Прощальная проповедь Джона Беньяна

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРОЩАЛЬНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Джон Беньян (1688)

Которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились
Иоан.1.13

Эти слова связаны с предшествующими, и потому я должен направить вас к последним. "Он пришел к своим, но свои Его не приняли; а тем, которые приняли Его, дал власть стать сынами Божьими, тем, кто поверил в Его имя, которые родились не от крови, ни от хотения плоти, но от Бога". Здесь есть две вещи. Во-первых, некоторые из тех, кто назван Его собственными, отвергли Его, хотя Он предложил им Самого Себя. Во-вторых, другие Его люди приняли Его и получили от Него все благо. Тех, кто отверг Его, Он также миновал, но тем, которые приняли Его, Он дал власть стать сынами Божиими. Теперь, дабы никто не мог смотреть на это как на удачу или судьбу, о них сказано: они   родились не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога".Те, что не приняли Его, они лишь родились из плоти и крови; но те, которые приняли Его, обрели Бога как Отца и с жадностью принимают учение Христово.
Во-первых, я покажу вам, что здесь подразумевается под «кровью». Те, что рождены, как Его наследники, в удел Его, рождены от Бога, не от плоти, не естественным рождением; никто не рождается в Царство Небесное от плоти, потому, что он дитя праведных мужчины и женщины. Что имеется в виду под кровью? Он «от одной крови произвел все народы» (Деян.17.26). Когда здесь говорится «не от крови», это значит, что Христос отвергает все плотские привилегии, чтобы никто ими не хвалился. Многие хвастались, что они были семенем Авраама. Но нет, говорит Он, это не кровь, и не вздумайте сказать, что ваш отец Авраам, ибо вы должны быть рождены от Бога, если вы идете в Царство Небесное.
Во-вторых, «не от хотения плоти». Что мы должны понимать под этим? Это касается яростных наклонностей, что есть в человеке, и всякой распущенности, исполняющей желания плоти. Это не должно понимать просто таким образом, что люди не станут детьми Божьими, если будут исполнять свои плотские желания; нет, это должно быть понято в более высоком смысле. Плотские люди не просто отвратительны и не могут спастись и попасть на небеса. Попасть в Царство Божие – это вообще не привилегия человека. Наше естественное желание попасть в другой мир не доказывает, что человек должен уйти на небеса, когда он умирает. Я не волюнтарист, я ненавижу эту ересь, но я знаю, что нет такого отвратительного нечестивца, который не желал бы время от времени спастись. Люди могут время от времени читать Писание или, возможно, молиться, но они не получат этого. Спасение «не от желающего и подвизающегося, но от Бога милующего», и без Его милости наше желание и труд будут безрезультатны.  «Израиль, искавший законной праведности, не получил ее».  Это не следует понимать так, что для апостола добродетельный образ жизни несовместим с небом, но если человек не имеет благодати, хотя бы он имел естественные дары, он не получит привилегию попасть на небо и стать чадом Божиим. Хотя человек без благодати может иметь стремление спастись, но он не встанет на Божий путь. Природа не знает ничего, кроме того, что от природы; Божьего никто не знает, кроме как Духом Бога, и если Дух Божий не в тебе, Бог оставит тебя по эту сторону врат небес. «Не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога». Некоторые, возможно, как Измаил, имеют волю и желание спастись, но это не спасет никого, как не спасет и наших детей. Будь на то наша воля, мы все пошли бы на небо. Сколько людей молится за своих детей и плачет по ним, и готов умереть, чтобы они спаслись? Но Божья воля и закон таковы, что спасение – только через Иисуса Христа, Который родился не от плоти, не от хотения мужа, но от Бога.
Теперь я перехожу к следующему. Люди, которые верят в Иисуса Христа, чтобы принять Его, уже рождены для этого. Не сказано, что они должны родиться через это, но они рождены от Бога прежде, чем они получат Бога и вечное спасение. «Кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия». Тот, кто не рожден от Бога, не может даже взглянуть на него, Если человек войдет в Царство, он не увидит его, прежде чем он родится от Бога. Если ему дано Евангелие, он не воспримет его прежде, чем он будет возрожден; вера есть лишь следствие нового рождения, не от крови, не от хотения мужа, но от Бога.
