Город Реж. История Режа с 1861 по 1917 годы

Рычков Алексей Викторович
По книге издательства турфирмы "Малыш и Карлсон" "Город Реж: 12 поколений". Много интересных фактов об истории, достопримечательностях Режа и экскурсиях по городу и окрестностям представлено на нашем новом сайте "Город Реж: история, достопримечательности, экскурсии"  -  http://www.rezh1773.com/

Электронную версию книги "Город Реж: 12 поколений" смотрите и скачивайте на сайте http://www.mkt1996.ru/

На фото А. Матвеева Богоявленский храм, освященный в 1860 году, построен по проекту К. Г. Турского (автор первого на Урале обелиска на границе Европы и Азии). На первом плане одноэтажное здание церковно-приходской школы (позднее земского училища), самой первой школы в Реже (построено в 1868 году, в 2018 году ему исполнилось 150 лет).

Освобождение. Режевская волость. Волостное правление
В результате отмены крепостного права и других реформ Александра II в Реже происходят крупные перемены. Посессионные рабочие (в отличие от крепостных их нельзя было продавать в отрыве от завода), составлявшие большую часть режевского населения, получили личную свободу, усадьбу в собственность, возможность хоть какого-то выбора (хозяйственного: можно было уйти с завода, заняться предпринимательской деятельностью и социального: появляются элементы самоуправления).
С начала 1860-х годов формируется режевское общество (до того почти все режевляне являлись собственностью завода, не могли бороться за свои права, проявлять творческую инициативу). Появляется Режевская волость. Волостной сход, который формировали режевляне, из своей среды выбирал волостного старшину (выполнял в основном надзорные функции, решал очень узкий круг хозяйственных вопросов), волостное правление, волостной суд, который принимал решения по самым мелким преступлениям. В волостном правлении кроме волостного старшины важное значение играл писарь.
Для Режевского волостного правления было отстроено новое каменное здание на торговой площади города (ныне правление райпо на улице Красноармейской, за зданием ЦКиИ), которое под красивым углом замкнуло улицу Покровскую (ныне Советскую). Кстати, современное здание ЦКиИ это удачное клонирование этой идеи в советское время: просто перед зданием бывшего волостного правления поставили более массивное сооружение, которое также под углом замкнуло улицу Советскую. Наряду с каменной Иоанно-Предтеченской церковью и современным зданием Первой школы, здание Режевского волостного правления - это символ эпохи Освобождения. Местные власти работали здесь во времена империи, в эпоху временного правительства и в первые годы советской власти. Среди градостроительных символов города судьба этого здания самая незавидная: в 1958 году его главный фасад был перекрыт зданием ДК РМЗ (ныне ЦКиИ), оказавшись в хозяйственном дворе нового культурного учреждения. Лишь отсюда можно разглядеть старинные наличники здания. Украшений лишено лишь центральное окно: прежде здесь был вход, переделанный в советское время в оконный проем.
От здания волостного правления берет начало история режевской почты: дело в том, что с 1872 года Екатеринбургское земство организовало постоянную доставку писем и посылок (государственных и земских, а с 1890-х годов и частных). Сбором, приемом и отправкой их занимались в волостном правлении. 
Режевлян новый орган скорее больше раздражал: почти никаких прав он не имел, формировала его фактически поселковая верхушка (с утверждением сверху), при этом правление постоянно собирало денежные сборы, в том числе и на свое содержание, польза от чего была мало понятна среднему режевлянину. Пожалуй самым известным режевским волостным старшиной был предприниматель Григорий Лунегов, занимавший этот пост в начале 1870-х годов, известный своей борьбой с заводом и заводским начальством, один из организаторов забастовки 1872 года.
Гораздо больше пользы Режу принесло земское самоуправление, которое на территории Пермской губернии берет начало в 1870 году: земские учреждения были введены на уровне губернских и уездных центров, но режевляне участвовали в выборах гласных (депутатов) земских собраний, решения земств касались всей территории губернии и уезда, в том числе Режа. Имея малые полномочия в политике, земства были наделены большими возможностями в развитии культуры, образования и медицины. Режевские почта, школы, больница с настоящим доктором, а не лекарским учеником, библиотеки, различные культурные события фактически имеют в Реже начало с 1870 года благодаря в первую очередь Екатеринбургскому земству.   
В этот период параллельно постепенному закату в крупном производстве происходит бурное развитие культуры, мелкого кустарного производства, торговли, появляются новые общественные группы, в первую очередь, купечество и интеллигенция. Эти процессы были связаны с отменой крепостного права и другими реформами Александра II, с серебряным веком в развитии русской культуры, для которого было характерно распространение культуры вширь, из столиц в провинцию.

Иван Яковлев и Надежда Стенбок-Фермор
В 1849 году, после смерти А. И. Яковлева, все заводы Верх-Исетского округа переходят к его дочери Надежде Алексеевне Яковлевой (по мужу Стенбок-Фермор) и сыну Ивану Алексеевичу, приятелю А. С. Пушкина по игре в карты. В 1862 году Иван умирает и дочь А. Яковлева становится единственной распорядительницей большой промышленной империи. До 1898 года она управляла Режевским и другими Верх-Исетскими заводами, точнее не управляла, а получала доходы от производства и проживала их. Хорошо знакомый с реалиями уральской промышленности рубежа XIX – XX веков, писатель А. Н. Толстой, автор сказки «Золотой ключик или приключения Буратино», назвал Надежду Алексеевну в числе главных паразитов уральской промышленности.
В Петербурге семья Стенбок-Фермор прославилась своими шикарными балами и музыкальными вечерами, непременными участниками которых были князья Барятинские, Гагарины, Толстые и другие представители петербургской аристократии.

Это интересно: Н. А. Стенбок-Фермор, Бисмарк и Иоанн Кронштадтский
В 1837 году, вскоре после свадьбы графа Александра Стенбок-Фермора, представителя древнего аристократического рода, и дочери хозяина Режевского завода Надежды Яковлевой, молодые решили купить богатый особняк на Английской набережной Невы, недалеко от Сенатской площади Петербурга (ныне Английская набережная, 50). В 1852 году Александр Николаевич безвременно умирает. Надежда Алексеевна несколько лет продолжает жить на прежнем месте, но здесь ей многое напоминает о прошлом, об умершем муже. Потому она передает дворец сыну, Алексею Александровичу, который с 1859 по 1862 год сдает особняк за 7000 рублей в год прусскому посланнику в России Отто фон Бисмарку. После переезда туда Бисмарк занялся обустройством своего быта. Его жена выслала модную в те годы резную французскую мебель. Дом был обставлен в соответствии со вкусами арендатора: позднее Бисмарк не раз писал русским друзьям, что скучает по дому на набережной. Весной 1862 года Бисмарк был отозван из России, став послом во Франции, осенью того же года возглавил правительство Пруссии, через несколько лет стал знаменитым «железным канцлером». Проживая в доме Стенбоков, Бисмарк знакомился с Россией, делая свои остроумные выводы о нашей стране. «Русские долго запрягают, но быстро едут». «Война между Германией и Россией – величайшая глупость. Именно поэтому она обязательно случится». «Русских невозможно победить. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя».
Надежду Алексеевну можно назвать светской львицей того времени. Но в конце своей долгой жизни она вдруг ушла глубоко в религию. По рассказам, произошло это после того, как безнадежно заболела ее внучка Ирина, которая в результате лишилась возможности ходить. Доктора, светила науки ничем не могли помочь. Тогда родные девочки обратились за помощью к молитве отца Иоанна Кронштадтского. Рассказывают, что после приезда и молитвы батюшки девочка встала и пошла, а вскоре стала совершенно здоровой. «Вот что может молитва праведника», - сказала Надежда Алексеевна, став после этого истинной христианкой.

Развитие завода во второй половине XIX – начале XX веков
При новой хозяйке Режевской завод по-прежнему сохраняет позиции второго по значимости предприятия в Верх-Исетском горном округе. В 1860-е годы в цехах завода происходит значительная реконструкция. Был расширен доменный корпус, это позволило увеличить выплавку чугуна и выпуск кровельного железа. В 1880-е годы на Режевском и Верх-Исетском заводах строятся мартеновские печи, старые кричные горны заменяются пудлинговыми печами, а водяные турбины приходят на смену старым водяным колесам. С 1870-х годов на заводе впервые начинают использовать паровые машины, которые получали пар от парового котла, работавшего на древесном топливе. В конце столетия на заводе заработала динамомашина: так в Реж пришло электричество. Правда, электрической энергии от нее хватало только на освещение предприятия. В начале XX столетия Режевской завод получил телефонную связь с рядом других предприятий. В 1871 году у села Егоршино, в 30 километрах от Режевского завода, был обнаружен каменный уголь. Считается, что в 1872 году Режевской завод первым на Урале ввел каменный уголь в доменную плавку. Правда, несмотря на прогрессивный опыт, доменный цех продолжал работать на древесном угле. В этом проявилась консервативность и малоподвижность в развитии всей уральской металлургии, которую с конца XIX века все сильнее теснят более  динамичные предприятия южной России и Европы. Да, в Верх-Исетском округе и на Урале Режевской завод по-прежнему сохраняет свои лидирующие позиции: из 64 чугуноплавильных уральских заводов, действовавших в 1905 году, Режевской относился к числу шестнадцати наиболее технически оснащенных. Но в масштабе России Режевской завод, как и вся уральская металлургия, все больше уступает аналогичным предприятиям Юга России. В начале XX века горнозаводской рабочий Урала был технически вооружен в пять раз хуже, чем рабочий Юга. Отсюда и разница в производительности труда: рабочий Юга выпускал чугуна в три раза больше, чем рабочий Урала. Отсюда и слишком высокая себестоимость продукции уральских предприятий.
В 1898 году после смерти Н. А. Стенбок-Фермор заводы Верх-Исетского округа были поделены между ее наследниками. В условиях распрей между новыми владельцами округа и, особенно, вспыхнувшего в начале XX века общероссийского экономического кризиса произошел большой спад производства на Режевском заводе. В 1908 году заводы округа были преобразованы в акционерное общество: наследники Надежды Алексеевны потеряли контроль над округом, лишь ее сын Алексей Александрович сохранил крупный пакет акций. Но контрольный пакет оказался в руках нескольких российских банков, прежде всего Волжско-Камского и Русского торгово-промышленного.

