Джон Беньян. Освящение

Инквизитор Эйзенхорн 2
ОСВЯЩЕНИЕ
Джон Беньян


Теперь я перехожу к другому наблюдению, которое я представлю вам, а именно, что каждый человек, вставший на путь религии и исповедания имени Христова, должен отойти от греха. Эту истину нужно больше практиковать, чем доказывать, ибо я думаю, что нет никаких причин в Писании не согласиться на нее. Здесь нет ничего неоднозначного. Ибо кто не знает, что есть беззаконие? Кто не знает, что оно губит все доброе? Кто не знает, что оно позорно для исповедания, и потому от него должно отойти?
Но поскольку мотивы всего этого обычно не рассматриваются как должно, а замысел сатаны – соблазнить вас на нечестие и сохранить в вас беззаконие вместе с исповеданием, здесь я приведу некоторые аргументы для вас, исповедующих имя Христа, уйти от греха, а именно, как во внутренних мыслях, так и во внешней практике. И эти аргументы многообразны: некоторые относятся к почтению ко Христу, некоторые к Отцу Его, некоторые к вам самим.

Наше единство со Христом.

1.Христос, Которого вы исповедуете, Чье имя вы призываете и на имя учеников Которого претендуете, свят. «Будьте святы, ибо Я свят» (1 Пет.1.16). Это должно быть естественно для вашей мысли, ибо Христос свят, и если мы исповедуем Его и заявляем, что мы Его ученики, то мы должны отойти от греха, чтобы явить правду нашего исповедания в мире.
2. Призывающие имя Христа, таким образом, должны отступить от греха, ибо Христос, Чье имя мы призываем, полон любви. Если Он есть любящий Владыка, Господь, Который непрестанно взращивает любовь ко Своим слугам, то мы должны исполнять Его волю, чтобы тем самым явить свои чувства и признать любовь к своему Господину. Его же воля, чтобы мы  ушли от греха и отбросили его подальше, удерживаясь от всякого рода зла (1 Фес.5.22).
3. Призывающие имя Христа должны отступить от греха ради чести и репутации Господа. Будет просто пренебрежением ко Христу, если Его слуги и те, кто призывает Его имя, останутся в беззаконии.  "Сын чтит отца и раб своего хозяина: если Я отец, то где почтение ко Мне, и если Я Господь, где благоговение предо Мною говорит Господь Саваоф. Вам, священники, что? презираете Мое имя, и спрашиваете, чем мы презираем Твое имя?» (Мал.1.6).
4. Призывающие имя Христа должны отступить от греха, ибо Его имя не может хулиться среди людей, потому что наша святость прилагает блеск и красоту к имени Христову, а наше беззаконие затеняет его. Посему мы должны отойти от греха, чтобы имя Господа нашего Иисуса Христа прославлялось, а не упрекалось через нас.
5. Призывающие имя Христа должны отступить от греха, ибо они имеют Евангелие Господа Иисуса Христа. Это Его Евангелие, которое они исповедуют, возможно, не будет в поношении нашими ближними. Евангелие названо святым, потому «пусть будут святы исповедующие его» (2 Пет.2.21 KJV), каковыми они вовсе не могут быть, если не отойдут от греха. Люди не могут служить делу Евангелия и пребывать в своих мирских и плотских делах. Но если они призывают имя Христа, они должны прилепляться к Евангелию, которое они исповедуют, и обеспечивать ему добрую репутацию и уважение в мире. Они никогда не смогут этого сделать, если не отступят от неправды.
6.  Призывающие имя Христа должны отступить от греха, ибо само исповедание этого имени свято. Это святое исповедание. Будьте же чисты, вы, сосуды Господни, носящие это исповедание, в соответствии с тем, что вы несете имя и Евангелие Иисуса Христа. Мы должны, таким образом, отложить всякое беззаконие и зло, и делать то, что соответствует благочестию нашего исповедания, для которого Христос есть Первосвященник (1 Тим.2.10, Евр.3.1). Любому в упрек будет, если он небрежен и ничего не умеет в своей профессии, и честь – если он покажет себя отлично в этой профессии. Христиане должны отлично показать себя в своем исповедании (profession), и должны делать то, что благо само по себе, и благо для Церкви и мира, к достойному устроению их.
