Джон Беньян. Спасительная вера

Инквизитор Эйзенхорн 2
СПАСИТЕЛЬНАЯ ВЕРА
Джон Беньян
Bunyan J. The Holy Life. L.,1684
http://www.nonprofitpages.com/elm/jb_faith.htm

Когда я пишу об оправдании перед Богом от страшного проклятия закона, я не могу говорить ни о чем, кроме благодати, Христа, обетования и веры. Но когда я говорю о нашем оправдании пред людьми, то я должен присоединить к этому добрые дела. По благодати Христа и вере, делающей невидимое видимым через жизнь, благословенное Евангелие становится для нас прощением наших грехов ради Иисуса Христа. Получив это прощение и, таким образом, освободившись от проклятия Бога, мы должны верить в праведность и Кровь Христа; но чтобы явить ближним, что мы действительно получили эту милость Божию, мы должны творить добрые дела, ибо все остальное будет для них пустой болтовней. Дерево становится известным по плодам. Оно может быть без плода, но пока оно остается таковым, можно сомневаться, что это за дерево.
Исповедующий человек, который не имеет добрых дел и считает себя благочестивым, глуп (Мтф.7.17-18, Иак.2.18). Дело обстоит не так, что дела делают человека хорошим, как и плод не делает дерево хорошим; но принцип, то есть вера, делает хорошим, и дела человека являют, что это так (Мтф.7.16, Лк.6.44).
Что тогда? Все исповедующие люди, которые не творят добрых дел, вытекающих из их веры – ничто, они колючий кустарник, что «близок к проклятию, конец которого сожжение» (Евр.6.8). Своим бесплодием они показывают, что они не насаждение Бога, не пшеница, но плевелы и сыны лукавого (Мтф.13.37-38).
Также дело обстоит не так, что вера нуждается в добрых делах в качестве помощи для оправдания пред Богом. Ибо в этом качестве вера чужда всех добрых дел, за исключением тех, которые творит в человеке Сам Христос. Вот тогда хороший человек «не делающий, но верующий» (Рим.4.5, 5.3), ибо он не сам угождает Богу, но получает оправдание от Него через веру. И дело его оправдания пред Богом зависит не от него, но от добрых дел другого Человека, Христа Иисуса. Но для чего нужны тогда добрые дела, если человек оправдывается пред Богом без них? И что называется оправданием верой, если добрые дела есть лишь плоды веры (Иов 22.2-3, Иак.2.20-26)? Истинно добрые дела необходимы, хотя Бог в них не нуждается и вера, оправдывающая пред Богом, основана не на них.
Существует, таким образом, двойное значение веры во Христа – для мира и для оправдывающей праведности; они согласны по сути, но они значительно отличаются в том, что касается способа их применения.
Есть неспасительная вера, состоящая в спекуляции и голом знании о Христе, и ее ожидание тщетно; но есть и другая, которая воистину видит и получает Его, и так становится плодоносной (Иоан.1.12, Евр.11.13, Рим.10.16). И следовательно, истинное оправдание верой дает верующему в Евангелие принять Сына Божия в момент оправдания, а также приводит его к добрым делам в мире. Дар – это не мое дело, ибо по самой природе вещей я знаю, что это не так; но он становится моим, если я получаю и принимаю его, и могу положиться на него. Значит, должно не только видеть дар, но и получить его, не только узнать Сына Божия, но и прильнуть к Нему, чтобы быть оправданным Им, и такой верующий не может не принести плоды добрых дел, ибо Христос, которого он получил вполне через веру, через эту веру изменяет и обновляет дух грешника, делая его способным к делам (Деян.15.9, Евр.11.11). Вера сделала Сару плодоносной; и так мы освящены через веру, которая во Христе. Через веру душа и Христос соединяются вместе, и моя душа становится одним духом с Ним, не по существу, но по завету и его замыслу. Кроме того, когда в оправдании грешник действительно получает Христа и соединяется с Ним, в сердце человека приходят Слово и Дух, через ту же веру. Теперь Христос обновляет душу, в которой Он живет, и это обновление души и тела совершается всю нашу жизнь.
