И вновь я посетил... Ершов, 2011, ч. XXIV

Федоров Александр Георгиевич
Начало http://www.proza.ru/2012/03/16/470

Была бы возможность, я бы с удовольствием заглянул в каждый класс. Но двери были закрыты, каждое помещение надо было открывать, а сопровождающий работник Дортехшколы всё более проявлял признаки нетерпения, поэтому я дошёл по второму этажу только до бывшего физического (по совместительству и химического) кабинета.
  Это было помещение, не похожее на другие. Оно казалось больше стандартного класса и имело притягательную силу для мальчишек, т.к. в высоких, до самого потолка шкафах из темного дерева (дуб?) хранилось очень много интересных вещей из мира техники. Но они, были, увы, всегда закрыты на ключ. Одно время у нас была классным руководителем Князева Елизавета Михайловна, наш главный физик в то время. Именно при ней организовался физический кружек на базе нашего класса. И, мы (ученики), электрифицировали столы кабинета, установили электрические приборы школьной серии с подводящими проводами. Так, что можно было проводить опыты по программе физики на переменном и постоянном токе. Это было очень интересно – собрать самому схему, подключить приборы, и, (меняя нагрузку специальным реостатом) изучить законы старика Г. Ома и Г.Р Киртгофа, Исаака Ньютона, Дж.П .Джоуля - Э.Х. Ленца, Жана Гей-Люссака. А также Бойля-Мариотта и Рипля Ван Винкля. Замерить мощность, рассеиваемую проволочным резистором, определять постоянную Стефана-Больцмана, Планка, изучать эффект Жана Шарля Атаназа Пельтье и закон Майкла Фарадея, К. Гаусса, Амедео Авогадро….Впрочем, я немного увлекся в перечислении законов, и, как кажется, на некотором этапе уже пошла чистая мистификация…Извините, если что, друзья. Я думаю, что даже простое перечисление полузабытых многими имён знаменитых физиков и химиков принёсло вам удовольствие от воспоминаний школьного и послешкольного обучения
   До этого, все опыты шли в исполнении самой Е.М. на массивном, метра два длиной и более метра высотой, деревянном лабораторном столе.  Можно, конечно, было бы довольствоваться и таким показом, но, как говорил незабвенный сын турецкоподданного Остап Сулейман Берта Мария Бендер-Бей это было бы: "низкий сорт, не чистая  работа". Вот и не только мы, но и последовавшие за нами ученики получили возможность самим проводить опыты по электричеству. Может быть, на этом и остановиться, но окрылённая успехом,  Е.М. решила осуществить с нашим коллективом свою давнюю мечту – сделать инвентаризацию всего находящегося в шкафах имущества, дабы представить себе, куда на этой базе можно двигаться дальше. Это было не очень хорошая идея, как потом оказалось. Инвентаризация была сделана, но в новой ведомости (по ее результатам) не хватало, с точки зрения ЕМ, несколько крупных и давно лежащих в шкафах «бриллиантов» собрания редкостей физического кабинета. Не знаю, чем кончился розыск, но, после этих событий, активность кружка резко пошла по нисходящей.
  Теперь в бывшем физическом кабинете располагается библиотека Дортехшколы. Книги, наставления, описания, альбомы по железнодорожной технике. Нечто подобное было в Техкабинете локомотивного депо, который располагался у старой столовой этого предприятия. Мы в последние годы обучения в школе учились именно на там на слесарей различных профилей по ремонту тепловозов.


Далее  http://www.proza.ru/2013/02/12/1362