20. MAKE LOVE NOT WAR!

Татьяна Сопина
Из записной книжки Гриши. Армия.

Декабрь 89.
С нарядом по столовой фиг знает что делать. Желудок я себе точно испорчу: неделю голодаю, а в наряде так нажрусь, что сесть трудно, живот мешает. На другой день, как похмелье - на дристалово тянет.

6.12.89.
Неужели будет такой день, когда я ровно сутки, 24 часа, не услышу ни одного матюка. Хотя бы сутки.

*   *   *
Я дико хочу писать и читать. Я хочу читать Достоевского, учить английский.

*   *   *
Я понял, почему люди пишут дневники. Им не с кем поговорить. Некому выговориться. И человек пытается поговорить сам с собой. Вот так, наверное.

*  *   *
Здесь я понял, что такое счастье. Это когда у нас дома горит «маленький свет», дверь на кухню приоткрыта и там химичит мама. Папа сидит на зелёном стуле, между круглым столом и пианино, поджав ноги, и смотрит телевизор. А мы с Павликом сидим за круглым столом (я читаю «Мастера и Маргариту», Павлик - хотя бы рассматривает мои картинки), и едим пельмени, я с уксусом, Павлик - со сметаной, и у него за одним очком бумажка заткнута, чтобы другой глаз развивался. А время без 15 девять и на дворе темно.
Или: я сижу в троллейбусе, на переднем сиденье. Я возвращаюсь домой с завода, со второй смены, и знаю, что дома меня ждут маленькие чёрные хлебики с салом и чай с хлебом и щербетным маслом.
Вот ведь как, оказывается, просто! А чего же люди ищут всю жизнь?

*   *   *
Шесть взводов - батарея, два взвода - батарейка. Шаньгин.

*   *   *
Я, кроме всего прочего, ещё и храплю по ночам. Всё не Слава Богу.

*   *   *
Так много мыслей и одна другой полыннее...

до 6.12.
1. Протас Олег. Вихров Сергей. Мамалига Юра... (полный список курсантской роты учебной части).
Чёрт меня дери! Я ведь ещё ни одного письма не написал.

6. 12. 89
Сегодня утро началось с того, что в казарму залетел воробей и его, бедного, гоняли, пока он уже еле шевелился. При этом кокнули стекло.
Потом поймали и еле живого выпустили.
А сейчас пытаемся вырыть ямы, для этого запалили резиновые покрышки, и я весь прокоптился. Рожа как у негра. Вон на листочке тоже сажа. От рук.

8. 12. 89
Сейчас в «120 минут» показывали Вологду. Ёлки-палки! Софийский собор, золотой купол, Казанскую церковь, памятник «коню Батюшкова» (юмористическое прозвище памятника - в комбинированной скульптуре конь выглядит выразительнее, чем поэт - ТС), набережную и церквушки за рекой, зареченские улочки, Вологодский кремль, домики с колоннами в районе магазина «1000 сволочей» (1000 мелочей - ТС), памятник 800-летию, где мы с Юриком сидели незадолго как... в общем, центр. Уже в снегу.
__________________
А сегодня вечером по телеку будут показывать «Солярис». А я не посмотрю. Опять наряд по столовой. Хотя я его (то есть «Солярис») и так не посмотрел бы. Его всё равно выключили бы. Не выдержали б. Как почти не удалось посмотреть «Андрея Рублёва». Так, урывками. И ни одним глазком «Иваново детство». Ничего, приеду, обязательно всё посмотрю.

*   *   *
Майор Жуков по поводу беспорядка в Ленинской комнате:
«Не дай бог, кто-нибудь будет портить стулья, подшивки, столы, разбрасывать шахматы и я это увижу или «агентство синьхуа» донесёт...»

9. 12. 89
Вчера успел посмотреть кусочек КВНа по телеку. Там ребята из Ленинграда и Донецка... Вот это люди! Да они по развитию меня раз в тысячу превосходят! Какой мне ЛГУ?!!! Я скоро уже и на «гэпу» не потяну. А завидовал я им дико.

*   *   *
Кстати: пока я был в наряде, в клубе шёл фильм «Полёт над гнездом кукушки». Вот неудача! Я и его пропустил.

*   *   *
В наряде по столовой мы трескали: пряники с молоком, сгущёнку, сыр, колбаску, плов, жареное мясо с картошкой, тёртую морковь с сахаром и горячие свежеподжаренные котлетки, жареные грибы. Как что делать (рецепт плова, жареного мяса, котлет).

*   *   *
Витька Неруш ругается: «Крохобор! ЛЭП! Куркулист! Куркулизм - высшая и последняя стадия крохоборства».  (В. Неруш).

*   *   *
Первое время жрать хотелось - кранты! Я чуть не выл от голода. Да бывало, и подвывал потихонечку, если рядом никого не было. Корки со стола собирал и в шапку прятал, чтобы не видели. Объедки! Позорище. А если в очко, так самое чистое выбираю. Тут я разборчивый. Окурок лежит - и уже неприятно.
Дополнение: когда в кино или по телеку показывали жратву, меня аж мутило. Пробовал даже сырую картошку. Миллион раз права Алёнка - очень я люблю поесть.

11. 12. 89
Господи! Что сегодня было! Мне страшно и стыдно вспоминать. До чего ж я докатился, что ко мне уже с такими просьбами подходят. Жутко.

*   *   *
Что лучше? Простить десять виноватых или обидеть одного безвинного? Я думаю, лучше простить. Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе.

