - врач-гинеколог. И знаю, что это такое, беременная, да  в чужом городе!
  Виктория Павловна  спросила у девушки про родителей, про отца ребёнка и, напоследок, сказала:
- Придёшь ко мне в консультацию, встанешь на учёт. Поняла? Ну,  вот и хорошо! Остальное будем решать на месте.
Девушка поверить не могла в своё везение. Она сидела и благодарила небеса, что так всё устроилось!
  На перроне попутчиц встречал мужчина. Очевидно, это был муж Жанны. По возрасту, они подходили друг к другу. Он усадил всех в машину.
- Алексей! Сначала отвези нас в старую квартиру! Мы там поселим вот эту дамочку, - и она указала на Ирину, – ну, а потом  решим, куда дальше.

Квартира  была великолепной!   Две комнаты, большая кухня, застеклённый балкон, и, самое главное, она была обставлена  мебелью. Словом, там было всё: от посуды  до телевизора.
  Ирина не могла поверить в своё счастье. Неужели она будет здесь жить, будет хозяйкой, хотя бы на время!
- Ну как, понравилась квартира? – спросила Виктория Павловна  обалдевшую квартирантку.
- Спасибо Вам большое! Я не знаю, как Вас и благодарить!
- Значит, так! Магазин за углом! На столике лежит мой номер телефона, если что, звони!  На следующей неделе придёшь ко мне, как договорились. Да, а ты что умеешь  делать, в смысле работы?
- Я закончила медицинский, на фельдшера.
- Ах, вот как? Тогда и насчёт работы поговорим. А сейчас, располагайся! Желаю удачи!
  Когда хозяева квартиры ушли, девушка обошла свои владения, всё ещё не веря в свою удачу. "Нет!  Так бывает только в  кино!" - подумала она.
  Ира выглянула в окно и увидела, как её спасители садятся в машину. "Есть же  добрые люди на земле!" - сказала она вслух и пошла на кухню.  Достала из пакета пирожки, которые ей мать дала в дорогу, поставила чайник на плиту и  включила телевизор. Совсем, как дома!
  Ей не хотелось выходить на улицу. Весь вечер она просидела в квартире, разобрала свои вещи, сделала уборку. И  только на следующий день она  начала  знакомиться с городом.  На обратном пути Ирина зашла в магазин, купила продуктов. Всё складывалось удачно.
  Приготовила обед и собралась уже садиться за стол, как в дверь позвонили. Она сразу испугалась. Что же делать? К кому могли придти? Она поглядела в глазок. За дверями стоял молодой человек.
- Вам кого? – спросила Ирина.
- Простите, мне нужна Ирина Сергеевна!
- Это я. А Вы кто?
- Меня послала Виктория Павловна.
- А-а, простите, сейчас открою.
 -  Меня зовут Виктором, – представился мужчина. – Мне велено Вас проводить  в женскую консультацию. Возьмите с собой все документы.
  Потом он заглянул на кухню и увидел, что на столе стояла тарелка, и из неё шёл пар, и вкусно пахло борщом.
- Вы, наверное, кушать собрались? Я подожду!
- А Вы не хотите со мной пообедать? – спросила Ирина гостя.
- Нет, нет! Я - уже! Спасибо!
  Они вышли из подъезда,  и Виктор  направился к машине. Усадил даму, закрыл дверцу, сел за руль.
  Ирине казалось, что всё происходит не с ней.  Она смотрела по сторонам, город ей  нравился: только второй день здесь, но  сколько уже всего произошло!
Они быстро доехали до места. Молодой человек проводил Ирину до кабинета и попрощался.
 Виктория Павловна встретила Ирину приветливо.
- Как спалось на новом месте? Хорошо? Ну, и слава Богу! Я тебя сегодня пригласила, потому что узнала, что есть  место  в детской поликлинике. Пойдёшь медсестрой работать?
- Конечно, пойду, с удовольствием!
- Ну, вот и славно! Поликлиника находится рядом с домом, так что и на работу близко ходить, и с ребёнком - на приём. Сейчас я поставлю тебя на учёт. Раздевайся пока. Ты  у себя в городе  была уже на приёме?
- Только один раз! Но я тогда думала, что мне делать: то ли аборт, то ли рожать.