Во-первых, я дам вам сейчас четкое описание этого под одним или двумя образами. Как ребенок, прежде чем он родится в мир, находится в темном подземелье чрева его матери, так дитя Господа, прежде чем оно родится снова, пребывает в темном подземелье греха и не видит ничего от Царства Божия прежде своего нового рождения; и любая душа проходит свой путь в плотском состоянии, прежде, чем она рождается снова.
Во-вторых, как рождение свыше сходно с исходном ребенка из утробы матери, так оно сходно и с воскресением из могилы, ибо чтобы родиться заново, нужно восстать из могилы греха: «встань, спящий, и воскресни, и Христос даст тебе жизнь». Нужно быть поднятым из могилы греха, чтобы быть зачатым и рожденным, и тому есть пример Христа: Он – Первенец из мертвых. Именно Его Воскресению подобно наше возрождение, и если вы рождены вновь и ищете горнего, то вы увидите подобие между Воскресением Христовым и новым рождением, которое есть восстановление из этого темного мира и переход из этого царства тьмы в Царство возлюбленного Сына, Который дал нам жить новой жизнью; это рождение вновь, как Его рождение из утробы Его Матери,  и тот, кто рожден от Бога, рожден силою Духа Божия.   
Я должен сказать вам о нескольких последствиях нового рождения.
Прежде всего, ребенку, как вы знаете, свойственно плакать, как только он приходит в мир, ибо если он не плачет, это значит, что он мертв. Вы, христиане, рожденные от Бога, если вы не плачете, то духовной жизни нет в вас; если вы рождены от Бога, вы плачете, как только Он поднял вас из подземелья греха, вы не можете не взывать к Богу: что мне делать, чтобы спастись? Как только Бог коснулся тюремщика, он возопил: мужи, братия,  что мне делать, чтобы спастись? О, сколько исповедующих христиан здесь, в Лондоне, никогда не молятся? Вам не дают молиться таверна, рынок, зеркало, но если вы рождены от Бога, вы будете молиться и плакать.
Во-вторых, для ребенка естественно не только плакать, но он должен просить грудь, он не может жить без груди; потому Петр говорит об истинном стремлении новорожденных духовных младенцев, что они должны желать чистого молока Слова, чтобы они могли расти. Если вы рождены от Бога, вы будете жаждать пить из груди Божией. Ждете ли вы этого молока? Человек живет одним образом в мире сем, и другим, когда он приходит к Иисусу Христу: «Они насытятся и будут довольны» (Ис.6.6). Если вы рождены вновь, вы не обретете удовлетворения, пока не получите молока Слова Божия для ваших душ, «довольствуясь утешением из груди Его» (Ис.66.11 KJV). Что такое грудь матери для ребенка? Это его утешение и покой днем и ночью. О, как он жаждет ее и тянется за ней! Плотской человек тщеславится чем угодно, но утешение чада Божия – это Слово.
В-третьих, родившийся ребенок нуждается в тепле, таком же, как в утробе матери, чтобы он не умер. Это подобно тому, как Христос был в пеленах, приготовленных для Него; так и те, что родились заново, должны иметь некоторое обетование от Христа, которое сохранит их живыми. Те, что находятся в плотском состоянии, греют себя другими вещами; но те, кто родились заново, не могут жить без обетования Христова, хранящего их, как бедного подкидыша в Иез.17: «Я покрыл тебя вышитым золотом». Когда женщина ждет дитя, какие чудесные вещицы она готовит для него! Но как прекрасны вещи, в которые Христос готов обернуть каждого, кто родился снова! Женщина одевает своих детей, чтобы каждый мог видеть, как они хороши; так и Он «нарядил тебя в наряды, и возложил браслеты на руки твои, и на шею твою ожерелье, и дал тебе кольцо и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец… Ты процвела на царство». (Иез.17.11-13). Ничто в мире так не необходимо для вас, как золотая праведность Христа и благодать Духа, без которых не сможет жить духовный младенец. 
В-четвертых, когда родится ребенок, мать берет его на колени и испытывает великую радость, делая все, чтобы ему было лучше; так и с детьми Божьими, которых Он хранит на коленях Своих (Ис.66.11). «Они питаются из груди Его и довольствуются ее утешением… Как мать, утешу Я вас» (ст.13). В этих вещах есть нечто, чего никто не знает, кроме рожденных заново.
