Судьба Наполеона

Родионов Виталий Константинович
СУДЬБА НАПОЛЕОНА

1. Личные качества

 На политическом небосклоне последних двух столетий светилось множество ярких звёзд. Но среди них была одна сверхзвезда – это Наполеон. Только он мог сказать: «Я создал мой век сам для себя…»

Революционер-якобинец, патриот Франции, воин и защитник Отечества, вождь народа, повелитель страны, завоеватель чужих земель – такова блестящая карьера Наполеона!

Наполеон относился к людям «твёрдого закала» (как сказал бы император), энергичным и деятельным людям.

Наполеон не страдал манией величия, хотя делал вид, что он – величайший из людей.

Трудно найти среди политиков такого непосредственного и живого человека, каким был Наполеон. Его нравственное и безнравственное, возвышенное и низменное, тесно переплетаясь и растворяясь друг в друге, никогда не исчезали за рамками дипломатической вежливости. Желание играть в истории исключительную роль ничуть не заглушало в нём обыкновенные человеческие слабости и недостатки.

Здравый смысл Наполеона граничил с мудростью, в тех случаях, когда он советовал «держаться середины между добром и злом».

 Не замутнили разум Наполеона ни горечь поражений, ни опрометчивая ошибка, сделавшая его пленником в руках бывших врагов. Трезвость мысли не изменяла Наполеону и на Святой Елене.

Говорят, что в образовании Наполеона были серьёзные пробелы. Однако, он их легко восполнял, обладая острым умом и живым воображением.

Общекультурный кругозор Наполеона ограничивался идеями Просвещения.

 Каким знатоком философии был Наполеон можно судить по его отзыву о Паскале: «Мысли Паскаля – это какая-то галиматья».

 Внимания Наполеона не удостоились ни Паскаль, ни де Сталь, ни Шатобриан.

Наполеон без восторга относился к Вольтеру и Руссо, хотя к концу жизни ему всё больше нравился Вольтер и всё меньше – Руссо.

По примеру Александра Македонского Наполеон брал с собой в военные походы учёных и исследователей, которые делали зачастую важные для науки открытия.

Наполеон мечтал о своём Фукидиде. Думается, он обрёл в лице английского историка Томаса Карлейля.

 Любимый поэт Наполеона –  призрачный шотландец Оссиан, которым он восхищался больше, чем Гомером. Несомненно, что император не обладал хорошим вкусом.

 С явным удовольствием Наполеон вспоминает о музыке Этиенна Мегюля, а не Моцарта. Это говорит о том, что Наполеон не отличался изящным музыкальным вкусом.

 Наполеон говорил о собственном величии без ложной скромности.

Наполеона свергли, по его признанию, «иностранные штыки».

Цинизм и подозрительность были для Наполеона орудиями власти, искренность и радушие – потребностью сердца.

Нередко Наполеон проявлял снисхождение к заклятым врагам.

Кажется, перенапряжение сил парализовало волю Наполеона после 1812-14 годов. Святая Елена логически завершала его бурную политическую деятельность.

Когда Наполеон с ужасом представлял, что после поражения его могут выставлять в железной клетке посреди Лондона, он совершал, по сути дела, нравственное малодушие, низводя себя до животного.

После отречения от престола Наполеон попытался отравиться. В результате трагедия обернулась комедией, которая никак не красит его личность.

На надгробной плите Наполеона не высечено его имя. Могила Толстого вовсе не имеет надгробной плиты. Гении, подобные Наполеону и Толстому, не нуждаются в отличительных знаках.

Выдающиеся политики оказывают значительное влияние на своё государство и многие другие страны. Результаты их деятельности ощущают в настоящем и, особенно, после их смерти. Чаще они воздействуют на судьбы народов опосредованно – дают толчок для коренных преобразований общества. Они становятся вождями человечества. Кто они? Цезарь, Наполеон, Сталин.
 Величие Наполеона не поблекло после его смерти, чего не скажешь о Трумэне, Черчилле и Гитлере.

2. Жёны и любовницы

Исторически сложилось так, что мужчина имеет право любить женщину, как ему вздумается, а та обязана беспрекословно повиноваться его воле. Ярче всего об этом сказал Наполеон: «Женщины – наша собственность… Мы владеем ими, подобно тому, как садовник владеет деревом, приносящим плод».

О безнравственности Наполеона свидетельствуют его бесчисленные любовные связи с придворными дамами, певицами, актрисами. Несомненно, Наполеон был человеком возвышенной души в отдельных случаях и циником в повседневной жизни. Иногда происходило чудо, и он любил, как благородный рыцарь. Но когда засасывала обыденность (если таковая бывает у императора!), он любил физиологически – как похотливое животное.

