Народный календарь, 14 - 20 февраля

Александр Мишутин
 
 
      Ох, не повезло... Ох, не повезло! Бывает так, бывает: и Масленица в феврале, и год високосный. И сокращается количество свадебных недель. А свадебными неделями на Руси называли недели с Крещения (19 января) до Масленицы. Кое-где и период с 14 сентября до Филипповок (28 ноября) так же назывался: свадебные недели.
  Так сокрушаются, когда  зимний  мясоед оказывается коротким. Вот она, «пёстрая» неделя  перед Масленицей, а женишка всё нет! («Пёстрые» недели — недели перед постами). А «на пёстрой неделе женится голь да беда». «На пёстрой жениться — с бедой породниться».
  Но в этом году ещё три недели до Масленицы. Гудите, свадьбы!
  14 ФЕВРАЛЯ. ТРИФОН.
  Стерегут девицы появление молодо¬го месяца, а увидев его, вертятся на пятке правой ноги, приговаривая: «Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя». Или же незаметно от всех вметают сор с улицы в избу, ведут его в передний, красный угол, где его никто не увидит, и тоже приговаривают: «Гоню я в избу свою молодцев, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов».

  Февраль — месяц свадебный! Надо опять спешить: не за горами Масленица, а после неё — Великий пост, запрет на свадьбы и всякие увеселения.
Женихи да невесты — маята молодых. А крестьяне в этот день заклинают… мышей, этих погубителей стогов и скирд. Для этого приглашают знахаря. Тот берёт с четырёх сторон скирды по снопу соломы, а от стогов — по клоку сена. Всё это поджигается раскалённой кочергой и сгорает в печи. Под заговоры и заклятия знахаря, зола высыпается в те места, откуда были взяты снопы и сено.

  Во всех манипуляциях знахаря сопровождают хозяин с хозяйкою с хлебом-солью и чистым полотенцем. После проведенной работы знахаря угощают и одаривают. Всем хорошо: мыши сыты и целы, у хозяев — уверенность и надежда, у знахаря — «гонорар» за работу.

   15 ФЕВРАЛЯ. СРЕТЕНЬЕ, СУСТРЕТЬЕВ ДЕНЬ.
  Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской православной церкви. В этот день вспоминается встреча младенца Христа со старцем Симеоном в Иерусалимском храме.
  Религиозный смысл праздника крестьянам был непонятен, и этот день считался праздником встречи зимы и весны. Действительно, середина февраля, зима и весна каждый день встречаются: и метель и капель, и снег и дождь. Перелом. Сустретьев день.
  Пристальное внимание к погоде определяет этот день. Дополнительные знаки о будущей весне. «Какова погода на Сретение, такова и весна будет». «На Сретеньев день снежок — весною дожжок». Но — Россия широка, Россия велика. И приметы различаются в зависимости от местности. В Рязани, например, снег на Сретение тоже связывали с дождливой весной, а метель — с поздней весной. А костромичи говорили: «На Сретениев день от воробья стена мокра». Что сулило появление ранней весны. Но во многом приметы совпадают. И «если на Сретение петух напьётся воды - наберётся пахарь беды»; значит, зима еще долго продлится и надо экономно расходовать хлеб, пшено, сено. В Сретение капель предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев. Поэтому садовники и трясут в этот день деревья руками, чтобы были с плодами. По погоде же в этот день судили о будущем урожае. Если снег утром — к урожаю ранних хлебов, если в полдень — средних, к вечеру — поздних,
  Показывала погода затяжную весну (а значит, и экономию кормов) или нет с этого дня, со Сретения, начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом. А как же: «Корми кур овсом — весной и летом будешь с яйцом».

  16 ФЕВРАЛЯ. СИМЕОН И АННА. ВЛАСИЙ.
  Хоть и говорится, что по 24 февраля семь крутых утренников (морозов) бывает: три до Власия, четыре после Власия, все же «Покров не лето, а Сретение не зима». Надо чинить да готовить «сбрую летнюю да борону столетнюю». С ранней зари, помолясь всей семьёй, выходят в сараи и занимаются работой.
  Существовало поверье, что в этот день лихой домовой-дворовой (не домовой-доможил, не «соседушко») ночью мучает и заезживает лошадей. Чтобы этого не произошло, на шею лошади привязывали кнут и онучи (портянки). Дворовой будет думать, что на лошади сидит сам хозяин и не посмеет дотронуться до лошади.


