Кто кого, когда простит, ведать мне бы...

Людмила Дейнега
   
       То, что она родом из одной деревни с «бурановскими» бабушками, я узнала совершенно случайно, когда Маргарита дословно перевела мне текст удмуртской народной песни «Кружит ястреб». Она сама проникновенно спела на своём родном языке последний куплет:
                …как зимой на снегу не набрать зимой букет,
                Точно также не вернуть пробежавших юных лет…
С ней мы познакомились совершенно случайно. Она приехала в горный посёлок сначала одна и купила уютный скромный домик на склоне большой горы, на котором раскинулся старый колхозный сад, давно мечтающий о заботливых руках. Сама Маргарита  из интеллигентной семьи. Отец был директором школы, брат  стал известным московским профессором, многочисленная семья имела в своих рядах художников и учителей… Невысокая талантливая девушка, носившая имя цветочка, расцветала с каждым днём всё ярче. В её руках пели спицы, великолепно вязавшие кружева, держались иглы, которыми она искусно вышивала.  Маргарита  целыми днями рисовала, лепила, клеила, стряпала…   Она до сих пор искусно играет на баяне, поёт, пишет стихи, шьёт, танцует и печёт  изумительные пироги…
    В свои юные годы, работая учительницей в школе, она встретила и полюбила  женатого человека. Впрочем, назвать женатым его было трудно. Жена, родив очаровательную доченьку, тут же пустилась во все тяжкие, вскоре и навсегда покинула родные места в поисках счастья. Малышка тянулась ручонками к Маргарите и нежно называла её  мамой. Конечно, семья настороженно отнеслась к выбору дочери, но с радостью домочадцы  видели её счастливые глаза рядом с любимым. Вскоре ещё один детский голосок раздавался в семье влюбленных. Родилась чудесная малышка,  очень похожая на маму…
       Шли годы… Когда девушки подросли, глава семейства всё чаще не ночевал дома. Всё чаще от него разило местным самогоном. Уговоры ни детей, ни жены не помогали. Именно тогда Маргарита уехала на Кубань.
      В благоухающий цветами и горным воздухом дом, на склон большой горы, глава семьи явился через два года. В шикарном костюме при галстуке  и шляпе полноватый  «мачо» выглядел экстравагантно.
   Сельские жители принимали его за министра. Особенно тогда, когда он, попивая в беседке пиво, наблюдал за трудолюбивыми руками жены, старательно высаживающей на приусадебном участке овощи. За их парой с восторгом наблюдали, когда, сияющая от счастья, Маргарита, как в юности, танцевала с мужем вальс или танго. К ним любили приезжать в гости, любили посидеть в их уютном доме, где гостеприимная хозяйка встречала пирогами… Она никогда не сидела без дела.
      За это недолгое кубанское время Маргарита стала известной народной умелицей, неоднократным призёром районных, краевых, республиканских, международных выставок прикладного искусства. Она стала заслуженным работником культуры Кубани и почётным работником общего образования РФ. Проникновенные стихи  ветерана труда ложились на листы белой бумаги…
      А её «любый» разгуливал от одной сельской души к другой. Его частые отсутствия уже не могли терпеть дочери.   Если делались замечания, он бросался на беззащитных женщин с кулачищами.
         Вскоре он сделал свой выбор: ушёл к стареющей, одинокой, пьющей с ним всё подряд, женщине. Его больше прельщала грязная неухоженная хата на краю посёлка, чем сверкающая от белизны светёлка жены.
    За вечерними и повседневными хлопотами перо Маргариты выводило  строчки:
«Вот уже десять лет день за днём пролетели,
До сих пор, кто помог бы, ко мне не пришёл.
Может быть оттого, что одна я в постели?
Одиноко сажусь за обеденный стол?»
Сама того не замечая, она всё больше  набирала  силу поэтического слова, говоря на языке друзей – единомышленников:
«Синева лаванды в октябре
Подарила снова бабье лето,
Синим звоном будит на заре,
Шепчет: «Песнь твоя ещё не спета…»
 «Благоверному» врачи поставили страшный диагноз: потеря памяти. Теперь он совершенно не нужен старой спившейся женщине. Маргарита с  его родной дочерью стараются что-то сделать для неблагодарного, предавшего их, человека. Оставаться с ним в одной комнате опасно – так считают врачи. Чтобы определить куда- либо в больницу под присмотр медиков, ещё нужно собрать многочисленные справки…
   Всё чаще Маргарита с тоской напевает слова народной удмуртской песни, которую сама перевела на русский язык:
«Что ты, сердце, стучишь?
Отгони печаль прочь!
Что, душа моя, грустишь?
Не тревожься день и ночь!»
     Кто знает, как сложится в дальнейшем жизнь этой удивительно богатой женской души… Будут ли Богом прощены заблудшие мужчины? И вообще, имеем ли мы право судить в этом мире, ведь не напрасно говорят: «Не судите и не судимы будете…»
В моей памяти проплывают выстраданные душою Маргариты строчки:
«Словами грубыми порвал ты в клочья душу.
А кулаками сердце вдребезги разбил.
Свирепым взглядом пьяных глаз посеял стужу
И распинал любовь ботинками, убил».
           Прошу Господа сжалиться над нею… Сколько можно страдать ещё её творческой богатой натуре?
       Кто кого, когда простит, ведать мне бы…


                14.02.2013