Вечер покаяний 2 Дело чести

Юрий Жекотов
Дело чести

  В ту охоту, если честно, по всем статьям перебор вышел. Утка налетала шквалом и, словно безумная, сбиваясь в табунки без должного строя, носилась вдоль побережья, потеряв былую осторожность. Затем ненадолго успокаивалась и вновь накатывалась волна пернатых. Патронов мы с напарниками брали с запасом и посчитали: от дармовой добычи отказываться не следует. Не мы одни такие. Да мы и особо не обсуждали этот вопрос.

  Только позднее стала понятна причина необычно массового лёта. Птица спешила  укрыться в безопасном месте от надвигающейся стихии. Через два дня после начала массовой откочёвки пернатых налетел порывистый северный ветер, принёсший с собой месиво из дождя и снега.  Преждевременно ударил крепкий мороз. Мы, вызвав по рации со стана рыбаков машину, довольные сложившейся охотой, пережидали непогоду в тёплой избушке.

  Домой вернулся с внушительными охотничьими трофеями. Хоть в суп утку, хоть фаршированной к столу подавай. Морозилку всю забил, а что осталось, родичам раздал. 
  Жена радостно вокруг меня суетилась, не знала, как приветить, каким блюдом потчевать вернувшегося мужа-охотника. Сын с дочкой здесь же, возле батяни - кормильца. И я, признаться, на вершине славы пью самодовольно приятную истому из «охотничьего кубка». Да, вот такой я охотник: уточки надо – пожалуйста, мясца зимой – сохатого в распадке положим, деньжат на новую обнову - батя по зиме пушнины добудет. Всё могём! Смотрите и радуйтесь, что есть у вас такой удачливый муж и заботливый батя!

   Жена между прочим новости, какие накопились, рассказала, как «цивилизация» без нас жила, что в городе, у знакомых, у соседей,  что да как, и уже после ужина пожаловалась:
 - У нас же проблема образовалась.

- Что случилось? Дети, небось, в школе набедокурили? – заволновавшись, спросил я супругу.

 - Да нет, с детьми всё в порядке, - успокоила жена. – У нас другое.  Понимаешь, крыса на даче завелась. Я без тебя в подполье спускалась, а там картошка кругом погрызена. Я, какая попорчена, собрала, выбросила, а за три дня до твоего приезда за новой партией овощей залезла, снова картошка погрызена. И крысу увидела – большущая. С тех пор я туда не ходила – боязно.

  - Да мы её в два счёта изведём! Разве это проблема?! -  выслушав до конца беспокойный рассказ супруги, самонадеянно пообещал я

  А надо объяснить, что крысы и мыши поочерёдно атаковали дачу ежегодно с наступлением холодов. По-видимому, размножившись за лето на вольных хлебах, они старались подыскать себе соответствующее жилище на зиму с легко доступным пищевым источником. Ранее с грызунами я легко справлялся, используя обычные отравленные приманки, какие без проблемы можно было приобрести в хозяйственном магазине. Поэтому, на следующий день по дороге на дачу, зайдя в первый попавшийся магазин, я купил два пакетика с крысиным ядом. Ещё через сутки обнаружил, что содержимое пакетиков было съедено, и, посчитав, что крысу настигло справедливое возмездие и в одном из отнорков она закончила свои дни, я спокойно занялся привычными делами. Однако во время очередного набора овощей выяснилось, что я рано успокоился. Набеги крысы на наши продовольственные запасы продолжались. Она попортила отобранный семенной картофель, вдобавок ко всему  стала разнообразить свой рацион,  добравшись до отдельно стоявших ящиков с морковью и свеклой.
 
