Сказания о самоцветах. 6 - Аметист

Марта Полянка
Величественные хребты гор уходят в поднебесье. Если смотреть со склона одной горы на другую, кажется, что перед тобой лежит гигантский окаменевший дракон! Массивный гребень на его спине ощетинился заострёнными пиками, а бока покрыты чешуёй: зимой – белой, сверкающей на солнце, весной – зелёной, пестреющей яркими пятнами цветов.
Когда бока дракона одевались в летнюю шкуру, приходили на пастбища стада оленей. У подножия гор в изобилии росли лианы, ползущие к солнцу по камням и стволам деревьев. В конце лета созревали на них гроздья фиолетовых ягод. Это время было праздником для племени. Люди от мала до велика наедались сочными ягодами и делали из них вино – волшебный напиток, необходимый в жертвоприношениях, дарующий божественные откровения и веселящий душу во время празднеств.
Жила в этом племени одна вдова. Было у неё трое сыновей, а дочерей, утешения матери, не было вовсе.
Старший сын вырос бесстрашным охотником. Но не успел он подарить матери внуков, задрал его медведь. Средний сын умер в голодную зиму, так и не став взрослым. Потом пришли чужеземцы-захватчики, и война унесла мужа. А третий ребёнок родился уже после смерти отца.
Младший сын, Последняя Отрада матери, рос крепким и озорным. Но вот, прошла пора детства, пришла пора становиться взрослым. Названные братья, свершая обряд посвящения, всё делают вместе: охотятся, готовят еду, узнают охотничьи секреты и обычаи предков. Вместе и пируют. Ну а какой же пир без веселящего напитка: ведь они теперь мужчины… Из всех братьев самым неугомонным на пиру был Последняя Отрада. За это и получил он новое имя – Агамер, что значит «Не Знающий Меры».
Пришла очередная весна, а вместе с ней – праздник Возрождения. Женщины готовили особые традиционные блюда, надевали свои лучшие украшения. Мужчины устраивали состязания в силе и ловкости. Молодые охотники соревновались в стрельбе из лука, метании копья и владении дубинкой. Каждый хотел стать лучшим и обратить на себя внимание девушек.
В этот день откупоривали сосуды с молодым вином. Выпив его, пускались в пляс, ели, пили, пели песни, плясали снова... Веселье продолжалось до тех пор, пока певцы и танцоры не засыпали там, где их победил Дух вина и сморил сон. Только Не Знающий Меры не желал чувствовать себя побежденным! Он начинал сердиться на своевольного Духа, и назло ему пить всё больше и больше. По мере того, как напиток наполнял желудок безумца, злоба наполняла его сердце, а разум покидал его.
Когда на небе зажглись звёзды, и шаман приступил к жертвоприношению, Агамер с бранью ворвался в круг танцующих ритуальный танец, схватил голову жертвенного козла и разметал священный костёр. Мужчины набросилось на него сообща. Им с трудом удалось повалить на землю обезумевшего охотника и связать его. Они бросили провинившегося в яму для наказаний. Шаман принёс тройную жертву и долго пел Покаянную песнь, прося у Бога прощения за нанесённые оскорбления. Он поклялся, что человек, осквернивший жертвенный костер, будет сурово наказан.
После праздника старейшины обязали Агамера принести Богу Солнца богатые дары и подвергли его публичному бичеванию. Но всё же на этот раз они не стали изгонять провинившегося из племени, пожалев его старую мать. Вождь огласил решение Совета: «Следующее нарушение законов племени закончится для Не Знающего Меры изгнанием!».
Бедная мать проплакала не одну ночь над непутёвым сыном. «Хоть бы он женился, может быть, семейная жизнь изменит его», – думала она. Но ни одна девушка не хотела стать женой такого буяна. Да и сам он не стремился взвалить на себя заботу о жене и детях. Выкуп за проступок был уплачен, позор и осуждение родичей, как и раньше, постепенно стёрлись из памяти. Все предупреждения были забыты. Ничему не научил Агамера его горький опыт. Но теперь у него появилась новая причина для раздражения и злости: очень ему приглянулась гибкая светловолосая девушка по имени Ива, которая избегала его, как и многие другие. К тому же все знали, что у неё уже есть жених.
