На книжных полях - криптовалентиновки

Виктор Клёнов
Андрей Валентинов

-  псевдоним русскоязычного харьковского писателя-фантаста Шмалько, университетского историка – факты известные всем, кто читал этого популярного автора. На эссе нет времени, да и вообще АВ уже давно не разогревал воображение чем-нибудь стоящим, но кое-какие заметки о криптоисторической фантастике (и не только) Андрея Валентинова у меня сохранились.

Что мне нравится у него больше всего?
 «Ория» (2 книги), «Серый коршун», «Флегетон» и «Даймон» - выше всяких похвал.
 Что не нравится?
 Девятитомник (три части по три тома), которым он дебютировал, осилить я так и не смог. Продолжение тоже бросил. Конечно, настоящая власть – это тайная власть и господство Тени прячется в тени, но изображать этих теневиков в виде каких-то существ, за нами следящих – это весьма наивно и натуралистично, напоминает карикатуры на чертей.
 К многим другим криптоисториям отношусь более чем прохладно (в т.ч. к дилогии о Спартаке и его ангеле – стилистически очень запутано)
 Средненько для писателчя– «Созвездие пса», и написанный совместно с Олди «Тирмен».
 Мне кажется, что во многих случаях эти авторы чересчур увлекаются ненужным стилизаторством, развивают сомнительные идеи и/или подбирают не слишком адекватную форму их выражения. Не считаю себя литературно неискушенным человеком, но многое из этой фантастики прочитать я просто не смог. Конечно, не нужно опускаться до уровня петуховых-головачевых-бушковых, но изображать в своих романах помесь Пруста и Джойса с Вирджинией Вулф тоже не стоит. Тем более, когда пишешь массовую фантастику. Тем более, не нужно «выпендриваться», не умея летать (следуя морали известного анекдота). Если судить по уровню статей, опубликованных вместе с «Тирменом», то уровень филологических познаний и литературных навыков у авторов не слишком превышает изложенное в учебниках для младших курсов филфака, а то и не дотягивает до них. Важен еще и талант, разумеется. Если есть способность писать – пиши, развивайся, но пытаясь прыгнуть выше головы, приносишь много неудобств читателям.
 У Олди был неплохой «Путь меча», а потом – слабо. Последние опыты Шмалько, предпринятые вместе с Громовым и Ладыженским, тоже оптимизма не внушают.
 Так можно и читателей-почитателей растерять, если нее появляется новых стоящих произведений. Впрочем, лучше вспомним

НЕКОТОРЫЕ УДАЧНЫЕ КНИГИ:



