Хамса...

Ирина Дыгас
                ХАМСА.

      Память – не только сны, но и события, связанные с теми далёкими днями. И особыми метками, которые делают события незабываемыми. Например, запахи, какими бы ни были необычными и непростыми.

      Так с одним из них у меня связана забавная история…


      …У нас в доме гости!

      Я с любопытством выглядываю из-за прутьев решётки кроватки, стараюсь дотянуться до края скатерти, свисающей возле моей руки. Попытки увенчались успехом – краешек вышитой материи в кулачке! Тяну изо всех сил… «Никак! – подтягиваюсь, как можно ближе. – Ага, есть!» Уголочек скатерти оказывается у меня во рту. Пробую на вкус.

      Мои манипуляции долго остаются незамеченными. Лишь когда мама выходит из-за стола на кухню, замечает.

      – О! Доча проснулась! Смотри-ка, лежит тихо, как сурок, и сосёт угол скатерти! Пойду кашу варить.

      Гости смеются, обращая внимание. К кроватке подсаживается высокая полная гостья, разглядывает.

      – Вот какие у нас глазёнки! Зелёные! Она хочет есть. А, малышка, хочешь кушать? – оглядывает стол в поисках подходящего кусочка.

      Меня это заинтересовало: «Что там, на столе? Нет, не это! А вон то, в баночке. Да-да… Это! Дай!»

      – Смотри-ка, да она сама себе уж выбрала угощение глазёнками! – смеётся, говоря кому-то в сторону. – Ну-ка, Ваня, дай-ка эту баночку… Что там у нас?.. – взяла в руки. – Ооо, да это хамса! Ну, крошка, у тебя губа не дура! Ха-ха-хааа! – звонко смеясь, что-то делает с баночкой.

      Долго возится на столе.

      «Мне не видно ничего! – начинаю беспокоиться. – Чего так долго-то?..»

      – Ну-ка, открывай ротик, малышка. Сейчас мы тебя угостим солёненьким… – суёт мне в ротик что-то мягкое и солёное. И такое вкусное! – Вот так. Жуй её зубками!

      «М-м-ммм, как вкусно. А ещё? Дай!»

      – Ты посмотри, Вань! Какие сделала глаза-то! – рассмеялась, затряслась крупным телом. – Меня сейчас съест заодно с той хамсой… Ещё что ли дать?..


      – …Господи, Маша! Ты что делаешь?! С ума сошла! – мама вошла в комнату и рассердилась. – Она ещё совсем крошка, а ты ей хамсу в рот. Ну, ты даёшь… – ещё что-то говорит.

      Я не слушаю и заливаюсь слезами: «А-а-ааа… где моя хамса? Где моя солёненькая? Дай!»

      – Эх, Машенька… раззадорила дитя, теперь и кашу есть не станет… – достала меня из кроватки, взяла на руки. – Пойду в спальню. Может, там поест? – уносит.

      Кричу: «Хочу той солёненькой… А-а-ааа!»

      Но мама умеет уговаривать. Постепенно успокаиваюсь, начинаю сосать из бутылочки жидкую кашку.

      «Хорошо: вкусненько, сладенько, мягонько… И чего я нашла в той хамсе? Фууу, бяка! Бррр… Солёная, скользкая, липкая и сыростью пахнет… Бее… – не дососав, начинаю засыпать. Глазки становятся тяжёлыми. – Кто-то сопит над ухом. Ой, это же я! Или нет? А?..» Сплю.

      Мама вносит меня в гостиную, укладывает в кроватку-качалку.

      – Вот и уснула. Потише, вы… Пусть поспит, а мы ещё посидим…

      Накрывает кроватку сверху покрывалом, а я сквозь приоткрытые веки наблюдаю, как медленно оно наползает на перила… Темно. Тихо. Сплю…

      Извне доносятся приглушённые звуки застолья, но и они вскоре исчезают.


      …Этот случай произошёл, когда мне было четыре-пять месяцев. К нам тогда в гости пришли супруги Беловы, Мария с Иваном. Та, не имея своих детей, не знала, чем можно угостить со стола столь малое дитя.

      Гостью я запомнила хорошо: на ней было голубое платье в белый средний горошек, а вокруг горла имелся красивый кружевной воротник ручной вязки.

      Детская память – самая загадочная вещь! Кто бы мог подумать, что события того апрельского дня навсегда рассорят меня с запахом солёной рыбы? Но это случилось: аромат хамсы неприятен до сего дня.

                Март, 2012 г.

                Фото из личного архива: мама.

                http://www.proza.ru/2013/02/13/1296