Школьная практика

Евгений Феоктистович Маслов
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Летняя практика учащихся была раньше несколько иной и заслуживает по-вествования для нынешних ребятишек в форме рассказа.
Шёл 1964 год. Сибирская деревня Красноярского края. Герои нашего рас-сказа только что закончили шестой класс, и сегодня вновь собрались вместе, что-бы получить задание на летнюю практику. Мария Сергеевна, их классный руководитель, улыбаясь, сказала:
– Дорогие ребята, я только что обсудила с председателем колхоза предла-гаемые участки прохождения практики нашим классом. Что касается мальчиков, то с вами, ребята, вопрос решён. Вы все будите помогать расширять и благо-устраивать ферму наших пушистых зверьков.
– А почему не мы? Я, например, очень люблю зверушек, – спросила Веро-ника.
– Там, Вероника, требуется не любовь к зверушкам, а новое для них жильё, а это дело мальчиков. Что касается девочек, то некоторые из вас пойдут на пче-ловодческую пасеку, кое-кто на ферму доить коров, другие в полеводческую бригаду, но есть одна задача, которая требует добровольцев.
После этих слов Мария Сергеевна выдержала продолжительную паузу, внимательно вглядываясь в любопытные взгляды учеников. Ребята молчали.
– Ну, что же вы молчите, есть добровольцы?
– А что делать-то? – опять первой поспешила с вопросом Вероника.
– Четверо из вас должны будут пасти свиней. Девочки, поднимите руку, кто из вас добровольно желает провести практику на лоне природы?
Все девочки, как по команде, опустили головы, не прельстившись красота-ми родного края. Мальчики же, напротив, все, как один, заулыбались на все тридцать два зуба.
– Мария Сергеевна, а вы Веронику определите главным пастухом, она у нас самая шустрая.
– Костров, не паясничай, вопрос серьёзный.
Мария Сергеевна ещё раз внимательно осмотрела класс и остановила свой взгляд на голубоглазой Сергеевой Нади, которая не без причины пыталась спря-таться за спины своих подруг. Дело в том, что подобную работу она уже испытала в прошлом году, пася добрых три десятка собственных гусят с гусынями и гусаками.
– Надя, ты не желаешь добровольно возглавить эту работу? – к своему ужасу услышала она голос преподавателя.
Делать ничего, пришлось соглашаться, по тем временам не принято было отказываться. В компанию к ней прикрепили Веронику, Свету и Веру.
– Девочки, не трусите, первый день с вами будет Егор Николаевич, научит вас, что к чему, а дальше уж вы сами. Завтра к восьми часам вы должны быть на старой свиноферме, там вас будут ждать.
Мария Сергеевна сказала всем ещё несколько напутственных слов и распу-стила ребят. Домой Надя возвращалась, понурив голову, не радовало её, что она назначалась старшей, ещё свежи были в памяти злополучные гусята и коршуны, а здесь – свиньи с их непредсказуемым поведением и визжанием.
– Ты чего такая хмурая? – спросила мать.
– Меня с тремя девчонками из нашего класса назначили на практику пасти сви-ней.
– Свиней? Да разве вы справитесь, они у вас все разбредутся. Их пасут толь-ко верхом на лошади. Кто-то из девчат верхом на лошади кататься умеет?
– Не знаю, не спрашивала.
Мать пожала плечами и, молча, занялась своими делами.
В назначенный час девчата прибыли на свиноферму, где их уже поджидал с улыбкой Егор Николаевич. Рядом с ним стояла не осёдланная лошадь по имени Зорька.
– Здравствуете, девчата. Сегодня я с вами проведу весь рабочий день. Кто-то из вас умеет кататься верхом на лошади? – спросил он.
– Я немного могу, – ответила Вероника.
– Ну, а вы? – спросил он.
Девчата отрицательно покачали головой.
