Вечер покаяний 3 Танцующий заяц

Юрий Жекотов
               

  От осенней охоты до весны срок большой. А нутро охотничье не успокоенное, тяжко бывает, когда живёшь одними воспоминаниями. Так иногда с оказией на рыбалке рябца стрельнёшь, но добыча не велика и бесхитростна, потому не сложился у меня интерес к охоте на рябчика.

  И вот попалась мне как-то статья про охоту на зайцев. Там, правда, про русака всё сказывалось, и он больше по равнинной местности обитает.  За нашим же беляком по сопкам шастать надо. Но меня необходимостью лазать по пересечённой местности не испугаешь - по лыжам когда-то первый разряд был. Почему, думаю не попытаться поохотится на беляка? Лыжи себе стоящие охотничьи приобрёл. Раз попробовал, другой и не заметил, как пристрастился. Как в свободное время с погодой сложится, я на лыжи - и в лес. Следы беляка в любом лесном распадке, где молодые побеги ивы и берёзы произрастают, можно поискать. У зайца врагов много, поэтому он днём, остерегаясь быть замеченным хищником, отлёживается в укромном месте, а кормиться выходит вечером. Зимой чаще всего бежит в распадки, где вдоль речек и ручьёв влаголюбивые ива и ольха в изобилии прорастают, может податься кормиться  на старые горельники и порубки, где набирает силу молодой березняк. Погрызёт кору и ветки деревьев,  а к утру ищет новое место, где схорониться. Если снег поглубже в лесу ляжет, может и норку себе выкопать. Я почему то раньше считал, что заяц подальше от человека живёт, но, к своему удивлению, обнаружил, что немало длинноухих у самого города обитает, чуть ли не на объездную дорогу выбегают. Заяц хоть и  автомобильного шума не чурается, ночные огни домов ему не в диковинку, со склона прилегающей к городу сопки хорошо видны, но зверь все равно осторожный и просто шум от шороха крадущейся опасности очень хорошо даже отличает. А когда на лёжку идёт, так след запутает, что случайному человеку не разобраться. То в узел свой след свяжет, то на одном участке по собственному же следу пробежит, то в сторону что есть мочи отпрыгнет, чтоб не видно было его дальнейшее направление. Однако со временем приловчился я раскручивать его петли, смётки и скидки. Как ни крути, а хитрости у него одни, только варьируются в разной последовательности. В конечном итоге, в самый пик охоты, когда разгаданы все загадки, что он на снегу оставил, надо определить примерное местоположение лёжки и держать ружьё наготове. Не буду хвастать, но когда поднаторел в охоте на беляка, по свежей пороше в среднем каждого второго зайца я брал. Так в хороший сезон, когда за лето заяц плодился и хворь никакая молодняк не одолевала, до 5-6 беляков выходило.

 Так было до тех пор, пока не встретил я необычного зайца. Прежде чем на лёжку идти, сделал он петлю и вышел на след другого зайца, побежал по его следу. Я вовремя скидку не заметил и на жировочный след снова вышел. Только тогда понял, что попутал следы. Пока разбирался, где промашку дал, солнце к закату. «Ладно, ещё повстречаемся, косой», - напоследок пообещал я. А про себя заметил  за тем зайцам ещё одну особенность – при передвижении беляк 6-7 шагов заднюю левую ногу вперёд печатал задней правой, затем примерно столько же прыжков заднюю правую вперёд выносил, вроде как танцует. Я его так и прозвал «танцующий» заяц. На следующий раз прямиком в это же место подался, проехался за зарослями тальника, где зайцы жирует, отыскивая приметный след. А заяц и не думал менять дислокацию. Вскоре нашёл я его след, направляющийся на лёжку. Опять петлю дал «косой», вышел на след родича, но на этот раз я скидку – дальний прыжок в сторону - не пропустил, беляк ещё одну петлю сделал, а возле поваленного дерева след его пропал. Ничего не пойму. Куда подевался? Вот это вопросы! Сел на то дерево, а в голову всякие мысли лезут. Не знаю, на какой остановиться. То ли я полный профан в охоте, то ли у зайца крылья выросли, или он оборотень какой, или завёл меня след зайца в какую неведомую страну, где шапки-невидимки да ковры-самолёты взаправдашние? А тут волей-неволей во всякую небылицу поверишь. Был, был след и пропал! Я с полчаса так просидел - полное недоумение. А потом осенило! Вдоль дерева прошёл. Ах, вы, черти полосатые! Беляк-то по дереву с десяток метров проскакал и через молодую ёлочку сиганул прямо с поваленной берёзы. Так и не достал я его в тот день.

 А потом закрутилась карусель. Тогда по телеку появлялись популярные выпуски мультфильма «Ну, погоди!». А у меня каждую охоту новый выпуск и всё с благополучным исходом для зайца. То он успеет с лёжки сняться, заранее заслышав мой подход, то так запутает следы, что дня не хватит разобрать, что к чему.