Это интересно: А. А. Стенбок-Фермор и П. И. Чайковский
Крупнейшим из совладельцев, а затем одним из акционеров Режевского и других заводов Верх-Исетского округа после смерти Надежды Александровны стал ее сын – граф Алексей Александрович Стенбок-Фермор. Он дослужился до генерал-лейтенанта кавалерии. Входил в свиту императора, близко общался с Александром III, а в 1887 году получил придворный чин императорского шталмейстера (главного конюшего императорских конюшен). Этот Стенбок-Фермор прославился тем, что молва связала его со смертью всемирно известного композитора П. И. Чайковского.
Жизнь Чайковского внезапно оборвалась в октябре 1893 года, по официальной версии, из-за заражения холерой. Но ряд исследователей придерживаются версии о самоубийстве композитора (начало этой версии в 1980 году положила музыковед Александра Орлова), который сознательно заразился. По словам однокашника композитора, в 1893 году граф Алексей Александрович Стенбок-Фермор подал жалобу обер-прокурору Сената на то, что Чайковский проявляет неестественное влечение к племяннику графа – это и послужило причиной самоубийства. Как сторонники, так и противники этой версии приводят достаточно веские аргументы, так что история со Стенбок-Фермором пока остается лишь версией.
Есть сведения, что в начале XX века А. А. Стенбок-Фермор приезжал в Реж с целью знакомства с положением дел на заводе.

Заводоуправители и их помощники. Фадеев, Бострем, Яргин
Во второй половине XIX века в Режевском поселке появляется своя интеллигенция. В первую очередь эту группу представляли заводские служащие (во второй половине столетия около двухсот человек). В отличие от прошлых лет, во второй половине XIX века новые управленцы, как правило, люди образованные, начитанные, с хорошими манерами и большими культурными запросами. Если прежде управители (приказчики) были людьми зависимыми от Яковлевых, то теперь – это квалифицированные наемники с хорошим образованием и высоким социальным статусом: некоторые даже являлись дворянами. Весьма интересно, что многие из управителей того времени имели иноземное происхождение: Эмилий Сиркулон, Людвиг Велль, Генрих Брандт, Герман Бострем. Может быть вера в немецкую аккуратность и педантичность. Хотя и русского Василия Новикова, который руководил заводом в начале 1890-х годов, исследователи отмечают как отличного управленца, повысившего рентабельность завода. 
Подстать Новикову был и Александр Фадеев, который заведовал заводским хозяйством с 1894 по 1896 год. Завоевав в Реже репутацию талантливого хозяйственника и честного управленца, в 1896 году он был назначен Н. А. Стенбок-Фермор на должность управляющего всем Верх-Исетским горным округом, в этом качестве служил до 1908 года, то есть стал последним управляющим яковлевской империи до ее преобразования в акционерное общество. В этой должности Александр Иванович оказал режевлянам большую помощь в строительстве Иоанно-Предтеченской церкви на Орловой горе. Позднее Фадеев становится крупным екатеринбургским предпринимателем, совладельцем сразу нескольких производств. Кроме того, Александр Иванович занимался наукой, был членом Уральского общества любителей естествознания, имел много публикаций в «Уральском горном обозрении», перевел книгу француза де Билли «Производство чугуна». Летом 1918 года был взят чекистами в заложники. После расстрела попавшего в плен к белогвардейцами Ивана Малышева (в честь которого названа одна из центральных улиц Екатеринбурга), возглавлявшего Уральский обком партии большевиков, Александр Иванович в отместку был расстрелян красными.
Одним из последних управителей Режевского завода являлся Герман Иванович Бострем: чуткий и интеллигентный человек, получивший отличное образование, отдававший много сил уходу за своей больной мамой. Вскоре после Режа он возглавил Воткинский завод, а затем стал помощником начальника Камско-Воткинского горного округа. В годы Гражданской войны руководил Златоустовскими заводами, которые играли важнейшее значение в обеспечении армии Колчака оружием. По поводу вопросов бесперебойного функционирования этих заводов Бострем встречался с адмиралом Колчаком. После поражения последнего Герман Иванович эмигрировал в Китай, где жил в Харбине и умер в 1930 году. В Воткинске Бострем жил в доме, где в 1840 году родился П. И. Чайковский, в этом доме будущий композитор прожил первые свои 8 лет (как и Бострем в 1912 – 1914 годы, отец Чайковского руководил Воткинским заводом). Среди близких родственников режевского управителя было много людей по-настоящему выдающихся: известных ученых (к примеру, его дядя Г. А. Тиме основатель научной маркшейдерии в России, учитель выдающегося математика П. Л. Чебышева), артистов, инженеров, докторов. Дед Германа Ивановича, доктор К. А. Тиме, дружил с А. И. Герценом, который вспоминал о встречах с Карлом Августом в «Былом и думах». Черты доктора Тиме Герцен использовал при создании образа доктора Крупова в романе «Кто виноват?» и в повести «Доктор Крупов».      
Наиболее известным в истории Режа управителем был П. Е. Яргин, который руководил заводом на рубеже XIX – XX столетий. С одной стороны, с его именем связаны прогрессивные нововведения на производстве, реализация важных строительных проектов (возведение Иоанно-Предтеченского храма и министерского училища), с другой стороны, именно в его управление на заводе разразился жесточайший кризис. Еще одна интересная деталь, Павел Егорович, являясь заводоуправителем, состоял и, вероятно, возглавлял нелегальную организацию социал-демократов (большевиков). Дом управителя в это время был местом тайных подпольных встреч и складом для хранения нелегальной литературы.

Режевские левши. Пряхин, Гневашев, Ведерников
Режевской завод славился своими мастеровыми-умельцами. Мы уже говорили, что в первой половине XIX века на Режевской завод приезжали учиться, а специалисты отмечали качество режевского железа. В 1878 году на Всемирной выставке в Париже (традиция таких выставок началась с 1851 года) лист режевского железа был отмечен медалью, а три мастера, его изготовившие, наградой. Главный из мастеров, Григорий Пряхин, получил в награду с хозяйского плеча кафтан с серебряными галунами. В этом кафтане, как символ режевского достижения, Пряхин обязан был прохаживаться по улицам родного поселка. На заводе мастера прозвали Кутузовым.
В начале XX века слесарем на заводе работал М. А. Соколов. Уже в советские годы, пройдя производственный путь от рабочего до инженера, профессор Соколов напишет труды по слесарному и инструментальному делу, многие из его работ до сих пор не потеряли актуальность. В Реже Михаил Соколов дружил с дочкой П. Е. Яргина Евгенией, потому был завсегдатаем Господского дома.   
Талантливые инженеры составляли важную часть режевской интеллигенции. Режевские краеведы в качестве примера чаще всего называют И. Г. Гневашева, которого рабочие за его человечность очень любили и уважительно называли Эдисоном из-за его страсти к новаторским решениям и изобретательству. По словам В. В. Токарева, информацию об одном из его изобретений (станок для точки лезвий листообрезных ножниц) опубликовали в «Горном журнале». Позднее Гневашев находит новый экономичный способ листобойного производства. Кроме всего прочего, Гневашева называют первым режевским фотографом и одним из первых режевских революционеров.
Инженер Г. А. Марков проявил себя как рационализатор на режевских золотых приисках. К примеру, на Ильинском прииске по реке Рефт (к югу от Режа) он соорудил первую в Режевской даче золотопромывальную машину с водяным двигателем. 
С 1861 года в Реже получает развитие предпринимательская деятельность: с одной стороны освобождение, а с другой – излишек рабочей силы, безработица, которые со временем только возрастали (свою роль здесь сыграло снижение смертности), заставляя людей искать новую работу. С одной стороны предпринимательство представляли купцы (о них разговор пойдет позднее), с другой – кустари-ремесленники. Согласно источникам,  в округе Реж известен был производством кожаной обуви, сапог, пимокатным ремеслом (производство валенок), но более всего – своими кузнецами, о мастерстве которых хорошо знали далеко за пределами поселка. Многие режевские кузнецы участвовали в промышленных выставках, случались и победы. Так, в 1887 году на проходившей в Екатеринбурге Урало-Сибирской выставке кузнец А. Ведерников получил в награду бронзовую медаль министерства финансов.      
Одно любопытное режевское предание связано с кузнецом Четверкиным, мастером своего дела, говорят, ажурные металлические изделия его работы до сих пор венчают печные трубы старых режевских домов. Так вот кузнец этот был завсегдатаем замятинского кабака. Однажды хозяйские приказчики его чем-то озлобили. Недолго думая, Четверкин уложил на пол весь замятинский персонал, после чего с помощью оглобли разгромил весь интерьер заведения. Отсидев положенный срок в заводской кутузке (в подвале заводоуправления), Четверкин, еще более озлобленный несправедливостью, пообещал «вбить Замятина в землю по уши». Замятин, от греха подальше, принял необычное решение: Четверкин в возмещение обиды получал пожизненное питейное довольствие в замятинском кабаке.