По большей части Наполеон любил женщин как солдафон и изредка – как рыцарь – страстно, порывисто, одухотворённо. Наполеон отрывался от безликой женской плоти, чтобы улететь в небеса чистых и бескорыстных грёз.

С каждым разом Наполеон влюблялся – в более знатных женщин и более молодых, чтобы быть обречённым на неудачу. И чем явнее было поражение Наполеона в любви, тем он тщательнее скрывал от себя (и от посторонних) свою досаду и горечь.

Никто из женщин не любил Наполеона так, как ему хотелось. И он не любил женщин совершенно бескорыстно без посторонних политических аргументов. Любя, Наполеон проявлял радушие и щедрость к женщине, но при этом часто не заботился об элементарной порядочности, вступая в беспорядочные интимные связи. В отношениях с женщинами Наполеон был добр, но безнравственен.

В одном из писем Жозефине Богарне Наполеон писал: «Недавно ещё думал, что горячо люблю тебя, но с тех пор как увидел вновь, чувствую, что люблю тебя ещё в тысячу раз больше. Чем больше я тебя узнаю, тем больше обожаю. Это доказывает ложность мнения Лабрюйера, что любовь возгорается внезапно. Все в природе имеет свое развитие и различные степени роста».

Страстная любовь делает мужчину рабом той женщины, которой он поклоняется. Не таков ли был Наполеон, когда познакомился с Жозефиной?

Мужчина может покорить полмира, но не добиться взаимной любви у капризной женщины. Первый консул Франции Наполеон Бонапарт мучился ревностью к Жозефине, словно безусый кадет.

В Жозефине Наполеон любил светскую бальзаковскую даму, которая открыла ему секреты любви и приучила к изысканным манерам поведения. Он стремился овладеть тем, что было недоступно ранее.

Судьбы мира зачастую решаются не в кабинетах министерств, а дамских будуарах. Без Жозефины Богарне Наполеон не стал бы императором всех французов.

Общеизвестно, что женщины обожают вторгаться в политику, хотя делают это исподволь, путем ловких интриг и тонкой лести. Тщеславный и талантливый мужчина, попавший в любовные сети такой «серой кардинальши», быстро делает карьеру. Как не вспомнить взлет генерала Бонапарта, подготовленный Жозефиной Богарне.

Самолюбивый, властный человек редко упускает возможность зло посмеяться над людьми из своего окружения. Биографы Наполеона отмечали, что император позволял себе оскорблять министров и маршалов, а также придворных дам. Солдатские шуточки полководца вгоняли в краску и доводили до слез бедных женщин. Он словно бы мстил дочерям Евы за унижения и предполагаемые измены Жозефины.

Обстоятельства принуждают нас совершать браки по расчету, как это случилось с Наполеоном и с австрийской принцессой Марией-Луизой. Но в каждом мужском сердце живет первая страстная любовь – его несравненная Жозефина.

Женщине претит монотонная серая жизнь, ей хочется солнца, музыки, праздника. Трудно осуждать польскую провинциалку Марию Валевскую, которая без раздумий бросилась в объятия императора Наполеона: кто из представительниц слабого пола способен устоять перед таким небывалым соблазном?

В Марии Валевской Наполеон любил молодую женщину из знатного рода, стараясь покорить сердце юной провинциальной дикарки. Он хотел укротить её свободолюбивый нрав, хотя позже разочаровался в ней, когда она предпочла выйти замуж за другого.

В Марии-Луизе Наполеон любил целомудренную девушку из императорской династии, намереваясь «сделать» из неё образец послушной и добродетельной жены. В этом он не преуспел, ибо его дорогое существо покинуло его при первом же испытании на верность.

С одинаковым энтузиазмом и страстью любил Наполеон своих жён – Жозефину и Марию-Луизу. Они открывали ему дорогу к власти: Жозефина – во Франции, Мария-Луиза – в Европе.

Наполеон любил Жозефину как любовник – страстно, порывисто, с признательностью. В Марии Валевской он обожал поэтический образ, вдохновлявший и возвышавший над жизнью. Марию-Луизу он любил, как супругу, с которой хотел создать безоблачное семейное счастье.
Современники неоднократно указывали, что Наполеон Бонапарт имел женоподобную внешность, причем с годами это становилось заметнее. Невысокого роста, склонный к полноте император со спины очень сильно походил на даму. Один из его ординарцев как-то обмолвился, назвав повелителя Европы «ее Величество». По всей вероятности, то был результат нарушения гормональной системы, так что вторичные половые признаки (слабое оволосение, оплывшая жиром фигура, чересчур пышная грудь) не имели ярко выраженных мужских черт. Природная патология, чуть было не привела к гермафродитизму, если бы не преждевременная смерть гениального полководца.

