Симбиоз - 33. Долгожданные гости

Елена Картунова
  … Люблю встречать гостей, особенно тех, кто мне дорог. Не прибегая к помощи разных умных механизмов, я собственноручно подготовила для Ирен с детишками комнату. Все, чего не хватало, заказала. Доставили быстро. С обслуживанием населения у нас, слава богу, проблем нет. Даже привезли и установили электронную няньку. Угощения решила приготовить тоже самостоятельно. Иногда я это делаю с удовольствием. В один прекрасный момент находит блажь, и хочется даже в самое простое блюдо вложить собственную душу и хороший заряд положительной энергии.
       Терентия тоже взволновали надвигающиеся изменения в нашей с ним спокойной и размеренной жизни. Он закидал меня самыми неожиданными вопросами. Вся эта суета была для него не совсем понятным явлением. Одно дело рассуждать о высоких материях, а другое – вникать в такие мелочи, как бытовые удобства и подарки для любимых людей. Объяснять что-либо в беготне по дому мне было довольно сложно. Иногда отвечала невпопад. И он решил ограничиться тем, что полностью подключился к моим сенсорам и душевным переживаниям. Что уж там он для себя уяснил, мне разбираться было некогда. Ну, как я могу объяснить космическому одиночке, что такое любовь, привязанность, самоотдача, сострадание, радость встречи… Ведь для него самая главная ценность – это создание собственной программы и творческий процесс по преобразованию внешней среды. А всякие «сюси-муси» гриб воспринимает, как бесполезный элемент жизни.

       Внучка с малышами прибыла на воздушном такси. Шум поднялся невероятный. Возбужденно носились и лаяли три мои собаки, затрубил павлин, разорались попугаи. Дети, сидя в роботе-коляске, удивленно озирались, вертя рыжими, пушистыми головенками. Ирен бросилась ко мне с объятьями и поцелуями.
- Бабуля, как я соскучилась! Как у тебя хорошо! Как город надоел! Бассейн достроила?... Здорово!
После меня Рэни переключилась на собак. Потрепала обоих пекинесов, обняла старого дога, который ради встречи с подругой детства позволил себе некоторую щенячью вольность – стал прыгать и припадать на передние ноги. Дело в том, что королевский дог по имени Мономах появился у меня, когда Рэни исполнилось семь лет. Но ребенок с собакой так привязались друг к другу, что стали вместе кочевать из моего дома в родительский и -наоборот, в зависимости от того, кто в данный момент находился на Земле. Современным детям нелегко приходится. Некоторые подолгу не видят родителей. Поэтому в процесс воспитания подрастающего поколения включены все ближайшие родственники, а порой и дальние. Но это хорошо, это сближает. Благодаря этому все люди знают свое генеалогическое древо минимум до седьмого колена.
       Когда ритуал приветствия был закончен, мы зашли в дом. Детей оставили под присмотром электронной няни, а Ирен получила возможность отвлечься от повседневных забот и предалась самоублажению. В этом я с удовольствием ей составила компанию. Сауна, массаж, бассейн, аромотерапия и прочие мелкие, но очень приятные радости.
- Бабуля, ты знаешь, у тебя все по-другому… Лучше, чем у нас в многоэтажке. Там вроде и услуг побольше, но у тебя… - Рэни замялась, ища подходящее слово. – У тебя… теплее… уютнее. А там все бездушное, казенное. Вроде, шикарно, по последнему слову техники, но, честное слово, намного хуже. В наших салонах знаешь, как себя чувствуешь?
- Знаю. Как на конвейере. Все четко, быстро, чисто, аккуратно, но… тебя там, как бы, нет. Там ты - одна из многих. Правильно?
Рэни улыбнулась, кивнула головой и отпила глоток свежеприготовленного фруктового сока.
- Хоть города и стараются замаскировать под природный ландшафт, все равно, эти муравейники жутко утомляют. Куда ни сунешься, везде чипы, провода кнопочки. Все такое умное, послушное до тошноты… Надоело!
