Две попсовые реальности

Владимир Махлин
ДВЕ ПОПСОВЫЕ РЕАЛЬНОСТИ                05.01.2013.

Из цикла эссе «ДВЕ РЕАЛЬНОСТИ»

ЕСЛИ ТЕБЯ НЕТ В ТЕЛЕВИЗОРЕ, ЗНАЧИТ, ТЕБЯ НЕТ ВООБЩЕ!

Эта фраза заслуживает право стать одним из великих афоризмов современности. Все прекрасно понимают, чтобы стать популярны и богатым, нужно быть не кем-то, а где-то! Где-то в нужном месте и в нужное время. Самое лучшее место телевизор, а самое лучшее время прайм-тайм.
Более точно выразить катастрофическое положение современных творческих людей, не имеющих средств на раскрутку, просто невозможно. Это теперь понимают все, понимание усиливается с каждым годом - рост общественного сознания - налицо! Всем понятно, что это культурный тормоз нации. Об этом говорят журналисты, в нужный момент упоминают чиновники. Чиновники создают разные фонды и программы помощи, развития, содействия, усиления, поддержки всевозможных талантов. Этот благородный порыв, как правило, заканчивается очередным разворовыванием бюджетных средств, под благопристойным предлогом. 
До последнего времени, казалось, что положение безвыходное, и зрители обречены видеть и слышать только это! Тех, кто руководит этим процессом, все устраивает, остальные бессильны, а энтузиастов - правдорубов в России просто никто не слышит! В результате картины и изваяния превратились в арт-объекты, романы в билетристику, зрители в целевые группы, а в каждой новой песне, допущенной до телевизора и радио, слышится похоронный марш по эстраде.
Но, вдруг, проект первого канала – «ГОЛОС»!
Проект - взрывной, тут нечего сказать! Небольшая ложка дегтя здесь, конечно, есть. Этот проект, как и большинство других, куплен на западе, как и все наиболее заметное на нашем телевидении. Родился проект в Голландии, стал популярным и распространился уже более чем на пятьдесят стран мира. Теперь пришла и наша очередь. Лучше поздно, чем никогда!
Сначала никто не поверил своим ушам, затем не поверил увиденному и только после этого, пришло осознание того, что это происходит на самом деле! А происходило что-то неладное!
С непривычки и не такое померещится! До телевидения через отбор прошли сорок восемь никому не известных конкурсантов из разных городов России, попавших на конкурс без помощи продюсеров, папиков, любовников и иных ребят оригинальной ориентации, а значит просто талантливых людей! Пара десятков, из которых, сразу произвели на зрителей сильное впечатле-ние. Ребята запели, а страна прильнула к экранам! Это означало ровно то, что исполнители не только поют, но и умеют петь! Где же все они были раньше? 
ИХ РАНЬШЕ НЕ БЫЛО, ПОТОМУ, ЧТО ИХ НЕ БЫЛО В ТЕЛЕВИЗОРЕ!
К сожалению, редакторы музыкальных телепрограмм и продюсеры считают дурным тоном искать и продвигать  талантливых людей. Да и зачем эта суета в сопровождении коммерческого риска, если достаточно богатых людей, которые, выполняя прихоти своих детей, жен или любовниц,  дадут кучу денег продюсерам, чтобы те сделали новых звёзд. И они с легкостью  сделают новых звезд. Но, при этом, новых певцов и певиц точно не появится! По большому счету, это не так важно, ведь продюсеры продают не певцов, а тусовку вокруг них, они точно знают, что любят зрители.
Но зрители в этот раз подвели. Оказалось, что они любят совсем другое, о чем красноречиво говорит зрительский интерес и рейтинги проекта. Возникает вопрос, каковы настоящие вкусы и приоритеты людей? Узнать это можно, только экспериментальным путем, если предложить много музыки в разных стилях и жанрах, и множество разных исполнителей, чего пока не происходит.  На манеже все те же! Если предпочтения народа останутся на попсовой стороне, тогда у нации шансов больше нет!
Проект «Голос» предложил людям ознакомиться с другим пластом современной эстрады, который фактически существует, но мы о нем ничего не знаем. Зрители смогли ознакомиться не с отдельными хорошими песнями в большом сборном концерте подавляющей попсы, а получили возможность долго погружаться в достойный репертуар в отличном исполнении. Это и создало устоявшееся мнение, что очень важно.