7. Те, кто исповедует религию и имя Христово и чтит Его, должны как можно более отступить от неправды, ибо Церковь Христова свята. Исповедующие имя Христово причисляют себя к Церкви Его, хотя не лично, но в целом. Церковь свята. Какое же согласие храма Божия с идолами, хотя бы у одного столпа или члена этого храма (2 Кор.6.16)? Одна паршивая овца легко заметна среди сотен здоровых, и если ее не убрать, она скоро заразит многих. Один человек среди святых, который нечист, ставит пятно на всех, и, как говорит Соломон, «один грешник погубит много добрых» (Екаал.9.18).
8. Те, кто исповедует религию и имя Христово, должны отступить от греха, ибо они святы в таинствах Христовых. В Ветхом Завете, прежде чем приступить к святым вещам, люди должны были омыть руки и ноги в сосуде, предназначенном для этого (Исх.30.17-21). Если вы носите имя Христа и трудитесь для Него, вы также должны омыться и очистить свои руки, ибо если вы хотите трудиться для Христа, Он не допустит вас до этого, если вы не отступите от греха.
9. Те, кто исповедуют и призывают имя Христа, должны отступит от греха, ибо они свидетели Христа. Есть многие, кто взирают на Христа и ищут возможности выступить против Него, даже среди тех, кто исповедует Его. "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле, ибо многие воспротивятся» (Лк.2.34 KJV). Некоторые выступают против Него из-за собственной гнусности, некоторые из-за Его учения; некоторые из-за подлости своих собственных последователей, а некоторые винят Его за зло, совершенное Его последователями. Но если, по Его слову, тому, кто дает только повод для соблазна менее святым, лучше бы утонуть с камнем на шее, то что, как вы думаете, должно ждать тех, кто смешивают исповедание имени Христова со слой жизнью, и тем соблазняют людей и искушают их выступить против Христа?

Наше отношение к Богу Отцу

Теперь я перехожу к аргументам, касающимся почитания Бога Отца. 
1. Призывающие имя Христа должны отступить от греха, ибо Бог Отец соделал Христа Тем, Кто будет с нами как Он есть, а именно Первосвященником нашего исповедания. «Тот, кто не чтит Сына, не чтит и Отца, пославшего Его» (1 Кор.1.30, Иоан.5.23, 15.8). Нельзя воздать честь Отцу, не отступив от греха. Все наши слова и исповедание Христа не добавят славы Отцу нашему, Который сделал Его Царем, Священником и Пророком, если мы не обладаем святостью. Итак, если вы исповедуете имя Христово и чтите слово Его, чтобы верить в Него, отступите от греха ради Отца, Который послал Его.
2. Как Отец явил Христа для нас, так Он призвал нас иметь долю во Христе и во всех Его преимуществах. Посему отступим от греха, исповедуя имя Христово, ибо мы можем прославлять Его как Призвавшего (1 Кор.1.9, Евр.3.14 KJV). Отец призвал нас в общение Сына Его Иисуса Христа, то есть получить долю во всех благах Его как Посредника, и обрести веру и доверие к Нему.  Иначе как по призванию Отца мы никогда не вышли бы из проклятого и осужденного состояния ко Христу, к Его жизни и блаженству, ибо это «не от дел, но от Призывающего» (Рим.9.11). Теперь же, так как Он призвал нас к этой привилегии, оставим свои грехи, которые осуждали и погубили бы нас, и отступим от всякого греха, тем более, что призвание, которым Он призвал нас, небесное и святое, и Он призывает не только к славе, но к добродетели (Евр.3.1, 2 Пет.1.2-3).