3. Полководческий талант

Армия вознесла Наполеона к вершинам власти. С помощью армии Наполеон покорил Францию и Европу.

Без полководческих талантов Наполеон не взошёл бы на престол. Без опоры на нравственность он не консолидировал бы общество.

Для Наполеона, как для великого тирана, власть без храбрых воинов – фикция!

Как никто из полководцев, Наполеон ценил военную доблесть.

Наполеон поощрял инициативу и самостоятельность своих маршалов.

Наполеон трезво оценивал собственные военные победы и поражения, что крайне редко встречается у полководцев.

После поражения в России Наполеон не сделал надлежащих выводов насчёт боеспособности армии: бесконечные войны истощали ресурсы страны, да и людские резервы не были неисчерпаемыми. К этому надо добавить, что Наполеон, опьянённый победами, начал страдать самомнением. Вот образчик его мыслей в 1914 году: «Не однажды в течение моей кампании 1814 г. я задумывался о том, что для моих солдат нет ничего невозможного: они снискали себе бессмертное имя. В превратностях же судьбы меня повсюду сопровождала слава».

Наполеон оставался самокритичным в своих военных достижениях до последних дней жизни, но не допускал и тени сомнения насчёт верности политических расчётов и ходов. Наполеон-полководец – гений, Наполеон-политик – по большей части неудачник!

4. Монархия

Наполеон однажды заметил, что властелином мира его сделали сами враги. Было бы вернее, если бы Наполеон указал на более существенную причину, а именно, на то, что Европа не признавала передовых (демократических) форм управления, кроме монархии и империи. Наполеону приходилось прогрессивные идеи воплощать в жизнь под личиной абсолютизма.

Монархия для Франции времён Наполеона – это вынужденная форма правления. Наполеон осознавал необходимость императорской власти над поданными, но не понимал, что она противоестественна и поэтому бесперспективна. Он не отдавал себе отчёта, что буржуазии не нужен король, что инициативный предприниматель не потерпит над собой власть всем и вся повелевающего императора.

Непотизм (кумовство) плохо уживался с логикой здравого смысла, который исповедовал Наполеон. Сажая братьев и родственников на престолы европейских стран, он изменял национальным интересам Франции.

Наполеона погубила иллюзия, что можно создать французскую монархию на весь мир. Власть, сила, солдаты и иллюзии – вот чьим пленником был Наполеон в годы Консульства и Империи!

Слава начала изменять Наполеону, когда интересы монархии стали превалировать над интересами народа.

В Наполеоне произошла банальная история: император загубил талантливого полководца!

Наполеон-политик и Наполеон-император – это разные роли и порой плохо согласующиеся

Наполеон совершил грубейшую политическую ошибку, вступив в брачный союз с Габсбургами. Не наследственному, а назначенному императору можно было иметь наследника от любой женщины. Обладая властью и силой, следовало бы учредить новый общественный институт престолонаследия. Но Наполеон пошёл по проторенному (традиционному) пути – Проявил пассивность, и был наказан за это.

За политические игры Наполеона с монархиями всей Европы расплачивался французский народ. Когда приходилось платить за безопасность и авантюризм, Наполеон открещивался от содеянного (не отсюда ли его поспешные отречения от престола?).

5. Империя

Наполеон разносил угли революционного костра по Европе, являясь императором.

Наполеону принадлежит примечательная фраза: «Легче учредить республику без анархии, нежели монархию без деспотизма».

 Каждый выдающийся политик должен иметь собственную империю. Наполеон – яркое подтверждение этому.

Люди для Наполеона – «одушевлённый» материал: он вынашивал планы и воплощал их в жизнь без оглядки на человеческие судьбы.

Сила оружия и власть закона – вот фундамент, на котором покоилась Империя Наполеона!

Стратегия и тактика диктатора – это не любовь к людям: он отсекает мечом болезнетворное и прижигает рану огнём. Наполеон – не исключение.

Существует маккиавелизм теоретический и маккиавелизм практический. Между ними – пропасть, что не раз отмечал Наполеон.

У Наполеона возрастала мания величия по мере расширения его империи.

 В Наполеоне текла кровь захватчика. Его не оставляли мысли о завоеваниях даже на Святой Елене. Военная доблесть или врождённый инстинкт побеждать мучили его?

Когда границы наполеоновской Империи расширялись, и её богатства увеличивались, когда система управления страной разветвлялась и усложнялась, у Наполеона не оставалось иного средства, как требовать от подданных беспрекословного, слепого подчинения.