Торговые ряды. Режевское купечество. Замятины, Богатеев, Бороздина
В это время в поселке бурно развивается торговля. На возвышенной левобережной части Режа формируется торговый центр поселка. К концу XIX  века он приобрел законченные формы, тот вид, который еще помнят старожилы города. Торговые ряды протянулись от двух кирпичных магазинов, что ныне стоят  за сквериком в центре города, вдоль улиц Береговой  (Пушкина) и Большой (Ленина). Каждый ряд магазинов имел сплошной фасад и был объединен деревянным тротуаром с навесом, защищавшим от дождя. Преимущественно магазины были деревянными, реже их строили из кирпича. Каждый торговый ряд специализировался на определенных товарах.
До наших дней на месте торговых рядов сохранились два магазина, что до сих пор действуют рядом с центральным сквером: лавка Ф. Богатеева (ближе к ЦКиИ) и лавка О. Балакиной. О Ф. Богатееве, владельце торгового дома «Богатеев и сыновья» в Екатеринбурге, говорили: «За копейку готов продать хоть Христа, хоть Магомета». Чтобы быть принятым в гильдию российских купцов, Фархутдин Шафигуллович на третьем десятке лет крестился, принял христианскую веру, отказавшись от мусульманства (большой грех для мусульманина), и взял звучную русскую фамилию. По преданию, в тайном подземелье богатеевской лавки  хранились большие богатства, нажитые не только торговлей, но, как говорили, обманом и какими-то махинациями во время Ирбитской ярмарки. Грешил Богатеев скупкой золота, не брезговал краденым.
Поблизости, в большом кирпичном здании, находилось торговое заведение М. Аниловой. Здесь предлагали рабочий инструмент и бытовой инвентарь. Славился магазин сундуками лучших невьянских мастеров, но особенно оружием. Ружья и винтовки английских и французских производителей соседствовали на прилавке с тульскими и ижевскими.
Самый богатый выбор разнообразной мануфактуры предлагался в магазине И. Бороздиной. Здесь же журналы мод, с помощью которых для режевских красавиц сама хозяйка делала раскрой прямо на месте. Бороздина была одной из тех, кто с конца XIX века привносил в консервативную режевскую моду новый городской, столичный акцент, меняя облик поселковой знати и среднего класса.
Мука и крупы продавались в магазинах компаньонов Бузунова и Малиновцева, Карташова, Ушакова, Копалова, Мельникова, Богатеева. Они держали хлеботорговлю по всей округе. В доле с ними были мельники Анчутин, Зобнин и другие. От тех мельниц сегодня сохранились лишь остатки плотинных срубов на реке Реж, к примеру, на пляже у деревни Голендухино, в селе Глинском, у Шайтан-камня, у моста по Алапаевской трассе.
Славу самых состоятельных имела семья купцов Замятиных. Перечень товаров, которыми они торговали, был необычайно широк: кондитерские, галантерейные товары, мануфактура, кожаная обувь. Но особенно прибыльна для них была виноторговля.
    Перед торговыми рядами  лежала площадь, в ее центре ныне стоит памятник режевским умельцам. Если властным центром города являлась площадь перед Богоявленским храмом, то географическим центром Режа безусловно была Торговая площадь. Говорят, «все дороги ведут в Рим», в Реже все дороги вели к Торговой площади, ориентируясь на какие-то важные архитектурные доминанты. Улица Большая (Ленина) – на Иоанно-Предтеченскую церковь сверху и красивый купеческий дом снизу, улица Береговая (Пушкина) – на заводоуправление с высокой каланчой, дорога со стороны Кочнево – на Господский дом (ныне торговый дом «Руслан»), улица Покровская (Советская) – на здание волостного правления с каланчой. Главными архитектурными доминантами площади стали две пожарные каланчи (золотой век для пожарников!) над зданиями волостного правления и заводоуправления.
На Торговой площади  торговали с возов, телег и вразнос приезжие из окрестных сел, а также те, кто не имел возможности содержать магазин. А чем же торговали с возов? Из Липовки и Фирсово везли деревянную кухонную утварь, кадушки, метла, из Глинского – глиняную посуду, ткацкие изделия, которыми славилось село, из Арамашки – изделия из овчины, пряники, кошевки (легкие сани). Из Кривков – рыбу, со всей округи – разнообразную живность, которая наполняла площадь характерными сельскими звуками. Торговую площадь часто называли «базаром». Площадь была не только местом торговли, но и местом встреч, развлечений, «средством информации». По праздникам здесь выступали артисты, большая толпа собиралась у патефона, слушая клоунский диалог популярных в то время Бима и Бома. Девушки демонстрировали свои лучшие наряды, молодые люди – удаль. «Базарная новость» считалась в то время самой доступной, полной и любопытной, правда, не всегда достоверной.
Несмотря на большие перемены, случившиеся в XX столетии, торговая площадь на десятилетия закрепила за собой дух торгового центра города. Вплоть до 1990-х годов здесь постоянно действовал рынок. После сноса в конце 1950-х годов старых купеческих лабазов очень скоро на их месте появились самые современные в Реже предприятия торговли. В 1960 году – гастроном по адресу Ленина, 3, в 1965 году – промтоварный магазин с ультрамодным в то время сплошным остеклением и ультрамодным названием – «Березка». Вместе они составили своеобразный торговый ряд. Всего один скажете вы. Но для нерыночного времени вполне достаточно. И в наше время торговая площадь продолжает оставаться одним из важнейших торговых центров города: здесь сконцентрированы многие предприятия торговли, в первую очередь первый в городе торговый центр «Березка» и, кажется, самый крупный торговый центр – «Руслан».

Никольская дорога. Невьянско-Режевской тракт
Главной до начала XX века дорогой, связывающей Реж с внешним миром, был Большой тракт, который вел к Верхотурскому тракту (соединялся с ним у Колташей), по которому можно было попасть в уездный Екатеринбург.
В конце XIX века тракт прозвали Никольским (ныне Никольская дорога, ведущая на Никольское кладбище). А произошло это, согласно преданию, при следующих обстоятельствах. Ехал поздно вечером по Большому тракту купец с товаром из Режа, видит, окружают его лихие люди. Понял, что не отбиться. Бросил он тогда все добро свое и бегом в лес. Блуждал, блуждал по глухомани, смотрит огонек светиться, как будто свеча горит. Кинулся он к тому месту, так вышел на дорогу, а свечи как не бывало. Вскоре и кони его с подводами подошли: добро не тронуто, и разбойников не видать. Потеряли они из виду и купца, и обоз его. Удачно закончил купец свою поездку, в благодарность за что и решил на месте, где свеча показалась, поставить памятник Николаю-угоднику, покровителю путешественников. Прошли годы, памятник пришел в запустение, а однажды пьяный тракторист и вовсе его свалил. В 1998 году благодаря энтузиазму В. В. Клевакина и О. В. Клевакина обелиск был восстановлен.
В конце XIX – начале XX столетий строятся новые дороги, главным до 1969 года, когда будет сдана современная дорога на Екатеринбург, становится Невьянско-Режевской тракт. Он шел параллельно Никольской дороге, также, как и последняя, выходил на Верхотурский тракт, но из Режевского завода был проложен через Кочнево, Останино и Липовское.

Железная дорога и Д. И. Менделеев
Настоящей революцией в развитии коммуникаций, связывавших Реж с внешним миром, было строительство железной дороги из Екатеринбурга через Реж на Егоршино. История этой дороги связана с именем гениального ученого Д. И. Менделеева. Дело в том, что в 1899 году он возглавил экспедицию по изучению уральского железорудного производства. При этом Дмитрий Иванович высказался за вовлечение лесных богатств Зауралья в хозяйственную жизнь уральской промышленности. Готовя отчет правительству, Менделеев рисует схему прокладки дороги из Екатеринбурга в сторону Тавды, через Реж, Егоршино и Ирбит. Профинансировать этот проект взялись русские предприниматели и французский банкир. Но работы начались лишь в 1913 году. К строительству подключили местное население, заключенных тюрем и военнопленных с фронтов Первой мировой войны. В 1916 году железная дорога на Егоршино через Реж была сдана в эксплуатацию.
Строительство железной дороги было для Режа событием огромной важности: в поселке появился современный вид транспорта, который вывел Реж из разряда оторванных от мира «медвежьих уголков». Особенно поразило режевлян чудо техники – паровоз, который впервые многие из них увидели в 1916 году. Удивительная машина громыхала огромными колесами и испускала клубы густого черного дыма. Три прицепленных к паровозу вагона вместе с ним составляли поезд, скорость которого не превышала двадцати верст в час (1 верста равна 1,06 километров). Весь штат Режевской железнодорожной станции состоял тогда из двух человек.
Памятником паровозному движению в Реже является старая водокачка у привокзальной площади. Эта водокачка построена около 1916 года: вода была необходима для движения паровозов, и на всех значительных станциях ставились водокачки. 

Это интересно: по железной дороге – от Елизаветы Федоровны до маршала Жукова
Многие знаменитости проследовали по железной дороге в режевском направлении. Весной 1918 года в Алапаевск через Реж вместе с несколькими родственниками была перевезена старшая сестра последней русской императрицы Елизавета Федоровна Романова, которая встретила под Алапаевском свою смерть. В 1950 году по железке через Реж в сторону Ирбита проезжал Маршал Великой Победы Г. К. Жуков, который в то время участвовал в избирательной компании в Верховный Совет СССР от Ирбитского округа.
А однажды, в декабре 1949 года через Реж в сторону Егоршино в почти безвыходном состоянии проехал молодой Владимир Мотыль, в будущем создатель легендарного фильма "Белое солнце пустыни". Дело в том, что после окончания Свердловского театрального института он начал карьеру режиссера в Ирбитском драмтеатре. Во время празднования юбилея И. В. Сталина его назначили дежурным по театру. Но, несмотря на запрет, Мотыль решил по быстрому съездить в Свердловск, поздравить с днем рождения дочку. Съездил, поздравил. Но на обратную дорогу в этот день поезда до Ирбита не оказалось. Решил попробовать добраться через Егоршино. До Егоршино Мотыль доехал, как и все, в пассажирском вагоне, а вот оттуда продолжил путь в товарняке. Студеной декабрьской ночью, прячась на полустанках от обходчиков, Мотыль чуть Богу душу не отдал, пока товарный состав до Ирбита тащился. Промерзший влетел в театр, не опоздал, но директор Глеб Немирович-Данченко, племянник основателя МХАТа, все равно подписал приказ об увольнении. 

Кирпичный стиль. Дом Ушакова
На старых улицах Режа сохранилось более десятка частных строений (в первую очередь купеческих особняков) и общественных зданий, построенных в своеобразном кирпичном стиле второй половины XIX – начала XX веков, придающих сегодня центру города «исторический» колорит. Кирпичный стиль сформировался, как часть стиля эклектики, пришедшей на смену классицизму. Его отличало использование «узоров» из фигурного кирпича, украсивших фасады зданий. Эклектика предполагала использование элементов разнообразных стилей прошлого, причем очень модно было их совмещать. В Реже, как правило, было принято использовать элементы ушедшего классического стиля, какие-то черты русского стиля, а также детали деревянного зодчества (большой выдумкой, как, к примеру, ирбитчане, в Реже не отличились). Но были случаи, когда фантазия заходила дальше обычного.
Наиболее интересные примеры: новый Иоанно-Предтеченский храм на Орловой горе, здание министерского училища (ныне школа № 1), которое считается обладателем самого большого в городе количества декоративных украшений, единственное выдающееся строение частной архитектуры – дом коновладельца (по-современному, хозяина автопредприятия) А. М. Ушакова (улица Свердлова, дом 6).  В первом случае можно найти черты древнего византийского стиля (к примеру, форма купола), во втором – готики (стрельчатые окна верхнего этажа), а вот в доме Ушакова – элементы итальянской архитектуры эпохи Возрождения (сдвоенные и охваченные арками окна второго этажа).
По преданию, свой шикарный особняк Ушаков построил на выигрыш, враз полученный от игры на скачках. В самом поселке коновладелец был одним из организаторов конных скачек, самых массовых и популярных спортивных состязаний того времени. На Режевском заводе под его руководством осуществлялась перевозка железной руды для нужд металлургического производства, для этого Андрей Михайлович владел большим количеством лошадей.
А вот какие здания стали первыми, где был использован новый стиль, пока можно говорить лишь с осторожностью. С большой долей вероятности пионером режевской эклектики можно назвать здание нового режевского заводоуправления (в советские годы химлаборатория РМЗ): судя по архитектуре, здание построено явно после 1860 года, в то же время его изображение можно встретить на фотографии 1880 года. Классический портик, украшающий вход, говорит о том, что здание возведено, когда в Реже происходил переход от классицизма к новому стилю. Второй кандидат в пионеры режевской эклектики – здание волостного правления (ныне правление райпо по улице Красноармейской), построенное после 1861 года, когда в Реже ввели волостное самоуправление. Эти здания, вернее их оформление, в дальнейшем послужили образцом при строительстве купеческих лавок, домов знатных жителей поселка.
В оформлении каменных домов, также как и деревянных, начинают использоваться металлические украшения. Особенно популярными были решетки, соединявшие каменные столбики по периметру крыш. На сегодня я насчитал лишь три режевских здания, сохранивших подобные украшения. Самая красивая решетка несомненно на крыше балакинской лавки (ныне магазин у сквера в центре города).

Это интересно: Легендарный кот
На улице Красноармейской (бывшей Поповской) сохранилось самое большое количество зданий, построенных в кирпичном стиле. В доме № 14, где в конце XX столетия был обустроен храм Иоанна Кронштадтского, до революции проживала семья купца Бороздина. До наших дней сохранилось предание, связанное с огромным котом, который воспитывался в этой семье. Долгие годы эта история будоражила весь поселок.
Однажды хозяин уехал по торговым делам в Екатеринбург. Хозяйка осталась в доме одна. Этим решил воспользоваться вор, который поздней ночью забрался в богатый купеческий дом. Во время кражи он совершенно случайно разбудил купчиху. Решив убить единственную свидетельницу своего преступления, он с ножом набросился на женщину. Но не тут-то было. На защиту хозяйки, словно верный пес, поднялся бороздинский кот и сражался с преступником не хуже собаки, жестоко исцарапав лицо грабителя. Но силы были неравными. Убив кота, преступник покончил и с женой купца. И все же уйти от возмездия ему не удалось: огромные царапины выдали негодяя. А рассказ о подвиге отважного кота еще долгое время восхищал обитателей Режа.

Иоанно-Предтеченская церковь. Н. И. Замятин
 В 1897 году из-за ветхости деревянная Иоанно-Предтеченская церковь на Орловой горе была разобрана. На ее месте в 1902 году в русско-византийском стиле построили новый, каменный храм, который благодаря красивой архитектуре и удачному сочетанию с природой, по мнению современников, приобрел славу одного из красивейших на Среднем Урале. Также современники отмечали великолепные функциональные достоинства храма. С тех давних пор церковь является частью важнейшего режевского градостроительного ансамбля, где улица Большая (Ленина) воплощает мир земной, а возвышающийся над перспективой улицы храм – мир горний. Авторами проекта церкви стали епархиальный архитектор Сергей Сергеевич Козлов и академик архитектуры Юлий Осипович Дютель, которые до того не раз работали в содружестве, как при постройке культовых сооружений, так и гражданских (к примеру, дома золотопромышленника Тупикова, ныне Дом актера на центральной площади Екатеринбурга).
Деньги на строительство храма собирали всем обществом, инициатором сбора средств выступил именитый режевской купец Николай Иванович Замятин, который по преданию внес самую значительную часть суммы. Большую помощь в деле строительства оказал заводоуправитель П. Е. Яргин и управляющий горным округом А. И. Фадеев.   
Сегодня это единственный православный храм, сохранившийся в Реже с дореволюционных времен. Несмотря на давление части общественности и властей, несмотря на высокие налоги, Иоанно-Предтеченский храм продолжал действовать все 1930-е годы. Отстоять церковь удалось благодаря очень сильным и по-настоящему верующим людям, имена которых в большинстве своем нам сегодня не известны, но которые достойны, чтобы за веру и преданность своим идеалам мы, сегодня живущие, преклонили перед ними головы. Лишь после ареста батюшки Н. А. Архангельского храм фактически оказался закрыт. В это время из более чем 1150 храмов и часовен, действовавших на Среднем Урале в прежние годы, открытыми оставались 18 церквей и 2 молитвенных дома. Долгое время церковное имущество хранилось в подвале редакции режевской газеты «Большевик», пока его не залило водой. В течение десятилетий храм был пристанищем птиц и сомнительных компаний.
Лишь с начала 1990-х годов началось восстановление церкви, вновь ставшей одной из главных святыней города, его символом и памятью о временах столетней давности. От старого храма в здании сохранилась фреска с изображением Святой Троицы. В церкви много старинных икон, собранных со всего Режевского района. На некоторых образах можно увидеть настоящие раны: эти иконы прежде использовались даже для хозяйственных нужд. К примеру, на одной из икон сохранились следы раскаленной сковороды, другую использовали в качестве части рыбацкого плотика. Главная церковная святыня – частица мощей святителя Иннокентия Иркутского, святого покровителя сибирской земли.

Это интересно: архитекторы Дютель и Козлов
Юлий Дютель начал свою карьеру в качестве петербургского архитектора, построив в столице 16 значительных зданий и получив звание академика архитектуры, затем работа в купеческом Ирбите, Перми и, наконец, в Екатеринбурге, где он в 1890 году занял должность городского архитектора. Кстати, на этой должности Дютель был единственным академиком архитектуры в дореволюционной истории города. В Екатеринбурге Дютель построил около десятка значительных зданий. Среди них, словно теремок из русской сказки, деревянный особняк купцов Агафуровых на улице Сакко и Ванцетти. Такой же сказочный, только в камне, дом Железнова на улице Розы Люксембург (предположительно): самое мистическое строение Екатеринбурга, с самым знаменитым приведением. В советские годы здесь работала экспериментальная школа, во главе которой стояла бывшая режевлянка Е. В. Мартьянова, а в годы войны на весь Советский Союз из подвалов этого дома шли сигналы точного времени (здесь размещался эвакуированный в Свердловск государственный астрономический институт). Одновременно с режевским Иоанно-Предтеченским храмом на современной улице Первомайской в Екатеринбурге Дютель возводит концертный зал имени Маклецкого, ныне музыкальное училище имени Чайковского. По заключению современных экспертов, по своим акустическим характеристикам этот зал считается лучшим камерным концертным залом России: именно поэтому здесь выступали Ф. Шаляпин, Д. Шостакович, С. Прокофьев, здесь учились А. Пантыкин, В. Пресняков-старший.    
Сергей Козлов с 1884 по 1890 годы служил в качестве городского екатеринбургского архитектора (в это время внес важные поправки в градостроительную планировку Екатеринбурга), с 1891 года и до своей смерти в 1905 году – в качестве главного епархиального зодчего. В первый период своей деятельности, создавая проекты, любил обращаться к мотивам барокко, в последние годы – к мотивам русско-византийского стиля. Быть может, случись строительство режевского храма пятью – семью годами раньше, он имел бы совсем иной вид. Сергей Сергеевич возводил в Екатеринбурге и округе культовые и гражданские строения, к примеру, в начале современной улицы К. Либкнехта – дом Ф. А. Переяславцева. В Екатеринбурге им был построен Царский мост через Исеть по улице Декабристов, одно из самых романтичных мест города, любимое место екатеринбургских художников. Режевской Иоанно-Предтеченский храм стал одним из последних творений архитектора, последним же оказался грандиозный храм Александра Невского в Нижней Салде.

Деревянная архитектура
Под влиянием роста благосостояния части населения со второй половины XIX века начинает меняться и деревянная архитектура. Увеличиваются размеры домов: если прежде фасад жилища имел два-три окна, то теперь часто до пяти и более, появляются двухэтажные строения. Но главное, фасады зданий обильно украшаются пропильной ажурной резьбой: детали различных архитектурных стилей сочетаются с элементами древнерусских узоров (преобладал символ солнца), растительным орнаментом. Кроме наличников окон, карнизов и крылец резьбой украшают ворота усадеб, и даже хозяйственные постройки. При оформлении домов начинают использоваться металлические детали: просечным железом украшаются печные и водосточные трубы, воротные столбы. Режевские умельцы-предприниматели создавали свои особенные украшения: металлические дыньки, вазочки, цветы, стрелы, отличавшие местных мастеров от мастеров других заводов. До наших дней сохранились немногие металлические украшения старинных деревянных домов, сегодня необходимо бережное к ним отношение.

Как Николай I режевским школам начало положил
Учителя и врачи составляли вторую часть режевской интеллегенции (первую, как мы помним – инженеры). Те и другие появились в качестве жителей поселка во второй половине XIX века. До середины столетия в Реже не было постоянных школ. Первым образовательным центром поселка в это время становится Богоявленская площадь (позднее детский парк), на которой была открыта первая режевская школа. Произошло это при весьма любопытных обстоятельствах.
В марте 1847 года император Николай I подписал указ, согласно которому владельцы селений, где было много старообрядцев, обязаны были открыть не менее одной школы на 2000 душ населения. Этот указ соответствовал духу николаевского правления, направленного на борьбу с расколом в Русской церкви. На заводах Алексея Яковлева было много раскольников, потому и пришлось Алексею Ивановичу согласно царской воле школы открывать, в том числе и в Реже.
Таким образом, история режевского образования за точку отсчета берет репрессивный указ императора. Согласно ему в Реже открыли 2 школы: в 1847 году возникла православная школа, которую разместили в церковной сторожке, рядом со строящимся Богоявленским храмом, преподавал в ней местный батюшка, а в 1856 году на правом берегу пруда в доме богатого прихожанина единоверческой церкви возникла единоверческая школа. Соответственно, в ней учительствовал священник Успенской единоверческой церкви. Количество учеников в этих школах не превышало 20 – 30 человек, учились 2 года. Основными были предметы религиозного содержания: к примеру, в православной школе – закон Божий, священная история, церковное пение, также чтение, письмо, арифметика. 
В 1868 году для православной церковно-приходской школы построили специальное здание, впервые в истории Режа. Ныне в нем действует режевской исторический музей.

Земские училища. Старцев, Воскресенский, Наумова
В 1870 году, согласно земской реформе 1864 года, в Екатеринбурге были образованы уездные земские учреждения, первые органы местного самоуправления: Режевской завод входил в состав Екатеринбургского уезда, и режевляне участвовали в выборе гласных (депутатов) уездных земских собраний. Одной из главных задач земства было развитие системы образования на территории всего уезда. Отношение к церковно-приходскому образованию со стороны земских деятелей, многие из которых придерживались либеральных взглядов, было сродни отношению к партийным школам со стороны «передовой» советской общественности образца 1991 года. Вероятно поэтому преподававшие в режевской православной школе священники были подвергнуты критике за свою преподавательскую деятельность.
Как бы то ни было, но в 1872 году по желанию местного общества церковно-приходская школа (ныне музей) была передана в ведение земства, став земской школой. Курс обучения укладывался в три года. В училище первоначально мальчики учились вместе с девочками. На отделении, или в классе, обучались разновозрастные ученики. Основные предметы – русский язык, письмо, арифметика и закон Божий, также преподавалось пение, начала природоведения, истории и географии. С 1893 года в земских училищах вводится гимнастика: в Реже началась история школьной физкультуры. В училище работал учитель и законоучитель (преподавал закон Божий), а также их помощники. При училище действовала библиотека, которая к 1890-м годам насчитывала в своих фондах сотни книг. Вероятно, создана она была сразу вслед за преобразованием училища в 1872 году, хотя первое упоминание о ней относится к 1876 году.   
Ранцев и портфелей в то время не выпускали, потому ученики ходили в школу с пошитыми дома холщевыми сумками, которые обычно носили через плечо. Что же там носили. Учебники. Тетради в то время были дорогим удовольствием и пользовались ими далеко не все, да и то, когда приобретались навыки письма. В комплекте с тетрадью обязательно должны были состоять перьевая ручка и чернильница. Большинство же учащихся в своей сумке носили аспидные доски, прообраз современной классной доски. Такие досочки индивидуального пользования, сделанные из аспидного сланца, для большинства режевских школьников заменяли тетрадь. Писали на таких досках грифелем (палочкой из сланца), оставлявшем на поверхности доски сероватую черту, которая легко стиралась тряпочкой. Для обучения письму учащихся первого отделения также использовали песок, который содержался в училище в огромной металлической песочнице. Из этой песочницы учащиеся набирали песок в специальные плошки, в которых по ровной песчаной поверхности острым предметом учились выводить буквы.
В 1880 году происходит разделение на мужское и женское земские училища. Мужское училище продолжает оставаться в прежнем здании, а для женского временно снимают дом. Лишь в 1887 году на средства режевского общества при поддержке земства была построена новая школа (ныне школа № 5, позднее расширенная и надстроенная), туда было переведено мужское училище, а в здании нынешнего музея обосновалось женское. По описаниям, в классах в это время сидели за партами различной конструкции: по 5 и по 2 человека, появляются классные доски, которые устанавливаются на специальные треножники. В переднем углу класса помещались иконы: каждый учебный день начинался с молитвы. Гордостью мужского училища был музей наглядных пособий, частью которого являлась коллекция минералов.
Первые учителя мужского училища: законоучитель Ганимедов и учитель Славин. Позднее здесь служили законоучитель А. К. Старцев, который пользовался большим уважением в поселке, отличался передовыми взглядами, П. П. Воскресенский, кажется, единственный, кто преподавал в Реже до и после революции. Первые учителя женского училища – законоучитель Горбунов и учительница Власова. Позднее в школе работала М. В. Наумова, которая была награждена медалью «За усердие»   
Всего в Реже к 1917 году действовало 7 начальных школ, включая церковные, в которых практически бесплатно азам грамотности обучалась значительная часть режевской молодежи 8 – 14 лет. Другой разговор, что после окончания этих учебных заведений поступить в реальное училище или гимназию, которые давали пропуск к высшему образованию, практически было невозможно. Для заводского населения путь в иные миры и сферы жизни во многом был закрыт не только экономическими, но и культурными шлагбаумами.

Двухклассное училище. Е. Мартьянова, Г. Чазов, М. Мартьянова
В 1901 году в Режевском поселке по инициативе местного общества на добровольные взносы местных жителей было открыто двуклассное министерское училище. С тех пор это учебное заведение, ныне школа № 1, лидер режевского образования. Согласно преданию, здание училища возводилось на народные деньги. Построенное в архитектурном стиле эклектика, строение обладает невиданным в Реже количеством и разнообразием декоративных деталей. За необычайно красивый вид в старину новую школу прозвали «Пряничком».
Обучение в школе длилось 5 лет. Кроме базовых предметов, преподававшихся в земских училищах, здесь добавлялись основы естествознания, истории, географии и черчения. Главной задачей режевского двухклассного училища была подготовка будущих учителей начальной школы. Мы уже говорили, что за определенными частями города на протяжении десятилетий закрепляется определенная роль, сохраняется память места. Так вот поразительно – педагогический профиль закрепился за Первой школой на десятилетия. Даже в постперестроечное время, когда многие учебные заведения пытались штамповать будущих юристов и экономистов, школа № 1 работала по коммунарской методике воспитания И. П. Иванова. 
По воспоминаниям, в красном углу актового зала, на втором этаже училища, был устроен большой иконостас, перед которым в начале каждого учебного дня молились все учащиеся школы. Здесь же в актовом зале в огромной золоченой раме висел портрет императора Николая II.
Среди первых преподавателей училища вспоминают заведующего П. И. Мартьянова и его жену Е. В. Мартьянову, в дальнейшем знаменитого советского педагога, законоучителя А. К. Старцева и Г. Д. Чазова, после 1918 года возглавившего образование целой Тюменской губернии, М. С. Пятайкина и М. А. Мартьянову.
В 1904 году на первом этаже училища открыли библиотеку. Было это сделано по инициативе директора училища П. И. Мартьянов и его супруги Е. В. Мартьяновой. Позднее, в 1909 году, книги этой библиотеки легли в основу книжного фонда первой в Реже общепоселковой библиотеки-читальни. В эти же годы Мартьяновы стали организаторами школьного драматического кружка, участники которого ставили спектакли, причем не только для учащихся училища.

Это интересно: жена известного революционера
Преподаватель двухклассного училища Мария Алексеевна Мартьянова была женой известного уральского революционера С. А. Черепанова: познакомил Сергея Александровича и Марию Алексеевну будущий руководитель советского государства Я. М. Свердлов, который на их свадьбе был одним из самых шумных гостей. С 1910 года Черепанов возглавлял Екатеринбургский комитет партии, где Мария Алексеевна была секретарем. В этой должности она поддерживала связь Екатеринбургского комитета с Центральным Комитетом партии большевиков, который находился заграницей, вела активную переписку с Н. К. Крупской, через нее общаясь с Лениным. Письмо Марии Алексеевны к Крупской, перехваченное жандармерией в октябре 1911 года и послужило поводом для разгрома екатеринбургской организации большевиков. В конце 1913 года состоялся суд, защитниками революционеров выступили присяжные поверенные Г. Н. Севрук и А. Ф. Керенский, в 1917 году глава Временного правительства. Черепанова Керенскому удалось оправдать, а вот наша Мария Алексеевна оказалась в ссылке в Енисейской губернии, где вскоре умерла. Говорят, умерла режевлянка на руках своей подруги по несчастью Елены Дмитриевны Стасовой (внучка знаменитого архитектора В. П. Стасова и племянница критика В. В. Стасова), которая в 1917 году стала самым первым Секретарем ЦК партии большевиков.
А С. А. Черепанов, которого называют организатором режевской большевистской ячейки, в 1917 году вошел в число руководителей Военной организации при ЦК партии большевиков, затем возглавил правительство Томской губернии, летом 1918 года был арестован и расстрелян белогвардейцами.   

Это интересно: «Сельская учительница»
С 1902 по 1910 год в двухклассном училище (ныне школа № 1) преподавала Е. В. Мартьянова. Позднее она работала в Свердловске, а затем – в Москве, где около 30 лет возглавляла передовую гимназию № 29. Талантливая, справедливая и строгая (до сих пор режиссер Э. Рязанов вспоминает, как руки у него тряслись, когда Екатерина Васильевна отчитывала за курение в школе), Мартьянова становится знаменитым советским педагогом. В 1946 году – депутат Верховного Совета СССР, в это же время – консультант самого известного в середине века советского фильма о школе – «Сельская учительница» (лишь в конце 1960-х пальму первенства переняли «Республика Шкид» и «Доживем до понедельника»), где Екатерина Васильевна Мартьянова послужила прототипом главной героини Варвары Васильевны Мартыновой. В начале фильма, окончив петербургскую гимназию, молоденькая Варя едет работать в глухой сибирский поселок Шатринка, где преподает в двуклассном училище: в реальности это Режевской завод и современная школа № 1, в то время также двухклассное училище. Фильм снимается в Тарусе, но об уральской глубинке: в фильме иронизируют над нашим уральским оканием, в поселке живут золотодобытчики (до революции, как мы помним, в Реже и его окрестностях было много мест, где намывали золото) и любители драгоценного камня, встречаются знакомые названия: отец Фрола Воронова работает на самоцветной Мокруше (известная копь в 50 километрах к северу от Режа), муж Мартыновой гибнет у знаменитой Мурзинки. После революции Шатринка преображается, как и Реж превращается в город, а двухклассное училище становится Шатринской школой № 1.

Земская медицина. Ковалевский, Кокшаров, Крюков
Как мы помним, первый режевской госпиталь был открыт в 1823 году, где врачевали лекарские ученики, знакомые лишь с азами медицинского дела. Вскоре после образования в 1870 году Екатеринбургского земства режевской госпиталь преобразуется в земскую больницу. Для работы на режевском участке земством направляется врач-универсал (лекарь) В. В. Ковалевский, первый врач в истории Режа, в нашей больнице он проработал с 1874 по 1880 годы, а до того долгое время врачевал в Перми и Екатеринбурге. У него сложились весьма неприязненные отношения с метром уральской медицины (как Бажов в уральской литературе) А. А. Миславским, первым Почетным гражданином Екатеринбурга. В. В. Токарев приводит любопытное письмо, в котором Ковалевский пытается разоблачить Миславского, как шарлатана, жадного человека и непрофессионала: «Относительно приставленного Вами носа: нос окончательно отвалился, и у девушки появились на щеках еще и неизгладимые рубцы. (Вы же все свалили на лекарского ученика, который при перевязке в пьяном виде оторвал нос)». Помощниками земских врачей являлись фельдшера (одним из первых в Реже был И. Н. Пущин), с 1879 года помогали принимать роды акушерки (хотя большинство режевлянок до начала XX века по-прежнему обращались за этим к бабкам-повитухам).    
До начала XX столетия режевская больница продолжает работать в старом здании постройки 1823 года, врач Мультановский нашел ее необычайно ветхой, как будто бы построенной еще в XVIII веке. В больнице имелось 10 кроватей, но по большей части они пустовали, так как пребывать долгое время в помещение, особенно в зимнее и сырое время, было невыносимо. Сырость, плесень на стенах, «тяжелый спертый воздух», старое затхлое белье. Многие больные не выдерживали и оставляли больничные покои до окончания лечения. Зато большим спросом в Реже пользовалось амбулаторное лечение: за 1897 год было принято 10200 больных (это при одном-то лекаре). По выходным и праздничным дням в больнице было не протолкнуться: давка и гвалт. Но тем не менее необходимо признать, что земское медицинское обслуживание было общедоступным и бесплатным. 
Важной прогрессивной мерой стали первые подвижки в борьбе с эпидемиями (сыпной тиф, холера и так далее), которые до того периодически приводили к многочисленным смертям. Правда, первоначально значительная часть режевлян с предубеждением относилась к прививкам и игнорировала их. Один из первых режевских лекарей, Н. К. Кокшаров, проработавший в режевской больнице с 1889 по 1890 годы, был направлен в эпидемиологически неблагополучный Полевской, где, заразившись, умер.
В 1905 году для режевских рожениц наконец было обустроено приличное отделение на 5 кроватей, а в 1908 году – в самом центре поселка построены амбулатория (на улице Береговой, ныне Пушкина) и корпус для стационарного лечения (на улице Большой, ныне Ленина), которые еще хорошо помнят режевские старожилы. Именно здесь в 1910 году начал свою деятельность самый известный режевской врач Д. Н. Крюков, которого режевляне прозвали «народным доктором». Он как бы связал две эпохи: период земской медицины и эпоху советского здравоохранения. 

