Бородатая история

Николай Баскаков
   Да, как вспомню, смешно становится. В знак протеста против засилья клопов в общежитии решил отращивать бороду. Начальник увидел, сказал:"Сбрить надо!" Почему? Не сказал. Ну, стал объяснять ему:"Клопы заели! Спасу нет." Он:"А я тут при чём?" "Уеду от вас, - говорю, - с вашего Урала, к себе на родину, поближе к столице. "Нет, - усмехнулся начальник, - ничего у тебя не выйдет. Мы несколько лет заманивали к себе специалистов!" "Иди - работай!"
  И я работал, в троллейбусном депо. Лопались, помню, воздушные подушки. Без них - жестковато ездить в троллейбусах. Причину определил сразу: переполняли их сжатым воздухом. Отрегулировал давление, ну и перестали они лопаться. Начальник депо тут же благодарность мне объявил, но что толку: клопы как ели меня поедом, так и не переставали производить свою экзекуцию.
  Уничтожал их как только мог: лупил по ним газетной хлопушкой, лил специальный раствор вокруг кроватных ножек. Но они, сообразительные твари, бойко семенили по потолку, друг за другом, и парашютировали сверху на кровать и на меня.
  Три месяца терпел эти измывательства. Перестал бриться. И понял вдруг почему пустует соседская койка с отпечатком на стене от крепкого башмака:"Доняли однажды и его клопы! Не зря хотел вдавить их в кирпичную стену, потому и сбежал куда-то."
  "Не бери в голову, - успокаивал меня по этому поводу жилец из соседней комнаты, - я их с трудом вытурил из своей. Но они всё равно вернуться. Их травили много раз. Но - без толку!" Он работал инженером в управлении. Немало дельных советов услышал от него: о работе, о любви и вообще о жизни. Он тоже советовал почему-то мне сбрить бороду.
  Была она черной и пугала поэтому не только соседа и начальника депо, но даже и меня самого. "Тем лучше, - думал я, - скорее отпустят домой!" И тут начальник вдруг сказал:"Тебя вызывают к городскому начальству." Пришлось идти, как говорится, на ковёр для проработки по поводу моего протестного поведения.
  Первыми словами партийного руководителя было это:"Бороду нужно сбрить!" "Зачем, - спросил я, - разве не имею права жить, как хочу, одеваться в то, что нравится, ну и с бородой ходить? Разве Вы не знаете: и Карл Маркс, и Фридрих Энгельс были бородатыми. И  даже у самого товарища Ленина была бородка!"
  Он улыбнулся:"Вот потому и сбрить нужно. Ты же не Карл Маркс и не Фридрих Энгельс. И, конечно, не Ленин! Про клопов в вашем общежитии, конечно, наслышан. Но потерпи немного: поработаешь годик-другой, квартиру двухкомнатную в новом доме дадим. Самую красивую, на всём Урале, невесту найдём. Так что подумай обо всём этом хорошенько!"
   Я подумал и написал о своих мытарствах родителям. Приехала мать, издалёка. Посмотрела на клоповник, ужаснулась:"Никогда такого не видела. Откуда они здесь берутся?" С тем и улетела, впервые в жизни, на Ту-154 в Москву. А я остался, на съедение уральским клопам.
   Наконец у меня не выдержали нервы, написал в министерство письмо с просьбой о перераспределении. Там клопов тоже, видимо, не уважали, поэтому и разрешили мне с ними расстаться и вернуться в родные пенаты, поближе к столице нашей страны.
   Бороду, конечно, тут же сбрил. А совсем недавно, спустя много лет, узнал: носить бороду в незапамятные времена было очень опасно. "Ты же не Карл Маркс!" - слышится мне до сих пор.


15.02.2013 года