- Да у меня тут тоже… много чего наворочено. Не видно, правда. – Я даже смутилась из-за того, что не до конца оправдала желание внучки оказаться в «натуральной» среде. – Но дом у меня почти натуральный – в основном камень и дерево. Крыша, правда, из современного новомодного материала. Зато мебель из настоящих прутьев, плетеная. Есть даже старинная, из дерева.
Рэни на мгновение сосредоточилась и к чему-то прислушалась. Я поняла ее беспокойство.
- Не переживай. Ребятишки под присмотром. Там же нянька - последняя модель. Только сегодня установили.
- Заметила твою няньку. Я, бабуля, дома с малышами сама вожусь. Им же человеческая забота нужна, а не электронная.
- И то правда. А ты молодец. С двумя карапузами одной не легко управится. Олег же частенько отсутствует…
- Часто… Но его сейчас далеко и надолго не отправляют. Ты же помнишь этот кошмар с улийцами? … Ведь там, на той планете, до сих пор комиссии трудятся. Все спорят, правильно мы поступили или нет. Олежку за своеволие… Рафаэль на время от далеких командировок отстранил, чтобы под контролем держать. Боится, что он галактику разрушит. Но я-то знаю… что сама во всем виновата. – Ирен подперла рукой щеку и вздохнула. Я не стала долго раздумывать, решив, что как раз настал тот момент, когда можно потихоньку изменить тему разговора.
- Кстати, девочка моя, помнишь… ты пробу привозила с Ули… Ну, то, что от гриба осталось? Как там результаты?
Так я и знала, Терентий ждал этого вопроса. Заволновался. У меня даже у самой сердце учащенно забилось.
- Да, какие там результаты? … Органика есть органика. А каких элементов и соединений там меньше или больше… я не помню.
- И все, что ли? … Всю пробу изнахратили биохимики и генетики?
- Кажется. Я сама этим не занималась… А что ты так заинтересовалась, бабулечка? – Рэни хитро прищурила глаза и шутливо сжала губы.
Я немного стушевалась, не зная с чего начать и как преподнести своей внучке новость о том, что ее старый знакомый успешно пророс в моем террариуме и набирает в весе… Но Рэни – девочка умная, к тому же, ученый-исследователь, поймет.
И я рассказала все по порядку, с самого начала, не упуская мелочей. Ирен слушала очень внимательно, не задавая вопросов. Было заметно, что некоторые моменты нашего общения с Терентием она переживает, пропускает через себя, сравнивает с личными воспоминаниями. Повествование я закончила. Ирен молчала. Терентий ждал. Мне порой казалось, что мы с ним уже срослись сознанием. Мне он был давно не безразличен - и как детище удачного эксперимента, и как товарищ по одиночеству, и как брат по разуму. Но, кто знает, может, я просто нахожусь под его воздействием, и теперь он очень незаметно держит ситуацию под своим контролем. Все-таки, чужой разум – потемки. Поэтому, услышать мнение внучки мне было очень важно.
       На лице моей девочки заиграли смешанные чувства. Удивление сменилось тревогой, потом ей стало смешно. В итоге она сказала:
- Бабуля, ты в своем уме?
Вопрос, конечно, интересный. В наше сумасшедшее время, когда, хоть и с разрешения, но запросто можно гулять по чужим умам, не сразу определишься, в чьем именно уме ты в данный момент находишься… В уме Терентия я точно не нахожусь. А он, в свою очередь, частенько ко мне заглядывает. Вполне возможно, и сейчас подслушивает и подсматривает. Но никаких посторонних воздействий я в данный момент не ощущаю.
- Думаю, что в своем, - ответила я после некоторых размышлений.
В глазах Ирен мелькнуло сомнение.
- Бабуля! – сказала она сердито. – Такие эксперименты… с выращиванием чужого разума… на собственной кухне не ставят!
- А я не на кухне… а в спальне, - пыталась отшутиться я.
- В спальне, знаешь ли, спят… или кое-чем другим занимаются.
Я вспомнила нашу недавнюю беседу с Терентием, и мне стало совсем весело.
- А мы… с ним… и про Это разговариваем.
