Грибная охота

Эльвира Михайловна Пархоц
Когда у нас ещё не было машины, летние выходные мы проводили в основном на реке. Иногда кто-нибудь из знакомых брал нас на рыбалку. Нам это очень нравилось, но мы не переживали, если  что-то заставляло нас остаться дома. Но с появлением машины у нас возникла настоящая страсть (иначе это увлечение не назовёшь) к грибам.

Я с детства знала грибы. Это был продукт питания, его заготавливали осенью на зиму, как, например, солили на зиму капусту. В один из выходных мы с родителями садились в лодку, плыли по Волге к известному лесу, потом шли пешком к знакомому нам месту, где чуть ли не косой косили белые грузди и опёнки (что-то вроде зеленушек или рядовок). Мешками носили их в лодку. И когда лодка наполнялась, отправлялись в обратный путь. Грибы ссыпали в кучу во дворе перед домиком и потом в течение нескольких дней чистили их, мыли, варили и солили. Бочку с грибами ставили в погреб, ели солёные грузди (это, кстати, деликатес!) с варёной картошкой в мундире и с постным маслом. Очень вкусно и, главное, полезно.

Теперь же грибы были не продуктом питания, а скорее праздничной закуской. Но важен был не столько результат, сколько сам процесс собирания их. Спустя несколько лет, когда страсть эта поутихла, я прочла очерк Владимира Солоцхина "Третья охота" и поняла, что не мы одни были в её плену. Мне кажется, что лучше, чем Солоухин, об этом увлечении написать просто невозможно. Да я и не собиралась писать об этом обстоятельно. Мне бы только передать общее настроение этого периода и вспомнить некоторые интересные моменты.

Ну, во-первых, мы приобрели небольшую, но очень толковую книжечку о грибах, с прекрасными иллюстрациями. Я изучала её дома и никогда не забывала брать с собой в лес. С её помощью мы разбирались, кто есть кто в мире грибов. И если поганку и мухомор я знала чуть ли не раньше, чем помнила себя, то с другими грибами была знакома чаще всего понаслышке, а то и вовсе не подозревала о них.

Вот сейчас перечисляю мысленно названия грибов, и перед глазами встают прекрасные картины природы с грибами. Тут и белые, и подберёзовики, и подосиновики, и маслята, и красавцы мухоморы, и разноцветные сыроежки, и яркие рыжики на фоне мха, и лисички-сестрички. Но это всё известные грибы. А были для нас и мало, и совсем неизвестные. Ну вот, например, белый шарик — гриб дождевик. Топнешь по нему  - он лопнет, и пыль во все стороны! А то, что, когда молодой, он упругий и белый внутри, и что он съедобный, я не знала. Хотя, правда, вкусным его после, например, маслёнка, не назовёшь, но есть можно. А поповник? Он вообще напоминает поганку, да некоторые его и считают поганкой: большой, красивый гриб на тонкой, высокой ножке, вначале с конической шляпкой, потом выпрямляет её и становится похож на старинный китайский зонтик (иногда его так и зовут - «зонтик»). Он же тоже съедобный. И мы его с опаской, осторожно пробовали, а потом смело ели — правда, если мало других, более вкусных грибов.

Мы так увлеклись грибной охотой, что жить без неё не могли. Перед выходными готовились к поездке с вечера. Утром вставали ещё до зари, чтобы успеть первыми. С азартом прочёсывали грибные места и почти всегда с неплохой добычей возвращались домой. Из грибов варили суп, жарили их, но в основном мариновали. Маринованных грибов было больше, чем мы могли съесть, они оставались на другой год. Мы дарили их родным и знакомым. А мариновать-то их было нелегко!

И тут я нашла выход из положения. Когда после поездки муж выгружал меня дома с грибами, а сам отгонял машину в гараж, я начинала обзванивать знакомых: «Оля, Саша, Маша, вам грибов надо?» - «Конечно, давай!» - «Ну, так одна нога там, другая здесь, приходите быстрее!». И начинала чистить, мыть, варить поубавившуюся кучу. Муж возвращался не сразу. Пока отгонит машину, пока то да сё, пока домой доберётся, а я уже заканчиваю процесс. «Что, и это всё?» - с огорчением спрашивает он, глядя на результат (чем же завтра хвалиться на работе?). «Так ведь отходов много, да и увариваются они сильно», - отвечаю я невинно, а сама думаю, что легче сырыми отдать, чем потом искать, куда пристроить маринованные.

Спустя несколько лет мы часто смеялись над тем, как я научилась быстро перерабатывать грибы.

И длилась эта «охота пуще неволи», начиная чуть ли не с весны. Сначала сморчки и строчки, потом ранние маслята, потом летние опята — говорушки, что растут в лугах, потом все остальные, «солидные» грибы.

И заканчивался грибной сезон с первыми заморозками - осенними опятами, а рядовки и зеленушки собирали чуть ли не из-под снега. Ну, это общая картина, а теперь расскажу отдельные случаи.

