Записная книжка Паниковского - 3

Альтаф Гюльахмедов
Записная книжка Паниковского
Из архива Одесской тюрьмы.
Часть 3



''Дети генерала Чингис Хана'' - 1

***

- Остап Ибрагимович! Ей Богу - у меня есть мысль!

- Продолжайте Паниковский - вы меня уже удивили!

- Мне кажется, что тема родства с покойным революционером Шмидтом себя полностью изжила.

- Я тоже так думаю, поскольку мне вспоминается тот пендель, который сопроводил последнего сына лейтенанта на улицу.

- Перестаньте, Остап Ибрагимович - я ведь вполне серьезно!

- То же самое вы говорили и Балаганову, когда предлагали ему пилить гирю.

- Нет... действительно! Давайте...

Он приблизил свое небритое лицо к Бендеру.

- Давайте мы будем детьми генерала Чингис Хана!!!

Остап беззвучно и в совершенном потрясении отдернулся от старого гусекрада.

- Что?!!

- А что?!! В народе сильны мотивы возврата к истории, к  прошлому... об генерале никто ничего точно не знает и потому, как вы понимаете, это и есть как раз та самая мутная вода.

- Хм... развивайте-развивайте мысль.

- Мдя... моя идея в том, чтобы мы с вами стали потомками великого генерала, боровшимся с царизмом еще в доисторическую эпоху.

- В средние века вы имели ввиду?!!

-Это неважно. Самое главное не допускать к нашей конвенции этого идиота Балаганова с его рязанской мордой.

-Позвольте, но вы и сами то не очень похожи.

-А вот так?!!

Паниковский сощурил глаза и попытался выпятить грудь.

Остап в сомнении потер подбородок.

- Ну, если, конечно, председатель колхоза или местного комитета будет в стадии постпраздничного похмелья. Вы вообще знаете о генерале еще что-нибудь кроме его исторической борьбы с царизмом?

-Знаю... кажется, он брал Москву!

- А что... это должно понравиться на периферии... в таких городках, как Крыжопль, эти идеи получили бы в те времена поддержку и тысячи крыжопольцев хоть сейчас бы встали под знамена Чингис Хана.
Хотя вам, в принципе, был бы ближе Тамерлан... он тоже был хромым... неизвестно, правда, любил ли он гусей.

- И что нам, все-таки, делать с Балагановым и Козлевичем? Они же наши друзья по приключениям.

- Я категорически против Балаганова! Ну, посмотрите - какой из него потомок Чингис Хана?!!

- Хорошо... в принципе, я согласен... надо будет только найти какую-нибудь домбру... или что там у них было... реакция народа покажет нам, что надо будет подправить по дороге... надеюсь, нам не придется в качестве доказательства кого-нибудь рубить или топтать... мы будем новыми баскаками нового времени... лед тронулся, господа присяжные.

- Кстати, Паниковский - а вы умеете скакать на горячем боевом коне?

- Что вы, Остап Ибрагимович! Я же могу упасть!!!




''Дети генерала Чингис Хана'' - 2

***

Михаил Самуэлевич не оставил своих планов по поводу древнемонгольского борца с русским царизмом и китайским империализмом. Идея эта завоевывала его все больше и больше, расцвечивая радужными красками вполне вероятное светлое будущее с банями, настоящей мясной колбасой и девочками с Дерибасовской. Паниковский жмурился от наслаждения, суровил брови и пробовал говорить с татаро-монгольским акцентом.

Когда товарищ Бендер в сопровождении Балаганова вернулись на квартиру, их ждал сюрприз.

Посреди комнаты в старом купеческом кресле сидел маленький узкоглазый и узкобородый человек в узбекском потертом халате и читал газету ''Правда Крыжопля''.

До того, как он произнес первое слово, Балаганов отшатнулся, ударившись о дверной косяк, а затем помчался по коридору и потом по лестнице с криком

- Остап Ибрагимович! Я за святой водой!!! Я мигом!!!

Остап Ибрагимович совершенно неожиданно для себя перекрестился... сначала слева - направо, а потом поскольку не был уверен справа - налево.

Паниковский широко улыбнулся и раскрыл глаза... тут Остап и узнал его.

- Паниковский... в последний раз я так пугался, когда моя мама решила выяснить, куда пропадает бюджет швейной фабрики, где она работала и куда водила меня вместо детского сада. Вы уверены, что люди станут делиться с вами деньгами до того как окачурятся от сердечного приступа?!!

- Я уже пробовал! - гордо ответил Паниковский. - Старушка на паперти отдала мне все, что она заработала за день, сказав, что оно мне нужнее. Она даже погладила меня по голове, узнав, что я потомок Чингис Хана... вы не поверите, но эта первая женщина, которая пожалела меня, начиная с 1878 года. Я в то время...

- Ах, оставьте! - воскликнул Остап. - Мне дела нет до ваших гусарских похождений от слова гуси. Кстати вы хоть приблизительно знаете историю вашего прабатюшки?

- Нет, но я надеюсь на многозначительное молчание и незнание русского языка. Если б я еще знал хотя бы пару монгольских слов... или хотя бы татарских. Вы не поможете?!!

- Бог подаст! - сурово ответил Остап. - И поверьте и мне... я впервые за последние тридцать лет упоминаю Бога всуе... тем более дважды за час. Поверьте, Паниковский, что с вашим счастьем вы рано или поздно попадетесь или какому-нибудь председателю Нечипуренко со знанием истории средних веков, или настоящим монголам, или настоящим татарам. У нашего подъезда сидит один... попробуйте свое актерское искусство на нем.

Паниковский осторожно выглядывает в окно... там в пролетке спит извозчик Абдул - молча скалит во сне зубы и крепко сжимает кнут. Рядом на тротуаре неподвижно в изломанной позе лежит Балаганов, видимо потревоживший своим криком мирно до того спящего Абдула.

Паниковский начинает срывать бороду и счищать грим... поспешно снимает и прячет халат.