    Я не пожалел денег на специальные приманки, сделав вывод, что ранее купил товар с просроченным сроком хранения и, соответственно, утратившим свою силу воздействия. Теперь, подстраховавшись, приобрёл всевозможную отраву в таблетках, мелкозернистую, гранулированную, разместив её в разных углах и укромных уголках дачи. Однако крыса больше отравленных приманок не тронула, предпочтя им овощи, причем, бесчинствуя: один из выходов из своих подземных бастионов нагло выведя прямо в погреб, серая бестия стала выбирать наиболее крупные корнеплоды. Не считая необходимым особо мудрствовать, установил я перед норой капкан, зарядив его копченой рыбой. В первые сутки рыбой никто не соблазнился. А на вторые наживка оказалась съедена, но  капкан, вопреки ожиданиям, цапанул только воздух. В следующий раз установил я капкан по законам охотничьего дела, так,  как на куньих ставил. Никак его не обойти, когда к копченой наживки пробираться будешь. Вырыв под капкан  ямку, я замаскировал его, укрыв углубление сеном   А вокруг стенки из старых листов жести установил. За капканам понравившуюся приманку из копчённой рыбы бросил. Ну, никак не возможно к ней пробраться, не угодив в капкан.


  В первую ночь опять никто рыбу не тронул, наверное, крыса изучала ситуацию.  На  вторую ночь было съедено всё подчистую,  а створки капкана  в издевательство надо мной  свеклу стиснули.  В следующий раз крыса к приманке специально ход с другой стороны прорыла, не пошла по туннельчику. Пробовал я её бревнышком придавить, пружинную самоловку  настраивал, но не мог никак перехитрить крысу.

  Стыдно признаться: я соболей не на одну шапку наловил,  медведя на берлоге брал, а тут какая-то крыса морочит мне голову. Жена, конечно, виду не подаёт, но вижу в её глазах недвусмысленный вопрос Нет, ничего не спрашивает и не ругается, за ней, сколько живём, никогда такого не наблюдалось, только вроде, кажется,  смешинка у неё какая в глазах появилась.  Дочка с сыном - те напрямки интересуются:
 
- Когда же нашу картошку, что всей семьёй выращивали и собирали, грызуны есть перестанут?
 
  Моя непререкаемая охотничья репутация с несокрушимого пьедестала к чёрту на кулички, в тартарары. И отловить для меня эту серую бестию стало делом чести.
 
 Перебрался я на постоянное обитание на дачу, чтобы не упустить любой подвернувшийся случай, складывающий положение дел в мою пользу. В нашем противостоянии был у крысы один козырь. Я точно не знал место её дневного обитания, и, пользуясь этим, она преспокойно отсыпалась. Ночью же, когда приходило время потчевать мне, крыса вероломно нарушала сон. Среди ночи я просыпался от шума: крыса орудовала в подполье, неутомимо находя работу для своих постоянно растущих зубов. Моё топанье ногами и удары по полу тяжёлыми предметами восстанавливало спокойствие ненадолго. Затем грызун стал выбираться наверх, и его перебежки по половому настилу дачи оглушающе били по ночной тишине и воспринимались как топот скачущей лошади. Дошло до того, что я стал укладываться спать на даче с включённым светом, держа наготове в качестве оружия кочергу. Но и эта предосторожность не изменили крысиного нрава и привычки. На её внезапные вторжения и новые агрессивные выходки я реагировал с опозданием. К концу первой недели я чувствовал себя издёрганным и опустошённым. Я пробовал сам готовить приманку, заряжая её битым стеклом, рассыпал по «крысиным тропам» перец, упражнялся в новых способах установки капканов и ловушек. Все мои ухищрения  оказывались бесполезны и не эффективны.

  По-видимому, крыса не думала капитулировать и открыла ответный фронт. Ёе новой жертвой  и ударом по нашему семейному бюджету было порча бочонка с соленой кетой. Крыса прогрызла  стенку деревянной кадки, откуда вытек рассол, и запачкала пару рыбин. Дальнейшее использование к столу кеты, которой, предварительно отмочив и нарезав  аппетитными красными ломтиками с луком и растительным маслом, мы часто с удовольствием лакомились всей семьёй,  стало невозможным.  Оставшаяся рыба полностью перешла в рацион собаки.

