На Соловецких островах дожди

Маргарита Школьниксон-Смишко
Я учусь в техникуме, мальчики старших курсов поют под гитару:" На Соловецких островах, дожди, дожди. Ну как расскажешь на словах, как льют дожди? В конверт письма не уложить: ветра, шторма. Нет нужно просто здесь пожить, ты приезжай сама.." - Романтика!

                "Заложники совести"
Рассекреченный фонд гос. архива РФ. Записка о заключённых в Соловках "толстовцев"

Их арестовали в Москве в конце 1929 года. Все они отказывались служить в армии и за это отсидели в тюрьмах. Кроме того были осуждены на 5 лет в лагеря, после 1.12. 1929 г. отправлены на Соловки.

Григорий Алексеевич Иванов - крестьянин по происхождению.
По прибытии на место ссылки отказался от принудительной работы, за это был отправлен с Попова острова в командировку за 90 км, пешком. На новом месте опять отказался от работы. Назначено наказание карцером и "Вышкой" на 5 дней. "Вышка" - это постройка в 6,5 м высоты на самом ветреном месте с открытой площадкой наверху. Наказываемый должен стоять целый день лицом к ветру без верхней одежды, а ночь проводить в сыром, холодном карцере со вшами, крысами и испражнениями.
На 3-тий  день солдат, караулящий Григория, пожалел его и повязал ему тёплый шарф под бельё. Для согрева один арестант научил Григория искусственно дрожать. Благодаря этому он выдержал испытание, но через 5 дней снова отказался от работы. Его погнали в штрафную роту - опять за 90 км. Там за новый отказ от работы его назначили к новому испытанию - стоять на "Вышке" 3 дня.
Здоровый и жизнерадостный человек, Григорий теперь представляет из себя совершенно больного с расшатанными нервами человека, с лицом, подёргиваумым судорогами и беспричинным смехом или рыданиями.

Песков Борис - по происхождению рабочий.
Отказывался от военной службы по религиозным убеждениям. Из тюрьмы вышел с расшатанным здоровьем.
Ему назначили наказание "секирой". "Секира" - продолговатая комната вся в щелях, ветер продувает насквозь, страшная сырость. Посредине этой комнаты две узкие доски - лавки без спинок. На лавках должны сидеть наказываемые с ногами в висячем положении. За ними следят, чтобы они не двигались и ни с кем не разговаривали. Иначе срок наказания добавляется. Дальнейшая судьба Пескова неизвестна.

Сорокин Иван Михайлович - крестьянин.
Был участником земледельческой школы военного типа. Нечаянно ночью, когда сторожил сад, убил человека. Его судили и оправдали. Но сам он не мог себя оправдать, страдал, пока в одной из книжек Л. Толстова не нашёл ответ на мучащий его вопрос. С тех пор отказался от военной службы. Жил в деревне и занимался крестьянским трудом. В Москву приехал из-за больной матери, старался устроить её в больницу. В день ареста И.П. Баутина (секретаря Черткова - близкого друга Л. Толстова) оказался у него в гостях и был вместе с ним арестован.
Был назначен на работу по канцелярской части в Кеми, но отказался, не захотел быть в превилигированном положении. За это был наказан на месяц голодного пайка: 250 г хлеба и стакан воды в день. Во время голодного пайка лежал на грязном полу во вшах под нарами, в страшной грязи. В бараке все были больны, поэтому ни у кого не было сил прибрать.
Хотя он поехал в Соловки здоровым и крепким, теперь говорит слабым, медленным голосом, почти шёпотом, ходит с трудом, как тень.

"Не слушай ветренных подруг про гиблый край, не опускай в бессильи рук, ты приезжай."

из сб. "Возвращение памяти" Историко-публицистический альманах Вып. 3, Новосибирск, изд-во Сибирского отделения РАН, 1997г.