 Дома рассказывал о зайце. Сынишке интересно. Он всё в подробностях расспрашивает. А потом смотрю - он вроде как на стороне зайца. Радуется за него. С волнением ждет, когда я возвращаюсь. Сразу без вопросов сначала принимается вязки рюкзака распускать, а когда обнаруживает, что там пусто, лучики весёлые у него в глазах начинают прыгать.

  У нас заведено было: на Новый год – «фирменное» блюдо из зайчатины. Все родственники и знакомые об этом знали. А тут пусто. Рассказ про танцующего зайца за новогодний розыгрыш принимают. В общем, мой охотничий имидж основательно был подпорчена тем зайцем. Так до весны за ним пробегал, брючный ремень на два прокола туже стал затягивать, раздражённый, что не спроси меня домашние, я, как скворчащая сковородка, того и гляди обожгу-ошпарю. Жена недовольна, ворчит: «Уже забыли, когда в гости вместе ходили,  в кинотеатр». Сынишка и тот не на моей стороне. Мужики из гаражного кооператива «косяка давят», зазнался, мол, к нам совсем нос не кажешь. Измотался вконец. Мне бы бросить это дело, но, как завороженный, гоняюсь за беляком. Даже на работе с начальником договорился, что если ночью пороша, то  чтобы на работе меня не ждали, отгул беру, по свежему следу буду удачу пытать. А заяц что вытворять стал! В след мне заходил, кругляшки помёта оставит на лыжне и вновь петли крутить. Начхал, он значит, на все мою суету мирскую. Мне уж просто хотелось на него хоть краем глаза взглянуть, застать момент, когда он с лёжки срывается: какой он, может, и обличием на зайца мало похож. Откуда такая сноровка?! И даже про себя загадал, пообещав, что если повезёт мне встретить косого, то на первый раз стрелять не буду. Но не подпускал он меня к себе. Так что были вопросы, была загадка, а отгадки на неё не было.

А повстречал его в первый раз неожиданно. На крещенские праздники большой снег лёг, зайцы меньше бегали, ожидая, когда снег немного осядет. Я же, найдя знакомый след, почти бесшумно продвигался, надеясь, что заяц залёг где-то неподалёку. Но  смёток и скидок всё нет.  Я и ружьё потому на изготовку не взял, предполагая, что до зайца ещё приличное расстояние  нужно идти. А тут случайно вперёд посмотрел и обомлел: метрах в 15 от меня сидит себе преспокойно на пеньке заяц носом к своему следу. Одно ухо немного приопустил, ждет, что я дальше буду делать. Я и про обещание своё забыл – не стрелять. Сдёрнул ружьё с плеча, снял с предохранителя, руки трясутся от волнения. Бах - из одного ствола. Мимо. А беляк всё сидит на пеньке, только боком ко мне повернулся, вроде чтобы мне целиться лучше было. Я - бах - из второго ствола. Расстояние верное, но опять промах. А косой спокойненько так спрыгнул с пенька и попрыгал неспешно в ближайший ельник.

  Заяц убежал, а я на пенёк, где он только что был, присел, опять  думки разные думаю. Фантастика! Чудо вот оно, совсем рядом с тобой, охотник! Заяц пусть не оборотень, пусть без крыльев, но точно – заговорённый! Позднее только выяснилось: патроны у меня в патронташе оказались все до одного холостые. Я рюкзак на охоту с вечера собираю и к порогу выставляю, чтобы утром только чайку попить и в дорогу. Так сынишка ночью дробь-то и вынул.

  И долго я потом не мог зайца настигнуть. Но всё -таки достал беляка. Уже снег сходить стал, по утрам наст под лыжами скрипит. К такому осторожному и чуткому зверю как заяц, если по уму, то в эту пору и мечтать подойти не след. Меня же всё не отпускала надежда. Иду по следу, едва отпечатанному по лёгкой ночной пороше. Неожиданно вижу: заяц два резких прыжка делает. А потом снег взбит, а где придавлен, три разнокалиберных пера и несколько росчерков на снегу крыльев крупной хищной птицы, то ли филина, толи пустельги, уж здесь точно определить не могу. Только скумекал, что на зайца нападение с воздуха вышло, и вроде отбивался он, перевернувшись на спину.  Посмотрел кругом: нет всё таки уходят следы зайца. Не зацарапала его до смерти птица. Дальше по следу иду, небольшие капельки крови: значит, ранен он. Потом вроде кровь пропала. А заяц отвернул в заросли шиповника, видно, чтобы уберечь себя от повторного нападения птицы. Я уже почти не таясь шёл и увидел, наконец, зайца. Подпустил он меня совсем близко, в снег вжался. Может, надеялся, что я мимо пройду, а может, сил у него не оставалось после сражения с птицей.
   Я уже ружьё поднял, а потом опустил. Что ж это - неравные силы. Не по справедливости. Да и уважать я стал своего супротивника.

