Я поведать вам хочу без утайки

Анисья Искоростинская
 
      «  Я поведать вам хочу без утайки…»
                Так интересно
                Путешествовать в себя…
                Лариса Сергеева, г. Шарыпово
               
                Однажды знакомый показал мне несколько фотографий. На всех
был один и тот же человек: вот он с президентом США Обамой, с
Михаилом Горбачёвым, с медведем, с огромной рыбиной, которую едва
удерживает в руках, а вот он участник десанта американской армии во
Францию, солдат времён Великой Отечественной войны в боях за
Малую Землю и даже офицер армии Петра Первого. Поначалу я
растерялась, но быстро сообразила, что фото сделаны при помощи
компьютерного монтажа.  Однако следует заметить, что «герой» на всех
снимках смотрелся очень убедительно: не только костюмы, но и осанка,
выражение лица, взгляд -  всё было очень органично, соответствовало
образу. А поскольку я всего пару раз до этого видела человека,
изображённого на снимках,  то не вдруг - то и узнала Александра
Георгиевича Данилова. Позже, со  временем, когда мне довелось ближе
познакомиться с ним, я убедилась, что это личность творческая,
разносторонняя, очень тонко чувствующая человеческую натуру, а
значит, и умеющая её передать, так сказать, сыграть. Творчество –
неотъемлемая составная натуры этого человека.
               Александр Георгиевич   Данилов родился в Назарово, в  Посёлке 
Горняков. До второго класса учился в школе № 2, потом, до шестого
класса, в школе посёлка Коллог – на севере Красноярского края, в
Туруханском районе. Население, практически всё, промышляло охотой и
рыбалкой. Отец работал в нефтеразведке. Детство на севере – это жизнь
среди суровой, но прекрасной природы. Александр Георгиевич
справедливо считает, что именно природа севера, в первую очередь, и
поставила его на путь искусства. Местное население – кеты – поражали
его тем, как умеют они украсить скромный быт удивительными по
искусности работы вещами: изящной резьбой по кости, по дереву,
меховой одеждой и обувью с инкрустацией, бисерной отделкой. Да и в
семье было у кого заразиться тягой к творчеству: отец делал мебель, и
не только для себя, но и на заказ, и  украшал её резьбой.
           Потом – опять Назарово, школа №8. А дальше - Красноярск,
училище искусств, откуда был призван в армию. Три года прослужил в
городе Муроме. И там тоже был связан с культурой. Первый год, как
говорит сам Александр Георгиевич, он отслужил – отмаршировал,
остальные два года работал в библиотеке и занимался оформлением
воинской части. По окончании службы заочно окончил училище,
получил профессию художника – оформителя. Всю жизнь посвятил
творчеству. Сначала два года отработал художником – оформителем на
ГРЭСе, потом трудился в районной художественной мастерской, где
работали, в буквальном смысле, день и ночь:выполняли заказы
различных организаций. Была огромная ответственность перед
заказчиком и перед руководством. Больше  десяти лет заведовал
 сельским клубом в селе Сереуль. Последние годы работал художником
в Сахаптинском СДК.
                Очень охотно, с теплом вспоминает Александр Георгиевич о
годах работы в Назаровской районной художественной мастерской.
Работать было интересно, творчество приносило удовлетворённость,
радость. Ещё за несколько лет до объявления М.С.Горбачёвым
«перестройки» коллектив мастерской  участвовал в Красноярске  в
выставке художественно – оформительских работ. О высоком качестве
экспонатов, представленных назаровцами, свидетельствует тот факт,
что Дипломами  первой степени были награждены шестеро художников:
Анатолий Агафонов, Владимир Хватов, Александр Лагно, Александр
Данилов, Владимир Митюшенко, Александр Шаронов.


ФОТО:АЛЕКСАНДР ШАРОНОВ, АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ, ВЛАДИМИР ХВАТОВ, АЛЕКСАНДР ЛАГНО
Упомянул Александр Георгиевич и другую выставку, которая  тоже
состоялась в Красноярске и где Назаровский лесхоз экспонировал
 работы тружеников сувенирного цеха. В этой выставке принимал
участие назаровец Виктор Исаков – уроженец села Ново – Курск
Шарыповского района. Работы народных умельцев привлекли тогда
 внимание даже зарубежных представителей мира искусства.
                Время шло – очень быстро менялся жизненный уклад сельчан,
отношение к окружающему миру, к людям, к самим себе. Раньше люди
огораживали усадьбы не безликими металлическими заборами, а
резными воротами, палисадниками, наличниками – украшали свою
жизнь. Сами не могли – просили других, делали заказы в мастерской.
Потом стало иначе, началась другая жизнь. Александр Георгиевич
тяжело воспринимал безрадостные в ней перемены.
                Жизнь в деревне Сереуль
Средь лесов, болот, оврагов
И непаханых полей
Притулилась деревушка –
Сереуль названье ей…
Предисловие закончим,
И пора вам рассказать,
Как в том самом Сереуле
Люди стали проживать.
                Но прежде, чем говорить о настоящем деревни, автор
совершает экскурс в памятное ещё многим прошлое: крестьяне сеяли
хлеб, рожали детей, получали зарплату, отдыхали, ездили в гости,
ходили в кино, весело и дружно проводили досуг... «На деревне было
чисто, Конопля и лопухи Не росли вблизи калитки». Росли новые избы,
жизнь кипела. А вот теперь!
«Спиртоносы появились…Всё берёт в обмен на зелье спиртоносова
семья. Ни закона им, ни чести… Вот и катится под горку пьющий на
деревне люд… Вот за эти бы дела присудить расстрел на месте!» Дома
ветшают, пустеют, не слышно рёва коров, зато на погосте места осталось
уже совсем мало: вымирает народ. Однако в других стихах отмечает
 автор и позитивное: есть всё – таки с кого в деревне брать пример и в
 семейной жизни, и в работе.
           Почему всё так пошло? Стали ли люди беднее материально? А
может, духом обеднели? Об этом и многом другом, связанном с днём
сегодняшним, немало размышляет Александр Георгиевич. Во–первых,
считает он, на культуру жизни влияет недостаток рабочих мест. Там,
где люди проживают, нет работы или крайне низкая зарплата. Тут не до
культуры!  Раньше на фермах, в цехах были так называемые красные
уголки, на стендах – трудовые показатели. Люди получали от работы не
только материальное, но и моральное удовлетворение. Находились у
них и время, и желание, чтобы принять участие в общественной жизни
села, в художественной самодеятельности, хотя в личных подворьях
держали и коров, и свиней, уход за которыми тоже требовал и сил, и
времени. А теперь люди охладели к общественной жизни, хотя и коров
 повывели и свиней держат не в каждом дворе.
         - А может, крестьянин просто – напросто хочет жить без лишних
забот? – спрашиваю я. – Городские - то приходят с работы, отдыхают,
сидят у телевизоров. А сельчанину после работы предстоит ещё и в
стайках горбатиться. Старым это привычно, а у тех, что помоложе,  уже
другие представления о достойной жизни.
           Александр Георгиевич возражает: траву на сено скосить, сено с
поля вывезти – дорого стало, комбикорм – дорогой. Раньше десятки
тонн на тринадцатую зарплату получали – порой не знали, куда девать.
Говорит, судачит народ о нынешней жизни, да больше «за углом».
Выбирают депутатов, а депутаты, волей или неволей, быстро становятся
частью государственной системы, которая вроде бы и заинтересована в
судьбе народа вообще, а вот каждый человек в отдельности ей, кажется,
безразличен. Народ отвечает тем же. Не хотят люди собираться даже для
того, чтобы обсудить насущные проблемы села. А что обсуждать? Не
 видят крестьяне искренней заинтересованности государства в своей
судьбе. Работают они, а богатеет кто – то другой.
                И опять возвращаемся к вопросу о творчестве, о культуре,
которые, по мнению Александра Георгиевича, связаны кровно.
- Нынче во всех сферах жизни есть общая беда – обилие бумаг. В
культуре, например, они как идут? Министерство – краевое
управление – районный отдел культуры – директор СДК или
завклубом. И в обратном порядке. Отчётности  очень много, а чем её
больше, тем труднее работать, времени на настоящую работу
меньше остаётся, а сделать её надо.
- Что, на ваш взгляд, даёт культура молодёжи? Она развивает молодёжь
или развлекает? – я спрашиваю об этом у Александра Георгиевича как у
профессионала. Мне на самом деле интересно узнать его мнение.
- Молодёжь охотнее всего идёт на дискотеки. Хотя и в наше время у
культуры есть возможности для духовного развития молодёжи, но часто
мотивом для участия в сельских или школьных мероприятиях  у
молодых становится возможность получить диплом или грамоту для
портфолио, которое, говорят, может помочь при поступлении в учебное
заведение.      
              Хорошо зная, что сам Александр Георгиевич к культуре имеет
отношение не только по профессии, всё же не могу не спросить:   
         - А в чём заключается Ваше участие в творческой жизни села, района?
- Я пою в ансамбле «Раздолье» Сахаптинского СДК, который в 2011 году
стал дипломантом краевого фестиваля самодеятельной песни. В
репертуаре этого коллектива есть и песни, слова которых написаны
мной. Это «Деревенька моя», «Хуторок», «Детская». Я сам не только
читаю свои стихи на мероприятиях, но и исполняю песни на свои стихи.

