Чудо-Юдо. Насколько их можно понять

Джеймс Александр Даркфорс
   Однажды «ВКонтакте» мне пришло письмо от человека, которого я упоминал, как имеющего маломальское право судить PUSSY RIOT и им подобных, так как у него (точнее сказать, у неё) есть опыт работы в подобных шоу. Вопросы, которые мне были заданы, содержали недоумение, так как данная персона не особо лезет в политику, а тот перформанс-проект, в котором она была на отсмотренный момент (когда, собственно, она и была замечена в составе этого самого проекта), она давно оставила, предпочтя более традиционные стили музыки в качестве самовыражения, а в качестве работы – собственное туристическое агентство без странных названий и с нормальными маршрутами для путешествий, без музыки synth pop, стишков про робота и псевдоцитат из Лавкрафта. Разговор закончился по-доброму, да и не по-злому проходил, потому что вопросы были быстро отвечены, и стороны всё хорошо поняли.
  Но тема проектов Анны Богатырёвой, как мимоходом было сказано выше, имеет косвенное отношение к тому, что будет описываться ниже, а именно её проекты, ещё раз стоит повториться, никакого отношения к авангардному искусству не имеют. Эти проекты на самом деле ждут своего стороннего исследователя, который будет без гнева и пристрастия отслеживать путь от первых выступлений для круга друзей до серьёзных клубов и телеэфиров. А вот что до проекта, из-за которого было упоминание данной персоны в числе способных выносить суждение по PUSSY RIOT (что не могут делать «клуши из Простодырово»), то о нём рассказать стоит, благо, у этой честной компании биография такая, что рассказывать можно очень многое, так что этим и займёмся.
  «Не стригся у Хэнка – жил зря». Этот рекламный слоган известен по соцсетям России, а в Москве тематическая публика уже выучила, какие краски покупать, и как славливаться с парикмахером, которого знают не очень многие, но если знают, то с хорошей стороны. Один из старейших представителей московской панк-тусовки, человек, считающийся едва ли не столпом её, несмотря на то, что в реальности Дмитрий Куропятников – не панк, а весьма опытный психоделический перформер, свой опыт представлений нарабатывавший в условиях, которые благоприятными не назовёшь. Хэнк ухитрялся со своей отвратительной для СССР репутацией устраиваться на работу официально – однажды он устроился в парикмахерскую, работая в женском зале. И как он сам пришёл туда, так сам и ушёл, поскольку то, что он хотел купить, он себе купить мог позволить, а ему нужна была хорошая электрогитара.
  Собственно, у Хэнка было около трёх музыкальных проектов, которые худо-бедно, а то и очень хорошо известны публике. Первой была группа ПЛЕСЕНЬ, созданная в 1981-82 годах, одна из первых попыток привить в Москве эстетику punk-77, как её поняли наиболее передовые деятели московского рок-авангарда. Второй проект знают все, кто знает Хэнка (часто знают группу, не очень зная состав) – ЧУДО-ЮДО, о нём мы по ходу текста поговорим подробнее. Третий – ПУРГА, он был едва ли не разовым, так как Хэнк создал его на пару со своим другом Русланом Гвоздёвым (Русом Пургеном), который чаще всего самовыражается в группе ПУРГЕН, причём, очень успешно самовыражается.
  Что касается ЧУДА-ЮДА, эта формация появилась в 1983 году, на остатках ПЛЕСЕНИ. Всё это великолепие творилось в районе Перово, который тогда был не очень благоприятным для тех, кто имел какое-либо отношение к неформалам в те годы: местная шпана при любом удобном случае нападала на «фашистов» и «волосатиков». Впрочем, неформалы тоже крепчали с годами и могли дать хорошую «ответку» гопникам, если что.
  В основе группы был «семейный подряд» из двух братьев, Сергея и Дмитрия Куропятниковых (соответственно, Мамонта и Хэнка). Они играли на гитарах и пели (чаще тогда это делал Мамонт, реже – Хэнк). В ритм-секции частенько происходили небольшие ротации, на бас-гитаре в итоге надолго закрепился Андрей «Стив» Кобзев, а барабанщиков за долгие годы сменилось в достатке. Стиль же за годы музицирования менялся не очень сильно – шумный, довольно примитивный, с невнятными вокалами punk / hardcore, сопровождающий несколько абсурдные (если их можно было разобрать), часто юмористические тексты, многие из которых вызвали бы вопросы у людей «с ветра», в здравом ли уме они написаны. В наши дни изменилось, в основном, то, чем эти тексты сопровождаются, но об этом позже.
