Леди с шашечкой

Александр Ручко
     В Испании скандал – андалусские женщины требуют расширения своих прав, в несвойственном для них амплуа – они хотят быть таксистами и иметь равные права с мужчинами-коллегами!  Оказывается в Андалусии только 1% профессиональных таксистов - женщины, поэтому они решили отстоять свое право на профессию.    
     Причин, по которым женщины не работают в службе такси на одинаковых условиях с мужчинами, много. Изначально этот род деятельности считался исключительно мужским: работа требует проводить много времени на улице, в то время как женщина должна была заниматься домом и семьей. Еще одной причиной является вопрос безопасности: многие считают, что для женщины работать водителем такси довольно опасно.
     По данным Федерации такси Андалусии, в регионе работают 10.500 таксистов, 6.000 из которых заняты в крупных городах, а остальные - в сельской местности. Из них число женщин едва доходит до 100. Поэтому, группа активно настроенных женщин создала страничку в социальной сети Facebook под названием «Уголок женщин-таксистов», которая стала форумом, где женщины со всего региона обсуждают самые актуальные проблемы в секторе, делятся опытом и предлагают решения различных проблем. И вот теперь на этом форуме очень шумно – доходит до реальных призывов устраивать мужикам бойкот. Одной из первых реальных инициатив группы стало создание календаря с целью доказать право женщины на занятие данной профессией. Календарь раздается всем желающим абсолютно бесплатно. Женщины считают, что он поможет им интегрироваться в сектор. В дальнейшем планируется создание специального комитета, который займется всеми вопросами, связанными с получением лицензии, а также решением проблем, возникающих в процессе работы. И что вы думаете… эксперты говорят что женщины Андалусии таки имеют шанс победить в этом вопросе, потеснив мужской персонал в исконно не женской трудовой нише – водителей такси.
     Собственно профессия таксиста еще не так давно была для женщины и в нашей стране столь же экзотической, как и, например, для мужчины профессия воспитателя в детском саду. И лишь в последнее время на улицах украинских городов появляется все больше такси, за рулем которых женщины.  Поговаривают, что одной из причин столь массового проявления женской эмансипации стал экономический кризис. Хотя я считаю, что для этих процессов просто время настало – ведь женщина за рулем таксомотора еще со времен СССР было явление хоть и неординарным, но все же не таким шокирующим для общества, как в испанской Андалусии.
      Еще в эпоху «раскрепощенного женского труда», когда быт и труд в стране советов определялись лозунгами вроде - «Женщины на трактор», или «Женщины на паровоз», для женской половины советского населения проблем с эмансипацией в трудовой деятельности вообще не стояло.  Я думаю, в Европе бы для тамошних утонченных эмансипированных дам был бы шок, когда бы они увидели советских «шпалоукладчиц» с двумя шпалами на плечах.  Так что когда в Москве появилась первая женщина таксист, этот событие стало обыденным и как то нигде не замеченным в мировой прессе.
     Первой советской женщиной-таксистом стала москвичка Татьяна Тихонова. Она начинала свою работу в 1 –м автомоторном парке. Комсомолка Татьяна Тихонова принимала участие в Каракумском пробеге в 1933 году. На своем автомобиле женщина-водитель преодолела 9400 км без значительных поломок, достойно представив в пробеге московский таксопарк №1. С тех пор по велению партии и призыву комсомола в водители такси, по всей стране, пошли если не тысячи, то сотни советских девушек.  Были даже ударницы коммунистического труда! Правда, в своем большинстве милые советские комсомолки до пенсии на этой работе не засиживались – менялись жизненные приоритеты… замужество, декрет, крепкая шаферская семья…  В общем головная боль для отдела кадров из-за постоянной текучки среди водителей женского пола. Что поделаешь – женщины в исконно мужском коллективе «нарасхват».  Однако, самые стойкие дамы, могли дать фору не одному опытному мужчине водителю. При этом проявляли редкую добросовестность и внимательность, которым могли позавидовать даже матерые шоферы. Женщины работали во всех подразделениях таксомоторного парка и в любой сфере отличались безукоризненным выполнением обязанностей.