Даймон

Перечитал, да очень интересный роман. Очень сильно он меняы поразил при первом чтении. Великолепно сделано!
 Ноосфера, «оранжевая революция», штурмовики, фашизм, ретро-песни. Нравятся мне романы Андрея Валентинова. Конечно, плодовитость автора и обращение его к множеству исторических эпох несколько пугает. Но знание вузовского курса истории и некий художественный минимум выдерживаются; для большинства славянских, и не только, «фантастов» уровень Шмалько – это нечто недостижимое. Для них это даже нельзя назвать идеалом, ибо к идеалам стремятся. Вторичная вторичность фантастики и фэнтэзи на русском языке – это, увы, реальность и в море дряни трудно найти что-нибудь стоящее. Переслегин (за это можно его похвалить) доказал, что фэнтези в своем большинстве бывает глупой. Ну, конечно, а кто ее пишет и ГДЕ. В стране чрезвычайно бедной: скудная история, скудный пейзаж – вместо исторической «пропитанности» одни ёлки. Да и культурный слой стремительно истощается. Казалось бы, жанр – фантазируй, не хочу. Но – не могут, проблемы с культуркой-с. Да, Валентинов выделается. История и археология сильно раздвигают границы серой и мерзкой постсоветской обыденности, да и пределы мечты и фантазии. У Валентинова огромная работоспособность, эрудиция, да и талант фантаста, несомненно. Некоторые его книги просто шедеврики жанра альтернативной истории. Хороша «Ория», особенно первый роман, очень неплох «Серый коршун». Но и к современности автор обратился удачно. Прочел «Даймона» (М.Эксмо, 2006. Тир.6100 экз). Фантазия, конечно, богатая. Начинается с того, как с домашнего компьютера устанавливается связь с мозгом путешественника позапрошлого века, а заканчивается мировым и локальным катаклизмом с применением оружия Николы Теслы. К слову сказать, и «русский космизм», и теория «ноосферы» - штука довольно опасная, даже в своих абстрактно-философских вариантах. А уж на практике, с опытами над мозгом!. Эксперименты в немецких и японских концлагерях померкнут рядом с тем, что может быть при прорыве в «нейромир» и выведении люденов. Но все же не это было для нас особенно интересным. Признаться, о самостийной, некогда братской республике читать неприятно и только раздражаешься, а тут – в фантастическом преломлении – очень даже ничего. Не у сергеев же марковых узнавать про ситуацию ВУкраине (Заметим, «Оранжевая революция: украинская версия» - сборник вполне фантастических произведений. Ну, почти). Конечно, в «Даймоне» о посторанжевой Украине не буквально. «Ментальная интрига» вполне понятна: мечты очкарика о том, как сильные хлопцы будут расправляться со всякой сволочью – продажными ментами и политиками, предателями страны, правозащитниками-либералистами-перерастами, цыганами-наркоторговцами, педофилами, проституированными журналюгами и т.п. – и рефлексия интеллектуала о том, к чему это может привести. Что ж, отбросили стремление к «правовому государству» вместе с перестройкой, не захотели вникнуть в теорию переходов к демократии – придется познавать на практике тактику подполья и судьбу штурмовых отрядов – с неотвратимыми последствиями убийств и страха. Многовато призраков забродило вокруг: коммунизма, фашизма, садомазохизма… Самостийность – это, конечно, интересно. Молодые герои романа резко отвергают заключение европейца 19 века, о том, что они русские. Они – украинцы, пусть и русскоязычные. И это в Харькове – бывшей столице советской Украины. Провинциальная хохлушка Варя из романа, наивная и жадная, есть, кажется, некое олицетворение. От голодомора не пухла, но захотела золотые сережки и: «минет ему роблю на рабочем месте. А ты думаешь, як люди живут?». Потом стала шантажировать бывшего дружка, ну, совсем как Киев по ценами на газ торговался. Зря, это Варя-Украина, ой, зря… Между прочим, показательны рассуждения Профессора – ноосферного исследователя, уничтоженного в финале фашизоидными соратниками) о европейских соседях и «северном брате»: «Ненависть европейцев к собственному «истеблишменту» и заокеанским порядкам ничуть не меньше нашей. Так что именно мы должны ненавидеть? Пусть европейская цивилизация плоха, но есть ли что-нибудь лучше? Неужели Вам по душе страшная и гнусная «византийская модель» наших северных братьев?». Вот именно – и не возразишь. «Византийская модель» и обслуживающие ее «ромеи»-политтехнологи вызывает отвращение не только у нас, но и у соседей, хотя историческая Византия, простоявшая в жестоком окружении тысячу лет, оставившая богатейшее культурное наследство. – это все-таки другое. Но и выбора то, по большому счету, уже и не осталось, и все победы будут пирровыми. «Перефразируя Чаадаева, могу сказать: мы победим не благодаря нашим достоинствам, а из-за отсутствия таковых у противника. Победим – в этом я уверен. Но что дальше? Мы сходимся на неприятии навязанной нам «европейской» модели. Победители в Третьей мировой ввели на развалинах нашей страны свой «новый порядок», достойный лишь уничтожения. Но что взамен? Рискну вновь повториться: неужели Вам хочется жить в стране, похожей на братскую Россию? Ответов на эти вопросы у меня нет». Похоже, и не будет при существующей траектории исторических тупиков и дурной цикличности. Профессор, правда, заканчивает свое завещание словами: «Прошлое не должно становиться Будущим, навязывая ему и свою ненависть и свою любовь». Но ведь становится же, довлеет над нами, снова и снова «мертвый хватает живого». Удастся ли вырваться из этого круга братьям-хохлам? Сомнительная перспектива, ну, а для нас тем более… Настолько ли сильна ненависть к установившемуся режиму «Юль-Лолит», чтобы ради его уничтожения платить жизнью? … Зря только не оставил герой диски со старыми записями. Признаться, для такого любителя музыкальной ретрухи, как я, названия глав треками старинных композиций было одних их важных удовольствий при чтении. То-то на сайт SovMusic ринулся! Но действительные раритеты там (У Валентинова) встречались только вначале, а потом не то, чтобы ширпотреб, но веще довольно распространенные. Но и открытия были. Про песню «Встречай нас, Суоми-красавица» раньше не слушал, хотя дед воевал в тех снегах, отодвигая границу от Ленинграда.
 Жаль, что у этого писателя пока не встретил пока в данном направлении ничего нового. Или обстановка не располагает к развитию темы?   