  В период с 1983 по 1986 годы «чудики» не могли давать полноценные концерты, так что играли они по подвалам и мало эксплуатируемым бомбоубежищам, где и в зале-то порой творилось такое, что добропорядочный бюргер вылетел бы оттуда в ужасе. И отнюдь не тихом. Конечно, будущая слава Мамонту и Хэнку станет больше и на большем основании, но уже тогда они и их друзья-знакомые из тусовки на легендарной теперь «Пушке» выглядели вызывающе для «просто человека из народа», да и вели себя нередко весьма вызывающе, часто хулиганили по полной программе. Это было весьма неплохим основанием для МВД и КГБ интересоваться данной компанией, а школьные характеристики обоих Куропятниковых были такими, что ни в один приличный ВУЗ их бы не взяли – хулиганы, да ещё и радио неправильное слушают.
  В 1986 году группу «легализовала» Московская Рок-Лаборатория Александра Авдеева и Ольги Опрятной, и именно в это время группа попала в список «Фестиваля Надежд». Первого из них. То, что устроили на сцене братья Куропятниковы, вошло в анналы истории и чуть не способствовало закрытию МРЛ. Ирина Авария (прототип Валерии Николаевой из одноимённой книги Юрия Короткова и фильма «Авария, дочь мента») скакала по сцене с голой грудью, а музыканты, которые уже выглядели не слишком благочинно, помимо рычания в микрофоны странных текстов и гвалта из инструментов ещё и устроили надувание «воздушных шариков» из презервативов, которые бросались в зал или раздавливались об головы публики, среди которой совершенно случайно оказались «сотрудники в штатском». На этом же шоу был и Ник Рок-н-Ролл, но это могло быть и шоу 1987 года, так как сам Николай Францевич датирует свой выход на сцену с «чудиками» именно 1987 годом (он сам собирался выступать, но его отстранили от выступления за случайный мат в микрофон).
  Именно в это время группа стала набирать вес в рок-кругах не только эротическими шоу и яркими костюмами, но и многим другим, включая пиротехнику (в группе даже стал работать штатный пиротехник Кокос, который потом стал администратором сайтов группы в Интернете). Так что немудрено, что Юрий Коротков в 1989 году пригласил группу в фильм «Авария, дочь мента», заменив ими неизвестную группу, спевшую в ответ на разгон ментами публики песню Юрия Шевчука «Милиционер в рок-клубе» («чудики» поют «Милицейский произвол»). Более того, на афишах во время проката фильма участие группы ЧУДО-ЮДО и то, что они играют панк-рок, достаточно целенаправленно указывалось – у нас в городе так и было. Стив с длинной косичкой надо лбом, Хэнк с разрисованной ногой, обросший бородой Мамонт с попыткой «ирокеза» на длинных волосах, ударная установка из прозрачного пластика (вот сейчас сложно сказать, кто барабанил на том концерте). Это было не так впечатляюще, как UZ TEVINE из Литвы или эстонцы JMKE, это было впечатляюще по-другому и не меньше. Многие не видели и такого, ведь тогда, когда этот фильм пошёл в прокат, сервисов потокового видео и кабельного ТВ в СССР не было. А чтобы даже в РФ показали про панков вменяемый сюжет, это было нужно очень долго ждать. Можно было и не дождаться.
  Главной заслугой ЧУДА-ЮДА в российском роке были не музыка и тексты, а именно шоу и внесценическая подача, которая тоже была весьма неплохо поставлена, если учесть, что в то время купить хорошую неформальную вещь было попросту невозможно, а многое не «проще было», а можно было сделать только самим. «Чудики» были одними из тех, кто показал пример, как это делается, и среди хороших учеников оказались теперь уже легендарные музыканты более позднего «призыва» и поэт и модельер в одном лице Серж Улыбающийся – Жабер (Жабер вообще один из тех, кого считают «памятником эпохи» в этом отношении). Хэнк стал считаться в Москве настоящим специалистом в области авангардной причёски, и если кто-то хотел сделать не просто «гребешок», как по-тупому называют это в «рязанском ФИДО» и на парадоксальных пьянках в Бибирево, у Юры-Террориста, этот кто-то знал, что с подобной просьбой – к Хэнку. Рус Пурген, к слову, так с Хэнком и сошёлся, когда совсем молодой был.
  В начале 1990-х годов участники группы стали организаторами «Панк-фестивалей имени Джонни Роттена», сейчас многие могут их не помнить, но тогда со всего СНГ туда съезжались музыканты, а когда получалось, то и зрители. А в 1993 году группу даже пригласили на вручение премии «Овация», где группа объединилась для выступления с оркестром Марка Пекарского и ансамблем Дмитрия Покровского, да ещё и крокодила на сцену притащили, причём, живого. Это показало, что группа способна на самые невероятные эксперименты, когда дело касается музыки. Что же до отношения к шоу-бизнесу, то «чудики» по сию пору являются одной из наиболее принципиальных в части независимости от шоу-биза групп российского панка и авангарда, если учесть, что они непрерывно существуют с 1983 года.