- Молодец, что не сделала! Ничего, воспитаешь, не ты первая, и не ты последняя! Ещё и замуж выйдешь! Так что, не переживай, всё отлично! А о своём  беглеце и думать забудь! Если мужчина бросает беременную женщину – это не мужчина! Или он не знал?
- Я ему не сказала. Он другую девушку нашёл, красивую, и мне признался в этом.
- А ты, значит, некрасивая? – спросила Виктория Павловна,  с интересом  разглядывая   молодую женщину.
- Да. Мне отец  всегда это говорил.
- Где хоть таких отцов-то находят? – возмущённо проговорила   Виктория Павловна – не думай никогда об этом, слышишь? Некрасивых женщин не бывает! Бывают слепые мужчины! Ты должна на себя по-другому посмотреть, полюбить себя, понимаешь о чём я говорю?
- Не совсем! – ответила Ирина, вспоминая свою мать, которой отец  однажды  сказал:" Ты на себя в зеркало-то давно смотрела?" Дочь тогда  на всю жизнь запомнила эти слова. Сколько в них было сарказма, ненависти к её маме. Ирина не помнила, чтобы мать когда-нибудь позволила себе заняться собой. У неё всегда был потухший взгляд, она мало улыбалась. И они очень редко с матерью говорили откровенно. Ирине  нужно было помочь  поднять свою самооценку. Но мать этого сделать не могла, а отец, напротив, делал всё, чтобы уничтожить их обоих  морально.
  Виктория Павловна заполнила карточку. Взвесила женщину, сделала осмотр.
- Ну, вот и всё. Шестнадцать недель у тебя беременности. Сдашь все анализы, на следующий приём придёшь через  две недели, хорошо? Да, и вот ещё что: тебе нужно сходить к  стоматологу. Но сначала  устройся на работу. Я договорилась, тебя возьмут.  Сейчас Виктор за тобой заедет и отвезёт тебя.
- Да,  что Вы,  Виктория Павловна?  Мне даже  как-то неловко. Я ведь Вам - никто!
- Открою тебе  маленький секрет. Когда-то я приехала сюда из глухой деревни,  не знавшая жизни, и, если бы  не одна милая женщина, которая помогла  мне, не знаю, что бы  со мной  было?  Сейчас её уже нет в живых, но её доброта осталась со мной. Вот так, милая! Иди, Виктор тебя уже ждёт!
   Так началась её новая жизнь. Через  четыре с половиной месяца родилась Машенька. Из роддома  молодую маму  встречали Виктория Павловна с Жанной. Они привезли её домой. А там ждал её сюрприз, приехала  мать.
Дочка её не узнала. Мама так похорошела! Что это с ней случилось?
- Ирочка, как я рада! Внучка такая хорошенькая! Как ты хочешь её назвать?  С Викторией Павловной мы  познакомились. Спасибо ей! Таких людей мало, как она. Как хоть ты справлялась одна?
- Мамочка,  да ты что? Я же  не одна была!  Мне помогали добрые люди!  Ты-то как? Как отец? – Ирина обняла мать, прижалась к ней, как это делала в детстве.
Мать,  скрывая свою счастливую улыбку, несмело посмотрела на дочь:
 - Он ушёл от меня. Но я не расстраиваюсь. Я только жить начала, у меня  появился мужчина! Ты меня не осуждаешь?
- Да что ты, я рада за тебя! Папа всё равно тебя не любил. Зачем обоим  мучиться? Поживи теперь  для себя.  Тебе ведь всего сорок лет.
- Ирочка, а может,  ты домой вернёшься?
- Нет, мама! У меня тоже есть человек, который меня любит. Он мне недавно сделал предложение. Скорее всего, мы поедем  к нему жить.
- Кто он? – спросила мать, радуясь за дочку.
- Детский врач. Мы с ним вместе работаем. Только он не один. У него есть сын. Его  жена умерла при родах.
- И сколько сыну лет?
- Пять.  Павел повёз  его сейчас к бабушке в деревню. А недельки через две мы поедем туда вместе.
Мама с дочкой долго бы ещё говорили, но малышке  пора было  есть,  и она  требовательно  заплакала. 
Да, матери пришлось  двадцать три года терпеть унижения, чтобы потом, наконец-то, обрести  своё счастье! Ну, а дочке нужно было решиться, и  сделать правильный выбор. Кардинально изменить свою жизнь, и поверить в счастье!
Как говорят: "лучше - поздно, чем - никогда".