3. Мы, призывающие имя Христа,  должны отступить от греха, потому что Бог Отец Господа нашего Иисуса Христа заповедал нам это. «Посему, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет.1.13-16).
4. Те, кто призывают имя Христа, должны отступить от греха, чтобы они могли достичь цели, ради которой они призваны исповедовать Его имя. Отец потому призвал их исповедовать имя Христово, чтобы они могли быть деревьями правды, насаждением Господа, славящим Его. Если ты исповедуешь имя Христово, то принеси святые плоды твоего исповедания, ибо в нем ты назван насаждением праведности, чтобы Бог прославлялся в твоем исповедании Евангелия Его Сына и в подчинении Ему (Ис.61.3).
5. Призывающие имя Господа нашего Иисуса Христа должны отступить от греха, чтобы явить миру природу и силу тех милостей, которые Бог Отец даровал тем, кто призывает имя Христово, а скорее потому, что исповедующий Его имя свидетельствует, что он получил благодать от Отца, позволившую ему сделать это. Он не может сказать так, если он не отступит от неправды, и его слова мало чего будут стоить пред Богом и пред людьми (Тит 1.16).
6.  Таким образом, призывая имя Христа, мы должны отступить от греха, чтобы не огорчать Духа, от Отца  пришедшего, творя беззаконие. «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4.30). Это тяжелейший грех, известный людям, и они поплатятся за него или здесь, или в аду. Тот Дух, Который иногда еще горит в них, учит их и наставляет, может молчать, приводя во тьму, и Он оставляет их, и их страдающая душа грешит все больше и больше, осуждая сама себя. Кто подавляет Духа, потерпит скорбь; кто угашает Его, Его раздражает; кто раздражает Его, обратить Его против себя и ускорит свою погибель (1 Фес.5.19). Итак, берегитесь, говорю вам, исповедующие и призывающие имя Христово, чтобы не впасть в беззаконие и не искушать Дух Господень обратиться против вас, ибо дела Божии страшны и суды Его непостижимы для нас (Ис.63.10, Деян.5.9). Человек не знает, ни куда он идет, ни где он должен будет остановиться, и поддаваясь на искушение, не знает, сможет ли когда-либо вернуться назад и порвать с ним. Тот, кто начал оскорблять Духа Святого, может дойти до того, что совершит грех, названный грехом против Духа Святого. И если Бог позволит тебе дойти до этого, то ты окажешься в железной клетке, из которой нет ни освобождения, ни искупления. Пусть же каждый исповедующий имя Христово отступит от неправды.

Наше отношение к себе 

Теперь я перейду к аргументам, что касаются нас самих.
1. Призывающие имя Господа нашего Иисуса Христа должны отступить от греха, ибо иначе наше исповедание Его будет ложью. "Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем" (1 Иоан.1.6). Ходить во тьме - значит ходить в беззаконии и не отступать от жизни по обычаю мира сего.  "Тот, кто говорит, я знаю Его, и заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и истины нет в нем" (1 Иоан.2.4). Он исповедует то, чего не знает, и говорит о том, в чем не имеет опыта. Не каждый человек, исповедующий имя Христа, является, следовательно, человеком Божьим, равно как и слова в устах человека не всегда соответствуют доброму имени его исповедания (1 Цар.17.24). Если кто исповедует истину устами, его жизнь должна согласовываться с ней (Отк.2.2, 9.3-9). Люди могут говорить, что они апостолы, и лгать; они могут говорить, что они евреи, то есть христиане, и лгать, так говоря. Это высший вид лжи, и, конечно, он производит печальные последствия. Самые лучшие вещи человек может оболгать. Если он говорит, что он христианин, но это ложь, то и уста его начнут источать ложь, и, зная его, люди вокруг убедятся, что он лжет.