Мы знаем, что нет ничего, что заставило бы нас делать добрые дела, кроме Крови Христа, очищающей нашу совесть через веру (Евр.9.14). Есть ли наша вера во Христа к оправданию лишь мысль о Нем или голое знание? Должно ли такое знание засчитываться нам, если оно дает душе созерцать Его, но не производит в ней добрых дел? Конечно, нет (2 Кор.3.18). Истинное созерцание Иисуса для оправдания и жизни изменяет нас от славы в славу. Не может человек, который истинно верит, ибо его вера дала ему принять Христа и прильнуть к Нему для жизни с Богом, быть лишенным добрых дел. Ибо, как я сказал, Дух и Слово приходят по этой вере и живут в сердце и совести. Так может ли душа, в которой живут Слово и Дух Божий, быть лишена добрых дел? Такая душа получила любовь, милость, доброту, благодать и спасение от Бога через страдания, слезы, стоны, Крест и жестокую смерть Христа, и может ли она быть бесплодным деревом? Боже упаси! Вера подобна соли, которую пророк бросил в горькую воду; она делает душу доброй и спасает ее вечно (4 Цар.2.19-22). 
Если даже временный дар связывает нас и преклоняет наше колено, чтобы сделать нас рабами дающего, то как мы можем думать, что вера дает тому, кто по ней принял Христа, возможность жить беззаботно пред Тем, Кто есть ее Господь, вместо того чтобы побудить душу к труду и хотя бы немного воздать Христу и отблагодарить Его за Его боль и благодать, и так совершать добрые дела? Нет и нет, ибо любовь Христа объемлет нас таким образом, чтобы мы поступали благоразумно, ибо Он отдал за нас все, чтобы мы отдали все для Него (2 Кор.5.14).
Пусть же ни один человек не обманывает себя ложными представлениями, а так и будет, если он не обратит на это должного внимания, но исследует себя и свою веру, имеет ли он ее вообще, и, следовательно, каков будет его счет тогда, когда Бог будет судить этот мир.
Я уже сказал, что есть двоякая вера, а теперь скажу, что есть два рода добрых дел, и вы можете догадаться, в связи со сказанным о вере, что это за дела. Есть дела, которые ничего не стоят, и есть дела, которые стоят кое-чего. И там, где беспечная вера выбирает для себя наиболее удобные ей дела, их легко найти. Есть, например, чтение, молитва, слушание проповедей, крещение, хлебопреломление, общение в Церкви  и тому подобное; и есть умерщвление страстей, любовь, простота, открытость сердца бедным и многое другое. Необоснованная вера выбирает что-то из этого, берет и уходит, но истинная вера не такова.
Есть великое множество исповедующих христиан, в которых нет ничего, что отличало бы их от худших из людей, кроме молитвы, чтения, слушания проповедей, крещения, хлебопреломления и общения в Церкви, но их нельзя отделить от других людей по всей их жизни и даже словам. Таким образом, они выбрали для себя делать самые простые вещи; но любовь не сможет добросовестно полагаться на практику других, не имея никакого признака своей веры; и даже те вещи, в которых эти люди принимают участие, служат не тем целям, ради которых Бог их поставил, но самообману и гибели.
