Снабженец

Вадим Гарин
Этим сюжетом я обязан Владимиру Гугелю. Прочитал его "Рыбалку по еврейски" и сразу вспомнил свою производственную деятельность. Спасибо Владимир!

                Он даже был не еврей, но на работе за глаза говорили, что этот хохол  любого еврея без коня обскачет! И за пояс заткнет!
Опанасенко – крепкий блондин с рыжиной  на висках, роста ниже среднего, на месте сидеть не мог. Про таких говорят, что у него в одном месте шило! Никто не видел, как он ходил – только бегал. Трусцой, или рысью, даже в столовую, где он влезал всегда без очереди, хватал все подряд и мчался за столик. С ним не ругались. Входили в положение. Должность зама по снабжению накладывала на его поведение определенный отпечаток!
                Как-то во время обеденного перерыва, возвращаясь из горисполкома, я подъехал к управлению и наблюдал, как Опанасенко, выскочив из столовой, заорал своему водителю:
- Максимыч, выводи! – Максимыч пожилой, но тоже шустрый водила быстро выехал к бровке улицы выкрутил руль, готовясь сделать левый разворот. Опанасенко впрыгнул на свое сидение и крикнул:
            - Пошёл!
                Максимыч рванул машину. Дверь Опанасенко не успел закрыть и на развороте выкатился мячиком на дорогу! Слава богу, машин на дороге не было. Хохот, сотрудников, которые возвращались с обеда стоял неимоверный. Я тоже не удержался. Он вскочил, отряхиваясь, догнал машину и скрылся с глаз.

                Григорий Иванович Опанасенко мог решить любые проблемы. Для него не существовало никаких преград, но ахиллесовой пятой  был его авантюризм.
Если он проворачивал уж совсем головоломные дела, больше туда, никто сунуться не мог, потому, что частенько переходил все дозволенные границы, если не сказать большего. Головомойки за его деятельность я получал регулярно и один раз даже мог слететь с должности.

                Наше объединение строило девятиэтажный жилой дом хозспособом, и был необходим башенный кран. И не только на этот объект. Поскольку в советские времена кран был «имяниковым» оборудованием, то есть заказы на него проходили через Управление материально-техничекого снабжения министерства на имя определенного предприятия, я выехал в Москву.
                Нам был нужен башенный кран КБ 401 с вылетом стрелы до 25 метров. В основном потребителями кранов были предприятия  ГОССТРОЙ СССР, а другим министерствам и ведомствам изготовление и поставка кранов осуществлялась только по заявкам предприятий с утверждением в соответствующих министерствах. Заявки формировали в сентябре на следующий год, а мы заявку не давали. Считали, что возьмем кран в аренду, но ничего не получилось. Кроме всего прочего аренда решала только городские объекты, а у нас была нужда в кране и по нашим иногородним филиалам.

                Финансирование решалось проще. В фонде развития производства деньги были, хотя и были предназначены на другое оборудование, но этот вопрос уже решался нами неоднократно. Оплата тоже не беспокоила. Тогда существовала оплата «инкассо». То есть оборудование вывозилось по гарантийному письму без оплаты при  наличии наряда на его поставку.
 
                В Управлении снабжения мне пришлось проявить все свои способности и, наконец, к концу второго дня, споив весь отдел, я так надоел всем, что начальник Управления дал указания снять с Дагестана поставку крана в четвертом квартале и отдать его мне.

                Домой я прилетел с нарядом на кран Нязепетровского завода кранового оборудования.
Засев за карту я с Опанасенко нашел город Нязепетровск в Челябинской области, который географически был ближе к Свердловску, чем к Челябинску. На дворе стоял конец марта. У нас в Ростове уже не осталось и следов зимы. Было тепло.
 Градусник показывал 12 градусов выше нуля и настроение у всех было весеннее. Женская половина скинула сапоги и на улицах появились сотни красивых женских ножек, а нам был нужен кран! Позарез!

                Опанасенко мне сразу заявил, что 1 апреля не поедет: его там могут не понять с нарядом на четвертый квартал!
             Григория «зарядили» спиртом, деньгами, копчеными чебаками и отправили в Свердловск, а к концу апреля пришла платформа с краном. Получив премию и мою благодарность, Опанасенко, сидя в ресторане вечером с нашей производственной компанией, с грустью сказал, что за такое задание не грех и орден получить!

                А утром разразился скандал. Позвонил начальник промышленного объединения (на правах Главка) и сказал, что этот номер у меня не пройдет даром! Мои фокусы всем надоели. Ему звонил заместитель министра, которому наябедничал начальник Управления снабжения министерства, и требовал моей крови. Если, мол, объединение не снимет меня с работы, то это сделают в министерстве напрямую. Требовал к себе для объяснений.

                Опанасенко мне объяснил, что ему пришлось подчистить в наряде римское пять и подписать палочку, а потом употребить все ресурсы, чтобы погрузить кран на платформу и вытолкать его с завода. Но это еще не всё. Начальник отдела сбыта завода усомнился в наряде, потому, что кран готовили к отправке в Алма-Ату и у них уже был наряд на него, присланный по почте.
                - «Сбытовик пытался дозвониться в Москву, - объяснил Григорий, - да я ему телефонный провод отодрал! Он мне заявил, что опять Москва закрыта! А я ему на стол авоську с чебаком!»

                После чего он сказал: - «Опять в Москве все перепутали. На один квартал два наряда! Человек ты хороший, да и горит у тебя! Ладно, пусть сами разбираются! Моё дело маленькое – документы в порядке!»

                Начальник объединения, выслушав мои объяснения, покраснел, как рак и как гаркнет:
                - Допрыгался! Докатился до уголовщины! Додумался, документы подделывать! Да ты в своём уме? В Управлении министерства скандал! Требуют провести служебное расследование и наказать виновных. Что теперь делать? Уволят тебя к чёртовой матери! Вот уж правда: каков поп, таков и приход!  Думаешь, прикрывать тебя буду? Если я не уволю, так в Москве уволят! Не забывай – ты номенклатура министерства и ОБКОМ не поможет!

                Пришлось мне уволить Опанасенко, а потом через неделю принять, но на должность начальника снабжения нашей фабрики с прежним окладом, а когда утихло, опять перевел назад в управление.
Мне начальник объявил выговор с предупреждением, о снятии с работы при повторении нарушений производственной дисциплины, лишил премии и эти приказы со своей сопроводиловкой отправил в Москву. Через неделю он позвонил:
                - Ну, как у тебя с жилым домом?
                - Сдадим во время, Иван Афанасьевич!