(1) Он лжет Богу, говоря, что видит лицо Бога. Это дерзость, ибо Бог знает, что это ложь, и Он воздаст за это (Деян.5.4, Откр. 21.8, 22.15). Пусть же призывающий имя Христа отступит от такой неправды.
(2) Он лжет людям, ибо каждый человек, способный судить о дереве по плодам, знает, что этот человек лжец и что все его исповедание ложь, если он не отступит от неправды. Павел называл ложных исповедующих лжецами от утробы, как критяне. Они лгут в глаза, ибо их исповедание имени Христа никак не связано с их жизнью, как у людей благочестивых (Тит 1.12-16). Они не отступят от неправды.
(3) Но опять же, такой человек лжет и самому себе. Независимо от того, что он себе обещает, его душа найдет только ложь. В мире есть много людей, что исповедуют имя Христово и, следовательно, обещают своим душам Его блага, но, как бы они ни кутались в эту ложь, они заблуждаются, и их охватит ужас, когда они услышат страшный приговор: «отойдите от Меня, делающие неправду» (Лк.13.27). Христос знает, что лжец не устоит на суде, и грешник в собрании праведных. Люди могут лгать Богу, людям и самим себе, но Иисус не будет лгать им, Он прямо скажет им, что Он не знает их, и они не должны пребывать в Его присутствии.
2.  Призывающие имя Господа нашего Иисуса Христа должны отступить от греха, иначе они не только окажутся лжецами в своем исповедании, но и станут обманщиками. Они обманывают прежде всего сами себя. «Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя» (Иак.1.22). Печально для человека, если он обманывает других, но всего печальнее, если он обманывает себя относительно своей же вечной жизни, хотя в любом человеке есть склонность к этому. Таким образом апостол говорит: «не заблуждайтесь и не обманывайте себя». И далее: "Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, религия этого человека тщетна». Я много размышлял о таких людях, вроде бы исповедующих имя Христово, ибо некоторые из них, я бы сказал, смелы и отчаянны, обманывая себя и других. Они обольщаются в своем сердце и обольщают других; обычно люди говорят, что их обманули другие, но эти рады сами обманывать свое сердце и льстить ему, убеждая себя, что исповедание веры во Христа, к которому мы призваны по Евангелию, не требует строгости жизни, и если мы верим, что Христос умер за нас и воскрес, и что спасение только в Нем, мы не должны быть очень уж озабочены тем, как мы живем. Такой человек – обманщик, обольщающий свое сердце. Самообман в вещах духовных и вечных особенно опасен, если люди поддаются на него добровольно, и это одно из самых неразумных, неестественных и необъяснимых действий в мире.
(1) Это одно из самых неестественных действий. Такой человек ищет свою погибель, втайне опасаясь за свою жизнь (ср. Притч. 1.18). Мы все возмущаемся, если кто-то убил свою жену, ребенка или свое тело, ибо он забыл о природном законе любви. Но человек, занятый подобными вещами, кончает погибелью, ибо он обманывает свою душу.
(2) Это самое необоснованное действие: для него нет никаких разумных причин, ибо у кого есть хотя бы капля разума, поймет, почему нельзя обманывать себя и лишаться тем самым вечной жизни.
(3) Можно только изумляться в молчании, глядя на таких людей. «Удивляйтесь, небеса, и ужасайтесь, ибо Мои люди совершили двойное зло: они оставили Меня, источник воды живой, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды" (Иер.2.12-13 KJV).
Но прежде всего это удивительно потому, что обманщики находят удовольствие в своем обмане (2 Пет.2.13). Эти люди могут зайти так далеко, что убедятся, насколько они преуспели в халатности, небрежности и распутстве, состязаясь в них, когда они непременно обманут себя навеки. Вот плод исповедания Христа, не отступившего от греха. Мудрость и суд Божий на тех, кто лжет себе своим обманом.
