Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 2-13

Каменцева Нина Филипповна
 Жизнь моя, как осенний листочек.

Роман
Глава 2. «Мои достижения»

Часть 13. «Счастливый 1976 год»

Женщина, как песня о Весне,
один раз она, хорошая, даётся.
Не заметишь - упустишь ты её,
потеряешь - больше не найдётся ...

Женщину хорошую ищи всегда,
может рядом - ты не замечаешь...
Ты порой смотришь не туда,
а достойных рядом - пропускаешь...

Женщина, как мать, жена, любовь -
оберегай границы своего дома.
Солнцем нежным она вошла в дом -
наслаждайся, чтобы не укатила...

Женщина - друг, надежда любовь,
сохраняй очаг своего дома.
Если в дом ворвался ветерок, боль -
выкинь все дурное из своего ума...
http://stihi.ru/2011/03/13/1406


     Все знали, что я, хотя и молодая, уже сильный старший бухгал-
тер во врачебно-санитарной службе управления закавказской доро-
ги, а также студентка четвёртого курса ХИИТа по специальности
«Экономика и организация», со мной считались. Я стояла в очереди
на получение жилплощади во второй поликлинике и по счастливой
случайности оказалась там первой: до меня кто был, два сотрудника,
– одна женщина вышла замуж и не нуждалась в новой жилплощади,
а вторая – врач-отоларинголог Сысоева сняла себя с очереди сама,
сказав, что её бабушка умерла и оставила ей трёхкомнатную квар-
тиру. Сама поликлиника была небольшая, поэтому не каждый год с
управления выделяли квартиры для неё. Но уже десять лет квартир
не было – меня это возмутило... Я попросила своего главного врача
Кохреидзе Отара Георгиевича обратиться с просьбой к начальни-
ку врачебно-санитарной службы Чхеидзе Ревазу Михайловичу вы-
делить жилплощадь. Мой главный врач был настолько хорош, что
взял меня с собой вместе с написанной в виде просьбы докладной. Я
второй раз заходила в этот кабинет начальника, и всегда был у меня
какой-то страх, и он был не напрасным. Он в повышенным тоне, так
громко говорил с главным врачом, что мне стало понятно: от него
квартир нам не светит. Но больше всех мне не понравилась его фра-
за: «Сколько хороших грузин-специалистов, врачей сейчас у меня
без квартир, а Вы со своим бухгалтером пришли». Мне было трудно
выдержать такое, но всё же подумала про себя – я добьюсь квар-
тиры. Я стала писать в райком, исполком, но все мне отвечали, что
железная дорога – как самостоятельное государство в государстве и
к нашей очерёдности жилья никакого отношения не имеет – пишите
начальнику дороги.
      Я стала атаковать письмами начальника дороги, гражданскую
службу, проситься на личную беседу с начальником дороги. И один
раз мне повезло – я встретилась с ним. Захожу в большую комнату.
Кажется, его фамилия была Кикнадзе. Он меня хорошо выслушал,
но доводы мои были точными – вторая поликлиника не получала
квартир десять лет. Я говорю: «Неужели её вычеркнули из списков,
или нет там персонала?!» Он посмотрел на меня и говорит: «А по-
чему Вы так говорите, ведь я тоже лечусь во второй поликлинике».
Он взял моё зарегистрированное заявление и написал синим каран-
дашом: «Включить в распределение фондов 1975-1976 годов». Под-
писался и положил себе в папку для дальнейшего действия. Прошло
несколько недель. Прохожу я мимо отдела «Гражданское строитель-
ство», встречаю однокурсника Гию, он работал там. Он первый мне
сказал, что квартиру я получу в 1976 году. Я летала от счастья, а
он сказал, что начальник подписался синим карандашом, значит,
наш отдел не имеет право проигнорировать это. И даже сказал, что
дома этих фондов на набережной около вокзала уже строятся и бу-
дут сданы в эксплуатацию в 1976 году. Конечно, эта новость меня
очень обрадовала – самый центр Тбилиси и набережная реки Куры,
парк Муштаид, вокзал, базар и много достопримечательностей, и
центральная улица Плеханова. А как я билась за квартиру далеко за
городом около кладбища Дампало, где похоронен был мой отец! – но
сам Бог распорядился по-другому.
    Я поехала домой, и уже вечером поднялась на высотное здание в
шестнадцать этажей, которое ещё не было готово. Поднялась вверх
по лестнице вместе с Ашотом и его дядей Арутом с бутылкой шам-
панского... Правда, мы ещё не знали, какой будет этаж, но нам было
всё равно. Мы остановились то ли на девятом, то ли на десятом, с дру-
гого конца здания, рядом с филармонией, и разлили первую бутылку
на радости. Когда мы поднимались, я почувствовала тяжесть подъ-
ёма и на следующий день побежала в управление в НГС, к началь-