Ирен от негодования подскочила с вытаращенными глазами и стукнула кулачками по столу, потом рухнула на прежнее место и разразилась хохотом.
- Это клиника, - прошептала она, успокоившись. – Бабушка, тебе надо замуж. От одиночества сходят с ума.
- А он… предлагал мне… все свои плодовые тела… в мое распоряжение, - осторожно проговорила я.
Уж коли сегодня в моем доме цирк, так пусть клоун отрабатывает свою программу на полную катушку. А в роли клоуна нынче я. Так уж получилось.
- О, мама мия, - простонала Рэни, хватаясь за голову.
- Рэни! – Наконец, мне стало обидно. – Между прочим… многие великие открытия совершаются энтузиастами-одиночками. И если в вашей лаборатории… ни у кого не хватило мозгов… проверить останки гриба на жизнеспособность, то меня надо… только благодарить.
- А то, что этот… грибной разум способен воздействовать на чужое сознание и управлять им, ты об этом знаешь? Улийцы ведь, как марионетки, все - под его дудку плясали… Он и пыль пускает, и туман, и мозги пудрит… Чего он только не выделяет, чтоб подчинить другого.
Я растерялась. Ничего подобного в поведении Терентия пока не наблюдалось.
- Но ты ведь сама… не поддалась… его чарам. – Я неуверенно усмехнулась и, честно говоря, смутилась.
Может Ирен и права. Я знаю Терентия всего год, и то, образно говоря, в его младенческом состоянии. А что будет потом? У взрослых, как известно, характер меняется не в лучшую сторону. Рэни немного меня отрезвила и, если честно - расстроила. Но что-то мне подсказывало, что она не права.
- Рэни, знаешь, вот такое состояние… как бы поточнее выразиться… состояние глубокомысленного страха, что ли… больше свойственно великим героям – спасителям Вселенной. Они в каждой незнакомой коряге… видят врага со злыми умыслами. Торопятся предугадать его недобрые намерения и поразить коварного недруга в самое… уязвимое место. В конечном итоге прославляют себя в веках… А мне кажется, надо на все посмотреть с другой стороны.
Рэни не перебивала. Надо отдать ей должное, слушать она умеет хорошо. Причем, не просто молчит, уйдя в свои мысли, а именно вникает и анализирует.
И меня разразило на нравоучения. Клоун превратился в ментора.
- Агрессия – это патология… Это ненормальное состояние. Вспомни историю. Большинство великих завоевателей и диктаторов страдали расстройством психики. Об этом свидетельствует чудовищная мания величия. А затем - и мания преследования. Нормальный же разум стремится к творчеству и красоте, а не к разрушению. Нормальный разум гуманный… А Терентий учится на своих собственных ошибках. Его цель - созидание, преобразование. И он, действительно, спас улийскую цивилизацию. Хотел создать прочную жизнеспособную систему, но не учел особенностей своего симбионта. И еще, исходя из его внутренних установок – ведомый должен подчиняться ведущему... А в данный момент он ведомый… Он мне подчиняется и одновременно формирует в себе новые законы… Понимаешь, милая, он – не сорняк, который можно выдернуть и выкинуть… он – разум. И относиться к нему надо, как… к равному.
Мне очень хотелось убедить внучку в своей правоте. Я замолчала и выжидающе посмотрела на Ирен. Моя девочка вздохнула так, словно только что затащила груз на гору.
- Он, как… в курсе нашей беседы? – мрачно спросила она.
- По-моему, да.
- Тогда пойдем, представишь меня ему. – Ирен поднялась и поплотнее замоталась в махровый халат. – Как-то мне неспокойно, - призналась она с кривой усмешкой. – Но я тебе верю, бабуля. Ты у нас - спец по контактам.
Мы зашли в мою спальню. Ирен присела рядом с террариумом и внимательно посмотрела на гриб. И тут же все внутри меня сжалось от тревоги и нервозности.
- Терентий, что с тобой, - спросила я вслух. – Тебе же нравятся новые знакомства. Помнишь Ирен?
- Я помню разрушительницу… Она меня ненавидит. Я это чувствую.