3. Призывающие имя Господа нашего Иисуса Христа должны отступить от греха, в силу соблазна, который несомненно подействует на религию через них. Я могу лишь опустить голову со вздохом, начиная об этом писать, ибо никогда еще этого зла не было больше, чем сейчас. Нет ни одного места, где исповедующая религия была бы чиста и свободна от преступлений и скандалов. Беззаконие так отвращает от религии и низость жизни – от имени Христа, что исповедующим христианам можно сказать то же, что сказано древним: «Все столы покрыты отвратительною блевотиной, нет чистого места» (Ис.28.8). Где люди, которые хотя бы стремятся к правой жизни, если они ходят по своим похотям, гордости, алчности и разврату? Разве в наше время большая часть исповедующих – это не те, кто отцеживают комара, а верблюда поглощают (Мтф.23.34)? Разве они не учат нечестивых быть злыми (Иер.2.33)? Это плач и горе пред Господом! Сколько нечистых больных ныне входят в храм Божий, сколько исповедующие создают соблазнов! Нет такого тщеславия, скупости и одновременно расточительства, что нельзя было бы найти среди них. Они угрызают бедных и лишают их последнего, сохраняя свою гордость и тщеславие. Я не буду приводить примеров, ибо богатые и бедные, пастыри и прихожане, мастера и ученики, распущенные и воздержные – все виновны в соблазнах и упреках на имя Господа. Они исповедуют доброе имя Христа, но не принадлежат Ему, ибо не отступили от греха.
(1) Таким образом, имя Божие грязнится и позорится, так что Бог вопиет: «Оскверняете Мое имя дарами больше, чем идолами» (Иез.20.39). О, вы не так порочили бы имя Мое, говорит Господь, если бы оставили свое исповедание и пошли каждый в своем нечестии. Лучше бы вы расстались со Христом вообще, чем позорить Его пред миром, не отступив от неправды и утопая в беззаконии и мерзости! Имя Божие было бы гораздо лучше защищено от соблазнов и упреков среди язычников, чем среди тех, кто призывает имя Христа и все же не отступает от греха. Вы грешите, как сейчас, и бедный мир кричит: вот какова ваша религия! Люди не имели повода поносить религию, если бы вы открыто расстались со Христом!
(2) Если вы не перестанете призывать имя Христа, не отступив от неправды, вы также опозорите искренне исповедующих религию, и это тяжкое дело. Есть люди в мире, которые, действительно зная Христа, стремятся очистить себя от всякой скверны плоти и духа и жаждут совершенной святости в страхе Божием, и вы, соблазняющие, смешиваете себя с ними, делая золото тусклым. Вы пятна и позор на них, ибо, будучи злы, смешиваете себя с добрыми и позорите их святое исповедание (2 Пет.2.13, Иуд.12). Вы, заставляющие праведников скорбеть, будете опечалены Богом. Вы, соблазняющие своих детей, получите жернов на шею, когда утонете в море Божьего гнева!
(3) Если вы не перестанете призывать имя Христа, не отступив от неправды, вы не перестанете позорить Слово и учение Божие. Есть люди, что призывают имя Иисуса и несут Его Слово в мир так, что они украшают собой учение их Спасителя, и есть вы, исповедующие Его, не отступив от греха, и своим исповеданием учения подставляющие святых под хулу и упреки людей мира сего. Это скорбно, ибо это возложит на вас столь тяжелый груз, что Бог может не открыть вам глаза ни здесь, ни в аду, чтобы вы могли покаяться с горечью в душе (1 Тим.6.1, 1 Тит.2.5-10). Господь, если на то будет Его воля, поразит вас, не дав вам ни разумно устыдиться, ни возродиться.
4. Если вы не прекратите призывать имя Христа, не отступив от неправды, то наведете упреки, презрение и неуважение на самих себя. Грех есть «бесчестие в народах» (Притч.14.34). 
(1) Бог Сам подвергнет вас великому презрению и насмешкам (Ис.1).
(2) Вы те, через кого Его народ находится в большом презрении. "Таким образом," говорит он, "то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, но поднимаете лицо к Моему закону» (Мал.2.9, Иер.25.9,18).