Молиться, слушать и читать Писание – все это предназначено для нас, но не для того ли, чтобы мы могли благочестиво использовать это для достижения большего познания Бога, и большего оживотворения благодатью Его, чтобы мы могли служить Ему лучше в соответствии с Его законом? Крещение, общение и вечеря Господня также предназначены для этих целей. Но существует огромная разница между просто использованием этих вещей и использованием их для определенных целей. Человек может молиться, и даже молиться о таких вещах, которые могут сделать его морально лучше, без желания стать лучше и без любви к Тому, Кому он молится. Человек может читать и слушать, просто чтобы знать, а не для того, чтобы научиться делать; он может быть мертв ко всякой нравственной добродетели, читая и слушая во все свои дни. Люди ревностные к добрым делам представляют собой народ особенный среди массы вроде бы верующих во Христа (Тит 2.14). Что значит для человека крещение, если он не делает того, ради чего оно совершилось? То же самое можно сказать об общении и преломлении хлеба. Все это мы должны использовать, чтобы поддерживать нашу веру, для умерщвления плоти и нашего укрепления, чтобы мы могли ходить в обновленной жизни по правилу нравственного закона. Ни один человек не может считаться святым, если жизнь его безнравственна, хотя бы он делал все остальное. Сам разум человека говорит о практической праведности, о которой сказал Христос: «Хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что любить Господа, Бога нашего, всем сердцем, всем умом, всей душой и силами, и любить ближнего как самого себя есть больше всех всесожжений и жертв» (Марк 12.28,33). Любить ближнего, как самого себя, и делать ему то, что ты сделал бы себе – в этом весь закон и пророки. И если человек чужд этих вещей, то как любовь Божия может пребывать в нем, и как он может сказать другому, что вера его спасла его?
Сатана хочет, чтобы люди слышали об оправдании во Христе, но не льнули к Нему. И если они все же верят, он будет стремится к тому, чтобы они всего лишь слышали и смотрели, и практиковали нечто меньшее, чем то, что от них требуется, и он будет делать все, чтобы такие исповедующие христиане сделали вывод, что по такой вере они могут наслаждаться Христом, хотя они не могут ни принять Его, ни схватиться за Него. Сатана знает, что если человек исповедует Христа верой, которая лишь выглядит таковой, но не может принять Его, такая вера в конце концов не оставит его ни с чем, кроме заблуждения и разочарований.
Евангелие приходит ко многим только в слове, и такая вера является только словесной; но апостол решил ничего не знать и не слышать о такой вере (1 Фес.1-5, 1 Кор.4.18-20). Царство Божие, говорит он, не в слове, а в силе. Тот, чья вера только болтает, превращает дела в голые слова, так что и то и другое становится пустым и ничего не значит.   "Если брат или сестра наги, или без пищи, и один из вас скажет им " идите с миром,  грейтесь и питайтесь",  и не даст им того, что потребно тела : что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак.2.16-17). Такую веру сатана может позволить, ибо она сродни его собственной (ст.19).
Кроме того, что может породить большее отвращение ко Христу, чем тень, которую бросают на Него такие пустословы? Эти люди на практике превращают Евангелие в пустой звук. Чем больше они исповедуют и провозглашают, тем больше их позор, ибо они, несмотря на свое исповедание веры, хранят и поддерживают союз с грехом и дьяволом.
Сын Божий явился, чтобы разрушить дела дьявола; но эти люди исповедуют свою веру и тем не менее делают дела дьявола живыми (1 Иоан.3). Послужит ли им их вера ко спасению души? Человек, который доволен такой верой и думает, что он идет к Богу – разве он не в великом самообмане? Дьявол смеется над ним, ибо знает, что он не потерял своего слугу с такой верой, но скорее превратил Евангелие, это славное Слово жизни, в орудие его плена, ибо то, что человек мнит о своей вере, заключает его в оковы.
Для меня не удивительно видеть грех столь распространенным среди мнимых христиан, которые живут в каждом уголке этой земли. На то нет никакой другой причины, кроме той, что Евангелие потеряло для этих людей свою силу, при том что они хотят верить в него. Но, как вы думаете, возможно ли это? Нет, слово Бога нашего должно стоять в своей силе навсегда. Вера таковых, следовательно, не права. Вместо золотых и медных щитов веры, что стоит на силе Божией, они взяли себе веру, что стоит на мудрости человеческой (2 Пар.12.9-10, Кол.2.12, 1 Кор.2.4-5).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn