Дух Сиона

Хачхарджи Константин
    
 Сион, что в прямом переводе с иврита - «блестящий», «солнечный», - это юго-западная гора в Иерусалиме, со всех четырёх сторон окружённая долинами: на западе — долиной Гион, на юге — Гинном, на севере и востоке — Тиропеон. В былые времена на этом месте иевусеи (индоевропейцы) построили свою крепость. После прихода царя Давида здесь были воздвигнуты новые, расширенные и сказочно разукрашенные, укрепления.  В святом Писании свидетельствуется, что именно с той поры Сион стали называть "городом Давидовым", "горою святою", "жилищем и домом Божиим", "царственным городом Божиим", что в переносном смысле обозначает сам Иерусалим, колено Иудино и царство Иудейское, всю Иудею и весь народ иудейский.  Пророки всех времён  именем  Сион часто называют царство Божие во всей его полноте, на земле и на небе, до окончательного совершения всего в вечности. Наконец, в преобразовательном смысле Сион представляется как место жительства Божия на небесах, как место высочайшего откровения  славы Его (Евр.)

  Вечная миссия  Сиона задается самим Его именем: быть образцом духовного света. Так предопределено свыше, поэтому любые шаги, в какой бы то ни было сфере деятельности, проводимые вне  этой сакральной формулы, как показывает практика, лишены пространственной перспективы. Давайте зададим себе такой вопрос: почему могущественные, беспредельно богатые и высокоразвитые империи не выживали? Думаю, что вся причина в пресыщенности, из-за которой империи  теряли свою  ориентацию, свою суть и саму цель своего судьбоносного предназначения.  Само собой, не без того, некоторые империи пали вследствие природных катастроф, войн или других катаклизмов, но и они, в конечном счёте, всё едино так, или иначе, исчезли бы, независимо от обстоятельств, как об этом свидетельствует долгая история других мега-держав. Однако в этом сакральном круге есть характерный прецедент. Известно, сколь много  потерял еврейский народ уже в новой истории  из-за войн, порабощения, гонений и репрессий, но в наш просвещённый век, похоже, он мало-помалу   стал  возрождаться из пепла, и всё потому, что миссия древнейшего  этноса осталась в памяти благодарных потомков. Обратимся к потрясающему факту.

 Первый Премьер-министр Израиля (в прошлом – убеждённый сионистский активист)  Давид Бен-Гурион (1886-1973) 14 мая 1948-го года на весь мир  огласил «Декларацию Независимости Израиля», во вступительной части которой сказано так:
 
  "В Эрец-Исраэль родился еврейский народ. Здесь сформировался его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создал национальные и общечеловеческие культурные ценности и завещал миру вечную Книгу Книг. После того как был насильно изгнан со своей родины, народ хранил ей верность во всех странах рассеяния, не оставил молитвы и надежды на возвращение на свою землю и на возрождение в ней своей свободы и государственности. Эта передаваемая из поколения в поколение историческая связь вдохновляла евреев снова и снова пытаться вновь обрести свою древнюю родину, а нынешние поколения стали возвращаться в родную страну массами. Пионеры-основатели, те, кто прибыл сюда вопреки запретам, и те, кто защищал страну, вдохнули жизнь в пустыню, возродили еврейскую речь, построили города и деревни, создали развивающееся общество, самостоятельное экономически и культурно, стремящееся к миру и способное защитить себя, приносящее благословение прогресса всем жителям страны и стремящееся к государственной независимости...."

  И вот в  канун 64-летия государства Израиль Центральное статистическое бюро опубликовало весьма любопытные этнографические данные. По состоянию на 2012 год численность  жителей Израиля составляет 7 миллионов 881 тысяч человек, для сравнения: 64 года тому назад здесь проживало всего 806 тысяч евреев и арабов.

 За прошедший год, как говорится дальше в означенном документе,  число израильтян увеличилось на 137.5 тысяч человек, что в процентном соотношении составляет 1.8%. Еврейское население составляет 75.3% от числа всех израильтян, то есть  — 5 миллионов 931 тысяч человек, а арабское — 1 миллион 623 тысячи человек. Более 70% израильтян еврейской национальности являются «сабрами», иными словами -  уроженцами страны, и, что любопытно, в 1948 году ситуация была диаметрально противоположной: «сабрами» были всего 35% жителей. Не менее впечатляют и муниципальные показатели роста. Если 64 года тому назад более 100 тысяч человек проживало в одном-единственном городе Израиля — Тель-Авиве, на сегодняшний день по данным ЦСУ есть 14 таких городов. В шести из них численность населения превышает 200 тысяч. Речь идет о таких городах как Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Ришон ле-Цион, Петах-Тиква и Ашдод. Интересно, что именно в этих городах высока концентрация русскоязычных израильтян…