И, о, чудо! На настоящий, качественный музыкальный продукт, народ отреагировал вполне адекватно, рейтинги программы просто зашкаливали, интернет полон форумов и просто мнений. В день финального голосования в студию Останкино, зрители прислали более одного миллиона семисот тысяч сообщений СМС!
Значит миф о том, что наш народ любит исключительно откровенную дрянь, не соответствует действительности?
Оказалось, чтобы понравиться публике совсем не обязательно увеличивать грудь до пятого размера и делать фотосессии на курортах и в чужих, дорогих интерьерах, придумывать истории об оригинальной половой ориентации и добавлять намеки на знаменитых и очень влиятельных любовников, жениться, разводиться, делить имущество, судиться под щелчки затворов фотокамер.
Кто бы мог подумать, что для того, чтобы понравиться зрителю, нужно просто хорошо спеть!
Но была и другая весьма сомнительная история певческого телеуспеха - это проект «Фабрика звезд». Фабрика звезд, была проектом чисто попсовым, это означает, что никто и не ждал от тех ребят никаких вокальных шедевров. Все прекрасно понимали, что попса порождает попсу и показывает, как это делается. Организаторы проекта хотели как лучше, а сделали как попса. То есть наглядно показали это поточное производство, которое выдаёт одинаковую продукцию, из заготовок любого качества.  Это было сделано напрасно, многие поверили в быстрый успех, не зависимо от способностей, труда и образования.
Нам будто объясняли, что другой эстрады быть не может!
Да и зачем она нужна, если можно рубить бабло не на музыкальных и исполнительских шедеврах, а на рассказах о тусовках, коттеджах, любовницах, страшных авариях, опасностях, спасениях, несправедливостях, страшных болезнях и чудесных выздоровлениях не без божьего проведения.  Для корпоративов эта эстетика и репертуар вполне подходят. Но выносить это на сцену и ТВ, как основное музыкальное лицо нашей эстрады - преступление перед подрастаю-щими поколениями, ведь все увиденное и услышанное формирует вкус и мировоззрение народа. Я не имею ничего против популярной эстрады, более того искренно люблю её, конечно, в лучших проявлениях, которые в подавляющем большинстве приходят с запада. Там хит появляется на сцене, затем через радио и телевидение проникает в сердца и умы миллионов людей и только когда становится популярным и любимым, расходится по клубам, ресторанам.
 У нас, песни приходят на ТВ и эстраду из ресторанов, затем в причесанном виде раскручиваются на ТВ и продаются в корпоративы  уже по новой цене с высокой прибавочной стоимостью - прямо по Марксу! В результате, имеем ресторанную эстетику на телевидении и в концертных залах.
Конечно, и такая музыка нужна и незаменима, когда гуляет большой подвыпивший коллектив и один из сотрудников компании непременно хочет на танцполе подхватить на руки симпатичную сотрудницу, весом сто двадцать килограммов. Здесь такое музыкальное оформление очень к месту! В Караоке такой репертуар тоже как нельзя лучше.
Проект «Фабрика звезд» немного подпортил общую картину шоу-бизнеса. Эти новоиспеченные звездочки, отобрали у стариков, большой кусок корпоративного пирога и гастрольного чеса. Детишки от 15 до 20 лет, теперь как завороженные шли на концерты своих ровесников и игнорировали стариков-попсовиков, одна половина которых забронзовела в проповеднических стенаниях, а другая - превратилась в простой московский бамбук. Это уже не интересовало подрастающее поколение. Такая ужасная ситуация  испугала устоявшийся шоу-рынок, привыкший жить без конкурентов, и, в результате, проект прикрыли. А про большинство детишек, ставших звездами за три месяца, все забыли. Теперь они ушли в клубы на разогрев, на корпоративы и в любовницы – это лучшие варианты творческой карьеры! В памяти поколений их творчество, конечно, не останется. Зато ровесники запомнили, как эти ребята кушали, спали, целовались, объединялись в группировки. Врезались в память их чайники, тарелки, кровати, джинсы, косметика, в общем, образ звездной жизни. Также, вызывали душевный трепет умилительные рассказы родителей о том, какими трудными,  но талантливыми малышами они были, как убегали из дома, и конечно, как мечтали с детства стать артистами. Такие воспоминания были похожи, как минимум, на рассказ о детстве Френка Синатры после 30 лет успешной карьеры на сцене. Слезу, конечно, вышибает. Короче говоря, поколению NEXT продали историю мгновенного  успеха и праздного звездного образа жизни. И для этого всего - то нужно «круто попасть на ТВ».