(3) Вы подвергнетесь презрению и насмешкам людей мира. Они и будут шипеть, пока Слово пребывает в посмеянии и поругании среди народов. «Для чего сии чтут Меня, говорит Господь? Я буду прославлен, но презирающие Меня будут посрамлены» (1 Цар.2.30). Я помню, как г-н Филпот рассказывал о папистах, танцующих голыми, не имея страха Божия, и говорил, что Господь посрамит лжеисповедников и без того, чтобы явилась их нагота. Они могут не танцевать голыми, но их стыд проявится. Исповедующие христиане, которые не отступят от греха, что бы они ни думали о себе, явят свою наготу другим. И если для скромного стыдно видеть наготу других, то почему так дерзки те, что сами являют свою наготу и не стыдятся тех, кто рядом? Но именно так поступают все, кто призывают имя Христа и не отступают от неправды.
(4) Те, кто ложно призывают имя Христа и не отступают от неправды, становятся причиной гибели многих людей. Горе, говорит Христос, миру от соблазнов, и горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мтф.18.7). Те, кто претыкаются о ваш грех, тоже попадают в ад. Послушайте, что Бог говорит вам: «Вы многим послужили соблазном о законе и о религии» (Мал.2.8 KJV). Людей, которые идут в Царство, вы пред всеми смешиваете со своим беззаконием. Один грешник, что призывает имя Христово и не отступает от неправды, может погубить многих добрых; люди, что поощряют гнусность, становятся еще гнуснее, ибо они дают слабым преткнуться и соблазняют невежественных, коснея в своем ложном исповедании. Кто не оставит грех, подобен выходящему из дома больному, распространяющему чуму. Он обладает дыханием дракона, отравляя и заражая все вокруг себя. Такой человек убивает своих детей, родных, близких. Что я скажу о том, кто исповедует имя Христа и не отступает от беззакония? С кем Христос сравнивает фарисеев, исповедующих религию и не берущих на себя за это ответственность? Разве Он не называет этих лицемеров змеями и гадюками, покрашенными гробами, глупыми слепцами? Разве он не говорит им, что они делают других людей еще большими детьми ада, чем раньше? Мало того что такой человек не может выйти из мира сам, он подает повод для соблазна еще больший, чем когда был в мире, ибо он становится причиной проклятия многих. «Плод праведного – дерево жизни» (Притч.11.30), а что такое плод лжеисповедников и нечестивцев? Они не только погибают сами за свои беззакония (Иов 22.20), они подобны дракону, что сбрасывает звезды на землю своим вонючим хвостом (Откр.12.4), ибо многие из них погружены в земные наслаждения и самые грязные разговоры. Апостол плачет, говоря о беззакониях таких исповедующих, ибо он знает, что таковые всегда были и будут в мире (Деян.20.30, Фил.3.18-19). Это главные  соработники сатаны, с ним совершающие чудеса, как Валаам, Иеровоам и Ахав. О, сколько добычи они ему приносят! Он сеет их как плевелы среди пшеницы, зная, сколько они сотворят зла.  "Посему всякий, исповедующий имя Господа, да отступит от неправды".
5. Те, кто призывают имя Христово и не отступят от неправды – каково им будет умирать, и каково им будет взглянуть в глаза Тому, Кого они исповедовали и Чье имя обесчестили своей неправедностью? Или они думают, что Он не знает, что они сделали, или что они смогут разжалобить Его своими воплями, заламывая руки, когда Он сядет на трон судить нечестивых? О, если бы они не знали Его, если бы не исповедовали, и лучше бы им вообще не родиться! Ибо то, что сказал Христос Иуде, может быть сказано о них: лучше бы такому  человеку никогда не родиться и то же самое говорит Петр (Мк.14.22, 2 Пет.2.20-21). Лучше бы им не родиться, или по крайней мере не знать и не исповедовать имени Христова.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn