Миры за окном. Интервью Виталия Пищенко

Леонид Словин
Виталий Иванович Пищенко - создатель Союза писателей Приднестровья и его председатель (1995 — 2002 г.), секретарь Правления Союза писателей России, лауреат Государственной премии Приднестровской Молдавской Республики, литературных премий им. И. Ефремова, В. Маяковского, В. Пикуля, К. Симонова, А. Фадеева, «Золотой венец Победы», «Во славу Отечества», ряда жанровых премий в области фантастики как писатель-фантаст дебютировал в 1981 году рассказом «Равные возможности».

Уроженец Новосибирска (1952) по окончанию аспирантуры сельскохозяйственного института работал преподавателем вуза, был на комсомольской работе, в 1987-88 г. он — ответственный секретарь журнала «Сибирские огни», староста Семинара молодых писателей Сибири и Дальнего Востока, работающих в жанре фантастики и приключений, затем — организатор и директор Всесоюзного творческого объединения молодых писателей-фантастов (ВТО МПФ) при издательстве «Молодая гвардия».
В 1989 г. в связи с переводом дирекции ВТО МПФ в Тирасполь, переезжает в Приднестровье. Заведовал кафедрой журналистики в Приднестровском государственном университете, издавал знаки почтовой оплаты ПМР, являлся пресс-атташе генерала Лебедя...

С 2001 года живет в Москве.. Наиболее известные произведения Виталия Пищенко: «Замок Ужаса», «Миров двух между», «Абордажники» (в соавторстве с М. Шалаевым), «Гроза над Цхинвалом» (в соавторстве с А. Марковым) и др.


— По мнению многих читателей, жанр фантастики в российской литературе относительно молод. Одни считают пионерами жанра братьев Стругацких, Ивана Ефремова или даже Александра Грина, другие Александра Беляева. Существует мнение что фантастика и сказка особо тесно связаны, но тогда и А.С. Пушкин, и Н.В. Гоголь, и другие известные русские классики (как авторы популярных сказок) должны возглавить первый ряд отечественных фантастов. Что Вы об этом думаете?

— А может всё дело в том, что не всегда стоит собирать фантастику воедино? С моей точки зрения, она делится на три различных направления в зависимости от того, какая роль отводится фантастическому элементу. В научной фантастике (НФ) фантастика становится целью писателя, в приключенческой фантастике — фоном, в литературно-психологической — приёмом, помогающим глубже очертить образ героя. Эти направления фантастики живут по разным литературным законам, имеют разные корни и истоки. Литературно-психологическая фантастика зародилась одновременно с литературой, её истоки в мифах, сказках, былинах, дань ей отдали многие классики и отечественной, и зарубежной литературы.

НФ — дитя века XIX-го и эпохи безоглядной веры в торжество науки. Приключенческая фантастика появилась после того, как наша планета оказалась исследованной, и рамки необычного на Земле сузились. Посмотрите на фантастическую литературу с этой точки зрения и увидите, что «пионеров» было много, просто шли они разными дорогами…

— Чем лично Вас привлекает жанр фантастики?

— Возможностью поставить героя в необычные условия, представить миры, которых никогда не удастся разглядеть из окна своего дома. Вообще-то я больше тяготею к фантастике приключенческой и не согласен с теми, кто утверждает, что это (равно как и детектив) — «лёгкое чтиво». По-моему, хорошая приключенческая литература, отстаивающая и защищающая извечные человеческие ценности, всегда будет востребована читателем, особенно юным.

— В России, как кажется, гораздо меньший по сравнению с западом интерес к «фентези». Так ли это и чем это можно объяснить?

— Это не так. О западе судить не берусь, но российского читателя буквально захлёстывает вал книг о колдунах, вампирах, принцах, ведьмах, эльфах, гномах и прочих орках. Досадно, что большинство из этих «произведений» сработаны по шаблону, они легко читаются, но так же легко и забываются. Думается, что популярность подобных текстов во многом обусловлена неустроенностью сегодняшней жизни, неуверенностью в завтрашнем дне. Читатель прячется в мирах, где всё просто и все проблемы хорошо завершаются.

— Не повлияло ли глобальное торжество социалистического реализма в СССР на развитие фантастики и детектива?

— Конечно, повлияло. Хватало и глупостей, и недостатков. Но было и хорошее. Мне, например, искренне жаль, что разрушена отечественная школа редактирования. Среди редакторов той поры было немало людей, обладавшим безупречным литературным вкусом, они не боялись брать на себя роль барьера, перекрывавшего путь воинствующим графоманам, в какие бы одежды те не рядились. И отношение к писательскому труду было иным.

Мой давний друг и коллега Далия Трускиновская точно подметила: «Нас учили быть чуточку выше простого народа, чтобы ему было зачем вставать на цыпочки, а не опускаться перед простым народом на корточки, делая ему пальчиками козу». Впрочем, это заслуга не столько системы, сколько замечательных людей, которых нашему поколению писателей повезло встретить.

— Тем не менее, писатели-фантасты в советское время добились в Союзе Писателей СССР для себя большей самостоятельности. По крайней мере, несопоставимой с писателями–приключенцами. В моё время их Совет возглавлял Аркадий Адамов, потом недавно ушедший из жизни Эдуард Хруцкий. Фантасты сами принимали в члены Союза Писателей…

— Просто мы раньше остальных переругались и успели оценить, кто что стоит. Пока остальные собратья по писательскому цеху продолжали делить остатки пирога, приготовленного предыдущими поколениями, фантасты собирались вместе. Уже несколько лет работает наш Совет по фантастической и приключенческой литературе. Его учредителями стали Союз писателей России, Союз писателей Москвы, Союз писателей Санкт-Петербурга, союз писателей Крыма…

Мы и сегодня принимаем коллег в Союз писателей, учредили и вручаем премию имени И.А. Ефремова. И приключенцы не забыты — их секция в составе Совета существует не на бумаге, а наяву, учреждена премия «Во славу Отечества». Кстати, будем искренне рады, если к работе Совета, который сегодня объединяет более 200 человек из 25 стран, подключатся писательские организации Израиля.

— В свое время были весьма популярны издававшиеся Вами сборники ВТО МПФ — Всесоюзного творческого объединения молодых писателей-фантастов…

— ВТО МПФ «запустило на орбиту» целое поколение писателей, которые и сегодня во многом определяют лицо российской фантастики. Практически в каждом сборнике (а мы их выпустили больше сотни) есть произведение, полюбившееся читателям. Неудивительно, что многие из книг ВТО МПФ стали библиографической редкостью. Ну и совместные дела: семинары, обсуждение рукописей, споры, — не забылись.

Былые «втошники» и сегодня не теряют друг друга, куда бы нас не забросила судьба: в США, Германию, Испанию, Израиль… Костяк объединения сохранился, можно по пальцам перечесть людей, которые стали нам чужими, несмотря на все изменения в жизни.

— Прекращение изданий ВТО МПФ, как известно, в значительной степени было связано с публикацией повести Юрия Медведева «Протей», автор которой обвинял Аркадия и Бориса Стругацких в сочинении доноса на Ивана Антоновича Ефремова. Интересно, какова судьба «Протея» и его автора?

— Нет, «Протей» здесь не при чём. «Протей» — это конец 1988-го года, самое начало деятельности ВТО МПФ. Объединение прекратило своё существование после развала СССР, когда вновь возникшие государства начали быстренько прибирать к рукам всё, что оказалось на их территории, в том числе и чужие бумагу, картон, деньги.

Ну а добили нас бесконечные реформы, введение множества валют и инфляция… Из-за публикации «Протея» из ВТО МПФ вышел один человек, подавляющее же большинство поняло, что «Протей» — это личная позиция Медведева, а не «Молодой гвардии» и не ВТО МПФ. Сделали мы ещё один вывод: на страницах художественных произведений личные счёты сводить нельзя. Тогда больше шумели любители фантастики — фэны. Они и сегодня не успокаиваются.

Недавно наткнулся в Интернете на такой примерно текст: «Прочёл “Протея”. Возмущён до глубины души. Разослал всем знакомым, чтобы они прочли и тоже возмутились». При наличии такой рекламы, стоит ли удивляться, что «Протей» то и дело переиздаётся?

 Кстати, вспоминается одна история. В середине тех же 80-х вышла в свет повесть, автор которой весьма нелицеприятно и очень узнаваемо изобразил многих тогдашних фантастов старшего поколения (эту публикацию фэны приняли на «ура», видимо, с их точки зрения, оскорблять «чужих» не только можно, но и нужно).

И вот сидит в «Молодой гвардии» А.П. Казанцев (автор повести обвинил его в писании доносов на молодых писателей), а вокруг него вьётся... некий доброхот, убеждающий, что дело оставлять без последствий нельзя. Реакция Казанцева: «Кто написал-то? Молодой автор? С мальчишками я ещё не связывался! В молодости все мы глупости делаем». Сегодня эта повесть (написанная, кстати, не так уж и плохо) практически забыта…

О Ю.М. Медведеве знаю, что он составил и выпустил многотомную «Библиотеку русской фантастики», что от современного литературного процесса как-то отошёл. Более подробно рассказать не могу — не встречались мы уже лет пять.

— Что представляет собою сегодня российская фантастика?

— С моей точки зрения, кардинальных качественных изменений в отечественной фантастике не произошло. По-настоящему талантливые вещи выходят нечасто, но они во все времена были «товаром штучным».

Плохо только, что их очень непросто разыскать в вале халтуры, накатывающемся на читателя «стремительным домкратом» — для большинства сегодняшних российских издателей важно как можно быстрее продать растиражированное.

Художественной научной фантастики практически нет — пишут её мало, издают неохотно. Но это — тема отдельного разговора. Отмечу лишь, что сегодня процветает НФ нон-фикшн — то, что раньше называли фантастическим очерком.

Издательство «Вече», к примеру, с которым я давно сотрудничаю, ежегодно издаёт немало таких книг, и на полках магазинов они не залеживаются... Приключенческая фантастика процветает. Хотя общий уровень её не слишком высок, число изданий постоянно растёт, равно как и численность пишущих. Это, впрочем, не удивляет — раньше подобные авторы писали о достижениях сталеваров и доярок, теперь, когда запросы изменились, — о троллях и маньяках. Литературно-психологическая фантастика находится на распутье.

 Есть явные удачи (достаточно вспомнить фантастико-сатирические произведения Евгения Лукина или роман «Свет в окошке» Святослава Логинова), но и поделок, рассчитанных на фэнов, хватает. Собственно, даже у братьев Стругацких, последовательно отстаивавших это направление в фантастике, случались относительные неудачи… Многие их «последователи» не умеют тщательно работать с текстом, предпочитают мелодраматические и надуманные проблемы. Благо поклонников подобных произведений хватает — выросла целая прослойка «любителей литературы», не читающих ничего, кроме фантастики.

Стоит отметить ещё один момент: определённая часть современной российской фантастики настойчиво пытается срастись с шоу-бизнесом, но и это тема отдельного разговора…

— Вам принадлежат слова, ставшие почти афоризмом: «Главное качество издателя — умение отстраниться от собственного вкуса». Насколько Вам удаётся в издательстве «Вече» им следовать. Какова сегодняшняя продукция издательства? По какому принципу Вы отбираете авторов?

— Я по-прежнему стараюсь придерживаться этого принципа. Для издателя главное — оценить профессионализм автора, качество текста. Личное «нравится — не нравится» не должно главенствовать.

У читателя может быть иной вкус, нельзя утверждать, что твои предпочтения лучше, чем у других людей. Стараюсь именно так работать с серией «Военные приключения». Этот бренд известен многим поклонникам остросюжетной литературы, и издательство «Вече» его возродило. В серии вышло около двух с половиной сотен книг. Мы вернули читателю произведения незаслуженно забытых авторов, таких как Василий Ардаматский, Георгий Брянцев, Александр Насибов, Ник. Шпанов, издали книги по-прежнему активно работающих Владимира Михановского, Леонида Словина, Георгия Свиридова, Михаила Черненка.

Это писатели старшего поколения, но в серии «Военные приключения» читатель может познакомиться и с книгами Игоря Берега, Юрия Иваниченко, Бориса Руденко, которые пришли в литературу в 1980-х. Кстати, многих из этих авторов хорошо знают и любители фантастики.

— Вы достаточно долго работали в журнале «Филателия». Что нового в этой области?

— В сегодняшней России филателия становится увлечением людей достаточно богатых, способных вкладывать средства в знаки почтовой оплаты, с тем, чтобы в дальнейшем получить от этого отдачу.

 Но почтовые марки, карточки, конверты по-прежнему остаются визитными карточками государства, рассказывающими и о стране, которая их выпустила, и о людях, которыми эта страна гордится. Я старался совместить свои увлечения литературой и филателией.

Приятно, что благодаря инициативе Совета по фантастической и приключенческой литературе несколько лет назад была выпущена карточка с оригинальной маркой, посвящённая А.Н. Стругацкому, а к 100-летию со дня рождения С.А. Снегова и М.П. Михеева вышли художественные маркированные конверты.

— Не могу не задать Вам в конце вопрос, не имеющий отношения ни к фантастике, ни к филателии. Вы служили в Приднестровье пресс-атташе у генерала Александра Лебедя… Как Вы оцениваете личность этого человека?

— Александр Иванович был человеком ярким и, как все неординарные личности, неоднозначным. Многое в нём мне импонировало, в чём-то мы расходились во взглядах и оценках. Но в целом, наше общение оставило у меня самые светлые воспоминания. Как и то время.

Может быть, кому-нибудь это покажется странным, ведь война — это смерть, боль, страдания… Всё так, я бы очень хотел никогда больше с войной не встречаться и пожелать этого всем, кто читает эти строки. Но в те трудные дни люди по-настоящему проверялись, было абсолютно ясно, на кого ты можешь положиться как на самого себя, кто тебе друг, а кто — враг…