Режевские фотографы. Сапожников, Гневашев, Матвеев
В конце XIX столетия появляются первые фотографии Режа и режевлян. Если учесть, что живописных работ того времени с пейзажами поселка и портретами его обитателей в то время просто не было, то получается, что это самые первые видовые образы Режевского завода.
Первые фотографии выполнены приезжими фотографами из Екатеринбурга. В 1880 году С. Сапожников запечатлел самые ранние поселковые пейзажи, среди которых один из самых популярных дореволюционных видов центральной части Режа с противоположного берега пруда. В это же время Сапожников выполнил фотопортреты первых лиц поселка и фотографии непосредственно завода. Одна из его работ, где показана трудовая деятельность в одном из цехов предприятия, в советское время стала знаменитой, попав сразу в несколько учебных пособий, в том числе школьный учебник 8 класса. По словам Л. П. Крыловой, также в Реже работал известный екатеринбургский фотограф В. Метенков, братья Козловы, отец и сын Тереховы, фотограф В. Челпанов из Перми.
Среди режевских фотографов самым первым считается механик И. Гневашев, прославившийся своими рационализаторскими проектами. Самой известной работой Ивана Григорьевича стал вид деревянной Иоанно-Предтеченской церкви на Орловой горе 1890 года. Благодаря этой фотографии, сегодня мы можем представить, как выглядел старейший в Реже православный храм.
Но первым, кто действительно сделал фотоискусствов поселке массовым, оставив нам многочисленные «видочки» дореволюционного Режа и образы его обитателей, стал А. Матвеев, которого называют первым в Реже профессиональным фотографом, режевским Метенковым. Подавляющее большинство тех картин «старого города», которыми мы можем сегодня любоваться, сделаны благодаря мастерству этого фотохудожника. Кроме фотографии Матвеев занимался предпринимательской деятельностью, был отличным жестянщиком: не только изготовлял пельменницы, но вместе с С. Рубцовым крыл крыши Иоанно-Предтеченского храма, министерского училища (ныне школа № 1), а в советские годы с 1930 года являлся фотокорреспондентом местной газеты «Большевик», став первым режевским фотокорреспондентом.

Режевская культура. Мартьянов, Сосунов, Кухмаров
С начала XX столетия в поселке начинается массовое увлечение театральным искусством. Самодеятельные труппы действуют при министерском училище (большая роль в этом директора П. И. Мартьянова) и при заводе, во многих сельских школах. Местные артисты ставят спектакли по пьесам известных русских драматургов. При заводе действует клуб, который после закрытия предприятия, с 1913 года, размещается в здании заводоуправления. Среди актеров можно было встретить известных в Реже людей, заводских служащих, к примеру, заводоуправителя П. Яргина, учителей. Заводские актеры ставили спектакли не только в поселке, но и разъезжали с постановками по окрестным селам.
Часто спектакли ставили на свежем воздухе в Господском саду, что был разбит в регулярном французском стиле за домом заводоуправителя. Расположенный на берегу пруда, сад имел красивую ограду. Тенистые аллеи, беседки, были любимым местом отдыха именитых режевлян. Простолюдины и рабочие в парк не допускались. Специальный смотритель подрезал деревья, ухаживал за цветами в оранжерее, следил за порядком в парке и осуществлял его охрану. Прямо из Господского сада к лодочному причалу на пруду вел лестничный спуск. В летние вечера десятки режевлян устраивали романтические прогулки по водной глади режевского озера.
Еще в 1870-е годы при земском училище была открыта первая в Реже общественная библиотека, в качестве библиотекарей несли службу учителя, первый среди известных нам – за 1891 год учитель мужского земского училища Сосунов. В 1909 году на улице Большой (ныне Ленина) открылась первая в Реже общепоселковая библиотека-читальня. Основу ее книжного фонда составили книги из библиотеки министерского училища. Судя по библиотечной картотеке, активными читателями были люди из разных социальных слоев населения поселка, в том числе из рабочей среды. Читали в то время не только любовные и приключенческие романы, но и Достоевского, Пушкина, Мережковского. Попечителем библиотечного дела в Реже в то время был купец Н. И. Кухмаров, который также много сил и средств отдал на поддержание школ. Дом этого купца на углу современных улиц Ленина и Большевиков (бывший торговый дом «Усадьба») сгорел в самом начале 2011 года.
Большой интерес у режевлян вызывали гастролирующие музеи наглядных пособий, так называемые передвижные музеи. Существуют сведения, что в начале XX века был открыт при заводе и свой местный музей. Музей наглядных пособий с большой коллекцией минералов, подаренной Уральским обществом любителей естествознания, как мы знаем, действовал при земском училище (ныне здание школы № 5). Периодически в поселке открывались выставки, в том числе есть упоминание о выставке семян. Впервые с конца XIX века в Реже организуются общепоселковые праздники, например, праздник древонасаждений: делаются первые попытки озеленить поселок.
В 1915 году в Реже началась эра немого кино: купцы Замятины по улице Поповской (ныне Красноармейская) открыли кинотеатр «Заря». Билеты на сеансы разносили ребятишки, за что хозяева пропускали их в кинозал бесплатно.
В начале XX столетия сначала на Режевском заводе, а затем и у ряда купцов появляется телефон (первое упоминание за 1907 год). Перед самой революцией режевляне услышали звуки первого в поселке граммофона (дедушки современных музыкальных центров): послушать пластинки собирались толпы режевлян.

Спорт. Четверкин, Ушаков, Посохин
С конца XIX века в поселке организуются спортивные состязания. Режевляне соревновались в поднятии тяжестей, в кулачных боях (один на один и стенка на стенку), играли в городки (улица на улицу), в бабки, любили кататься на коньках по льду Режевского пруда, многие с факелами и гармошками, для этого расчищали каток и на протяжении зимы поддерживали его в должном состоянии. Говорят, непобедимым в Реже кулачным бойцом в начале XX века был кузнец Четверкин, автор многих металлических украшений на фасадах старинных режевских домов.
Но наиболее популярными соревнованиями были конные скачки. Летом спортсмены стартовали по улице Покровской (ныне Советская) в сторону железнодорожной станции. Зимой на льду пруда, рядом с Господским домом, организовывали ипподром: за скачками с плотины и высокого левого берега наблюдали толпы зевак. Победители пользовались популярностью в поселке. Своеобразным вариантом конных скачек были состязания лошадей-тяжеловозов. Животных запрягали в телеги, которые нагружались гирями-двухпудовками. Хозяин, чья лошадь проходила определенное расстояние с наибольшим грузом, считался победителем, за что полагался специальный приз. Большим знатоком в этом виде спорта был режевской коновладелец А. М. Ушаков, особую гордость которого составляли орловские рысаки, участвовавшие на скачках не только в Реже, но и в Екатеринбурге и на Ирбитской ярмарке.
С конным спортом связана одна весьма любопытная история. В 1910 году настоятель липовского храма П. Чернавин подал рапорт, в котором обвинил псаломщика церкви Н. Посохина в том, что тот все отдал занятиям конным спортом, более же ни на что не способен. Благодаря интригам священника, спортсмен был сослан в Верхотурский Николаевский монастырь, потеряв все из-за своей неистовой преданности спорту.

Рабочие на заводе в период кризиса. Яргин, Черепанов, Поляков
В начале XX века в России разразился крупнейший в ее истории экономический кризис, по уральской промышленности в целом и Режевскому заводу в частности он ударил очень больно. Заводовладельцы не могли обеспечить рабочих в полной мере ни работой, ни заработками. Они вынуждены были из-за избытка рабочей силы сократить рабочий день в горячих цехах до 8, а во вспомогательных – до 10 часов. Кроме того, практиковались так называемые «гулевые дни». До 1905 года каждая четвертая, а после 1905 года каждая пятая неделя была «гулевой», то есть рабочий на неделю лишался работы и заработка. Широко пользовались создавшимся положением уставщики. Они обеспечивали работой в первую очередь тех, кто дал им взятку, незаметно положил «барашка» в их карман. Заработки все уменьшались и уменьшались, но даже эту усеченную зарплату заводоуправление наполовину выдавало железом. Железо рабочим выдавалось только второсортное, так называемый поделочный брак, но по цене качественно выполненной продукции. При продаже такого железа кустарям рабочие теряли около 30% своего заработка.
Сохранились документы, которые свидетельствуют о бедственном материальном положении режевских рабочих в начале XX столетия. Пермский губернатор в рапорте от 28 ноября 1906 года писал министру внутренних дел: «В Режевском заводе Верх-Исетского горного округа наследников графини Стенбок-Фермор Екатеринбургского уезда за последние два месяца совершенно не выдается жалования рабочим за невысылкой денег главным правлением. Рабочие, не имеющие других источников дохода, поставлены в весьма бедственное материальное положение». В Екатеринбургской газете «Уральская жизнь» 10 марта 1910 года была опубликована заметка, в которой сообщалось: «Режевской завод. Безработица побудила самоубийства, которых у нас ранее никогда не встречалось. В ноябре застрелился рабочий. В январе покушался на самоубийство рабочий Менькин, 30 лет, но его вытащили из петли живым. А 25 февраля трагически покончил с собой Андрей Архипов».
Растущая социальная напряженность в поселке по времени совпала с ростом революционной ситуации в стране. Именно поэтому режевской пролетариат активно поддержал революционные выступления в 1905 - 1907 годах. С начала века в поселке формируется партия РСДРП, у истоков которой стояли «красный» заводоуправитель П. Е. Яргин и известный уральский революционер С. А. Черепанов. С 1905 года руководителем организации становится режевской кузнец Ф. Е. Поляков. Кружек, помимо связи с екатеринбургской организацией, имел контакт с редакцией «Искры». У режевлян имелся свой гектограф, на котором печатались прокламации (позднее этот гектограф был утоплен, так и лежит где-то на дне пруда). Режевские социал-демократы, проводя активную политическую работу среди рабочих завода и крестьян окрестных деревень, готовились к вооруженному восстанию, в эти годы был создан прообраз первой в Реже советской организации, объединившей всех рабочих. По поселку расклеивались антиправительственные листовки, в 1906 и 1907 годах организовывались забастовки, проводились митинги, в том числе прямо у крыльца заводоуправления (стражники не могли противостоять революционным дружинникам), в поселок часто наведывались большевистские эмиссары. Несколько раз на завод приезжал руководитель уральских большевиков Я. М. Свердлов.