В-пятых, обычно есть некоторое сходство между отцом и ребенком, даже на первый взгляд; так и те, что родились заново, имеют новый образ, образ Иисуса Христа (Гал.4), и всякий, рожденный от Бога, имеет в себе какие-то черты неба. Люди любят тех детей, которые особенно похожи на них; так Бог любит Своих детей, несущих Его образ. Но другие, не похожие на Него, названы Содомом. Христос описывает их как детей дьявола, имеющих его черты и исполняющих его дела. Все, делающие неправду, работают дьяволу. Если вы земные, вы носите образ земной; но если вы небесные, вы носите образ небесный.
В-шестых, когда человек имеет ребенка, он воспитывает его и учит обычаям дома отца его; так те, что рождены от Бога, научаются обычаям истинной Церкви Божией; там они учатся плакать и взывать: Отец мой и Бог мой; они воспитываются в доме Божьем, и учатся его правилам для своей жизни в этом мире.
В-седьмых, для детей естественно зависеть от своего отца во всем, чего они хотят. Если они хотят пару башмаков, они пойдут и скажут ему; если хотят хлеба, то тоже скажут ему; так должны делать и дети Божьи. Вы хотите хлеба духовного? Пойдите и скажите об этом Богу. Вы хотите силы благодати? Просите об этом Бога. Вы хотите силу против искушений сатаны? Идите и скажите об этом Богу. Когда дьявол искушает вас, бегите домой и расскажите Отцу вашему Небесному; идите и излейте свои жалобы Богу. Это естественно для детей: если кто причинил им зло, они идут и говорят об этом отцу. Так делают те, кто рождены от Бога, когда они сталкиваются с искушениями: они идут и говорят об этом Богу.
Используйте это, прежде всего, для того, чтобы точно убедиться, рождены вы от Бога или нет. Разберитесь в тех вещах, которые, как я изложил, отличают чад природы от чад благодати. Вышли ли вы из темных подземелий мира сего ко Христу? Научились ли плакать пред Отцом своим: «Я сказал: ты будешь называть Меня Отцом твоим» (Иер.3.16). Божьи ли вы дети? Можете ли вы быть спокойными, если ваше чрево не наполнено молоком Слова Божия? Можете ли вы быть удовлетворены, не имея мира с Богом? Прошу вас, посмотрите на себя серьезно. Если в вас нет признаков этого, вы будете лишены Царства Божия,  если вы лишены интереса к этому, то он у вас может и не появиться. Многие скажут: Господи, Господи, отвори нам; но Он скажет: Я не знаю вас. Если вы не дети Божьи, у вас нет небесного наследия. Мы иногда даем что-то чужим детям, но никак не нашу землю. О, не льстите себе, что у  вас есть доля среди сыновей, если вы не сыновья.  Если мы видим, что принц играет с нищими, это неприлично; и если вы дети Царя, живите, как дети Царя. Если вы воскресли со Христом, размышляйте о горнем, а не о земном. Если вы сходитесь и говорите о том, что ваш Отец обещал вам, то любите вашего Отца, и будьте довольны своей долей в мире. Если вы дети Божьи, живите вместе в любви. Если мир против вас, пусть это не имеет для вас значения, но печально, если вы ссоритесь между собой. Если это есть среди вас, то это дурное воспитание и явно не жизнь по правилу Слова Божия.
Видите ли, что душа имеет в Нем образ Божий? Говорят, что если вы любите человека, то должны отправиться с ним на небеса в один день. Служите друг другу и делайте друг другу добро, и если не так, то молитесь Богу, чтобы Он насадил среди вас Свою любовь и братство.
И наконец, если вы дети Божьи, извлеките из этого главный урок: опояшьте чресла ума вашего, как послушные дети; не сообразуйтесь с миром, но будьте святы во всех поступках и словах. Верьте, что Святой Бог – Отец ваш, и пусть это обязывает жить вас, как подобает детям Божьим, чтобы вы могли с утешением смотреть в лицо Отцу вашему завтра. 

Перевод (с) Inquisitor Eisenhorn