I. Кто рано встаёт

Однажды, возвращаясь из подшефного колхоза, наши сотрудники остановили машину и забежали в лес по малой нужде. И остолбенели. Маслят было видимо-невидимо — всех возрастов и размеров. Собирать некогда, потому что солнце садится, а до дома ещё далеко. Заметили место и решили приехать сюда утром (назавтра были выходные дни).

Обзвонили знакомых, в том числе пригласили и нас. Но поскольку ехать было очень далеко и к раннему утру мы не успевали, то решили ехать вечером, на месте переночевать, а утром приступить к «охоте». Собралось несколько машин. Время не подрассчитали: пока доехали, пока нашли место, уже стемнело. Решили поужинать. Расстелили брезент, выложили припасы и закуски к ним, но есть было невозможно. В этом лесу было не только море грибов, но и тучи комаров. Видимо, люди здесь не бывали никогда, и комары оголодали настолько, что не давали и рта раскрыть, набивались туда вместо еды. Но мы нашли выход: взяли чехол от машины и укрылись им. Так, в темноте, ощупью, кое-как, но со смехом и шутками мы поели и так же ощупью легли в машинах спать.

Не знаю, как другим, но нам с мужем не очень-то спалось: и жёстко, и душно, и окна не откроешь. Может, поэтому, а может, охотничий азарт беспокоил, но поднялись мы чуть свет, когда другие ещё крепко спали, и пошли собирать грибы.

Вначале мы собрали те грибы, что росли вокруг машин, потом ходили по спирали, всё удаляясь от стоянки. Грибы из корзин высыпали прямо в багажник, никакой тары тут не хватило бы. И когда утро почти заканчивалось, а наши спутники только начали вставать, нам в лесу уже нечего было делать. Багажник был полон под завяз. Но уезжать домой одним было невежливо, и мы, чтобы не терять времени, сели чистить собранные грибы.

Воодушевлённая нашим примером, вся компания разбежалась по лесу. Но как-то очень скоро то один, то другой стали возвращаться к машинам с пустыми корзинками и растерянно сообщать, что грибов нет. Хорошо мы их подчистили спозаранку!

Оправдалась пословица «Кто рано встаёт, тому Бог даёт».

Но смириться с этим фактом было трудно. Всей кавалькадой мы несколько раз переезжали с места на место, из одного леса в другой, но всё было напрасно, грибов мы больше нигде не нашли и отправились домой.

II. История вторая

Наши соседи по подъезду тоже оказались грибниками. Ездили они одни и не очень-то делились своими впечатлениями. Но один раз они предложили нам поехать с ними за белыми грибами в дальний лес. Видимо, ехать туда двумя машинами было более безопасно.

Выехали мы рано и ехали долго. Они впереди, мы за ними. Сначала за город, потом по знакомым местам, потом по незнакомым. Асфальтовая дорога сменилась на укатанную лесную, потом на полузаросшую - видно было, что ездили по ней редко.

Мы ползли осторожно по выбоинам, а я, как всегда, смотрела в окно. Вдруг я вскрикнула. Мне показалось, что я увидела большой белый гриб недалеко от дороги. Машины остановились, но наш проводник стал доказывать, что проехать до стоянки осталось совсем немного. Я уговорила его: пусть они высадят меня здесь, а сами едут дальше, я скоро приду. Взяла корзину и вышла из машины. Но "скоро" у меня не получилось. Да, на маленькой полянке действительно стоял большой боровик. Я шла к нему медленно, не веря своими глазам. Наклоняясь срезать, я рядом увидела ещё гриб, поменьше. Разгибаясь - ещё несколько грибов позади. И пошло...  Один за другим, а то и несолько сразу! Я осторожно топталась на полянке, стараясь не пропустить ни одного. И корзина скоро наполнилась. Отнести её в машину? А вдруг место это потом не найду? Что же делать? Тогда я сняла с себя майку, завязала лямки узлом и в эту "сумку" стала складывать грибы, которые, кстати, стали попадаться всё реже и реже. И совсем закончились. Я пошла к машинам, ожидая заслуженного восхищения. Но возле машин никого не было, все разбежались на поиски грибов. Тогда, чтоб не потеряться, я села возле машины и стала смотреть по сторонам.

Вдруг на дороге показался мой муж. В одной руке он нёс тяжёлую корзину, а в другой не менее тяжёлый узел, сделанный из снятой рубашки. Увидев меня, он поднял повыше свою ношу, чтобы похвалиться результатом. В ответ я тоже подняла и показала ему свои трофеи. Сколько было радости!

Но когда спустя некоторое время подошли наши соседи, обоюдной радости не получилось. В их корзинах было чуть на донышке. Сколько потом мы ни искали грибов, нашли всего ничего.

Я вот до сих пор жалею. Ну почему бы нам было не поделиться с ними? Ведь нам хватило бы и половины! Люди возвращалис ьгрустные с такой прекрасной поездки.

Больше они нас с собой за грибами не приглашали. Но мы хорошо запомнили дорогу и иногда одни навыдывались в те места, набирали хороших грибов, но немного. Тот раз оказался единственным по грибному изобилию.