И на том спасибо... Улыбка Джоконды

Валентина Коркоран
                УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ
      

     Если  будете в Париже и услышите язвительное: «До чего  дошли британцы!  У них теперь в ресторанах  дамы  рассчитываются!»  - это с подачи моего мужа.
     Но об этом позже. Сначала о Лувре.
     Муж, увидев длиннющую очередь в музей,  сказал:
      - Это не для меня!
      - А  Джоконда?
      - Скоро обед. Нужно несколько дней, чтобы бегло осмотреть Лувр.
      - Одну Джоконду! Обещаю. Одним глазком. Это же…
     Уговорила, пообещав называть шедевр «Мона Лиза» как англичане, а не «Джоконда, как величают ее французы.
     Величайшее в мире произведение было за семью замками и оказалось небольшой картиной (размеры выяснила позже: примерно, семьдесят восемь на пятьдесят три сантиметра). Но не это главное. На репродукциях  (я их столько насмотрелась за свою жизнь!)  Мона Лиза выглядит лучезарнее и загадочнее. Её ускользающая полуулыбка на репродукциях впечатляет больше.  Может пуленепробиваемые стекла толщиной  в пять сантиметров скрывают ее загадочную улыбку? Наверное, я просто устала. Шутка ли,  два часа носиться по Лувру в поисках шедевра?!  Перед картиной плотной стеной стояла группа японских туристов. Затаив дыхание, они смотрели на небольшую картину на большой стене.  «Наверное, пытаются разгадать загадку, найти тайный код, о котором так много говорят в последнее время» - подумала я.
     И вдруг мне вспомнилcя «шедевр» дадаистов (были такие модернисты-пересмешники)  «Джоконда с усами».  Как сдержать смех? Муж уже заметил что-то неладное и стал показывать на часы. Испугавшись, что если рассмеюсь, японские туристы примут меня за сумасшедшую  (а кто же, как не сумасшедшая может смеяться, глядя на мировой шедевр?),  я развернулась на сто восемьдесят градусов. На стене напротив ещё один шедевр Леонардо «Мадонна в гроте». Огромная картина на всю стену. Вот здесь есть что посмотреть  и пропустить через себя. Улыбка ангела исполнена глубокого и не менее загадочного смысла, чем улыбка Джоконды. Радостный человек был Леонардо Да Винчи.  Все у него улыбаются.
     Еще час  ушел на то, чтобы выбраться из Лувра.
     Время обеденное. Зашли в маленький ресторанчик с видом на Сену. Меню предлагало что-то традиционно французское  - лягушачье. Мы с мужем посмотрели друг на друга  и прочитали во взглядах: в другой  раз. А вот французский луковый суп  куда лучше! И омлет с шампиньонами таял во рту. Все! – для десерта места нет.
      По Сене плыл пароход. В открытые двери ресторана волной накатывал французский шансон. А к нему бокал вина и сигарета – вот мой десерт.
      - Я ожидала большего от Моны Лизы. - сказала я, закуривая.
      - Ты ожидала сфотографироваться на её фоне и разослать снимки  всем своим знакомым.  - тут же ответил муж, который не любит фотографироваться, -  но охранник не допустил этого. Вот чего ты ожидала, дорогая.
      Накануне у мужа был день рождения.
      Я сказала, что дарю ему Париж и этот обед.  Муж подумал и сказал, что он и английская корона  уже имели Париж в пятнадцатом столетии, поэтому достаточно обеда.
      - Ты не романтик. (это ему за Мону Лизу).  Я бы выбрала первое.
      Официант принес счет на тарелке.
      - В Лондоне новая традиция, - сказал муж, небрежно двигая тарелку со счетом в мою сторону, - дамы рассчитываются.
      Мне показалось, что  официант испугался.
      - Нет, нет, нет! -  запротестовал он.
   - О, да, - сказала я  и положила на тарелку пятьдесят евро. - Сдачи не надо.
    И взгляд, такой спокойный, застывший – вдаль. И улыбка – такая, знаете,  полуулыбка, лишь уголки рта подняты. Эх, некому запечатлеть на полотне.   А лет эдак через пятьсот  потомки-эксперты гадали бы: чему это она улыбается? Какая загадка кроется в ее улыбке?