Но проект «Голос» - другое дело. Никаких чайников, кофейников, тарелок, кроватей, совместного проживания, сплетен, никаких историй про трудное детство, тату и речитативов о надуманных проблемах тоже не было, в общем, по теории продюсеров, смотреть нечего! Приехали какие-то ребята из разных городов, скромные, прилично одетые. Рассказы о каждом из них были похожи не на промоушн, а на сухую анкету. И, вдруг, такой взрывной интерес к проекту в целом и к каждому участнику отдельно!  Эта реакция телезрителей была какой-то ненормальной, такое по всем законам российского шоу-бизнеса не должно было понравиться никому, кроме странных и безвкусных людишек.
Странных и безвкусных людишек оказалось подавляющее большинство!
Вообще все пошло не так! Этот музыкальный проект показал интересные подвижки во вкусах и приоритетах нашего народонаселения. Похоже, что теперь входит в моду скромность, отсутствие эпатажа и искусственных частей тела, а вместо них, о, ужас, присутствие таланта и профессиона-лизма. Люди оценили реальные искренние эмоции, сложные вокальные партии, фольклорные и драматические композиции. За такими произведениями организаторам проекта пришлось обратиться к лучшим образцам западной эстрады и к советским композиторам, таким как Арно Бабаджанян, Александра Пахмутова,  совсем недавно преданные попсовой анафеме. В современном, отечественном репертуаре сложных для исполнения произведений, раскрывающих настоящие вокальные и артистические возможности исполнителей, так и не нашлось!
Стало очевидно, что зрительский успех проекта прочно стоит на трех китах:
- первый – достала традиционная попса.
- второй – нужно хорошо петь.
- третий – иметь достойный репертуар.
Но показывать все это нужно по телевизору, и тут начинаются проблемы!
Нельзя забывать, что успех этих талантливых исполнителей - счастливый случай! А если бы этого проекта не было, так и ходили бы они по радиостанциям со своими фонограммами, и также получали из года в год, один и тот же ответ – не формат. К великому сожалению, в нашей стране, любой успех - это результат случая или авантюры.
Нормального пути к успеху не наблюдается!
Этот проект, перерос из явления чисто телевизионного или музыкального в явление социальное! Он отчетливо выявил, несколько серьезных проблем современного российского общества и отчетливо показал изменения, происходящие в сознании людей. Эти изменения, к сожалению не вызывают ни серьезных опасений, ни интереса у наших начальников, более того, они остаются даже незамеченными. В нашей стране традиционно остаются незамеченными культурные, социальные и психологические изменения людей, наверное, потому, что цены на нефть занимают основную часть начальственного серого вещества. Так в России традиционно любая власть не замечает приход революционной ситуации, со всеми её последствиями. Проект наглядно показал, что в России существует дефицит культурного пространства. Именно того пространства, которое является золотой серединой между доступной для восприятия простой музыкой и высоким искусством. Что я имею в виду? У нас есть замечательные исполнители классического репертуара и сам репертуар тоже есть - огромное наследие классической музыки, здесь не поспоришь. Это один полюс музыкальной культуры.  Второй полюс – попса. А что между ними? Абсолютная пустота!  Эта пустота на западной эстраде всегда была заполнена такими именами, как Фрэнк Синатра, Нэт Кинг Коул, Стиви Уандер, Селин Дион, Сара Брайтман, Ширли Бэсси, Том Джонс, Уитни Хьюстон, Рэй Чарльз, Эмма Шаплин, Майкл Бубле, Элтон Джон, Битл, музыка Майкла Наймана, Энио Мариконе, Мишель Легран, Эндрю Ллойд Вебер, список можно продолжать до бесконечности.
В России таких талантов нет, или их нет в телевизоре?  Глобальный вопрос культуры страны!
Сотни таких западных артистов стали известны и получили популярность благодаря агентам, продюсерам, редакторам, которые делают свою работу не только ради денег, но и ради профессионального признания, и ради хорошего азарта в любимом деле.
Где эта золотая середина нашей эстрады? Нет никаких сомнений, что Магомаев и Ободзинский никогда бы не прошли жернова современных музыкальных редакторов и получили проклятие неформата!
Проект показал, что такая музыка и такие исполнители востребованы! Так почему же, наши продюсеры и музыкальные редакторы не предлагали и не продвигали такую музыку и таких исполнителей? Почему нам постоянно внушали, что мы любим именно то, что они нам так настойчиво навязывают? У них не хватило профессионализма и чутья, чтобы понять, что огромная часть зрителей не хочет постоянно потреблять музыкальный фастфут, что можно, наконец, зарабатывать не только на эпатаже и примитивизме! Ребята не занимаются прямыми продюсерскими обязанностями  – создавать новое, продвигать таланты, новую музыку и новые стили – «бороться, искать, найти, не сдаваться!». Совсем забыли пионерское прошлое! Они берут в разработку только то, что щедро оплачивается спонсорами. При таком подходе говорить о появлении на эстраде масштабных исполнителей и достойных музыкальных произведений не приходится. Никакому продюсеру, в самом страшном сне, не придет в голову заказать или написать музыку на уровне репертуара Уитни Хьюстон или Селин Дион. Потому что они травмированы ошибочной уверенностью в том, что качественная музыка никому не нужна. Конкурс показал, что певцы, которые способны спеть на таком уровне - есть. Но они не могут пробиться через прочный фильтр музыкальных редакторов, потому что исполнители не могут играть по правилам шоу-бизнеса. Они родились талантливыми, много лет учились, стали прекрасными исполнителями, но этого оказалось мало! Мало быть талантливым, нужно еще и оплатить, возможность этот талант показать! У молодых исполнителей таких денег нет, зато они всегда есть у спонсоров и продюсеров!

Не естественный отбор!

Композиторы не пишут хорошую музыку, потому что её не заказывают продюсеры.
Продюсеры не верят в то, что хорошую музыку можно продать, поэтому не заказывают.
Нет достойных исполнителей, потому что они не могут оплатить собственное продвижение.
Вот такая загогулина выходит! (Б.И. Ельцин)
В результате такой деятельности, мы имеем не только средненькую эстрадку, но и активное внедрение дурного вкуса широким слоям населения нашей необъятной Родины! В результате, у людей формируется странное эстетическое мировоззрение, непонятный характер поведения, ущербный язык, взращенный на текстах современных песен и окололитературных произведений, и, конечно, влияние такой родной и близкой сердцу каждого россиянина Хип-Хоп субкультуры.
Таким образом, большая часть нашего культурного ландшафта зависит от каких-то невидимых, загадочных существ, которые наделены властью выбирать, размножать и навязывать муз. товар, руководствуясь финансовыми интересами и собственным представлением о прекрасном. Судя по результатам, система дает сбои. Возникает вопрос - нас лишили права выбора? Конечно, нет, мы можем купить в магазине или в интернете все чего душа пожелает. Но это правило не работает на телевидении и радио, там все выбрали до нас. При таких правилах, зритель проигрывает почти всегда, потому, что выбирает то, что ему предложил и навязал телик! Сермяжная правда!   
Эти правила и проблемы в одинаковой степени, относятся ко всем видам творчества  – кинематографу, литературе, изобразительному искусству.  Во всех перечисленных видах искусства правят абсолютно одинаковые начальники и бизнесмены, как бы они не называли себя – импресарио, агенты, продюсеры, промоутеры, директора. От перемены названия и вида искусства повадки не меняются. Главное конечно в том, что правила игры везде одни и те же! Только балет, опера и классическая музыка, вместе с их исполнителями в меньшей степени подвержены этому злу. Этот сегмент находится под присмотром таких людей, как Гергиев, Спиваков, Башмет и т.д.
Получается, что продюсеры, именно те, которые должны развивать искусство – тормозят его, аналогично в экономике - чиновники, которые должны содействовать развитию экономики тормозят её.
У нас все, всё тормозят! Мотивы такого поведения нам всем известны.
Эта порочная система предварительного отбора ангажированными распорядителями везде одинакова, с небольшими поправками на вид творческой деятельности. Для того, чтобы определить талантливого исполнителя, профессионалу нужно прослушать несколько композиций. Это займет минут двадцать. Для профессионального искусствоведа, чтобы распознать талантливого художника, достаточно просмотреть несколько картин, тоже недолго. Кинофильмы длятся от часа до двух. Не велики трудозатраты. Вот только для того, чтобы определить  талантливого писателя недостаточно прочитать пятнадцать страниц романа, ведь сюжет и идея могут быть раскрыты только на последней странице! И понять замысел не всегда просто, требуются размышления и осознание. Кто будет читать, кто будет давать оценку, кто поможет молодому автору найти свой стиль и своего читателя, кто издаст первую книгу и расскажет о ней миру? Не кто, а что – наличные! Когда они есть, вопросы качества, стиля и моральной ценности вообще не стоят.
И в результате, литература прекращает нести свою основную функцию!
Принцип тот же. И результат налицо. Сколько попсовой литературы выплеснулось за последние двадцать лет! В кинематографе, принцип тот же. Попробуйте предложить свой сценарий кинокомпании, даже не трудитесь. Там все решает продюсер на свой вкус и интерес, но попасть к нему просто невозможно, там все свои и при этом слышны постоянные жалобы на отсутствие хороших сценариев. Они никогда не ошибаются в выборе?
Нестандартные, оригинальные и непроверенные идеи и жанры, как в литературе, так и в кино не приветствуются, они тоже своего рода неформат. Поэтому и видим и читаем похожие друга примитивные и предсказуемые сюжеты.
Конечно, аналогичные проблемы есть во всех странах, но в России они имеют гипертрофиро-ванный характер, как и все остальное. Было бы не верно, во главе всех бед ставить желание заработать деньги.  Зарабатывание денег не является ни преступлением, ни пороком, требующим осуждения. Здесь важно другое, ради чего они зарабатываются, просто, чтобы удовлетворить свои потребительские желания или для того, чтобы получить возможность реализовать свою не материальную мечту. Глобальная проблема нашего общества состоит в том, что все мечты людей стали потребительскими. Все хотят что-то купить, что-то съесть, с кем-то переспать. Открыть путь к этим возможностям можно только через деньги. По мнению наших депутатов и юмористов, Америка традиционно преподносится нам, как сборище агрессивных хулиганов с сознанием, отравленным кетчупом и гамбургерами, постоянно ищущими деньги и не занятыми больше никакими проблемами. Но если присмотреться внимательнее, то становятся очевидными интересные особенности этой нации. На самом деле, её успех достигнут людьми, полностью поглощенными мечтами и фантазиями. И тому есть много примеров:
Сэм Филипс - музыкальный продюсер Элвиса Пресли, мечтал найти белого исполнителя с характерными особенностями черного и нашел его в лице Элвиса Пресли, когда тот пришел в студию Филипса, записать песенку для своей мамы за четыре доллара. Именно Филипс сделал первые записи никому тогда не известного Элвиса Пресли. Он же «раскрутил» таких музыкантов, как Карл Перкинс, Джонни Кэш, Джерри Ли Льюис, Рой Орбисон и Чарли Рич. Оказывается можно стать великим и войти в историю не только как исполнитель, но и как продюсер, было бы желание.
Говард Хьюз - владелец нефтяных месторождений. Известен своей страстной мечтой снимать кино, создавать самые быстрые и самые большие самолеты и создать авиакомпанию, делающую самые длинные перелеты в мире. Он рисковал своими капиталами и своей жизнью несколько раз, залезал в долги ради достижения своей мечты. И достигал её, создавая знаменитые фильмы и самые совершенные самолёты.
Генри Форд - талантливый инженер, создавший одну из великих автомобильных компаний в мире, создатель конвейерного способа производства и, фактически, заложивший основные принципы современного бизнеса.  Все начиналось с мечты делать автомобили, чем он и занялся на заре своей великой карьеры в небольшом гараже и пронес эту любовь к машинам через всю жизнь.
Бенджамин Сигал - знаменитый американский гангстер, известный под кличкой Багси. Он отличался от других коллег пренебрежительным отношением к деньгам, но у него была мечта - построить самый красивый город будущего. Он сделал это посередине пустыни в центре Невады. Впоследствии это место стало известно всему миру под названием Лас-Вегас!
Ричард Бренсон – владелец музыкального лейбла и многого другого, создал летательный аппарат,  позволяющий всем желающим побывать в космосе.
Джеймс Кемерон – знаменитый режиссер, снявший кинофильмы «Терминатор», «Титаник», «Аватар». Создатель прорывных кинематографических технологий. Построил за свои деньги батискаф, организовал экспедицию и опустился в нем на дно Марианской впадины. Теперь он с партнерами занимается реализацией космической программы по улавливанию космических объектов и доставки их на землю. Куда еще заведут его мечты и фантазии?
Стив Джобс – создатель компании Apple. Мечтал создавать компьютеры с особенными графическими характеристикам, тогда, когда мало кто знал, что такое компьютер. Второе его пришествие в Apple дало ему возможность реализовать целый ряд потрясающих креативных идей. Его идеи всегда являлись результатом мечтаний и фантазий.
Американский список можно продолжать до бесконечности.
Чем отличаются мечты наших нефтяников от мечтаний Говарда Хьюза? Они тоже любят самолеты, но не создавать, а владеть, чтобы быстро перемещаться из Куршавеля в Лондон, а затем на Лазурный берег, под звон бокалов, наполненных элитным шампанским. Все мечты наших миллионеров – потребительские, ничего общего не имеющие с мечтами созидательными.  Построить собственный особняк - не велико созидание! Но их пример чрезвычайно заразителен, интересы большинства людей заканчиваются у прилавков магазинов.
Теперь принято гордиться не тем, что создал, а тем, что имеешь!
В этом заключается одна из главных проблем современной России, а не в том, о чем нам постоянно твердят по телевизору.  Проблемы секс меньшинств, конечно, актуальны….
Телевизор бывает вещью очень полезной, он иногда позволяет узнать удивительные вещи. Например, недавно был сюжет о выставке изобретений, ежегодно проходящей в Германии.  Участники - простые немцы, этакие немецкие Кулибины, создающие различные технические поделки своими руками у себя дома или в гараже. Они воплощают свои инженерные фантазии, делают различные полезные приспособления. Журналист российского телевидения взял интервью у одного из участников выставки двадцати восьми летнего возраста. На вопрос журналиста, зачем он этим занимается, тот ответил коротко и совершенно для нас русских непривычно: «Мы - нация инженеров и технарей». А мы таких людей воспринимаем, как не наигравшихся детей - переростков. Что это за увлечение создавать очередной пылесос или электрический привод для штор? Пляж и тайский массаж, вот это дело!
Хороший инженер – тоже творец, он тоже мечтает, тоже фантазирует, тоже создаёт новое, но никогда не становится героем телепередач! О каком престиже профессии может идти речь?
А теперь вопрос на засыпку:  Какая экономика Европы является самой успешной? Немецкая экономика создана инженерами и технарями и любят они не золото, а хорошую сталь и титан!
Я неслучайно перешел от песен к стали и титану. Природа проблем, сдерживающих развитие страны, одинакова с небольшими поправками на вид деятельности. Любому творческому человеку, будь то инженер или певец, приходится обращаться к кому-то, кто принимает решения, от кого зависит судьба изобретения или таланта. Насколько умен, талантлив и профессионален этот человек, почему он, а не кто-то другой занимает эту должность и решает судьбу авторов и проектов? Может быть, он случайный человек на этом месте и никогда не примет правильного решения, чем загубит множество проектов и судеб талантливых людей. Найти креативную личность или перспективный проект, невозможно без управленческого и предпринимательского таланта. Где эти мудрецы, кто и по какому принципу назначает их на эти ключевые должности? Певец, писатель, инженер, ученый не может продвинуть результат своей работы, он даже предложить её не может, потому что потенциальный покупатель ни о чем не мечтает! Чиновнику, вообще, кроме должности и любви начальника ничего не нужно, правило о наказуемости инициативы, тоже никто не отменял. Ждать подвигов от продюсеров тоже не приходится, в большинстве случаев, они зарабатывают, пока делают звезду за деньги спонсора, поэтому конечный результат для них не имеет никакого значения. Конечно, они, ни о чем не мечтают, вернее, мечтают, что-нибудь еще купить. Где здоровый профессиональный азарт сделать настоящую звезду. Почему бы не заработать на трёх спонсорах и не поднять на эти деньги настоящий талант. Мероприятие тоже выгодное, наверное, Сэм Филипс на продвижении Элвиса Пресли не прогадал.   
Все видят, как коррупция уничтожает экономику страны, но никто не замечает, что еще больший ущерб наносит тотальное противодействие всему смелому, умному и талантливому! Все замечают проблемы, связанные с сосульками, голубыми ребятами, педофилами, Мадонной (в девичестве Чиконе), внезапно обострился интерес к усыновлению и еще множеству проблем, которые, конечно, нужно решать, но настоящие проблемы, разъедающие страну на самом главном - психологическом  и моральном уровне, будто никто не видит, их, будто не существует! За уничтожение мечты, веры, фантазий, желание творить и создавать не предусмотрена ни уголовная, ни административная ответственность, даже никаких общественных порицаний, но потери этих ключевых человеческих чувств и ценностей наносят глобальный ущерб развитию и самому существованию России. Все эти действия и бездействия ответственных начальников, принимающих решения, убивают надежду в людях, еще желающих сделать что-то умное и полезное. В начале девяностых годов, когда большинство из нас было очаровано молодыми беспартийными телеэкономистами (младореформаторами), голоса интеллигенции о важности сохранения культуры, почти никто не принимал во внимание, над ними даже смеялись. Теперь нам всем не до смеха и основной причиной этой грусти, как ни странно, являются последствия настойчивого разрушения культуры! В те времена я тоже заблуждался – каюсь!
Разговоры о мечтах, фантазиях и наивных порывах создавать умное и прекрасное, могут показаться гуманитарным бредом, не имеющим никакого практического влияния на нашу жизнь и развитие страны. Но если так будет продолжаться и дальше, то у нас через двадцать лет, будет много коттеджей и ракет. Вот только коттеджи будут пустовать, по причине отъезда владельцев в мир иной, в мир, где возможно реализовать свою мечту!   
Вместо того чтобы просто помочь энтузиастам воплотить свою идею, им советуют поискать национальную идею!
Вместо того чтобы вернуть людям веру в себя, им советуют верить в «Газпром».   
Зрительское голосование продемонстрировало еще одну удивительную особенность современного российского общества. В финал вышла одна армянка, две татарки и одна русская! Где шовинизм и всевозможная межнациональная неприязнь? К последнему голосованию, когда решали только зрители, вышли две одинаково талантливые девушки из Татарстана, одна очень красивая, а вторая очень не гламурная. Победила очень не гламурная девушка со скромной внешностью. Здесь сыграл свою роль талант поддержаный протестом против силиконовой груди! 
Вот на какие странные рассуждения наталкивает простая телевизионная передача! Казалось бы, обычный коммерческий проект, а сколько он выявил изменений в психологии, пристрастиях и новых ценностях, прорастающих в нашем обществе, абсолютно без помощи и агитации сверху. Может быть, мы не так безнадежны, как думаем о себе? Может быть, мы сами сможем все изменить?   
Можно долго говорить о разных особенностях российского шоу-бизнеса, о всевозможных форматах и неформатах на телевидении и радио. По большому счету, все, что происходит в телевизоре, это маленький срез культурной жизни, видимая её сторона. Поскольку она видимая, значит единственная и единственно верная! Так повелось. Нас настолько, приучили всё узнавать из телевизора, что мы разучились заглядывать в другие, более достоверные источники и главное - подвергать анализу и сомнению увиденное и услышанное из зомбоящика.
А попса, попса так и будет еще долго жить в двух реальностях. Одна её часть будет реально проплачена и допущена к телевизору, а другая будет годами оббивать реальные неприступные пороги радиостанций и других проводников российской культуры в массы, ведь те ребята еще долго будут решать вопросы!
Сами зрители, будучи потребителями, в немалой степени несут ответственность за тиражирование этих шоу – перлов. Попса самовоспроизводится в новых масштабах, потому что мы её исправно оплачиваем. 
 
По большому счету, решение за нами – Что мы выберем?

05.01.2013.