Русские в Америке серия

Оксана Лесли
               

                ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ

«Хлеба и зрелищ!» -  так в древнем Риме политики держали власть, подкупая толпу раздачей денег, продуктов и представлениями.  И в 21 век эта традиция протиснулась!  В виде праздника Марди Грас!
Я недавно в Новый Орлеан ездил, принять участие в этом ежегодном празднике.  Замечательное было шествие, пили много пива с друзьями, с платформ ловили конфетки и бусы.  Смешно так и необычно: как манна небесная! 
Некоторые девушки груди показывали, приподняв майки, а мы их фотографировали и  на шейки нежные пластмассовые разноцветные бусы кидали.  Ну, в какой стране, на каком празднике еще девушка за безделушки будет раздеваться?  В общем, понравилось на празднике, но больше я на этот парад не поеду.  В меня с платформы кто-то кокосовым орехом запустил – представляете?  Я упал, ударился головой о бордюр, потерял сознание, увезла скорая, - сотрясение мозга.
Совмещая «хлеб и зрелища», не зазевайтесь: может быть опасно для жизни!



                ТЕРМИТЫ?

Какой идиот складывает дрова около дома!  Любят некоторые камин затопить зимой, чтобы трескали дровишки, чтобы дым из трубы шел.  Давай, помоги мне.  Перебросим дрова к забору.  О, я так и знал!  Видишь?  Термиты!  Ты куда пошел?  Ни в коем случае не показывать хозяйке!
Ты понимаешь, что сейчас будет?  Хозяйка вызовет компанию   делать обработку от термитов.  С нее сдерут минимум штуку баксов.  А если эти гады стену проели уже, то придется менять дерево.  Где гарантия, что у хозяйки есть деньги избавляться от термитов и красить дом?   А если и есть, то когда придет наше время красить?  Через месяц?  Ты хочешь заработать сейчас?  Вот и молчи!  Сейчас все зашпаклюем, закрасим, бабло срубим и поминай, как звали!  Никогда не впрягайся в чужие проблемы, а то своих прибавится!


                ВСЕ НЕ ЗАКРАСИШЬ

Никогда бы не подумал, что в пятьдесят лет начну менять свои взгляды на жизнь и поведение.  Я про работу говорю.   А работаю я в строительной организации, дома ремонтируем.
Трудятся со мной маляры, кафельщики и плотники разного цвета и возраста.  Процентов сорок моих так называемых коллег делают свою работу и медленно, и некачественно.   Раньше я не мог спокойно на этот балаган паскудный смотреть. 
Я критиковал их работу, демонстрировал, как завершить тот или иной проект быстрее и лучше!  Подгонял даже, шутил, что они спят на ходу.  В конце концов,  до меня дошло, что я просто зря трачу время и энергию на этих тупиц.  Они не хотят знать, как быстрее и лучше что-то закончить, им платят по часам, а не за работу, вот и не торопятся никуда.  А я, как идиот, бесплатно распинался, когда меня никто и не спрашивал о совете или помощи.   
Теперь я молча делаю свое дело, крашу стены да потолки, а когда вижу чужие портачки, молчу, прикусив язык.  ВСЕ НЕ ЗАКРАСИШЬ, ВСЕХ НЕ НАУЧИШЬ. Пустыню в оазис не превратишь, сколько бы воды не вылил!


                АВТОМОБИЛЬНЫЕ КОВРИКИ

Мой муж-американец, царствие ему небесное, учил меня всему: как водить машину и как пользоваться бытовыми приборами американскими, как оплачивать счета и вести домашнюю бухгалтерию.  Но он не научил меня, что автомобильные коврики можно недорого купить в автомагазинах и даже обычных супермаркетах.  И я раз в несколько месяцев тратила время на то, чтобы стирать те тряпичные коврики в стиральной машине, сушила их на ветерке потом...  Коврики оставляли много мусора в стиральной машинке, которую потом надо было вычищать.  И не знала я о том, что есть резиновые автомобильные коврики, потому что муж сам их никогда не покупал. 
Муж не открывал мне глаза, что я занимаюсь ерундой.  И это продолжалось годами. 
 Наверное, ему доставляло удовольствие смотреть на то, как я трачу время впустую.  А ведь жизнь итак полна суеты. 
Не издевайтесь над близкими.  Это не красит вас.


               
                ПРО ХОТ-ДОГИ!

В 2006 году я работала под руководством американки лет пятидесяти, которая иногда восклицала: «Хот дог!» 
Мне это поведение казалось странным – вот человек, который, занимаясь серьезными делами, работая с компьютерами или в разговоре с подчиненными, вспоминает про какие-то сосиски!  «И как она в начальницы выбилась, бабенка-то с сумасшедшинкой!» - думала я.  Всякий раз, когда краем уха я слышала пресловутое восклицание «хот-дог», я в душе посмеивалась над привычкой начальницы: «Американская дурочка!»
Несколько лет спустя, я смотрела с младшим сыном мультфильмы про Микки Мауса.  Смотрела и удивлялась себе, что за пятнадцать лет в Америке никогда не смотрела про забавного мышонка со старшими детьми.  И вдруг я услышала, как Микки Маус говорит «Хот-дог!», когда решает какую-то проблему!  И танцует довольный мышонок, и песенку веселую поет со словами: «Хот-дог! Хот-дог! Все проблемы решены!» 
То есть, это означает: «Эврика» на мультяшном языке.  Это не ерунда, не дурость и не сумасшедшинка! Это реалия американской детской мультипликации.  Восклицание, полное позитива и радости!  Когда до меня это дошло, то стало смешно, какая я была наивная, осуждала человека за ее манеру выражать свои эмоции, и никогда даже не трудилась поинтересоваться, почему она так говорит?  Хотя я помню то время – я итак задавала по работе много вопросов, делала ошибки, и своими нелепостями смешила весь офис.  Иногда у меня самой было неприятное такое чувство, что я для них – «глупая русская-иммигрантка», и лишний вопрос хотелось сдержать, чтобы не позорить великую русскую нацию.
В КОТОРЫЙ РАЗ УБЕЖДАЮСЬ, ЧТО НЕЛЬЗЯ СМОТРЕТЬ НА ЛЮДЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СВОИХ ЗНАНИЙ И КУЛЬТУРЫ.





                МОНОЛОГ БЭБИ СИТТЕРА  ИЛИ ПОСЛЕДНЕЕ ШОУ СИ ДЖЕЯ
                (США, Аризона, 1999)

 
Ты – хорошенький в голубеньком гробу.  В черном платье я – склонилась над тобою.  Черты твои – обведены коричневой каймой.  Услуги визажиста похоронного дома – дорогое удовольствие.
Твой гробик окружён цветами и людьми.  Тебе, должно быть, обидно умереть, не узнав запаха цветов и красок мира.
     Твой обезображенный поцелуями смерти череп прикрыт кепкой, выбранной родителями.   На головном  уборе рисунок  -  усмехается нагло герой американского мультфильма - тасманская крыса.  Существо быстрое, хитрое, неуправляемое и непредсказуемое.  Тоже мне, нашли что надеть на усопшего пупсика.
       В ногах твоих голубенький плюшевый медвежонок.  Он мог бы быть твоей любимой игрушкой.  Может, так оно и будет, ведь египтяне тоже верили, что все предметы, положенные в могилу фараона, будут им использованы на том свете.  Дай-то Бог, кому как верится.
     Ты прожил три болезнненных мгновения.  Три месяца.  Июль, август и сентябрь.  И октябрь дни твои обрезал.  Ты задохнулся.  Во сне.  В спальне матери.  При матери.
     Твоя шестилетняя сестрёнка  - единственный сухоглазый человечек  из присутствующих.  Она тщательно подготовилась к твоему последнему шоу.  Её щёки красны от румян.  Фиолетовые тени придают глазам ещё более глупое выражение.  Красная материнская помада.  Ей теперь хорошо, она догадывается, что будет высыпаться  и не  услышит твоих ночных воплей, что родительская зарплата не будет  идти примущественно на твои нужды.  Она больше не услышит: «Подумай о своём братике!»
    Потому что братика - то больше нет. 
Отец, убитый горем, сидит в кресле, уронив лицо в ладони.  Для него Си Джей – первый и последний ребенок.  Ведь по требованию жены он недавно пошел на вазэктомию, стерилизацию. 
Люди вокруг плачут и сморкаются.  И это меня раздражает тоже.  Что за насмешка природы, почему слёзы и сопли живут рука об руку?  Такой недостаток человеческого организма!  Звуки сморкания  звучат кощунственно для моего слуха в этот тяжёлый момент оплакивания твоего холодного тельца.  Твоего нераспустившегося бутона.  Твоей неспетой песни.  Твоего несделанного первого шага, твоего непосаженного дерева.  Я никогда в жизни не стояла у гроба младенца, не стояла у гроба вообще.
     А вот если задуматься - ты ведь не один такой,  мир не узнавший и не оценивший добра и зла, и вкуса жизни.  А мог бы быть отпетым ты убийцей, и, может, Бог забрал тебя от страха за злодеяния, ещё не совершенные тобой?  Прости, у меня - паранойя.
     Люди вокруг - твои родственники.  Они неплохие, простые американские граждане, живущие чуть ниже среднего материального достатка.  Они с теплотой относились ко мне, а иногда  - как к предмету обстановки.  Ведь бэби- ситтеры уважением тут не пользуются.  Их даже принято не замечать.  Их можно не стыдиться.  При них можно выяснять отношения и говорить друг другу гадости.  Но я -то знаю, какой стайкой разъярённых стервятников стали бы эти милые рыдающие и сморкающиеся создания, если бы ты умер во время моего ночного дежурства.  Меня бы они затаскали по судам,  и кто знает , на сколько кусков растерзали бы мои душу и будущее?   Спасибо тебе, что ты умер не вовремя моего ночного дежурства, не украв моего счастья и покоя!  Пусть земля тебе будет пухом. Аминь.



               
                НЕ РАСТЕРЯВ СВЕТ

В городе Мобил каждый год проводится интернациональный фестиваль.  Жители города и туристы там могут ознакомятся с разными представителями разных культур, которые живут в Алабаме.  Есть и русский уголок с едой и сувенирами.  Для меня этот фестиваль как праздничная елка – каждая культура олицетворяет свою гирлянду, зажигает елку своим светом.
Те же русские люди-волонтеры тратят свое время и деньги для организацию вечера памяти Антона Павловича Чехова, русского писателя, драматурга и врача. 
Представьте себе, при университете раз в год собираются, самовар-чаепитие, человек двадцать-тридцать, русских и американцев, и обсуждают рассказы писателя.  Они заранее договорились за год прочитать их, и им есть о чем поговорить.  С чайком и сладостями. 
Русскую культуру свою иммигранты не только сохраняют, но и доносят до американцев, которые способны и желают этот свет принять.   А такие есть.  И пока люди готовы дарить свет и принимать свет – мы не вымрем как мамонты.



 


                КАК РУССКИЙ И АМЕРИКАНЕЦ БОДАЛИСЬ
 
Когда-то мы у нас с моим русским мужем был свой малярный бизнес в Америке несколько лет.  Это означает, что мы каждый год покупали лицензию на малярные и плотницкие работы, закупали оборудование и лестницы, делали внутренние ремонты клиентам, а так же работали на «дядю» - крупную малярную контору, поставляющую нам клиентов и краску.  Был у нас супервайзер по имени Энтони. 
Однажды  Энтони ездил с Сергеем к клиенту обсудить детали дополнительных плотницких работ.  На обратном пути босс купил виски и пиво, и приехали они к нам в дом распивать.  Рюмка за рюмкой, Энтони рассказал интимные подробности своей жизни с супругой.  На вопрос имеет ли он хотя бы три штуки в месяц, как менеджер, он ответил: «Да за три штуки в месяц я застрелюсь.  Я делаю 15000 в месяц, потому что на меня работает несколько малярных бригад.»   
Рюмка за рюмкой, босс предложил мне стать его королевой, погладив пару раз по руке и плечу при муже.  А когда я задала вопрос, касающийся оплаты дополнительных  работ, проделанных Сергеем на контракте, то услышала: «Я услышу тебя , когда увижу голой.» 
Вдруг Сергей, пьяный от алкоголя и ревности, привстал из-за стула и ударил босса головой по лбу!   Энтони  включился в игру, они стали биться головами, как два барана.  Разлились виски и пиво, обеденный стол наш чуть не сломался.  У босса -  кровь из носа.  В конце концов он упал на пол. 
Я выпроводила пьяного менеджера и  стала искать другую работу.  Если бы я была американкой, то, наверное, сообразила на диктофон записать пьяные речи Энтони, в суд подать и раскрутить их контору на несколько тысяч долларов.  Ведь в Штатах есть статья – «сексуальное домогательство».  Но, как говорится, умная мысля приходит опосля. 