Флегетон


Огненная река разделила народ на белых и красных, подхватила-унесла сначала одних, потом и других. Ужас гражданской войны, последний год белых в Крыму, потом лагерь на Галлиполи (перед войной мечталось о проливах – вот получили!). Интересно, что в моей библиотеке есть книга с воспоминаниями участников Белого движения, но я предпочел роман А.Валентинова. Может быть, беллетристика помогает несколько притушить отчаяние тех, кто прятал его за безыскусностью или литературщиной мемуаров. Экзистенциальный ужас, отчаяние и безысходность белых офицеров в Крыму; они храбры, они свершают подвиги, идут на верную смерть в заслонах, но их попытка остановить шествие Грядущего Хама обречена на неудачу. Слишком велик запас накопленной ранее ненависти!.. Возможно, агония крымской обороны помешала планам «перманентной революции», но что ждет уцелевших чудом героев? Хорошо, если парижское такси и возможность быть похороненными на Сен-Женевьев де Буа, а не в безымянной могиле с сорванными погонами (чтобы не осквернили труп!). А разве красные, штурмующие Перекоп, не герои? Их обманули те, кому нужна только власть или носители бредовых идей? Гражданская война – это почище античной трагедии будет. И главное – зачем! Так Россия проигрывала свой ХХ век и свое будущее, хотя, казалось, впереди великая победа…
 В издании 2007 года помещены стихи Шмалько, в основном про раскопки в Херсонесе (однообразно), протест против милитаризма и советской империи (думал, что «парад суверенитетов» раздавят танками), подражание Броцкому. Можно и без нобельки написать:
 Говоришь, археология – бодяга?
 Может быть, зато она – не проститутка.
 Все же «Ловля ветра» так себе». Но автор и в своих виршах предстает как мужик жесткий – попробуй сохранить такую фантастическую работоспособность, да еще «Звездный мост» тащить, кажется. Еще и самостийник, однако, ну, да бог с ним. Все-таки Валентинов - это очень необычное явление. Его многочисленные романы воде бы массовое чтение, но бывают очень неплохи. Порой это почти не фантастика. Необычная авторская ниша? - А какие еще остались в эпоху «смерти автора» и прочей постмодернистской бодяги?
 А за крымскую историю ему спасибо:
 Вы в небесах. Не вам остановить
 Подонков, что пришли сюда громить
 В щебенку ваши каменные плиты
 Покойтесь, солнцем бешеным залиты…
 Погибшие на той, глухой войне,
 Простите обезумевшей стране!   
 Роман вполне реалистичный и мог бы быть в «мейстриме», если бы не загрязнение и измельчание этого основного «потока». Вполне можно разделить презрение Валентинова (не раз высказываемое в статьях и выступлениях) к этому потоку и беспомощных его представителях, не способных завоевать читателей и подбирающих подачки-гранты и премии «для своих».
Впрочем, «тусовка» не всегда положительно влияет даже на таких талантливых авторок, как Шмалько-Валентинов.

НЕКОТОРЫЕ СРЕДНИЕ ВЕЩИ

Тирмен
 Генри Олди, Андрей Валентинов

  Не знаю, как там у харьковчан с распределением ролей в ходе творческого сотрудничества, но, по-моему, от этих слагаемых конечный результат несколько проигрывает. Дуэт «Олди» я не очень ценю. («Путь меча» интереснее других. Эти авторы достигли некого средне профессионального, по местным меркам уровня, и не хотят/не могут развиваться), зато А.Валентинов, несмотря на несколько не очень удачных текстов, получает у меня четверку с плюсом. От романа к роману он меня удивляет. В сумме «Тирмен» дает меньше. Не то чтобы плохо или совсем не понравилось. Но – как-то скучновато.
 Идея любопытная (стрелять по мишеням, решая жить или не жить человеку в «спорных» случаях – занятие клана «тирменов»), но и не слишком захватывающая.
 Есть, правда, и объективные трудности, связанные с убогостью советской (постсоветской) реальности. Всегда сочувствовал тем, кто ищет «удивительное рядом». Так можно с домашнего компа с помощью самодельных программ оказаться в нейромире, в городском парке под убыточным тиром есть другой – фантастически настоящий!, а еще на помойке за городом прячется летающая тарелка инопланетчиков…
 Фантастика часто сопряжена с вопросом о науке-технике, о прогрессе и т.д. Так-с, что тут у нас? Веерные отключения электричества, читать приходится при свечах, продукты в холодильниках портятся. Остается описывать достоинства/недостатки стрелкового оружия. Не ёрничаю, но невольно вспоминаю дурацкую повесть, прочитанную в детстве: обычный город Н захватывают замаскированные инопланетяне. На кой хрен он им сдался!?.. А городской тир, через который открывается «портал», позволяющий взвешивать судьбы. В наших условиях и обычной то жизнью жить намаешься (и самостийная Украина здесь ничуть не лучше суверенной России, пусть не выпендриваются!), а уж мечтать…
 Ну, да ладно. Живем, где приходится, маемся, как можем. Чего придираться: фантастические допущения в наличии, нравственные проблемы стоят. Но - вяловато.
 Причем, не читал «Тирмена» за вечер (как решительно не рекомендуют Громов с Лодыженским в своих статье, помещенный под обложку к роману) а растянул на три дня. Лучше все равно не стало.

 
 
Сфера

А.Валентинов удивил дважды. Приятно – своим замыслом, неприятно – его воплощением. Сны, путешествие в гипносфере (или как-то так) – перспективная тема для фантаста. Но «потоки сознания» на сотни страниц – это нечитабельно. Не стоит переоценивать значение внутреннего мира автора-«лирического героя» – кому это интересно в таком объёме?
 Но все же, будь у нас налаженное культурное производство по мотивам «Сферы» можно было бы такой триллерок поставить – не хуже «Матрицы». Увы, у нас остались лишь ошметки культурной системы. «Доедаем».
 Да, «Сфера» неудачна, но примыкающий к ней «Даймон» - отличный роман. Идея «полетов в ноосферу» сопрягается в нем с политическим действием в параллельной
указанием на подходящий «саундтрек» (там «Страсти по Матфею») в «Даймоне» превращается в составление пиратских дисков с любимыми композициями. Вдохновленный этим примером перекачал из Интернета с полтысячи.   
 
Созвездье Пса

Продолжаю читать А.Валентинова. Перед поездкой в Крым взял «Полуостров» с романом «Созвездие Пса». Познакомился с жизнью археологической экспедиции. Описано все объемно – как будто сам видишь. Время тоже интересное – конец горбачевщины, нет курева и выпить нечего. Это в Крыму то! Но ведь пили же – в живописании тех загулов что-то есть. Ночи интересные. Но днем махать киркой под палящим солнцем – подвиг. Впрочем, кому что нравится. Наверняка Шмалько в Херсонесе подсмотрел не один характер для героев своих книг. Опыт у него богатый, но какой-то ограниченный, что чувствуется в его романах. Всего, конечно, знать нельзя, но здесь он сам себя дальше не пускает. Как и в своем художественном творчестве: в некоторых местах весьма хорош. Но только в некоторых.   
 

ОТЛИЧНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА
 
Четвертый Рейх
 

 Думаю, что купил книгу «Тирмен» (изд. 2008 года), в основном, из-за сопутствующих роману статей (тогда приходилось делать так). Причем, в первых трех статьях Олди, на мой взгляд, ломятся в открытую дверь, а по стилю и содержанию эти тексты рассчитаны на людей с … ограниченными интеллектуальными возможностями. (Таких сред ифанов очень много).   Но с сутью сказанного я согласен (фантастика важна, ее надо писать хорошо, свыше 90% пишут плохо, то, что называется романами – не романы, господство серости стремительно снижает средний уровень нашей фантастической литературы). Опять придираюсь к «уровню письма» - кому как не активистам «Звездного моста» знать аудиторию, дающую им деньги и, так сказать, коллег по цеху. На публику в «фэндоме» и рассчитано.
 Всё в издании искупают статьи Андрея Валентинова. Несмотря на «облегченную « манеру изложения» видно руку мастера и просто профессионального историка. Таких бы побольше. Нормальный приват-доцент исторического факультета «одной левой» победит всяких дилетантов. Увы! Очень мало у нас нормальных доцентов и профессоров на исторических и других факультетах. Изучение Истории на уровне СПТУ дает о себе знать хотя бы в потугах критикуемых А.Шмалько авторов «путешествий в прошлое» или фашизоидного дилетанта Переслегина. «Четвертый рейх» и споры по его поводу с С.Ястребовым – это замечательно:
 «В заключение хотелось бы сказать и моральной стороне проблемы, о том, что заигрывание, даже виртуальное, с нацизмом – вещь опасная, что вызывать (пусть в процессе «интеллектуальной игры») призрак Четвертого рейха – это не просто глупость, но и оскорбление памяти миллионов погибших … Но – не стоит. Те, кто понимает это – понимают и так, а наших эстетствующих нацистов и нациствующих эстетов ничем не прошибешь».
 Следует быть внимательнее к тому, в какие игры играешь.   Да!
 
Наши в Хроносе или Необычайные похождения майора Пупкина
 
Критика макулатуры про попаданцев, которые, оказываясь  в прошлом «всех одной левой»
Хорошей иллюстрацией может быть фильм "Средневековая армия самообороны Японии"
 
(ПОСТ) КРИПТЫ

Царь-Космос
 Андрей Валентинов

Автору, конечно, все ясно, а вот читателю, бывает, не всегда.
 Несколько раздражающая манера повествования. Тема и выбранная эпоха, конечно, по-своему интересные.
 Множество исторических деталей. Относящихся к Гражданской войне и первой половине 20-х годов, красные скорпионы», геоэнергетическая аномалия, Ленька Пантелеев как внедренный агент ЧК, куплеты песен того времени, финно-угорские «дхары», наука и магия, альтернативы криптоистории..
 Но – в целом, роман, как и цикл «Око силы», довольно мутный. Нет ясности и увлекательности, хотя Валентинов ведь может писать и по-другому: например, взять «Орию», «Флегетон» или «Даймон».
  Субъективно, самое впечатляющее в «Царе-космосе» - это описания «победителей» в многолетней рубке, «красных». Это просто больные, физически и психически люди (кавалерист-девица, машинистка ЦК перестреляла соседей в коммуналке из-за примуса). Глубоко несчастные. Какой «новый мир» они могли построить? Такой и построили. Даже жалко становится немного этих красных психов и бандитов. Заблудшие души.
 Но жалость по отношению к ним, наверно, неуместна.
Разборки в ЦК и ЧК, пожирание друг друга красными скорпионами и деятельность их подручных, воспоминания о Гражданской войне - сильные стороны валентиновского романа (вспомнить вполне реалистический "Флегетон"), а вот криптофантастика получилась не очень; «очень не очень» - заметим честно.
И все же по ходу действия криптовариации на тему «красной нови». Сюжет становится динамичнее, когда появляется известный кавказец-изувер. Именно его словами озвучена идея Царя-Космоса: «Это образ Мира, впервые узнавшего, что за привычной реальностью есть что-то Иное».
 Боже! И г-н Шмалько в ту же качель. Сталина в фантастике последнего времени модно делать магом, наравне с гитлерами-гурджиевыми, или человеком, обладающим невероятными способностями. Неужели количество жертв так завораживает?   
 
Око силы - 11: Генерал-марш
 
Скучно! Валентинов решил продолжить самую неудачную (на мой взгляд) из своих серий.
 Вся эта конспиралогия, «крипто-история» порядком притомили. Банка с коммунистическими пауками даже в альтернативном варианте не выглядит сколько-нибудь аппетитной. А тут еще вмешательство каких-то иных сил…
 У Шмалько было несколько интересных текстов. Но жизнь идет, и сознание нужно модернизировать. Видимо у нашего приват-доцента возможности такой модернизации ограничены и он тянет старую песнь про влияние иных на политбюро… Скучно становится.