  Теперь, как говорится, от  материального — к духовной части: 58% евреев-израильтян считают себя в той или иной степени религиозными, 12% — к религиозным и 38% — к частично соблюдающим еврейские традиции. Впрочем, связь к традициям отцов испытывают, практически, все. Даже среди нерелигиозных израильтян 82% участвуют в пасхальном седере, 67% зажигают ханукальные свечи, 29% зажигают свечи в канун субботы, 26% постятся в Йом-Кипур, 22% воздерживаются от употребления квасного в Песах, а 10%  соблюдают кашрут!
Среди религиозных общин суммарное число «хозрим би-тшува» (людей, которые выросли в нерелигиозных семьях, и пришли к соблюдению заповедей в сознательном возрасте) составляет 48 процентов. Как будто всё впечатляет, но, увы, почему-то не гремят фанфары! Вся беда в том, что сразу же  после провозглашения Независимости под демократические институты Эрец-Исраэль была заложена мина замедленного действия, которая в наши дни вот-вот может бабахнуть, если во время не извлечь  детонатор.
 
  Лидеры Израиля в 1940-х заключили договор с ультра-ортодоксальными раввинами из стран Восточной Европы, чтобы помочь им сохранить традиционные еврейские обычаи, которые были почти уничтожены во время Холокоста. Тогда Премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион согласился освободить около 400 студентов от военной службы, чтобы они могли посвятить свои жизни исследованию основных еврейских писаний, Торы и Талмуда. На сегодняшний день ультра-ортодоксальные иудеи составляют примерно 10% населения Израиля. Отличаются они ото всех остальных евреев, главным образом, своим внешним видом: мужчины носят старомодные длинные бороды, черные шляпы и длинные пальто.  Живут они в отдельных районах, у проходов в которые висят плакаты с обращением к женщинам: «Пожалуйста, не заходите в наш район в открытой одежде».

  Впервые я увидел живого ортодокса в 2000 году в Хайфе. Был жаркий день, шкала термометра зашкаливала за 30-ть, смотрю, навстречу мне идёт бородатый человек, в чёрной папахе, в чёрном макинтоше из плотной ткани, в чёрных брюках, в чёрных кожаных туфлях и в таких же чёрных, толстых, носках. И я подумал: «не от жары ли сии силуэты?» Оказывается, как я потом узнал, это был ортодокс. К чему такое мученье, чем, скажите на милость,  провинился сей ортодокс перед Богом?
               
  Нет, изначально сама идея, по сути своей, была верна: ведь в концлагерях погибло около 6 миллионов евреев и, естественно, надо было, хотя бы в малой доле, восполнить этнические потери. На первых порах, очевидно, следовало бы на какой-то строго регламентируемый  срок, скажем, до  18 лет (период взросления), елико возможно поощрять многодетные семьи  в еврейском секторе. К сожалению, ортодоксы сей жест «власть предержащих» поняли по-своему, и «пошли они солнцем палимы» по своему тракту, по пути самоизоляции внутри самой еврейской общины. В итоге, они вовсе  отказались от исполнения законных обязанностей гражданина своей страны: нигде не работают, не служат в армии, глухо изолировались ото всех остальных собратьев. Ортодокс на протяжении всей жизни изучает лишь одну книгу, - Тору, до 67-семи лет  обеспечен дарованной стипендией, что  в разы больше той, которую получает светский студент за образцовую учёбу и примерное поведение. Ортодоксы не платят арнону (муниципальный налог на квадратный метр жилья), а это в пересчёте, смею заверить, -  деньги немалые!  Словом, все они живут исключительно за счёт налогоплательщиков и подаяний со стороны зарубежных еврейских общин.             В рассматриваемый период в стране   численность ультра-ортодоксов возросла в 150 раз,  сегодня это уже 60-тысячная (400х150=60000) армия узаконенных бездельников!!!

С точки зрения норм этики – этот, никому ненужный опыт атавистического самоотречения  - абсолютный нонсенс, потому что:

1.Не выполняется первый завет Бога: «Трудись в поте лица своего»

В русском языке есть такое слово, как благодеяние, то есть БЛАГО – от деяния.
 
2. Святой  Апостол Павел – иудей средиземноморской диаспоры,  признанный автор  Нового Завета, фактически, родом был из колена Вениаминова, в молодые годы носил имя Савл (эллинистическое произношение  еврейского  имени Шауль), в своём   втором Послании  к Фессалоникийцам (гл.3 ст.10) отмечает: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Прошу обратить внимание  – з а в е щ а л и!

3. Безделье рождает лень из-за отсутствия мотивации.  Находясь в плену собственной лени, человек теряет свою уникальность, на смену умственного восприятия бытия приходит ни чем необъяснимый страх за само существование своё, а это верный  конец всему.
 
 В итоге, такая тенденция привела к тому, что здоровая часть общества, именно я так хочу сказать, уже категорически отказывается понимать и принимать харедимов («дрожащих перед богом»). Ультра-ортодоксы стали навязывать свои правила и учения всем, что тоже добавляет поленья в костёр. Чтобы не взорвалась эта мина, о которой говорилось выше, уже кругом пошли разговоры о том, что-де пора скинуть «Закон Таля», принятый раннее в поддержку ортодоксов. Верховный суд Израиля и Международный валютный фонд (МВФ),  решили пойти на превентивные меры, потому что это долгосрочное баловство может, как считают они, привести к печальным последствиям, как в экономической сфере, так и в плане обороны  Израиля. Заодно не преминули напомнить,  что, практически, во  всех странах ортодоксы работают и служат в армии, и Тору изучают, и в синагогу ходят, и ничего – живут, и небеса не разверзлись.
   
Такие шаги, представьте себе, настолько испугали  ортодоксов, что отдельные группы готовы уже отречься от своей прародины.
 
Дело дошло до того, что раввин  Соловейчик, глава израильской Брестской йешивы и один из духовных авторитетов "литвацкого" течения ортодоксального иудаизма, выступая на уходящей неделе перед своими последователями, тему «угрозы» всеобщего армейского призыва расписал такими красками:
 
 "Ситуация все хуже и хуже, йешивы хотят вырвать с корнем, - заявил раввин. - Возможно, следует вернуться в Россию или Америку".

А это уже самая, что ни на есть,  настоящая паника, когда из-за маниакальной депрессии, верующий боязливо смотрит на Небо, шарахаясь даже от собственной тени.
 
 Вот так, с годами ортодоксия вылилась в большую проблему, которую аэропаг так и не смог одолеть, что касаемо налогоплательщиков, так им тоже изрядно надоело содержать ортодоксов, а так же - защищать их в боях, отстаивая (заодно) независимость своей страны.  Это та предреволюционная ситуация, когда «верхи не могут, а низы не хотят», поэтому Премьер-министру  Израиля Биньямину  Нетаниягу  ничего не оставалось, как, после ряда встреч с главами коалиционных партий, решиться на досрочные парламентские выборы, с тем, чтобы уже в новом составе (по его словам): "продолжать ответственную экономическую и военную политику".
 
 И вдруг на выборах, которые прошли 22 января 2013 года, на политический олимп Израиля нежданно вскарабкался (иначе не скажешь) довольно молодой израильский журналист и политик, драматург и актер, автор и телеведущий, лидер новой партии с интригующим названием «Еш Атид» (с иврита - «Есть будущее»), - Яир Лапид.
 
  В своей предвыборной программе Яир Лапид  воткнул  хитрую «занозу»: он ярый сторонник интеграции  ультра-ортодоксальных израильтян в армию и рабочую силу, что пришлось по душе среднему классу, параллельно он  также выступил  в поддержку модели  «два государства для двух народов», но, в то же время,  он – категорически против форсирования палестинского вопроса из-за их неадекватного поведения. В этой раскрутке  Лапид, очевидно, прав.  Мир с палестинцами, возможно, будет заключён, но, как я думаю, война с арабами всё равно не закончится, пока не уйдёт из жизни последний солдат, участвовавший в шестидневной  войне с 5 по 10 июня 1967 года между  Израилем, с одной стороны, и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром,  - с другой.
 
У нас за кадром остался ещё один интересный  момент. Ведь, как бы то ни было, как не шумят и не «лают», а караван всё же идёт, тогда позволительно задаться вопросом:   на ком держится дух Сиона? Увы, други мои, на  русскоязычных евреях, прошу повторить ещё разочек, чтобы закрепить тональность, именно - на русскоязычных!  Я ступил на землю Обетованную, будучи уже на пенсии.  Здесь  масса газет и журналов, выпускаемых на русском языке, вот я сейчас сижу за компьютером, а в соседней комнате с утра до позднего вечера государственное радио «РЕКА» говорит, поёт и танцует на русском языке, поэтому  складывается такое впечатление, что я, вроде, как на велосипеде прокатился по Донецкому краю из Шахтёрска, где сияла душа моя вешняя, до Мариуполя.  Да мало ли что: среди тех, кто прибыл сюда из бывшего СССР, а потом СНГ, есть немало, кто говорит на своём  диалекте: грузинском, абхазском, армянском, узбекском и прочая и прочая, но поскольку кроме своего «республиканского» владеют, как правило, ещё и русской речью, то все они считаются русскоязычными евреями.  Вот на их плечах – все проблемы, связанные  с возрождением Израиля:  от производства, земледелия, науки до формирования государственной политики и защиты Отечества.  Тут я не вижу необходимости  пускаться во все тяжкие, чтобы доказать свою правоту.  На мой взгляд, достаточно привести  один феноменальный случай.
 
