Капитан в ванне

Альберт Шаров 2
 В те далекие годы происходило интенсивное развитие промышленного рыболовства в морях и океанах на новой современной основе. На смену средним траулерам  пришли БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер), а это уже траулер- завод и там уже капитан- директор, а не просто капитан. БМРТ, проекта 394, мог за 2-3 часа траления взять до 30 тонн и больше рыбы и за сутки изготовить столько же готовой продукции.

 Капитан большого траулера, оглянувшись на прошлое, с изумлением видел такой тернистый путь на мостик, который вызывал удивление, что его можно было пройти вообще. Нужно было съесть несколько котлов каши и все без масла. Да, если бы только это, а то ведь позади такие крутые ступени, барьеры, горы и высоты, что всё и не перечислить. Прошёл один барьер, а за ним встают два новых и здесь уже не до каши.

  Морской капитан получает последовательно два диплома.Первый после окончания мореходного училища,который не даёт ещё права командовать судном.Работает на море штурманом и последовательно проходит все ступени помощника капитана.По мере набора стажа плаваний и практики движется и получает рабочий диплом капитана дальнего поавания.Вот этот диплом уже позволяет командовать судном.

 Судно, по определению, есть сложное инженерное сооружение, что требует в эксплуатации инженерной технологии и кадры высокой квалификации. Это не все понимали и бывало как- то обходилось, потому что само судно разработано и построено  по инженерному проекту и имеет целый ряд сильных характеристик и способностей, которые иногда перекрывали малограмотность моряков и капитанов в частности. Но это не всегда получалось.

 БМРТ работает  в море длительное время в максимальном режиме и тяжёлых погодных и других условиях,конструктивно насыщено многочисленными механизмами,устройствами и другой техникой.Поэтому,тогда, все судоремонтные заводы в Таллинне были переполнены траулерами в ремонтах.

 А вообще,исходя изо всей практики,рыболовный траулер представлял собой большую сумму главных и вспомогательных машин и механизмов,множество систем,устройств и ,конечно,это объект повышенной опасности и аварийности.Ремонт такого судна очень сложный и требует хороших знаний и,конечно,морской и служебной практики.

 В начале 1974г. Ширков был назначен  на БМРТ-441 «Эдуард Сырмус» , который заканчивал средний ремонт на БСРЗ (Балтийский судоремонтный завод).
    
 В ремонте на судне сидел его однокурсник по училищу, который после окончания училища не стал ходить в море.Он смертельно укачивался даже на легком волнении и практически не мог переносить качку.Он хорошо пошёл по комсомольской линии, затем по партийной, и быстро дошёл до ремонтного капитана, без рабочего диплома и практики работы штурманом.

 Начальником  всей конторы «Эстрыбпром» был местный кадр- Советский эстонец со свидетельством фельдшера и вообще безо всякого морского образования и практики. Никогда нигде не плавал и не ходил в море вообще. Он превосходно изучил все главные партийные лозунги тех времён и умело ими пользовался.И не только лозунги, а много большее.Номенклатура Москвы и самого высшего руководства.

  Однокурсник шёл по партийной линии и сразу понял.
 Командовать судном, когда оно стоит в порту, у причала на швартовых, безо всякого движения, при наличии четырёх дипломированных и профессионально- опытных помощников, всего комсостава и команды, было невероятно приятно. Главным его делом был прекрасный бесплатный обед в превосходной столовой завода, да ещё и существенный капитанский оклад.

 Можно было с комфортом сидеть в капитанском кресле, делать умный вид и иногда отдавать общие указания. Старпом отвечает за всю палубную и корпусную часть, стармех- за машинную, им работать в море на промысле, пусть они и крутятся.

 О том, что судно есть сложное инженерное сооружение и необходимо постоянно изучать многогранное морское дело или надо,хотя бы, что- то знать, так не хотелось думать.

-Да что там, ерунда всё,- ветер тут не дует и мухи не кусают.