– Говорил ведь, чтобы направили ребят, кто умеет кататься верхом, – в сердцах прошептал Егор Николаевич, а вслух прибавил:
– Ничего, девочки, лошадь смирная, сегодня научимся, а сейчас давайте выгонять эту бестию в сторону реки.
Процедура выгона не заняла много времени, благо ферма находилась в стороне от деревни, да и Егор Николаевич, сидя верхом на лошади, умело направлял на менее четырёх десятков свиней в нужную сторону, которые, пред-вкушая свободу, весело повизгивали и похрюкивали. Если бы они только повиз-гивали и похрюкивали, то девчата легко бы с ними справились, но ведь каждый из них ежеминутно пытался решать свои проблемы, совершенно не сообразуясь с действиями своих собратьев, как это делают козы, коровы и прочая живность. На эту особенность свиней Егор Николаевич просил девчат обратить особое внимание, но они не особо-то обращали внимание на его слова, больше были заняты весёлой игривостью молодых хрюшек, полностью полагаясь на Егора Николаевича, он это понял и с улыбкой говорит:
– Девочки, давайте учиться кататься верхом, без этого вам не справиться. Кто желает первой?
– Пусть Вероника попробует, потом мы, – предложила голубоглазая Надя.
– Ну, Вероника, так Вероника.
Егор Николаевич начал обучение девчат с посадки на лошадь.
– Девочки, сначала надо лошадь подвести к какому-либо возвышенному предмету, чем может быть пенёк, кочка, а если таковых нет в поле, то кто-то из вас должен имитировать возвышенность собой, встав на четвереньки.
После этих слов четверо детских глаз недоумённо уставились на него. Егор Николаевич рассмеялся и говорит:
– Да не бойтесь вы, Зорька очень смирная и умная лошадь, не тронет. Да-вай, Надя, становись ты. Так. Вероника вставай на неё, левой рукой берись за хол-ку, правой за спину, левую ногу согни и протяни ко мне. Так, хорошо.
Вероника не успела и глазом моргнуть, как Егор Николаевич, подхватив её ногу левой рукой, и со словом:
– Хоп! – легко забросил её на спину лошади.
Зорька добродушно оглянулась на седока, как бы, спрашивая:
– Поехали, что ли?
Но, до поехали, было ещё далеко. За весь день только и удалось освоить посадку, соскальзывания с лошади, да езду шагом.
– Ничего, девчата, завтра я уговорю председателя, ещё денёк с вами прове-сти, научитесь у меня скакать на лошади, как заправские казаки.
Первым днём работы наши школьники были очень довольны, впитав в себя массу впечатлений. Они и не предполагали, насколько забавными оказались молодые поросята, играя и резвясь на лоне природы. Идя с фермы, девчата громко обсуждали, перебивая друг друга, события сегодняшнего дня, особенно им понравилось катание на лошади, и первый в их жизни обед в поле.
На другой день снова вместе с девчатами был Егор Николаевич, теперь уже вчерашние шестиклассники осваивали посадку на лошадь самостоятельно и катание тоже. Конечно, не обошлось без происшествий. Сначала они никак не могли подсадить друг друга на лошадь.
– Девчата, вы это делаете не так. Я же вам говорил, что согнутую ногу седо-ка нужно поднимать не на силу, а рывком в унисон с толчком второй ногой седо-ка, одновременно подтягивающегося руками. Вероника, ты всех повыше и по-сильней, попробуй подсадить лёгонькую Надю, я буду считать до трёх и на воз-глас, хоп! Выполняйте команду.
Выполнили, да соль удачно, что голубоглазая Надя оказалась на земле с другой стороны лошади.
– Вот, сейчас правильно, – не к месту поспешил заметить Егор Николаевич.
После этих слов смеялись не только Света, Вера, и Вероника, но и постра-давшая Надя.
– Вы зря смеётесь. Я имел в виду правильно выполненный приём, а не па-дение Нади, это другой вопрос, который мы сейчас отрегулируем.