В 2000-ом году, 17 июня, в  аэропорту имени Бен-Гуриона (Тель-Авив) из Москвы совершил посадку самолет авиакомпании "Эль-Аль", на борту которого прибыл в Израиль миллионный эмигрант из России. Нового репатрианта встречали тогдашний Премьер-министр Израиля Эхуд Барак купно с другими  руководящими деятелями  страны. Почему столь помпезно, как вы думаете? Да потому что для молодого Израиля – это была своего рода мессия. Как известно, массовая эмиграция евреев из России и других стран СНГ началась в 1990 году. На данное время русские евреи - самая крупная этническая группа в стране. Рост численности русских евреев оказывает большое влияние на социально-экономическую и политическую обстановку в Израиле. Сегодня Израиль занимает уникальное место в мире лишь, благодаря интеллектуальному потенциалу, равному примерно потенциалу всей Западной Европы, подавляющую часть которой  составляют русские евреи. Начиная с конца 80-х годов, в Израиль переселились  десятки тысяч инженеров, врачей, других представителей точных, естественных и гуманитарных наук. В результате деятельности русских евреев Израиль на втором месте в мире (после США)  по числу изобретений на душу населения. Самый высокий процент людей с высшим образованием - среди русских евреев. Во многом благодаря "русским" специалистам в последние годы удалось на четверть увеличить экспорт продукции высоких технологий. В этой отрасли заняты более 100 тысяч человек, треть из которых - новые репатрианты из России. «Пройдёт ещё десять лет, - предрекал  Амос Лахут, руководитель отдела стран СНГ и Восточной Европы еврейского агентства "Сохнут", - и они станут самой мощной силой в Израиле»
 
Как в воду глянул: так и вышло на самом деле. Вот недавно, буквально, перед выборами корреспондент агентства новостей «Курсор» Сергей Холон задал Яиру Лапиду каверзный вопросик:
 
- Вы говорите, что сможете достойно представлять репатриантов из бывшего СССР. Но я лично в этом не уверен. По-моему, это просто красивые слова перед выборами. Разве не так?

 Яир Лапид:

- Не так! Я задолго до выборов и без всякой связи с ними говорил и писал, что, если бы не  «русская алия», то большой корабль по имени Израиль пошёл бы ко дну. Репатрианты из бывшего СССР – это люди, которые работают, служат в армии. Это настоящие израильтяне. Это – наш естественный электорат. Я считаю их единомышленниками и полноценными партнерами.

Что ж, достойный ответ человека мыслящего и переживающего за свою страну.
В эти дни идут яркие диспуты по ходу формирования нового  правительства. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу выразил большую заинтересованность в будущем сотрудничестве с лидером партии «Еш Атид», 50-летним Яиром Лапидом, который, в свою очередь, уже высказал  своё удовлетворение ходом коалиционных переговоров, но по всей вероятности, соглашение будет достигнуто, где-то в начале марта 2013 года. Остаётся за малым: верить, что молодой, практичный и умный, Яир Лапид, войдя в состав нового коалиционного правительства, приложит все усилия для реализации своих планов, чем и оправдает доверие  избирателей.

И к - ассоциациям:

 Недавно ко мне на сайт proza.ru заглянул Дмитрий Медведев: я чуть ли не грохнулся с табуретки.  «Неужто, сам Дмитрий Анатольевич в гости напрашивается?» - наивно подумалось мне.  Да-таки нет: Федот да не тот. То был  «медведь»  из нашей берлоги. Позвольте представить своего молодого визави:

 Дима  родился в 1980-ом году в Ставрополе (Россия). В 18 лет приехал в Израиль по студенческой программе. Обучаясь в медицинском факультете университета, пошёл добровольцем в израильскую армию. После службы доучился на первую степень, но в медицине не остался. Вторую степень закончил на факультете программирования. В 2006-ом году защитил диссертацию по искусственному интеллекту, и стал работать ведущим программистом, впоследствии – руководителем компьютерного отдела.  Является автором ряда статей в профессиональных журналах.
Вот я и подумал: побольше бы нам таких хлопцев, как Дима Медведев, Яир Лапил и иже с ними и, глядь, первая скрипка в Ближневосточном оркестре будет в руках Израиля.
 
                Simply the Best!