Наверное, если бы гриб мог, он бы позорно сбежал, настолько ему было страшно. Я это ощутила каждым нервом.
- Рэни, мне жаль, но, похоже, у вас с Терентием, взаимная антипатия. – Я погладила внучку по влажным волосам. – Он не хочет идти на контакт.
- Ну, надо же, какой… обидчивый, - сказала она с неприязнью и отвернулась. – Не очень-то и хотелось, гнусный людоед! – Ирен откинула спутавшиеся пряди и направилась к выходу из комнаты.
- Рэни, ну, нельзя же так, - с укоризной сказала я ей вслед. – Нас нынешних ведь никто не упрекает в чудовищных злодеяниях наших предков. А Терентий сейчас не тот, что был… Он новый. Он просто содержит в себе память о своем прошлом. Он - свой собственный потомок, понимаешь? Он постоянно учится.
- А что он тогда на контакт не идет, раз он новый? – откликнулась внучка из гостиной. – Пусть начинает строить… новые отношения.
- Ну, подожди немного. Не все сразу. Дай ему обвыкнуться. Он ведь пережил потрясение - свою собственную смерть. А ты, как никак, – причина этой смерти.
- Все будет хорошо, - мысленно пообещала я Терентию. – Вот, такие мы все разные. Привыкай и мотай на ус.
Я вышла за внучкой и застала ее сидящей на диване в любимой позе, то есть, подобрав ноги.
- Рэни, ты не против, если я еще немного почитаю нравоучения?
- Бабуля, я так по тебе соскучилась, что стерплю все, что угодно. – Рэни улыбнулась. И я невольно залюбовалась своей девочкой. У нее такая чудная улыбка, открытая, теплая, светлая. Сердиться на нее просто не возможно. Рэни и маленькой была такой же, нашкодит, посмотрит невинными глазками, улыбнется - и все суровые слова вылетают из головы.
- Обещаю, что сильно мучить тебя не буду. Еще немного поговорим про агрессию, и я от тебя отстану... Хорошо?
- Ты считаешь меня агрессивной? - удивилась внучка.
- Да нет, просто кое-что вспомнила. – Я села в старое кресло-качалку, откинулась на спинку и приступила к рассказу. - В молодости у меня была собака. Она мне досталась случайно. Ее хозяин решил поменять место жительства, а Чапа, псина преклонного возраста, оказалась не нужной. Можно было, конечно, поместить собаку и в приют, но я согласилась взять ее к себе. Перед этим мой знакомый долго приучал ко мне это несчастное животное. Дело в том, что и Чапе, и всем окружающим постоянно внушалось, что она - очень злая и способна незнакомцев покусать. В это поверили все, включая и саму Чапу. Но, когда животное поселилось у меня, произошла невероятная вещь. В нашем доме никто не требовал от нее агрессии, и она… с удовольствием… стала доброй и ласковой. Радостно встречала моих гостей, и никого не пыталась укусить… Вот так, милая. А к чему я это рассказала…
- Я поняла, к чему, - отозвалась Ирен весело, - Ты хочешь сказать, что мы сами… искусственно… воспитываем агрессию в себе и других. Не надо бояться - и исчезнет мировая агрессия.
- Правильно, милая. Может, я говорю и прописные истины, но мы сами придумываем себе страхи там, где их нет. Если ждать беду, она придет. Если готовиться к нападению врагов, то рано или поздно это нападение произойдет и будет… нами же спровоцировано – нашим подсознанием, нашими страхами и нашей готовностью к нападению. Ты понимаешь, о чем я?
- Конечно, бабулечка. Даю слово, что я не буду испытывать к Терентию никаких негативных чувств. Я убеждена в его исправлении! – торжественно пообещала внучка и забавно сморщила нос
Не знаю, поверил ли ей Терентий, но я испытала облегчение.
- Пойдем к твоим рыжикам? Проснулись, поди, - предложила я внучке. В конце концов, у меня долгожданные гости… А Терентий подождет.
Рэни грациозно поднялась, и мы отправились в детскую.