  В «лихие девяностые», увы, сложилась нехорошая практика одного концерта в одном месте, так как после первого же панк-концерта администрация не желала связываться с публикой, после появления которой площадка, по словам Хэнка, «выглядела, как после атомной войны». Отчасти это, а также нежелание сковывать себя дисциплиной шоу-бизнеса стали причиной того, что группа в какой-то момент стала давать намного меньше концертов, чем раньше, даже поползли слухи о том, что ЧУДО-ЮДО вообще прекратили выступать из-за давления «компетентных органов». Что на самом деле было не так, куда больше было оснований говорить о том, что в группе как-то больше проблема кадров и поиск нового звучания, как раз к этому времени начались эксперименты с электронным звуком, а барабанщик Клэш (Михаил Бойко), сменивший таких персонажей, как Николай «Кока» Черёмухин, Сардинелла (имя не помню, извините) и даже дико Александр «Ящер» Бондаренко, например, что дало группе свою дольку «чада кутежа», тащемта, стал осваивать диджейское оборудование.
  Постепенно Стив (или ЛЭММ, если это не разные лица) отошёл от работы в группе, основной мужской вокал взял на себя Хэнк, он же играл на гитаре, что продолжает делать на данный момент. Мамонт в 2001 году занялся сольной карьерой, с остальными «чудиками» он уже как-то на сцену не выходит, возможно, сейчас ситуация поменялась, так как были уже в наше время ротации кадров.
  В итоге на какой-то момент группа превратилась в трио с подтанцовкой. Хэнк стал певцом и гитаристом, Клэш занялся прокручиванием фонограмм, а «свободный микрофон» и более разборчивый вокал были отданы на откуп Анне Богатырёвой (она же Аня Анархия, она же Frau Kitty), а вот кто участвует в подтанцовке, я пока не узнавал, извините ещё раз.
  Этот состав стал выступать гораздо чаще, более того – стал светиться в новых телепередачах и давать интервью (в частности, в той самой передаче «Рождённые в СССР», после которой, по её собственным словам, ушла из группы Анна Богатырёва).
  Лирическое отступление. Возвращаясь к тому самому разговору с Богатырёвой в самом начале (я не сохранял саму по себе частную переписку, но есть тот кусок «контактовского» разговора, в котором была затронута тема перформансов). Приведу то, что написал я:
  «Тем, кто называет PUSSY RIOT "тварями" (в частности, домохозяйке по имени *** - до имени-отчества она дослужится очень нескоро).
  Курятник, а вы сами где? Нигде, давит вас ваша ложная скромность и лень. Именно такие тупенькие бабёнки ржут над Вороновым.
  Именно эти клуши шликают на вульгарную бабу, которая имеет большие аудитории, занимаясь исполнением банального "кабака". Именно они рассуждают о Вивальди, которого вряд ли слушают (скучно). Именно они смотрят телепомои, из-за которых не слышат вопросов своих же родных.
  И именно вот эта публика вместе со своими мужьями породила ту агрессивную безвкусицу, которая составляет львиную долю российской масс-культуры с 1991 года.
  И ещё туда же. "Вот я бы".
  Реклама: "А я бы поставил "Каябу"". Не в тему, но в рифму».
  После ещё ряда высказываний других лиц, не имеющих отношение к этой теме, одной из тех, кто «наезжал» на PUSSY RIOT, было высказано следующее:
  «Кто у нас Ольга ***.
  Участница ПОП-МЕХАНИКИ или РОК-МЕХАНИКИ? Проверим, "ВКонтакте" есть Вадим Курылёв и Алексей Рахов, они в курсе этого проекта.
  Участница группы СНЕГА? Там нет Ольги ***, там Кропотова, вторая Ольга - Редькина (директор).
  Продолжим про СНЕГА (места не хватило немного). Ещё две вокалистки – и обе не Ольги: Валентина Иванова и Екатерина Гладилина. Плюс Алексей Рахов на сцене, итого четыре человека в шоу. Нет Ольги ***.
  Может, *** – это Ольга Инбер? Надо проверить, так ли это.
  В АВИА такое имя в женском контингенте, кажется, не встречалось. Елена была, Ирина была. Ольги не было. Надо у Рахова спросить, он лучше знает, он там играет.
  НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ? Это нужно узнавать у Алексея Борисова. В ВОЛГЕ такой участницы, по-моему, нет. Проверим.
  Frau Kitty не Ольга, её по паспорту зовут Анна Богатырёва. Это многократно проверено.