 Судно стояло само по себе без внимания, с большим дифферентом на корму, без топлива, воды и балласта и нос судна задрался вверх к небесам, а корма, вместе с лопастями винта, естественно просела, почти к грунту морского дна у причала. Да так и многие стояли.

 При таком положении винто- рулевая группа судна находилась в очень опасной близости от грунта, и мало ли что.

 Перед выходом судна из ремонта отдел флота вызвал из отпуска штатного капитана на ходовые испытания.Это было в порядке вещей, потому что ремонтный капитан не имел допуска и практики к управлению судном на ходу. Хотя для выхода на рейд это мало контролировалось портовыми властями.Тем не менее на борт БМРТ прибыл Ширков.

 После отхода от причала ремонтный капитан сразу сказал, что здесь и теперь он ничего не понимает. Ширков молча показал ему запись, которую  уже сделал в судовом журнале, что принял судно на ходовые испытания.

 На ходовых испытаниях на Таллиннском рейде, на мостике ремонтный сначала молчал и был просто предметом, но,в присутствии штатного капитана и, увидев, что вроде бы всё просто и надо покомандовать, пару раз крикнул,- "Штурман! Место!"

 Штурманом был, уже пожилой, бывший рыбацкий капитан Альберт Иванович, подрабатывал здесь на пенсии и, которому почти забывший навигацию- ремонтный капитан,так сказать, в подмётки не годился, ответил ему,

      - "Чтоо, твою мать…"
 
 Штатный морской капитан Ширков держал судно на великолепных Таллинских створах ,которых знал в лицо и по имени.Определение места штурманом здесь не требовалось.По убеждению Ширкова Таллинский рейд,один из самых красивых,а ещё и  лучший в навигационном плане изо всех,что пришлось видеть вообще.Это просто идеальное место для всех ходовых и тому подобных испытаний,настройки приборов и прочих работ судов.В то время сюда специально заходили суда из новостроя и это неспроста.Ширков каждое мгновение по памяти точно знал место своего судна и испытывал полное наслаждение.Поэтому он чуть улыбнулся про себя и позже вспоминал этот случай, чтобы улучшить настроение.

 Несколько лет спустя, Ширков получил новую автомашину от МИНРЫБХОЗа, как премию, и ехал с женой на Кавказ. Он несколько раз дал жене команду,

     - "Штурман! Место!"

 Та удивилась, но стала рыться в атласе. Через некоторое время,под настроение, он снова так скомандовал.А на третий- она послала его куда подальше. Тогда было очень весело.Но лучше всего тогда ответил Альберт Иванович, вспомнив ту мать…

 Ширков не был в ремонте и не мог знать, что в конце ремонта, совсем недавно был здесь некоторый сомнительный случай, который развивался следующим образом.

 Была обычная перешвартовка судна в другой бассейн двумя буксирами. Всё это время работала машина и вращался винт с лопастями ВРШ(винт регулируемого шага) в положении 0, потому что ремонтники обкатывали главный двигатель. Зазор между лопастями винта и грунтом был минимальный.В такой ситуации необходимо было остановить работу машины и вращение винта.

 Ремонтный капитан, чуть зевая, стоял в рубке и хотелось лечь на диван, но вроде бы неприлично. Буксиры тащат и пусть тащат, и за ними смотрит лоцман. Да быстрее бы дотащили, а то сегодня что- то не выспался.

 В каком- то месте и в один момент глубоко просевшая корма,на слабой килевой качке, задела песчаное  дно порта и лопасти винта некоторое время молотили по песку и камням.

 Эти удары почувствовал 2-й механик, который был в машине у реверса и тахометров. Он, профессионал с большим стажем практики,  мог слушать и читать, как книгу, тахометр и сам двигатель.

 Для сложной и уязвимой конструкции ВРШ (материал- бронза) этого было достаточно. Он сразу понял, что произошло большое ЧП, но капитан и стармех на это не реагировали.