     После войны прославился  15-й Московский автомоторный парк, имевший в составе аж 20 представительниц прекрасного пола: Мария Соболевская, Евдокия Соловьева, Варвара Цаплина, руководитель Людмила Александрова и многие другие – фронтовички, разведчицы и профессиональные водители московского такси. Тогда на весь Союз про них писала советская передовица – газета ПРАВДА.
     Были и настоящие герои! Водитель 2-го таксомоторного московского парка Галина Шубина посвятила работе 26 лет. С 1986 года Галина Ивановна носит звание Героя Социалистического Труда за свой добросовестный шоферский труд.
     К сожалению, в наше время, такое явление как женщина таксист, скорее следствие тяжелых экономических процессов в Украине, нежели проявление борьбы за трудовое равноправие или эмансипация. Тут уж не до лозунгов «догнать и перегнать».
     Собственно первая в мире женщина таксист, села за руль не ради равноправия, а ради банального «куска хлеба».  Таковой принято считать немку Элизабет фон Папп. Женщина, потеряв мужа, решила освоить профессию водителя, чтобы прокормить семью. Элизабет прошла обучение в Берлинской школе водителей и в 1908 году впервые вышла на маршрут. Как и тогда, так и сейчас на выполнение мужского труда женщину толкают современные условия жизни.
     Сегодня редко встретишь женщину, которая не хочет сесть за руль. Однако, одно дело  наслаждаться ездой на собственном авто и другое дело работать таксистом – это вещи разные. Профессия таксиста, несмотря на некую романтичность и доходность, требует выносливости, внимательности, а в современном мире стала еще и опасной.  Не секрет, что извоз сегодня профессия достаточно опасная и не только из-за высокой аварийности на дорогах, но и из-за стабильно высокой преступности в стране.  И, все же, как показывает практика, эти трудности и возможный риск -  дам не пугают.
     Особенно увеличилось количество женщин-таксистов с началом экономического кризиса. Уволенные с прежнего места работы, они вспомнили о своих водительских навыках и решили устраиваться в специализированные службы «женских такси», в обычные компании, предоставляющие услуги таксомоторов, занялись извозом в частном порядке, а некоторые даже стали работать таксистками дополнительно в свободное время, так сказать, «бомбить» по дороге с работы.
      Такая стремительная популярность данной профессии среди женщин объясняется той простой экономической истиной, которая говорит о том, что спрос рождает предложение. Так, многие женщины предпочитают ездить на такси с представительницами того же пола, поскольку так им спокойнее в плане собственной безопасности, к тому же это дает возможность приятно пообщаться в пути на общие темы. Такого же мнения их мужья или кавалеры, ведь им спокойнее отпустить свою даму с женщиной водителем. Дополнительным преимуществом практически каждой женщины-таксиста является ее сдержанность в выражениях и касательно пассажиров, и касательно других участников дорожного движения. Более высокая культура общения становится еще одной причиной пожеланий клиентов такси о том, чтобы их везла женщина.
     Популярную в последнее время среди компаний, предоставляющих такси, услугу «автоняня» (без сопровождения родителей детей отвозят в школу, садик, спортивную секцию и так далее, после чего забирают оттуда) также чаще всего оказывают женщины-водители. Это можно объяснить тем, что, во-первых, родители скорее склонны им доверять, а, во-вторых, именно женщинам легче найти общий язык с детьми.
      И, тем не менее,  живучи в народном сознании стереотипы, подтвержденные множеством анекдотов, о том, что женщина не может быть хорошим водителем, и якобы таксист – неженская профессия. Поэтому, когда женщина приходит на работу в компанию, предоставляющую услуги такси, ей устраивают обычно куда более серьезный экзамен на знание правил дорожного движения, дорог и улиц города, нежели мужчине, претендующему на аналогичную должность. Поэтому, если в заказанном вами такси за рулем находится женщина, можно быть уверенными в том, что она – настоящий профессионал.