Не прошло и часа, как все девочки уже легко взбирались на спину лошади. Взбираться то они взбирались, но ведь надо было ещё и самостоятельно ехать и не просто ехать, а ехать быстро.
– Девочки, вновь начал Егор Николаевич, – лошадь очень умная скотина, и сама с седоком на спине никогда не побежит, как ей заблагорассудится, а будет ждать команды. Сегодня мы с вами отработаем езду трусцой, большего вам не потребуется. Вероника, опять мы начнём с тебя. Сначала необходимо крепче прижать бока лошади коленями, дёрнуть за уздечку и легонько ударить её хворостиной или ладонью по крупу, и лошадь выполнит команду. Остановка лошади осуществляется натягиванием уздечки на себя.  Вероника, поехали!
У Вероники всё получилось хорошо, хотя прижатие коленями бока лошади, вызвали вновь  улыбку учителя, однако к концу рабочего дня она уже вполне уверенно чувствовала себя на спине лошади. Егор Николаевич был удовлетворён своей работой, хотя с остальными девчатами не обошлось без казусов. Езду ша-гом они освоили, а вот езда трусцой у всех закончилась падением под весёлый беззаботный смех остальных. На что Егор Николаевич заметил:
– Ладно, девочки, главное у Вероники езда верхом получается хорошо. Вот она и будет направлять стадо в нужном направлении, а вы ей будете помогать при езде шагом.  Договорились?
– Договорились, – не сговариваясь, хором ответили остальные, чрезвычай-но довольные, что повторное катание трусцой на сегодня больше не предвидит-ся.
– Всё, девочки, завтра я вам уже не помощник, вам придётся с поставлен-ной задачей справляться самостоятельно. Верхом на лошади Вероника держится уверенно и технологию удержания стада в надлежащем порядке вполне осво-ила. Не трусите, справитесь, – сказал Егор Николаевич, отпуская девчат по до-мам.
Легко сказать, справитесь, и совсем другое осуществить. На следующее утро хрюшки мгновенно почувствовали, что отсутствует крепкое управление их необузданными желаниями и позволили себе сразу же при выгоне некоторую вольность, пытаясь свернуть в сторону деревни. Здесь уже пришлось побегать не только Зорьке с наездником на спине, но и остальным девчонкам с котомками с провизией за спиной. Как бы там ни было, но в первый день уставшие практикан-ты с задачей справились, хотя и пришлось побегать. На второй день Вера и гово-рит:
– Девчонки, чего это мы с сумками бегаем. Давайте их под кустиком в хо-лодке сложим, а перед обедом разберём.
Так и сделали, вот только пообедать им не пришлось. Это за них сделали вездесущие молодые хрюшки, распотрошив их сумки с продуктами питания.
– Чего будем делать? – спросила остальных Света, – не оставаться же без обеда.
– Конечно, вот ты и сбегай в деревню, принеси хотя бы хлеба, – предложи-ла Вера, – а мы как-нибудь без тебя справимся.
Справились девчонки с обязанностью и во второй день их самостоятельной работы, а вот на третий день их карьера пастухов оборвалась самым неожидан-ным образом. Сначала упала с лошади Вероника. Толи смирную Зорьку укусил овод, толи ещё кто-то, но неожиданно лошадь рванула резко в сторону, и Веро-ника оказалась на земле.
– Всё, больше я на неё не сяду, – решительно заявила она, – я ушибла ло-коть. Садитесь, кто хотите.
Больше охотников не нашлось, и пришлось теперь лошадь водить за уздеч-ку за собой, добавляя дополнительные хлопоты. Хрюшки, конечно, обратили внимание на отсутствие грозного пастуха верхом на лошади и спокойно себе направились к полю. Девчонкам было и невдомек, что там была высажена расса-да капусты. Когда наши герои опомнились, было уже поздно, хрюшки основа-тельно там поработали своими зубками и носиками.
Так и пришлось нашим героям заканчивать практику в полеводческой бри-гаде, не освоив до конца профессию пастуха.