  Единственный вариант - это искусствовед или журналист (редактор журнала) из области искусства. Название и координаты журнала, bitte.
  Иначе тут одна трескотня будет».
  Спустя приличный промежуток времени состоялась та самая переписка, пришлось вспоминать, при каких обстоятельствах было упоминание. Тема была полностью закрыта всеми приличествующими объяснениями сторон, и именно так лично я получил информацию о том, что данная вокалистка уже не является участницей данной группы, а на ресурсах группы в Интернете появились объявления о поиске новой вокалистки, подтвердившие ещё раз информацию о том, что написанное мной по поводу «клуш из Простодырово» и того, кто может судить о PUSSY RIOT, а кому лучше найти другой предмет для обсуждения. Что уже не имеет ни малейшего отношения к тому, о чём здесь изначально планировался разговор. Поэтому вернёмся к «чудикам» и их творчеству и идеологии.
  Своё мировоззрение они обозначают, как «панк-анархизм-интернационализм», и их любимые постулаты, казалось бы, к традиционным штампам «панк-рока» в голове бюргера не относятся. «Делай добро и верь в себя», «Не огорчайся, улыбайся», «Чем клясть тьму – зажги свет». Как ни странно, в последнее время группа откровенно расписывается в своём неподдельном интересе к тематике BDSM, от символики до атрибутики на сцене. Да и в тематику песен это нередко входит весьма обильно. Хватает и психоделических вывертов, просто эротической тематики, изысканий на темы жизни революционных вождей, рассказов о персонажах почти сказочных (Квазимодо, Кот-Блевун, Чудо-Юдо – эту песню хотя бы частично многие помнят по всё той же «Аварии»). Впрочем, качество основной части записей группы оставляет желать лучшего порой. Поэтому оценить лирику очень сложно, как и музыку. А вот концерты «чудиков» даже в самом цивильном варианте очень надолго останутся в памяти, так как визуальную часть эта группа делать очень неплохо научилась за долгие годы. Костюмы и украшения – это тема очень большого разговора, так как Хэнк тот же самый (и немного меньше – другие участники) по причине отсутствия на магазинных полках интересующих моделей одежды научился моделировать это всё сам, как и украшения – знаменитое его огромное кольцо в носу (вряд ли настоящий пирсинг, так как очень уж массивное оно, и если Хэнк его не носит, незаметно, чтобы он «поддерживал» прокол там, куда должно подвешиваться это кольцо). Точно так же невозможно спутать «чудовские» аннотации на альбомы, чего стоят составы группы с описаниями инструментов типа «драмс-транс-тырк» или «бас-бубу-бу», а также «вокал-дракон-гитар» (гитара, которую многие помнят у Мамонта в руках, с характерным «серповидным» по верхней части корпусом наверняка не мной одним теперь так называется) и «гитарс-дзрс-войс» (что этим хотел сказать Хэнк, загадка). Да и сами названия альбомов такие иногда, что не всякий прочитает.
  Альбомов у группы на самом деле не очень много, если учесть её биографию, поскольку долго не удавалось найти студию для очередного альбома, да и распространителя на такую продукцию тоже нелегко найти. Но выпуск альбомов всё же время от времени происходит, так что вышла вот такая дискография:
  «Sex Terror» (1989, записан на студии «Мосфильма», издавался «Корпорацией Тяжёлого Рока» в виде компакт-диска и магнитоальбома);
  «Панк-рок-опера “Кайфф”» (1996, КТР);
  «Мой Бог Рок» (1998, КТР);
  «Punk Sex Sado Mazo» (2003, КТР, Neuro Empire); 
  «БДСМ нет проблем!!! Нет проблем в BDSM!!!» (2010-2011 годы примерно, записано самой группой).
  Как вы сами понимаете, это очень условная дискография. В частности, здесь, дабы не дублировать, не указан альбом-сплит с группой НАИВ «Sex Terror / Танки-Панки», от оригинального альбома именно группы ЧУДО-ЮДО материал их стороны винила отличается только меньшим количеством песен (восемь вместо тринадцати на альбоме), плюс там материал, который НАИВ тоже включил уже в свой альбом.
  Рассказ получился несколько сумбурным, конечно, но и группа такая же сумбурная, до конца не поймёшь, существует она или нет, ушёл человек оттуда или не уходил, пришёл или просто мимо проходил и поучаствовал. Всё, что связано с этим проектом, динамично от и до, и можно быть уверенным, что вы сейчас читаете безумно устаревшую информацию.

PS: Уточнение. Анна Богатырёва ушла из группы ЧУДО-ЮДО в 2012 году, а после передачи "Рождённые в СССР" (тот самый эфир, в котором лично мне впервые попался данный состав) она ещё участвовала в одном из концертов группы. Информация на май 2016 года.