С увеличением наполеоновской Империи усиливалась полицейская система управления – нити диктатуры натягивались, пока не лопнули!

Наполеон насаждал Справедливость Силой, как внутри Франции, так и за её пределами. Впрочем, для Франции он предназначал справедливость, а для остальных народов – Силу.

 Гордость за французский народ мешала Наполеону по достоинству оценивать народы Европы и Азии.

Империя Наполеона держалась на его личной власти. Армия и народ видели в нём великого человека. Как только Наполеон выпустил из рук власть, народ и армия оставили его, после чего и Империя развалилась.

На Святой Елене Наполеон думал, в первую очередь, о сыне, которому завещал свою славу и свои деяния. Что ему оставалось делать в заточении, как не утешать себя монархическими иллюзиями?

Наполеон следовал по исторической стезе Цезаря. У них было много общего: движение к единовластию через демократическую оппозицию, через Триумвират и Консульство, через политические интриги и военные победы, через личную отвагу и милосердие к побеждённым врагам, через морганистические браки и ослепительную роскошь устраиваемых празднеств; оба часто прибегали к мирным средствам, а не военным, хотя были выдающимися полководцами. Их милость и их жестокость оказывались оправданными той исторической ролью, которая возлагалась на них человечеством.

6. Самовластие

Коллективист Эммануэ;ль-Жозе;ф Сийе;с расчищал дорогу к власти индивидуалисту Наполеону. В результате первый лишился поста члена Директории, а второй – стал Первым Консулом. Такова диалектика жизни!
Наполеон – диктатор, но не тиран.
Наполеон – диктатор со здравым смыслом.

 «Я правлю с помощью страха», - говорил Наполеон. Другого оружия у него не было.

Наполеон говорил, что «политическая свобода» - это выдумка. К ней прибегают, чтобы «усыпить бдительность управляемых».

 Можно ли было навести порядок во Франции после Директории без мощной полицейской системы, покрывшей страну? Нет, конечно. Поэтому Наполеон примирился с политическими преследованиями, как малоутешительной необходимостью.
 
Наполеон наделял министров властью, но контролировал их. Он не терпел самостоятельно мыслящих  политиков.

Наполеон умело пользовался политиками разных мастей, передвигал их, как шахматные фигурки.

 Наполеон отказывал в праве вести политическую борьбу общественным деятелям, лидерам политических партий, парламентариям, учёным, писателям, журналистам – все они для него – болтуны.

Ещё почти два столетия назад Наполеон рекомендовал политическим противникам (инакомыслящим) отправиться в больницу для душевнобольных, в чём есть определённый резон.

Наполеон не без основания считал, что свободная пресса – это галдёж.

 «Дабы погубить отечество, достаточно даже одного негодяя», - говорил Наполеон

Наполеон не жаловал любезностями политиков, философов, историков, писателей, журналистов – всякого рода гуманитариев: сила – вот его главный аргумент

Диктатору нужен «карманный» парламент, чтобы соблюдать видимость демократического правления. У Наполеона тоже были Совет, Собрание, Трибунал и прочие атрибуты «демократии».

Наполеон правил в окружении «хитрой лисы» Талейрана и «кровожадного тигра» Фуше (как он сам их называл), которые позже его предали. Это свидетельствует скорее не о политической слепоте императора, а о его политическом искусстве маневрировать и соединять несоединимое.

В натуре Наполеона странным образом сочетались здравый смысл и склонность к преувеличениям. К концу карьеры его самонадеянность взяла верх над благоразумием.

Наполеон погубил себя, когда пристрастился к повелеванию и требованиям беспрекословного подчинения.

Наполеон был ослеплён европейским центризмом, насаждавшим прогресс через насилие.

Наполеон споткнулся об Испанию, получил мощный удар от России и был побеждён Англией.

Наполеон подарил Франции Гражданский кодекс, но не переносил политических оппонентов. Наполеон строил единую и свободную Европу, но порабощал и угнетал народы. Он был движим общечеловеческими идеалами, но без тени сомнения заявлял: «Самое важное в политике – следовать своей цели: средства ничего не значат». Под этим лозунгом подписались бы и Гитлер, и Сталин.

К Наполеону приходила мысль возобновить революцию после крушения Империи (после 1815 года). Впервые о непрерывной (перманентной) революции заговорил Наполеон, а не Маркс и Энгельс, Парвус и Троцкий.

7. Положительные свершения

Неприятие анархии возникло у Наполеона в годы революции. Наполеон приветствовал революцию, но не принимал террор и беспорядок.