ФОТО

ФОТО
           Несмотря на то что недавно Александр Георгиевич перенёс очень
серьёзную операцию, настроен он очень оптимистично и считает, что
творческий период в его жизни будет продолжаться. Я же уверена, что
его стихи не только доставят читателям эстетическое удовольствие, но
и вызовут немало мыслей, переживаний, созвучных авторским. 
                РАЗДУМЬЕ
Листок календарный
Сорвал, прочитал
И жизни частичку
Уже потерял.

Вот так и живём:
Час, минута, года –
Они улетают.
Куда? Никуда!

В заботах, желаньях,
В труде и любви
Года пролетают.
И где же они?

Листок можно вклеить,
Но жизни возврат
Уже невозможен:
Нельзя, чтоб назад!
              Александр Георгиевич Данилов – член районного литературного
объединения «Агатинские зори».  Такое название наш творческий
коллектив получил не случайно: у многих его авторов есть стихи,
посвящённые реке Агате, значит, есть в агатинских зорях что – то
особенное, притягательное.
                АГАТИНСКИЕ ЗОРИ
Солнце алое вставало
Над рекою Агатой,
Золотым песком играло,
Умывалося водой.
Кряж Солгонский из тумана,
Словно спящий великан,
Разгонял своим  дыханьем
Утренний густой туман.

Птахи в елях свои песни
Утром ранним завели,
И таёжной речки всплески
Радужной волной прошли.

Шалый ветерок проснулся,
По ветвям зашелестел,
Каждого листка коснулся
И неспешно улетел.
            В силу специфики работы Александр Георгиевич сочинял
множество стихов при подготовке массовых мероприятий, для
адресных  поздравлений, писал тексты для песен, сатирические и
лирические частушки. Кроме того, есть у него много стихов о родной
земле, о природе. Любимые образы: берёзы, сирень, ромашки, рябины,
хлебные нивы – всё то, что для многих неразделимо с понятием
«родина». Природа в его стихах живая: она чувствует, действует,
переживает:
Расслюнявила осень дороги,
Серым маревом лес поседел,
Лист осенний шуршит под ногами:
От холодных ветров облетел.
Хмурит небо свинцовые тучи,
Иней белый прилёг на луга,
Только скоро туманом осенним
Он поднимется ввысь, к облакам.
Где – то первый снежок робко ляжет,
До обеда порадует глаз
И стечёт он с листвы  светлой влагой,
Напоив землю – мать ещё раз…
                Выступая в отчётном концерте в селе Подсосенском,
Александр Георгиевич подарил гостям праздника собственный пересказ
сказки  А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке, введя в неё современную
лексику, предметы нового обихода, сделав более смелым, отчаянным
образ старого рыбака, которого «заела» жадная супруга. Его дед
отправился жить в море, к золотой рыбке, а вот старуха тоже, как у
Пушкина осталась  у разбитого корыта, и нет ей сочувствия и у нашего
 современника:
Надо жить трудом своим,
А не чьим – то там чужим!
             Александр Георгиевич размышляет о мире вокруг себя, исследует
его, фиксируя свои наблюдения и выводы в стихах. И своё отношение ко
всему тоже анализирует, словно странствует по закоулкам своей души.
И наверняка это непростое путешествие (ведь надо быть предельно
честным и мужественным!) будет продолжаться всю его жизнь. А стихи
станут литературными  документами, отражающими его эпоху,
конкретных людей.
              Здоровья Вам и творческих удач, уважаемый Александр
 Георгиевич!

                А.И.Искоростинская. Большой Сереж