нику – просила, чтобы дальше десятого этажа меня не забрасывали,
так как у меня трое детей. Так и было – получила я официальную
бумагу с управления дороги, и мой главврач сказал, что выделена
квартира трёхкомнатная, в городе Тбилиси по улице Тельмана, кор-
пус 1, десятый этаж, квартира №72. На заседании месткома квартиру
распределили мне, так как я была первая в очереди. Конечно, было
много и завистников, но многие меня поддержали – это первое, что я
добилась студенткой пятого курса: квартира, да ещё в самом элитном
доме, потому что рядом были два корпуса для работников киносту-
дии, а два первые – железнодорожникам. Первая моя крупная победа
в двадцать восемь лет! И вместе с семьёй осенью переезжаем (хо-
рошо, что второй грузоподъёмный лифт работал) – одни из первых,
оставляя свою маленькую квартирку Вано, брату мужа.
       Вторая победа ко мне явилась самопроизвольно. Уходит перед
годовым балансом главный бухгалтер первой больницы, и годовой
баланс делать некому. Меня вызывает к себе начальник планово-фи-
нансового отдела, та самая Лидия Александровна, и просит о помо-
щи. Я ей объясняю, что должна выехать со второго января 1977 года
на дипломную работу в Харьков, но после долгих уговоров я сда-
лась. И получаю в декабре назначение на должность главного бух-
галтера первой железнодорожной больницы. Она находилась около
вокзала, мне дойти от моего дома туда минут двенадцать пешком.
На утверждении в должности я снова попадаю в кабинет начальника
Врачебно-санитарной службы, но он уже в спокойном тоне как бы
уговаривал перейти. Он знал, что Москва не одобрит срыв годовой
отчётности, тем более бюджетной организации. Зарплата в два раза
больше, должность лучше – только мечтать! В целом 1976 год был
самым счастливым в моей жизни: в 28 лет получить трёхкомнатную
квартиру и назначение. Это был, наверно, предел моей мечты на то
время. Я согласилась и целый месяц работала в бухгалтерии боль-
ницы.
       Все смотрели на меня недоверчиво – по внешности ребёнок.
Служебных комнат в бухгалтерии было две – одна из шестнадцати
столов с бухгалтерами и одной машинисткой, а вторая – свой каби-
нет, достаточно большой. Там был письменный стол, приставка к
столу длиной в два метра, вокруг стулья для совещания, и с левой
стороны зелёный кожаный диван. Гардероб и внутри наглаженные
белые медицинские халаты, которые я надевала поверх одежды,
когда ходила на пятиминутки к главному врачу Цкитишвили Да-
виду Георгиевичу. Пятиминутки проходили у главврача. Мне по-
звонила секретарша по фамилии Гузь и сказала: «Вы должны при-
сутствовать на всех пятиминутках главного врача». Первый раз он
меня познакомил со всеми заведующими отделениями больницы.
На меня смотрели, поэтому щёки краснели и горели. Заместителем
по хозяйственной работе был Каракашян Гаёз, и он меня постоян-
но с недоверием засыпал вопросами, якобы проверяя, насколько я
компетентна в тех или иных вопросах, но когда почувствовал мою
уверенность в ответах, некоторое время не подходил, давая порабо-
тать и завершить годовой баланс и отчётность. Когда я переходила
сюда, мне сразу же сказали, что мне будет трудно – придётся найти
общий язык с кассиром и Гаёзом, чтобы продержаться там. Я пока
не была в курсе, что такое продержаться и что означает найти об-
щий язык с ними. Женя Гамцемлидзе – кассир, пожилая женщина,
– что я могла бы делить с ней? А он начальник, никогда я не пере-
чила начальству и мужчине, не кричала на них. Этот статус жен-
щин, живших на Кавказе, я впитала вместе с воздухом, которым
дышала. Так как не было ясно, что делалось за ноябрь и декабрь,
мне пришлось составить совершенно новые мемориальные ордера.
Имея баланс на первое октября, а здесь в бюджетных организациях
настолько всё упрощено, мне не составило труда вывести на первое
декабря в главной книге баланс и в оборотной ведомости, но вижу –
полностью доделать не успеваю.
       У меня оставалось несколько месяцев до окончания институ-
та. Последние курсы мне удавались хорошо и отлично. Я, наверно,
рождена быть экономистом, тем более – я закончила техникум по
специальности «бухгалтерский учёт», и почти все дисциплины были
знакомы. Уже получила приглашение на сдачу государственного эк-
замена и дальше на дипломную работу. Мы трое, переведённые в
Харьков, уже второго января стоим на платформе Тбилиси-Пасса-
жирская. Меня провожает Ашот, Эмму – её родители и муж, а Лили
– её муж. Видим, как у Aшота полились слёзы из глаз: «Как я смогу