*   *   *
Сегодня впервые за всё время, пока я тут, я по-настоящему, по-доброму засмеялся. Хороший мультик показывали.

12. 12. 89
Почему люди такие жестокие? Разве не проще жить со всеми в мире, ни с кем  не ссорясь? Неужели кому-то доставляет удовольствие унижать другого? Я не понимаю, что мешает людям быть добрее. Привычка? Или это заложено в крови? Но в таком случае люди типа «Ребята, давайте жить дружно» - выродки, исключение из правил? Так много мыслей...

*   *   *
Я до сих пор ни одним словом не обмолвился об Алёнке. Я не хочу её терять, но и обманывать тоже не могу. Тут действительно нужно взаимное понимание и снисхождение друг к другу. Сумеет ли она меня понять и принять? Не стану ли я ей обузой? Как бы безболезненно решить этот вопрос?.. Как сказал бы папец (точнее, Папец), сделать максимально правильный ход?

*   *   *
Грустные какие-то у меня получаются записи. Видимо, я сильно изменился. Утратил большую часть своей гражданской весёлости. «Нас триста лет татары гнули...» Сумею ли я потом снова разморозиться после этого периода «замораживания мозгов»? Так много мыслей...

*   *   *
I don’t can spik English!

*   *   *
Почему я не кусаюсь? Боюсь, это уже моя платформа, мои убеждения. (Make love...) А может, с такими убеждениями жить легче? Чёрт дери! Как бы мне хотя б в себе разобраться!

*   *   *
Лежишь и думаешь, что ты ни о чём не думаешь!

*   *   *
Да! Эта книжка хороший «громоотвод». Написал и сразу разрядился. То, о чём я думал, больше не висит камнем. Всё ж полегче.

14. 12. 89
Возможно, потом, читая эти записи, я буду в душе улыбаться над собственной наивностью. Но я пишу искренне. Значит, сейчас я такой и есть.

18. 12. 89
!!! Сколько я уже не писал! Сегодня  суббота, 30-е, больше десяти дней прошло! Началось с того, что у меня «потеряли» ручку...
Послезавтра уже Новый Год, мой любимый праздник. Быстро этот год пролетел. Вроде, давно ли я читал «Обыкновенное чудо» и «День Нептуна» смотрел у Лёнки? И вот уже снова...

*   *   *
Быстро дни летят, только долго время тянется.

*   *   *
В нашей округе завелась рысь. Наверное, жрать нечего стало, вот она и ходит к нам кормиться. Уже за двоими бегала, говорят. Интересно.

*   *   *
Да! Ведь 12. 12. я отмечал «полгода». Ровно полгода назад, в 8 утра, я вошёл в Октябрьский райвоенкомат и перестал быть «свободным…». Встречал я этот «праздник» в наряде по столовой. Хотел в 12 по местному времени, то есть по московскому, но опоздал. И в час дня по местному я перед зеркалом съел ириску (вместо торта). Это для истории.

*   *   *
Ну ничего, зато я никому не «лизал задницу». Я не «жополиз».

*   *   *
Не забудь всех поздравить с Новым Годом. Но это завтра.

*   *   *
У силы, чёрствости нет будущего. То, что твёрдо и сильно, обречено на гибель. Молодое деревце слабо и гибко, но оно живое. Когда дерево умирает, оно становится твёрдо, мощно и сухо. Когда рождается человек, он нежен, слаб, но у него большое будущее. К старости человек черствеет, закостеневает, и он обречён. Смерть рядом.
(Близко к тексту - «Сталкер», А Тарковский).
Итак! Маke love, not war!

30. 12. 89
Сегодня, 31 декабря я, Г…-Бегемот-Красная Шестерёнка, поздравляю:

…(около семидесяти имён сверстников, их родителей и подруг друзей - ТС),
…а также всех, кого я в этом списке не назвал, потому что просто не вспомнишь сразу (не обижайтесь, пожалуйста, это не значит, что я к вам хуже отношусь), и всех остальных хороших людей, которых я знаю, я поздравляю с Новым Годом, этим, по-моему, лучшим праздником в году и желаю: пусть сбудется то, чего вы хотите, о чём мечтаете, будьте счастливы!

31. 12 89
Не хочется начинать записи с плохого, поэтому ещё раз - с Новым Годом! Хотя в час ночи 1 января я просто не успел написать такую фразу: «Будь оно проклято!» Вообще такого грустного Нового Года у меня ещё не было и едва ли будет (надеюсь!). Из угощения почти ничего не досталось, еле нашёл себе местечко и улыбнулся пару раз. Для истории: ровно в 12 часов я съел конфетку, которую хранил как подарок самому себе полтора месяца.
А потом произошло вот что. Сняли наш наряд по столовой и в замену, естественно, пошёл я. Никакого телека ни ночью, ни 1 января не получилось. Мыслей было много, да сейчас чего-то в голову ничего не идёт.

2. 1. 90
«Вопрошаем отцов, но не сладко от стройных речей. Не собрать и частичный ответ из подержанных фраз».
«Я птица без небес.
Я каменное эхо.
Полузабытых мест
Печальная примета.
Я память без добра.
Я знанье без стремленья.
Остывшая звезда
Пропавших поколений».
Ю. Шевчук, ДДТ.

*   *   *
Почему я не кусаюсь? (Запись от 14. 12. 89.) Я понял. Просто я не могу ударить человека. Я не могу намеренно причинить ему боль, потому что сразу представляю себя на его месте. Вот ведь, оказывается, как!