                ЖЕНА-СУТЕНЕР
 
Не смотря на то, что мой муж прожил в Штатах пятнадцать лет, он не научился писать по-английски и ладить с компьютером.  С целью помочь ему найти новую работу после стычки с Энтони,  я составила его резюме, через  Интернет подала от его имени  запросы на вакантные места в сфере строительства и ремонтов.   
Работодателю – ЖИЛИЩНОЙ КОНТОРЕ  МОБИЛА  нужны были профессионалы, который имели бы свой транспорт, свои инструменты и владели бы несколькими профессиями для внутренних работ.  Только маляр или только плотник им не нужен был.
К интервью  я подготовилась.  Сделала копии разных рекомендательных писем от клиентов, фотографии  работ Сергея «до» и «после».
На интервью мы явились в солидный офис в центре Мобила.   Он нервничал – ведь годами привык работать «на себя», и к тому же никогда не проходил никаких интервью! 
Когда нас вызвали в кабинет, там сидели три начальника, чья задача была рассмотреть все прибывшие на интервью кандидатуры. 
Я сразу представилась – и себя, и его.  Не дожидаясь вопросов, показала фотографии «до» и «после» по укладке кафеля, замене дерева, покраске. 
Начальники остановили меня и спросили, почему я пришла с мужем, если на работу устраивается он? 
Я ответила, что я - его сутенер.  Это разбило лед, и все трое интервьюировавших человека засмеялись.  Меня спросили, как же он будет работать, если не говорит по-английски?  Я ответила: «Словарный запас Сергея  состоит, в основном, из терминов своей специальности.   Что касается работы – он все поймет и скажет. А вот обсуждать жен, секс и Библию, например, не сможет, и тратить время на болтовню не будет.  Он – идеальный работник.  Все умеет и почти не разговаривает!»
И его взяли.  Лучше переоценить себя, чем недооценить.





                НЕ КАК В СКАЗКЕ

Много лет назад это было, в Аризоне, в начале ноября.  Играла я со своей американской собакой на американском пустыре недалеко от американского дома.  Бросала американскую палку псу, он приносил мне ее обратно.  И вот я решила подшутить над ним. Притворилась, что бросила что-то, и сказала с улыбкой по-русски: «Принеси то, не знаю, что!» Как в русской народной сказке.
Собака побегала по пустырю, радостно помахивая хвостом, как это свойственно всем лабрадорам, и принесла нечто темное.  И бросила к моим ногам труп обгоревшей черной американской кошки.  Американский муж дома объяснил мне, что скорее всего, на Хеллоуин подростки-изверги так веселились и убили животное.  Вскоре у мужа был инфаркт, а после - куча других неприятностей  и проблем со здоровьем. 
Вот теперь анализирую и думаю, наверное, не надо было требовать принести  «ТО, НЕ ЗНАЮ ЧТО!» 
ДЕЛАЯ ЗАКАЗЫ ПРОСТРАНСТВУ, БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!  А ВДРУГ ВЫПОЛНИТ?




                ДАЛЬНОБОЙЩИК-ПСИХ?
Я работаю дальнобойщиком.  Да, мне нравится.  Правда, уезжая в Америку из Узбекистана, я не об этом мечтал.  У меня образование физика-ядерщика.  Я в Ташкенте увлекался эзотерикой и парапсихологией, и мечтал в Америке центр открыть по изучению паранормальных явлений.  Но без хорошего английского, связей и денег у меня ничего не вышло.  Но я не переживаю и не комплексую.  Я езжу из штата в штат, мне не скучно, у меня миссия – я пространство чищу.  Космической Энергией.  Как проводник работаю.  Если бы не я, катаклизмов в Штатах было бы в десятки раз больше.  Да не надо на меня так смотреть.  Ну, я пошел.  Чиститься от Вашей плохой энергетики.



                КАПУСТНЫЕ ЛИСТЬЯ

Я в Америке лет десять уже живу – не тужу.  Было время, когда я бросала кормление грудью.  Прикладывала к ним капустные листья, по русскому методу, совету бабушки.  И перетягивала.  И мне предстоял перелет из одного штата в другой.  Капустные листья я держала в ручной клади.  И представьте, меня выбрали, чтобы ручную кладь эту просмотреть.  Если бы там у меня в сумочке была секс-игрушка на батарейках, я бы, наверное краснела.  А тогда таможеник аэропорта, американец, в форме такой и перчатках, рылся в моем бельишке и разглядывал капустные листья, как будто это новый вид марихуаны...  И краснел, и бледнел.  И видно было, что спросить, для чего мне эти листья, было непрофессионально, а так хотелось, и ошеломление не сходило с его лица!
Теперь всегда, когда путешествую самолетом, беру с собой капустные листья в ручную кладь, если таможенники начинают шмон, то ломают головы, а я смотрю, торжествую и внутренне хихикаю.  Конечно, это не победа русских над американцами в холодной войне, но мое личное развлечение.  Моя личная победа над обыденностью!




                РАСИЗМ? ШОВИНИЗМ?

Бедный Трэвис!  Не умеет он быстро вставлять новые двери, тем более, когда они заказаны конторой не по размеру.  Их же резать надо!  Второй день возится, и не спросит нас, помогите мол, вы же профессионалы в плотницком этом деле!  А знаешь, почему не спросит?  Потому, что я – черный, а ты – русский иммигрант.  А Трэвис – белый американец, и для него это ниже его чести и достоинства к нам за помощью или советом обращаться.  Ну и пусть попотеет.  То же мне, представитель избранной расы нашелся!