  17 ФЕВРАЛЯ. НИКОЛА СТУДЁННЫЙ.
  И если для людей — это свадебный закат, то «Никола студёный — волчий сват». Начинается время звериных свадеб. Звери, они и есть звери. «Студёный день — шубу снова надень». Три крутых утренника до Власия и три — после Власия. На Николу — один из них.

  18 ФЕВРАЛЯ. АГАФЬЯ-КОРОВНИЦА.
  Не все ведь женятся да замуж выходят. Ну а даже если так, заботы все равно не бросишь. Только закармливали домового, пугали лаптем дворового, а тут — на тебе: новая беда. Именно в этот день нечисть вылетает из ада в виде птиц и заглядывает в печные трубы. Не из любопытства. А для поселения. Открытая труба для нее — как триумфальная арка. Поселится в избе — потом попробуй избавиться от неё, выживи.
  И вот, чтобы жить и не тужить, заранее принимали меры защиты от бесов: с вечера крепко закрывали трубы, замазывали их глиной и для пущей надёжности окуривали загнетки (поддувало) и трубы дымом чертополоха. Чертополох по народному поверью не только врачует болезни и «утоляет девичьи зазнобы», но и отгоняет бесов, а также, что очень важно, сохраняет в целости домашний скот.
  Именно в это время, на Агафью-коровницу, пробегает по сёлам заморенная «коровья смерть». И это не какая-то там ведьма с хвостом. У народа есть точная примета этой смертной бабы: руки с граблями. И сама она — «коровья смерть» — никогда в деревню не заходит, а всегда мужики приводят её с собой. Несознательно, конечно. Не диверсанты же они. Но как-то так получается. Потому и в борьбу с «коровьей смертью» мужиков не включают. В ополчение идут «одне бабы». Но это потом, через неделю. А пока они договариваются, «коровья смерть» высматривает подходящих мужиков да вышедших погреться на солнце коров.
  Разумеется, хозяева не сидят сложа руки. И кресты везде поставят: на дверях, на притолоках, в хлеву, окропят коров крещенской святой водой. Тем более что подошло время отёла.

  19 ФЕВРАЛЯ. ВУКОЛА-ТЕЛЯТНИК.
  «На день святого Вуколы — телятся жуколы». Жуколами называли коров, разрешавшихся от бремени в феврале. Знать, не зря начинает мелькать по деревням в это время «коровья смерть». Есть и жатва для неё и причины остерегаться этой бабы: коровы ослаблены и восприимчивы к болезням, хвори. О телёнке и говорить нечего. Все заботы хозяйки — о них. «Животину водить — не разиня рот ходить» «Домашний телёнок — лучше заморской коровы». Корова — это и молоко, и масло, и сыр, и мясо, в конце концов. Это — здоровье и достаток семьи. Без коровы и лошади — нет крестьянина. Потому и забирали телёнка в избу от холода и несчастий, и ухаживали, как за младенцем: кормили «маминым» молоком, но без «мамы», сами: под ликования и восторг ребятишек телёнок сосал своим беззубым ртом их пальцы и ладошки, утоляя сосательный инстинкт.
Хозяин окуривал отелившуюся корову чабрецом (богородской травкой), чтобы молоко не было поганым, а телёнок рос здоровым. А хозяйка после двенадцати доек (трёх, четырёх дней), когда пройдёт молозиво и молоко сделается годным к употреблению, варила некрутую молочную кашу. Затем горшок с кашей обкладывала сеном и ставила в чашку с овсом. Трижды поднимала чашку над голо¬вой и трижды произносила: «На сто бычков! На тысячу телушек!». Снимала плёнку с каши и отдавала телёнку. Этот обряд «моления молока» совершался перед обедом. Затем кашу съедали.
  С молочком вас, со сметанкой!

  20 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ЛУКИ ЕЛЛАДСКОГО.
  В русском народном календаре ему уделено немного внимания: пекли пирожки с луком. Может быть, потому немного, что этот день Луки — первый в году и будет еще четыре дня Луки, которые более важны для земледельца и по делам и по приметам.
  Не все, разумеется, могли себе позволить пирожки. Только тот, у кого была мука. И притом в достаточном количестве. А если было немного, хранили на Пасху, на куличи.


  С днем ангела вас, именинники недели!
14 февраля: Петр, Трофим.
16 февраля: Адриан, Анна, Влас, Николай, Роман, Семен.
17 февраля: Георгий (Егор, Юрий), Иосиф, Кирилл, Николай.
18 февраля: Агафья, Макар.
19 февраля: Мария, Христина, Юлиан.
20 февраля: Лука.  Надежды и терпения вам!