быть с детьми? Я даже тряпку со стола ещё не держал ни разу в жиз-
ни». Жизнь заставит, подумала я, хотя детей оставила на бабушку
Катю. Всё равно он боялся, что не справится. Поезд тронулся. Мы
с большими тюками. Нам надо было всё с собой брать – голодное
время в Харькове, ни колбасы, ни мяса в магазинах. Набрали банок
тушёнки, хотя бы из них делать обед. У нас в институте при обще-
житии, по улице Артёма 30 была кладовка, с хозяйкой, которой мы
сдали наши вещи с прошлой сессии, кухонную принадлежность. И
мы сразу поехали туда. Но ошиблись – нас переместили, послали
на Основу около Аэропорта, такой далёкий был район от института.
Там было общежитие для рабочих-железнодорожников, и нам вы-
делили одну комнату. В нашей группе была ещё одна студентка из
Германии – Ольга. Комнаты были четырёхместными. И поэтому мне
досталась комната по соседству, с двумя койками, так как там жила
мастер производства Галина Наумова. Я согласилась, потому что все
остальные комнаты были заняты. Мы решили заниматься вместе,
только спать в разных местах, и я уходила к себе. Но в основном я
готовила. Они были как подсобные рабочие или же убирали комнату.
После сдачи государственного экзамена я всё-таки решила воз-
вратиться и доделать годовой баланс. Я так и сделала – возвраща-
юсь, сдаю и снова в Харьков. Девочки уже успели получить задание
на технический чертёж и проект, а я нет. Лили меня испугала: «Там
такой лектор, он меня с чертежом водил целые две недели. Ты не
успеешь сделать». Назначенное время встречи – он в негодовании,
почему так поздно? Но я сказала, что имею троих детей, пришлось
выехать и проведать их в Тбилиси. Показываю проездной скомкан-
ный билет на самолёт. Он посмотрел, потом опять на меня: «У вас
трое детей?» Я сказала: «Да». Он выдаёт мне тему на одном листе
бумаги – «Рациональное использование выгрузки сыпучих грузов из
вагонов с помощью надувных подушек». И даже сказал, какую книгу
надо взять здесь же в библиотеке, и страницу даже назвал. Сам же
дипломный проект был на точке замерзания. После того, как я уеха-
ла, не сделано ни одного листа. У нас с Лили была одна тема, но для
меня очень интересная и знакомая. Надо было чертить графики и
чертежи к дипломной работе. Я делаю вначале технический чертёж,
и доцент кафедры Геллер со второго раза его зачёл. Я на десятом
небе! Время летнее. Звоню в Тбилиси и достаю своим детям путёвку
опять в Сухуми на море!
    Беру билет в Тбилиси буквально на пару дней и везу в Сухуми
вместе с мужем Лили, моей однокурсницы, своих детей и её сына
Димочку. Затем Додик провожает меня до вагона поезда, отправля-
ющегося в Харьков. У меня уже был заранее куплен билет ещё в
Тбилиси. Также прямо на перроне покупает большой букет разноц-
ветных цветов, чтобы я передала Лили. А она подсыпала к ним в
вазу сахар – цветы красовались у нас в студенческой комнате поч-
ти месяц. Начали быстро догонять в дипломной работе. Оказалось,
Лили совсем не могла чертить, и я все чертежи делаю – сначала для
моего дипломного проекта, потом для её. Хорошо, что у неё был
прекрасный почерк – она вписала внутри чертежей себе и мне те
данные, которые я ей давала. Все смеялись – в общей сложности за
три месяца, правда по четырнадцать часов работы, а то и больше, я
закончила два дипломных проекта. Эмма заказала проект на стороне
у инженеров, так как видела, сколько времени понадобилось на за-
вершение работы.


Не помню рек замёрзших подо льдами,
У нас река была Кура быстрая и бурная,
Она никогда не замерзала,наивно думая,
Что реки всю зиму бегут к руслам сами...

И годы проносились быстротечно,что ли,
И стала я взрослей, выезжать из Кавказа...
И холодрыга меня в Харькове встречала,
Чувствую в ноздрях сосульки замерзали...

Наивность быстро там прошла зимою,
Одеться в сапоги и шубку лишь бы укрыться,
И летнее пальто меняю на дублёнку...Я!
Шарф шерстяной перчатки покупаю на смену...

Так трудности, к терпеливости закаляла,
Так дружбу и не дружбу, азбуки, там прошла,
Там стала сильной,закалённой не обидят зря,
Закалка студенческой жизни,как армия у меня...
http://www.stihi.ru/2012/03/07/10228


Продолжение романа        http://www.proza.ru/2013/02/17/1692
Начало главы №2            http://www.proza.ru/2012/10/20/1990
Начало романа             http://www.proza.ru/2011/03/16/208

 
Nansy Ston USA 02/13/2013

© Каменцева Нина Филипповна, 2013
 Свидетельство о публикации №213021200147
 http://www.proza.ru/2013/02/12/147