 В той системе, в те времена, он сообразил так, чтобы не светиться и не иметь проблем, ни сейчас с начальством и потом в рейсе, тихо списался с этого судна по своим делам, а затем вышел в море на другом БМРТ. Он тогда точно ещё не знал, что там под водой произошло от этих ударов, но лучше от греха подальше.

 На ходовых испытаниях на рейде при штилевой погоде при положении ВРШ в положении -0,  Ширкову показались необычными завихрения в районе работы винта, но это трудно было оценить. Хотя надо было потребовать водолазный осмотр.Такая мысль мелькнула,но в той суматохе и отсутствии времени в той ситуации Ширков на это не решился.

 Судно заканчивало малый капитальный ремонт, был полный  ремонт в доке и всё остальное, и контора гнала судно на промысел немедленно, о задержке не могло быть и речи.

 Ширков сделал обычный промысловый рейс около 6 месяцев в северо-западную Атлантику с этим ВРШ, план по добыче рыбы был выполнен на 110%, и благополучно сдал судно в Дакаре (Африка) другому капитану, который сделал еще рейс с этим же ВРШ. В Дакаре, как правило, ремонтная команда должна была сделать водолазный осмотр, но там, может быть, не заметили или решили вообще его не делать. Да и так сойдёт.

 Самое удивительное было в том, что  судно отработало два рейса в море и пришло в порт без замечаний.

 Ширков попал на другой БМРТ и через год пришел в порт для ремонта в БСРЗ и сдал  судно этому же капитану.

 В это время  все бывшие однокурсники были под 35 лет, капитаны дальнего плавания,красавцы- мужчины, в блеске золотых шевронов, капитанские значки, на фуражках дубовые листья и все другие атрибуты. Ремонтный капитан очень хотел быть похожим на них. Он удобно, в полном комфорте расположился в капитанском кресле шикарного салона-кабинета капитан- директора.

 Как обычно, он распорядился не убирать на ремонте, представительские сервизы, и, разумеется, содержимое буфета и холодильника, ковры, прочее убранство каюты и другие атрибуты, которые предназначались в иностранных портах для безупречного приёма высоких представителей  властей и чинов.

 Ремонтный тоже был капитан и хотел посидеть в шикарном кресле и попить кофе с коньяком из чашки великолепного, расписного, настоящего представительского капитанского сервиза.

 Ремонт пока ещё не начинался и вокруг было сонное и безмятежное состояние. Капитан остался один и в полном комфорте прошёлся по мягкому представительному ковру шикарного салона капитан- директора БМРТ и остановился с чувством своего высокого значения и положения, ибо за его спиной стоял сам партком.

У него сейчас было высшее достижение в жизни, главный пик, ради которого стоило  родиться, учиться, стремиться, и вообще жить.

-Я тут главнее генерала или такой же,- подумал капитан и с внутренней гордостью рассматривал, через большие прямоугольные иллюминаторы салона, потрясающе восхитительную панораму Таллинна со шпилями и черепичными крышами, которая, как в сказке Андерсена, открывалась с большой высоты мостика БМРТ.

 Какая вокруг красота, комфорт и действительно жизнь удивительна и прекрасна. И у него возникла мысль, что, конечно, он самый лучший и красивый, а то, ходят тут всякие, посмотреть не на что.

 Дел пока не было никаких. Ну хоть отдохнуть и поспать в ремонте, который  на полгода, а то потом набегут всякие морские, там уже не поспишь. Сами не спят и другим не дадут.
Было лето, и даже у нас в Эстонии жарко, металл нагревался и открытые иллюминаторы  помогали мало. Он разделся и ходил в одних трусах по всем аппартаментам капитана.

 Капитан прошёл спальню и зашёл в ванную комнату  большого морозильного траулера – завода и залез в большую и мощную ванну и погрузился в приятную морскую воду.Его глаза закрылись от удовольствия и умиления.

 В ванне сидел по штату и факту престижный капитан- директор большого траулера- завода, чтобы кто ни говорил другое. Ванна была капитанская и в ней сидел капитан, которого назначил сам партком. Наверняка, точно так же сидел и штатный «мастер». Никакой разницы нет. Раз он сидит в ванне капитана, всё остальное неважно. Здесь не жарко, уютно и нормально. Можно вот так сидеть, а зарплата идёт.