 «За союз всех партий», - с такого призыва Наполеон начал свою политическую карьеру.

Наполеон не свершил государственный переворот, а завершил то, что было подготовлено другими политиками. К тому же в обществе зрела потребность в законности и порядке, в единоначалии. Это означает, что переворот был общественно обусловлен. Военная сторона переворота лишь закрепляла итог изменившейся политической ситуации.

Уже в 22 года Наполеон понимал, что «благо народа» неразрывно связано с «прогрессом цивилизации». Став Первым Консулом и императором, он не забывал об этой мысли.

Наполеон – диктатор национального согласия и общественного порядка.

Наполеон – вождь молодой буржуазии, человек здравого смысла.

Наполеоновская государственная машина работала отлажено.

Во Франции началось процветание после трёх лет правления Наполеона.


 «Демократия» для Наполеона – это «рекрутский набор» и «военная сила». Он – не лицемер, и говорил то, что думал.

В уме Наполеона жила фантастическая идея: создать в Европе Империю Справедливости. Недаром он утверждал, что «справедливость есть образ Бога на Земле».

Ни один человек не свободен от иллюзий. Наполеон – не исключение. Его конечная цель общечеловеческого братства иллюзорна, средство для достижения цели – французская монархия на весь свет – также иллюзорна.

Дело ради общего блага – вот истинный Наполеон. Императорская власть и политические интриги ради её удержания – это ложный Наполеон. Осознавал ли Наполеон, что в нём – две натуры?

Нельзя пройти мимо гениального высказывания Наполеона: «Просвещённой нацией не управляют полумерами: здесь нужна сила, последовательность и единство во всех деяниях».

Наполеон -  великий полководец и не менее великий гражданин: в битвах он терпел поражения, в гражданском управлении обществом – никогда!

Не покончив с собой после первого или второго отречения от престола, Наполеон решил, что честь дороже деяний – даже самых великих! Не указывает ли это на то, что инстинкт гражданина у Наполеона был сильнее, чем жажда власти?

Не Наполеон ли заложил основы современного цивилизованного общества, в котором права и собственность каждого гражданина надёжно защищены?

 «Права человека» для Наполеона не были пустым звуком.

Ни один государь не ставил превыше всего долг перед народом, как это делал Наполеон.

Государство охраняют не границы и армия. Государство держится на доверии и благополучии народа. Это прекрасно знал Наполеон.

Наполеон первым из императоров дал равные права евреям и пообещал возродить Иудею (Израиль).

Наполеон заложил основы буржуазной демократии с её разделением властей на избирательную, законодательную, исполнительную, судебную.

Наполеон – диктатор в правовом государстве.

Деяния гениального политика продолжают после его смерти в своей и других странах. Наполеон заложил основания для современного общества. Он не потерял актуальности и сегодня.

Почти 200 лет назад Наполеон пытался осуществить то, что происходит на наших глазах. Он мечтал о единой Европе, многое делал для сближения её стран. Он говорил: «Нам нужно создать единый европейский свод законов, единый международный суд, единую валюту и единую систему мер и весов. Я хочу объединить европейские нации в единую нацию со столицей в Париже». Удивительная прозорливость!

Тираны-разрушители – это Цезарь, Робеспьер, Ленин.
Тираны-созидатели – это Август, Наполеон, Сталин.

Наполеон – кормчий современного человечества.

На протяжении последних двух столетий человечество не утрачивает интерес к Наполеону, видя в нём гения, заложившего основы новой европейской истории.

8. Судьба

Только человек, потерявший чувство реальности, мог говорить о себе так, как говорил Наполеон о своей исторической миссии в 1811 году: «А что мне остаётся делать, если всё это возносит меня к владычеству над всем миром».

Наполеон панически боялся Судьбу, потому что доводил свои грандиозные свершения до опасной черты – до момента, когда они готовы снежной лавиной обрушиться на человека!

В начале военной карьеры Наполеон едва ли не завербовался в русскую армию. После второго отречения он намеревался  уехать в Америку. Судьба дважды указывала ему в сторону тех держав, чьё величие достойно его таланта.

Судьба снизошла к Наполеону и в последний период жизни – послала ему изгнание, в котором он мог осмыслить свою жизнь. Перевернуть вверх дном Европу и потом в уединении писать мемуары – это благодарение Её Величества – Судьбы!

Наполеон не склонял голову перед Богом, перед королём, перед народом, перед революцией и даже перед высшей властью, к которой стремился. Судьба – вот перед чем он беспомощно разводил руками. Как умный человек, Наполеон не верил в беспредельное могущество человека.