  Я следующего первого снега с нетерпением ждал. А как только снег лёг - в лес. Обошёл все места - нет следа моего зайца. Другие беляки бегают, а моего нет. «Ну, что ж, - не без грусти решил я, - заяц по природе своей не долгожитель. Состарился, видно, косой и стал добычей лисы или другого хищника. Переключился я на других беляков.  Но в начале марта забрёл я в дальний распадок, где  обычно только летом да по осени бываю, и увидел след, я его уже ни с каким другим спутать не мог. Он, он, танцующий заяц! У меня и сон пропал.

  Недалеко от места, где я вновь обнаружил следы танцующего зайца, старая избушка есть. Решил туда загодя отправиться с ночевой, чтобы с рассветом, ранёхонько и потропить зайца.

  С дровами переборщил малость, а ночи-то уже не морозные. Жарко в избушке, душно. Ворочался, ворочался с боку на бок, а сон никак не идёт. Я поднялся, вышел наружу. Красотище. С вечера снег шёл, а тут луна полная проявилась и на нижней ветке здоровущей косматой ели жёлтым шаром повисла. Тихо, слышно, как сердце стучит. А избушка в ложбине стоит, через которую ручей бежит.  В эту пору он почти весь прикрыт льдом и подушкой снега. Вдруг вижу: какой-то зверёк по распадку бежит, сделал несколько скачков по почти отвесному склону ложбины, оттолкнулся и, что есть силы, в сторону сиганул в длинном плавном прыжке, даже показалось, будто завис над заснеженной гладью, приземлился и на месте остановился, сидит, не шелохнётся, только ушами водит. Заяц, как есть заяц. Я сначала подумал: меня заметил, потом понял: ждёт он чего-то. И точно,  немного погодя другой заяц в ложбину из леска выскочил и почти по следу первого поскакал, только чудно как-то скачет: нет-нет да и задними лапами вздрыгнёт, а то резкий прыжок в сторону сделает, словно игру какую затеял. А перед самым косогором, где первый заяц прыгнул, второй разогнался, сделал прыжок на отвесную стену, сжался, как пружина и прыгнул, да так, что выше первого не менее чем на метр. И так получилось, не знаю, может от того, что мне такое место обзора выпало, но перепрыгнул второй длинноухий легкоатлет через луну. И пошла у зайцев чехарда под звёздным небом. Чего только они там не вытворяли: то вровень несутся, то один другого догоняет, а то прыжки через луну затеют. Я и про ружьё забыл. Забавно всё это. Слышал я про заячьи  танцы, а вот видеть впервые довелось.  Длинноухие с час резвились, потом скрылись. Я с ружьём, как рассвело, прошелся по следу. При луне-то у меня подозрение закралось, что один из ночных легкоатлетов, тот, что более прыгучий, мой старый знакомый – танцующий заяц. И точно, так и вышло, не обознался. Я метров двести прошёл ещё по следу, да и свернул на вчерашнюю лыжню и до дому покатился. Нельзя же на всё через прицел ружья смотреть. Должен охотник научится, как заяц, вовремя скидку делать.

      А уже в начале июня пришёл я в ту избушку, чтобы папоротника-орляка заготовить. По южному склону сопки почти на самую макушку забрался и вновь зайца повстречал. Далеко не убегает, но дистанцию метров в 15-20 держит. И меня вроде как  по сопке сопровождает. Не знаю, но почему-то была у меня уверенность, что это и есть мой старый знакомый. Только вот ещё одна незадача: уж больно большой живот у того зайца был. Зайчишки скоро маленькие должны были появиться. Так что, возможно, мой танцующий заяц был вовсе не зайцем, а зайчихой.

                *   *   *
  - Не обманешь никого, ты всё время на виду, коли злиться человек, вона сосуды сжимаются, сердце давить начинает. От зависти и злости живьём сгореть можно. Не устроен же человек по-другому. Для добра он создан. Где если не по закону, не по порядку поступишь, то обязательно против тебя обернётся, только в неожиданном месте и в неведомый час тебе возвернётся лихо. Учит нас природа, только прислушаться надо. Может, и отправляемся на охоту, чтобы чего-то в себе понять, разобраться, постигнуть через охоту мудрость земную.

  Егор Ерофеевич обычно если и говорил, то по делу, и его слова всегда были к месту, а одна ко времени вставленная фраза порою заменяла целый поток слов, излитый нами до этого. К стыду признать, как-то и не интересовался его прошлой жизнью, а тут, видно, пришла пора отчасти узнать...(продолжение следует).