 БМРТ сонно стоял на швартовых и отдыхал в тихой бухте завода. Так же в полусне грезил капитан. Прекрасное воображение рисовало его, в полной парадной форме с  золотыми галунами и шевронами, и в фуражке с золотыми листьями.

 Он облокотился на поручень, из отшлифованного красного дерева и позировал всем репортёрам , а также гуляющим здесь и там загадочным, чёрным дамам- негритянкам и другим зевакам.

 Кроны вечнозеленых тропических пальм и эвкалиптов нависали над крылом мостика и затеняли его от яркого Солнца. Это был высший пик всего блаженства на таком потрясающем престиже. Белоснежное судно романтически стояло у причала дальнего африканского порта под великолепной пальмой, на изумительно синей глади моря и под невероятной голубизной южного неба, которое бороздили ,чистейшей белизны ,чайки и альбатросы.
 
 Капитан переоделся в белые шорты,тропическую одежду и одел легкую белую панаму.Он,как в кино,спустился по наклонному трапу и срыгнул на причал чарующей центральной Африки.Все видели превосходное океанское судно,по архитектуре почти,как пассажирское и рядом у трапа стоял,в сиянии успеха,блистательный и превосходный капитан.Сердце было готово выскочить из груди и летать,как эти быстрые чайки.Но это ещё не всё!

 Грациозной и танцующей походкой,подошла восхитительная тропиканка из черного мрамора,которую как-то видел в кино и на ТВ.Крутые и невероятной крутизны формы затмили собой горизонт,а мощь,которая от неё исходила сметала на пути все и оставалось только то и только это.

- Секс вери гуудд! произнесла эта,почти голая, фотомодель,показав рукой в сторону ближайшего пляжа...

  Вдруг что-то произошло непонятное.Кто-то выключил это кино или мир перевернулся.
 
  Он хотел крикнуть,что требует продолжения банкета,но понял,что сейчас уже не до этого.

  Ванна чуть зашевелилась,покачнулась и с непонятным дрожащим эффектом просела вниз на уровень палубы помещения.Капитан в изумлении,растерялся и не знал,что подумать,тем более ,что он был,в общем-то,не морской моряк,а береговой. Раздался скрежет ,визг металла,снопы искр от корежушего металла,пыль.Такого ещё никогда не видел,совсем необычное дело.Ванна прератилась в неведомое живое существо и уносила на себе капитана куда-то вниз.Это никак не вязалось с романтикой, которая только что была здесь.

- Стоп! Куда поехали? Где тормозааа…

- ЖИЖИЖИЗЗЗ, трах-татах-бах-бах-бабам,- и тишина.

 Эта ванна с водой, весом более тонны, может две тонны,продавила проржавевший металл палубы под плиткой, и провалилась вниз на плиту камбуза, где только что кончился обед и повара сидели в столовой команды, рядом с камбузом .Они с диким ужасом вылетели на палубу, думая, что на камбуз упала бомба.

 Когда повара вернулись посмотреть, то ванна устойчиво, уверенно и красиво стояла на плите, как на своём штатном  месте, будто она там и должна стоять среди кастрюль и всяких сковородок.

 Вокруг были куски ржавого металла, разбитая плитка и всякая морская пыль. 

 В ванне, держась за борта, совершенно невозмутимый, и в полном порядке сидел голый ремонтный капитан –директор, в ореоле поднимающегося с плиты пара от расплескавшейся водички.Он,конечно,прилично перетрухал,случай уникальный и особенный.От страха громко пёрнул и пузыри возникли на воде ванны.Но он сразу понял,что обошлось,поскольку вокруг воцарилась успокоительная тишина.

Он хорошо умел владеть собой и сразу принял деловой вид, который отрабатывал перед зеркалом, да и  полёт был закончен и довольно мягкая посадка удалась.

