5. Психологические последствия компьютеризации ч1

Владислав Логинов
            
             Функциональные последствия компьютеризации, выделяемые и классифицируемые по разным основаниям, могут состоять в увеличении или в уменьшении творческих и/или шаблонных компонентов, либо в неизменности их соотношения по сравнению с традиционными при разном качественном их составе. Последствия могут быть также осознанными и неосознанными, достаточно или недостаточно определенными, разной степени выраженности, сходными и отличными у субъектов деятельности, характеризоваться как реальные и потенциальные, адекватные и неадекватные, оптимальные и неоптимальные, позитивные и негативные для достижения продуктивной цели компьютеризации. Многовариантное сочетание различных типов функциональных последствий, проявление их однозначных определенных форм как частного случая более многозначных нелинейных процессов выступает как общая закономерность развития мышления человека в условиях компьютеризации.
             В онтогенетическом плане личностное развитие, несомненно, претерпевает изменения под влиянием компьютеризации. В частности, на примере анализа преобразований личностных свойств субъекта деятельности в автоматизированных системах научных исследований было показано, что компьютеризация может вызывать как позитивные, так негативные эффекты.
            К позитивным личностным преобразованиям относятся: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативного мышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачу для компьютера, пользователь вначале логически продумывает ее, составляет ее алгоритм и тем в определенной мере прогнозирует процесс ее решения, которое осуществляется затем оперативно во взаимодействии с компьютером. К позитивным результатам можно отнести также развитие у пользователей адекватной специализации познавательных процессов — восприятия,   мышления, памяти, формирования специализированной по предметному содержанию деловой мотивации применения компьютера для решения профессиональных задач, включая появление престижных, статусных, экономических и других сопутствующих мотивов, подкрепляющих деловую мотивацию.
            Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать сложные профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя, как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне. Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.
            К негативным личностным преобразованиям относятся: снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера, редуцировании их смысловой стороны, сведении процессов решения к формально-логическим компонентам.
Происходящая в результате объемной и постоянной работы с компьютером чрезмерная специализация познавательных процессов — восприятия, мышления, памяти, а также мотивации снижает их гибкость и тем самым возможности переноса в решение более широкого круга задач, требующих другой их специализации. Такая слишком жесткая связь психических процессов с определенным предметным содержанием затрудняет процесс их распредмечивания и переключения на новое предметное содержание. В связи с этим формирующиеся черты личности, вначале позитивные, например, такие, как точность и аккуратность, могут, по мере увеличения длительности компьютеризированной деятельности и ее сложности, перерасти в такие негативные черты, как педантизм, чрезмерная пунктуальность и ригидность.

                Продолжение следует.