Это интересно: «президент» Советской России
Рядом со скалами Пять братьев в Режевской пруд впадает река Быстрая. Живописная поляна рядом с ее устьем не просто замечательное место отдыха, но и памятник истории и литературы. Именно здесь в 1906 году перед рабочими Режевского завода выступал лидер уральских социал-демократов Я. М. Свердлов. Через 11 лет он благодаря работе на Урале вошел в большевистскую партийную элиту, возглавил партийный и государственный аппарат страны, став «президентом» (председателем ВЦИК) Советской России и секретарем партии большевиков.
В Реже Яков Михайлович бывал не раз, но именно его быстринское выступление описано в книге К. Т. Свердловой «Яков Михайлович Свердлов», которая стала главной повестью о жизни революционера. «Вот он на Режевском заводе, выступает на многолюдной рабочей сходке возле пруда. Стражники оцепили место собрания, ждут появления Андрея (партийный псевдоним Свердлова). Брать его прямо на сходке, на глазах у рабочих, они не решаются. Вот, когда участники собрания начнут расходиться, тогда другое дело. Ждут час, два. Сходка кончилась. На берегу – никого. А где же товарищ Андрей? Еще до конца собрания его перевезли на лодке через пруд, там заранее были приготовлены лошади, и поминай как звали!» То есть Яков Михайлович выступил на митинге, после чего переоделся, поменял прическу, переплыл на лодке через пруд, высадившись на левом берегу в районе современных семиветровских садов, затем по берегу и через лес вышел, вероятно, к Никольской дороге.
У Свердлова в Реже было несколько явочных квартир, одна из них на современной улице Большевиков, в центре города. Сохранилась памятная табличка на стене этого дома. Прежде дом принадлежал казначею местных социал-демократов Д. И. Бобылеву, который перевозил Свердлова на лодке после его быстринского выступления. По местному преданию, однажды после выступления Якова Михайловича выяснилось, что на него готовится покушение. Противники революции пытались убить Свердлова, перекрыв все дороги из поселка. Лишь благодаря хитрости ему удалось уехать живым: в телеге с навозом будущий руководитель Советского государства спрятался и остался незамеченным. До недавних пор мне казалось, что это лишь местная легенда, но недавно прочитал, что такую же модель конспирации Свердлов использовал и в соседнем селе Покровском.
И еще один местный исторический анекдот про Свердлова. Приехал он на Урал тогда совсем еще молодым с малым жизненным опытом, потому не всегда мог быстро оценить специфику той или иной местности. Одним из лозунгов большевиков было введение 8-часового рабочего дня: на уральских заводах, в том числе на Режевском до того практиковался 12-часовой. Но в условиях кризиса сильно проявилась скрытая безработица: рабочим приходилось много гулять и мало работать – заработки упали, семьи стало нечем кормить. Якобы на одном из митингов Свердлов, уверенный в том, что рабочих жестоко эксплуатируют, заговорил о необходимости для них восьмичасового рабочего дня. В результате его пропаганда встретила одобрение. Рабочие говорили: «Да, нужен восьмичасовой рабочий день, а то мы работаем сейчас по шесть часов, а при шестичасовом много ли заработаешь?»

Бандитский Реж
Социальные свободы, полученные в результате реформ Александра II, для обитателей Режа, как и для жителей всего горнозаводского Урала, имели не только положительные последствия. Среди отрицательных явлений можно назвать рост пьянства, преступности и вседозволенности среди части мастерового населения, особенно среди молодежи. С ростом экономических проблем и безработицы эти явления усиливались. И если, скажем, Нижнетуринская волость Верхотурского уезда «прославилась» как одно из самых «пьяных мест» в России, то Режевской завод Екатеринбургского уезда приобрел репутацию «уголка головорезов», где периодически возникали шайки, которые терроризировали местное население, отличаясь при этом особой жестокостью.
Так в 1880-х годах в поселке орудовала шайка из более двадцати бравых ребят, которые, начиная с вечера, вооружившись «кто гирькой, подвешенной на веревке, кто гвоздями, а некоторые даже и револьверами», избивали и обирали каждого встречного, включая женщин. Полиция боялась или не хотела им воспрепятствовать. Лишь после ряда убийств с бандой было покончено. В этой связи В. В. Токарев считает, что со второй половины XIX столетия в Реже среди мастеровых образовалось две группы: одни под воздействием освобождения потянулись к свету просвещения (посещали библиотеки, организовывали драмкружки, интересовались политикой), другие же – пьянствовали и буйствовали.
Приехавший в Режевской завод в августе 1890 года горный инженер Г. Марков сразу же встретился с похоронной процессией из 7 гробов: ночью в своем доме была вырезана семья Масленниковых. По этому поводу Марков заметил: «Режевской завод в этом отношении пользовался вообще плохой репутацией. Мастеровых Режевского завода считали вообще буйным народом».
Проходит время, но и в 1910 году в Екатеринбурге пишут: «Режевской завод издавна приобрел печальную славу уголка головорезов. Жители привыкли к избиениям и убийствам. Немало режевских молодцев сидит за это в тюрьмах».
С начала XX века сохранилось предание о «сергеевской чистке», мести мастеровых Сергеевых за избитую хулиганами родственницу. Более 20 молодчиков, сбитых в шайку и вооруженных холодным и огнестрельным оружием, долгое время наводили страх не только на мирных режевлян, но и на полицию: грабежи, побои, издевательства. Сергеевы остановили беспредельщиков так, что в режевской больнице не хватило мест для покалеченного хулиганья.
От преступности не были застрахованы и первые лица в поселке. Самым громким стало убийство в мае 1910 года режевского заводоуправителя И. Н. Кушковского, которое произошло в Господском саду (ныне сквер перед школой № 3). Кучер и дворник, несмотря на приказ Ивана Николаевича, отказались поливать цветы в Господском саду. Возникла перепалка. В результате тяжелым предметом кучер Антонов уложил Кушковского на землю, после чего тот уже не приходил в сознание. Жена заводоуправителя Анна Германовна металась вдоль Господского сада, звала на помощь, но долго никто не хотел идти. Ночью в больнице Кушковский скончался. Кажется, у этой истории была социальная составляющая: Иван Николаевич был вынужден сокращать рабочие места, это вызвало ожесточение.
Кстати, жена Кушковского, Анна Германовна, происходила из семьи известных уральских и российских горных инженеров и ученых Тиме. Ее сестра София была женой выдающегося ученого-металлурга, основателя российской науки о металлургии, члена-корреспондента Академии наук В. Е. Грум-Гржимайло. Ее дядя – крупный русский ученый-изобретатель горнозаводского оборудования И. А. Тиме. Ее двоюродная сестра, Елизавета Ивановна Тиме, стала ведущей актрисой Академического театра драмы имени А. С. Пушкина в Петрограде – Ленинграде, народной артисткой России.
Одной из причин высокого уровня преступности было пьянство. Если в прежние годы в поселке действовало лишь два питейных заведения, а на заводе в отношении пьющих хозяева придерживались очень строгих, лучше сказать жестоких порядков, то после 1861 – 1863 годов положение изменилось. В 1867 году в Реже действовало уже 18 питейных заведений! В начале XX века их стало 12, наверное, тяжело было выжить всем при населении поселка в несколько тысяч человек, учитывая, что в Реже во многих домах занимались тайной продажей вина и пива во всякое удобное для клиентов время.   

Закрытие Режевского завода
Режевской завод, как и всю уральскую промышленность, с начала XX века продолжало лихорадить. Выходом из кризиса стала структурная перестройка и концентрация производства на отдельных предприятиях. В результате этих процессов Режевской завод оказался не у дел. В 1911 году было принято решение об остановке железоделательного производства на предприятии. Все производство кровельного железа в Верх-Исетском округе для снижения себестоимости продукции концентрируется на Верх-Исетском заводе. На Режевском заводе продолжил работать лишь доменный корпус, который действовал до 1918 года, когда Гражданская война окончательно прервала работу предприятия. Сотни рабочих, оставшихся без дела, начали покидать поселок, переезжая на более благополучные предприятия, в первую очередь на Верх-Исетский завод. Реж превращаться в заурядное село.
Но эти годы впервые стали периодом относительно свободного развития поселка, эпохой рождения его культуры, первых традиций. Возможно, эти традиции помогли режевлянам пережить критические времена, сохранить поселок, возродить его промышленность, но уже в ином качестве.
Так закончился первый этап в индустриальной истории города. По времени это совпало с крушением Российской империи: режевская история весьма показательный скол большой российской истории. Любопытно, но второй период индустриального развития города великолепно укладывается в советскую эпоху, во многом отражая все ее взлеты и падения.

Полную электронную версию книги смотрите на сайте турфирмы "Малыш и Карлсон" город Реж mkt1996.ru