 Капитан будто был занят каким- то важным делом.
Может быть, он производил испытание этой самой ванны и успешно это испытание закончил.

 Но вот, как объяснить то, что он голый и без каски? Он же не бульварная девка в финской бане, чтобы позировать?

 На этом месте обычно стоит кастрюля с гороховым супом  или варятся морские макароны или картошка, но, когда вместо этого стоит ванна с голым капитаном, то такой пейзаж люди видели впервые в жизни. Они очень трудно понимали этот его трюк и по разному его объясняли...
   
 Это был редкий номер и феноменальный момент, ибо такое можно увидеть только раз в жизни и то не всегда. Вверху была дыра в прогнувшемся ржавом металле. Весь пароход сбежался на шум посмотреть, что тут такое и потом с соседних судов  и со  всего завода.

 Все лезли на пароход посмотреть такой великолепный эффект от провалившейся на камбуз ванны и на голого капитана в ней. Это был небольшой, но классный полёт и мягкое приземление, ибо ванна тормозилась, протискиваясь через гнущийся ржавый металл.

 Упавшие вслед за этим в ванну  несколько кусков плитки громко булькнули и дали понять, что оставаться здесь небезопасно. Капитан с чувством своего достоинства, попросил кухонное полотенце и, прикрывшись им, вылез из ванны.

 Хоть без штанов, но это был не кто- то там, а капитан- директор. Даже в час испытаний он оставался им. Подав руки, как полководцу, ему помогли сойти с плиты повара.

 Ремонтный, прикрываясь куском кухонного полотенца , шёл по коридору, будто в полной капитанской форме, не сутулясь, не покосившись и не оглядываясь на толпу народа. Какой- никакой, но это был всё же капитан. Он поднялся по трапу наверх и прошёл в свой кабинет, спокойно закрыв за собой дверь.

 Такой слух прошёл по всем судам в заводе и там дня два все лезли на судно всё это посмотреть, даже директор с секретаршей приходил.Один фото- любитель очень просил, чтобы капитан снова туда залез и сфотографироваться вместе.

 Так это было или не так, сказать трудно.Сам Ширков такого не видел,но потом на всех таких БМРТ начали делать подкрепления под ваннами, наваривали дополнительный лист металла, согласно проекта Регистра СССР.

 Это тогда был последний обед на судне, а на следующий день перешли питаться в столовую.

 А потом пришел в порт и тот БМРТ-441 «Эдуард Сырмус» и его подняли в док для продления документов Регистра и Ширкова вызвали в контору. Начальник сказал ему, что иди посмотри в док и там у парохода лопасти винта закручены в бараньи рога и надо писать объяснение, ему и второму капитану.

 Ширкову уже было известно по рыбацким каналам, что там было. Но, если ему известно, то и контора докопается.

 Он не знал, что написал другой капитан , но сам написал только это,-

       Я, А. Ширков, бывший капитан-директор БМРТ-441 «ЭДУАРД 
       СЫРМУС» лопасти винта ВРШ в бараньи рога не закручивал.      
       Кто закрутил лопасти ВРШ судна в бараньи рога, я не знаю и 
       мне об этом ничего неизвестно.Лично я никаких претензий к
       лопастям ВРШ не имел и не имею.
                Инженер- судоводитель, 
                Капитан дальнего плавания.
                Дата. Подпись.

   В таких ситуациях лучше превратиться в серый пень или осиновый столбик. Ширкова больше не беспокоили. 

 Самое удивительное, что очень уязвимая при малейшей разбалансировке или дефекте, система ВРШ отработала два рейса без замечаний и изменения тяговых и маневровых характеристик, и работала бы ещё, если бы не подняли судно в док.Но надо было продлевать документы Регистра и по плану его подняли в док для осмотра,где и увидели все это безобразие.А так бы никто и не подумал ничего плохого, ибо БМРТ сделал два рейса на 110% по основному показателю плана.Потом в конторе выяснили, то, что было, но замяли для ясности, потому что нельзя было назначать на должность капитана вот так и таким образом.Без рабочего диплома.Капитан БМРТ должен сдать обширный и строгий техминимум,проверка такого количества знаний,что головы не хватит.Его должен утвердить Главк и даже ЦК Партии.Много лет и тысячи миль плаваний,ведение промысла рыбы  и всего остального.А тут это ысё без ничего.Ну и начальство конторы перетрухало.Москва могла их тоже поснимать.