Прошли дни сочных трав, гроз и дождей. Настали дни грибов, орехов и ягод. Затем пришло время собирать урожай винограда. Все трудились, не покладая рук, целый день. А вечером праздничным застольем и песнями отмечали сделанную работу. Неразбавленное вино приносилось в жертву Богу Солнца, им окропляли жертвенных животных. А пили для веселья вино, разбавленное водой. Люди возносили благодарность Солнцу и просили Бога о том, чтобы и впредь он давал богатый урожай, чтобы напиток, созревающий в сосудах, получился вкусным, а не превратился в уксус (как иногда случалось).
День окончания сбора урожая отмечался особенно пышно. Женщины приготовили обильное угощение для всех. Юноши и девушки затевали игры, пели и танцевали. Старшие тоже не оставались в стороне. Веселье шло своим чередом. Ночью разожгли костры. Уставшие дети и старики засыпали тут же, у костров, а, проснувшись, продолжали веселиться. И вдруг из темноты донёсся отчаянный девичий крик, внезапно оборвавшийся. Кто мог услышать во всеобщем гаме короткий зов о помощи? Любимые всегда слышат друг друга! Первым бросился на голос жених Ивы. В стороне от костров Агамер куда-то тащил упирающуюся девушку, затыкая ей рот, чтобы она не кричала. Юноша бросился на обидчика с единственным ножом, который всегда был при нём. Разъярённый от выпитого вина и неудачи в любви вор бросил добычу, повернулся к жениху и обрушил на него всю свою силу и злость. Девушка звала на помощь, а её защитник уже лежал на земле бездыханный.
Ослеплённый яростью, окончательно потерявший разум, помчался Агамер прочь от селения, в темноту ночи. Догонять его никто не стал.
Горько плакала мать над судьбой непутёвого сына. Родня готовила погибшего к дальнему путешествию в Страну Предков. Невеста убивалась от горя по любимому, не успевшему стать ей мужем. А Не Знающий Меры так и не появился в племени. Знал он, что ожидает его там: осуждение родичей и изгнание (а может и смерть), и решил уйти от них сам. Вот только прокрался ночью в свой погреб и унёс оттуда все запасы вина и еды.
А несчастная мать совсем иссохла от великого стыда и горя. И решила вдова, что незачем ей больше жить на этом свете. Пошла она к священной лиане, что растёт у подошвы гор, и обратилась к растению с такими словами: «О, великая Лоза! Ты тоже мать! Ты рождаешь прекрасных детей, которые дарят радость и веселье людям. Отпусти душу моего сына! Возьми мою душу взамен! Верни разум моему несчастному сыну, если он ещё жив! Отврати взор его от винных плодов!» С этими словами обессиленная мать упала на землю и умерла.
Всем известно: последнее желание умирающего обладает такой силой, что исполняется обязательно. Услышала лиана мольбы несчастной матери и приняла в себя её душу.
Долго ли, коротко ли, прошла и эта зима. Наступило лето. Агамер не погиб. Он был умелым охотником. Пещера в горах послужила ему защитой от холода и хищников. А одиночество не очень тяготило его: вино заменяло ему людей. С вожделением ждал отшельник поры созревания винограда. Едва стали они темнеть на лозах, захотел он полакомиться и проверить их на спелость. С трепетом, как к девушке, протянул он руку к грозди фиолетовых ягод, и… Что это? Он не мог понять, что произошло. Едва рука коснулась ягод, как они окаменели! На ладони лежала горсть фиолетовых камушков! Агамер с возмущением отбросил их… Протянул руку к следующей грозди – и она окаменела в его руке. С безумным взглядом бродил он вокруг зреющих ягод и, прикасаясь к ним, превращал их в камни. Им овладело отчаяние. Постепенно Агамер понял, что никогда уже не сможет приготовить и вкусить свой любимый напиток! Тогда он вспомнил, что там, в долине, живут его родичи… Но вспомнил и то, что был изгнан ими. Не мог Не Знающий Меры вернуться в племя, которое он оскорбил и предал. Только теперь в полной мере почувствовал он свою вину перед людьми и матерью, которой его поступки причиняли нестерпимую боль. И пошел несчастный куда глаза глядят, искать себе новую жизнь… или смерть – что подарят боги.
Его сородичи нашли умершую вдову у корней винограда и проводили её в страну предков так, как положено провожать родственника. А шаман узнал и поведал им о том, что красивый фиолетовый камень, в который превратились ягоды, обладает чудесными свойствами: рассеивает винные пары, оберегает владельца от искушений и душевных волнений, придает благоразумие и благородство, побуждает к состраданию и вселяет надежду. Позже люди дали ему имя Аметист, что значит «трезвый».