 Это был совсем не капитан и даже не младший штурман.Он никогда не выходил и не был в море штурманом.Только по партийной линии сидел в ремонтах штурманом и дошёл до ремонтного капитана.

  Как-то однажды Ширков попросил своего однокурсника дать ему рекомендацию в члены КПСС, но однокурсник как-то промямлил,что у него не хватает пока стажа для этого.Может быть так и было.А ещё там какой то эстонец написал заявление на приём его в КП и только в КП,потому что в СС он уже раньше был.

 Позже этого ремонтного капитана на этом заводе уже не видели, да и на других заводах тоже. Ширков тоже после этого мало встречал своего однокурсника,и потом все дороги совсем разошлись.
 
 Когда Ширков услышал рассказ про эту ванну, то это затмило даже бараньи рога на винту, потому что капитан, даже голый, в сложной ситуации,приложил все свои силы и способности и не уронил- чести и достоинства, а также всей репутации и престижа капитан- директора. 

 Однажды в баре за чашкой кофе он услышал очень похожий рассказ с небольшим дополнением.

 Всё было знакомо и точно так, но в ванной, кроме капитана, сидела ещё и буфетчица. Это было технически обосновано, потому что, когда буфетчица туда поместилась, то вес ванны увеличился и они поехали.Всё по закону Исаак Нютона,все изучали и здесь все понятно.Закон всемирного тяготения,только вниз,по радиусу,к центру Земли.Но путь перегородила мощная камбузная плита.Капитана,конечно,там как-то,прилично или не очень,но долбануло.Но не в такой уж очень степени.Ну пёрнул раза два,да потом заикался ,может дня два,да и всё. 

 В заводе было более десятка таких БМРТ, ремонтных капитанов тоже полно, да и ванн - тоже.Вполне могло быть два похожих случая или даже больше.

 Умнейшие знатоки могут сказать, что Ширков и сам мог бы загрохотать в этой ванне на камбуз, да ещё в море на качке и в шторм. Но, коллеги, это было совершенно невозможно, потому что А.Ширков- не лётчик, и летать на ванне –  не его амплуа.

 --------------------------------------------------

  Несколько позже,до Ширкова дошел слух,что к однокашнику заходил его коллега,по счастью или несчастью.Так вот в той квартире тот увидел целое стадо или стаю собак,которые бегали и прыгали.

  Однокашник с женой разводили там больших черных пуделей и выгодно их продавали.Вот это было главное его занятие,весь интерес,смысл жизни и,в общем то,благополучие и спокойствие.

  Ширков был несколько озадачен и его мысли никак не могли состыковаться.Учиться,сдавать сложные экзамены и наконец закончить престижную торговую Таллинскую мореходку Мин.Мор.флота,чтобы потом просто разводить собак...

  Хотя он где-то слышал,что пути в жизни- неисповедимы.Или что- то в этом роде.Но тем не менее.

  Сам Ширков,с того времени,своего однокурсника больше не видел.В общем-то он  к этому специально и не стремился,а случайно так и не получилось,в те времена и,тем более,теперь.Да и дел полно,а времени в обрез.

  А вот слышать,то, как-то слышал несколько раз.Старые моряки ,не раз ,его вспоминали,но не,как ремонтного капитана.Они помнили его,как известного и знаменитого капитана в ванне.

Фото автора.
Серийный БМРТ- Большой морозильный рыболовные траулер,основной траулер Советского тралфлота 1960- 1980 годы.Основное судно автора.

Благодарю за внимание.

14.02.13                Альберт Шаров