      Собаку лайку по кличке Барс от безысходности на определённом этапе противостояния с крысой я также пытался активно использовать на своей стороне. На две ночи я оставлял его в помещении. Барс обнюхал все места возможного появления противника, ночью вскакивал и нетерпеливо поскуливал, подбегал то к одной то другой стене, чувствуя противника, скрёб половой настил лапой.  Но, наверное, собаке в противостоянии с крысой не хватило сноровки и хитрости. Да и крыса не соболь, на дерево не загонишь и не выкуришь из только ей известной сети подземных ходов.

  Тогда я попробовал в деле кошку, вернее, кота, чьи необыкновенные ловчие качества неоднократно расхваливала соседка по даче тётя Люда. Первоначально у меня также была на него надежда, так как четвероногий любимец тёти Люды выделялся среди окружных котов крупными размерами,  своенравием и наглостью, проявленными в разнообразных кошачьих делах и сварах. Убрав капканы и отраву, я запустил в подполье «грозу» мышей и крыс. Не знаю, про что у них разговор с крысой вышел, но  утром кот вылетел из «подземелья», как пробка из бутылки игристого шампанского. И без того круглые глаза кота стали ещё круглее. При попытке со следующего вечера ещё раз отправить «мурзика» в караул он отчаянно вопил и старался вырваться, направляя всю силу когтей не в нужном направлении.

  Я уже хотел публично признать своё поражение и оставить постоянное пребывание на даче, положившись на его величество случай, когда фортуна улыбнулась мне. Ночью сработал капкан. Я включил свет и осторожно начал приближаться к ловушке. Но добыча показалась мне по размерам меньше ожидаемой. Первым делом я решил, что попалась крупная мышь, однако, внимательно рассмотрев добычу, понял: это крысёнок.

    Скорее всего, это ещё неопытный детёныш из семейства крысы, подумал я, и на неопределённое время  решил продлить своё дежурство на даче. Через день нашёл другого мёртвого крысёнка прямо у печи, видно, наелся яду. Под утро в подполье сработал ещё капкан, опять крысёнок. В последнюю ночь пошёл запах от разлагающегося животного. Я давно уже не видел крысу, посчитав, что последняя где-то не смогла распознать моей хитрости и попалась на одну из уловок. Но опять ошибся.

   В ту ночь я совсем не спал. Какое-то непостижимое беспокойство и непонятные, чётко не оформленные мысли будоражили сознание. Наверное, сейчас понимаю, где-то подсознательно я ждал, что сейчас должно произойти нечто главное, развязка последних событий. Я лежал, повернувшись лицом к стене. Какая-то сила заставила повернуться на другой бок. Посередине комнаты сидела крыса. Я по инерции хотел вскочить и схватить кочергу, но силы и воли хватило только на то, чтобы опустить ноги с кровати. Крыса не испугалась и не убежала. Но не было в ее глазах злобы или угрозы. Была там невыносимая боль и мудрость. Не могу объяснить, но был этот взгляд не похож на взгляд животного. Будто кто-то хотел мне через крысу что сказать. Может, весь Мир, которому всегда я виден  со всеми своими мыслями и действиями…     Больше той крысы я не встречал.

                *   *   *

  - Есть в этом мире между любыми вещами и событиями  какая то связь. И животные порой лучше человека здесь ориентируются. Вон собака зверя чует, через запахи тайгу понимает, чего человеку не дано. Многие животные землетрясение предчувствуют. В войну было замечено: крысы с корабля уходят в преддверии грядущего потопления, значит, в будущее могут заглянуть. Слышал я сравнение про тех же муравьёв: вот вроде роются в своём муравейнике и ничего вокруг не видят, не понимают. А я так скажу: ещё неизвестно, кто роется, а зверь какой он ещё может и ближе человека к природе, лучше её понимает, - вступил в разговор Дмитрий Сергеевич, наш товарищ, хранитель необыкновенной охотничьей библиотеки, где были собраны как книги широко известных классиков охотничьего дела, так и издания, вышедшие небольшим тиражом, но несущими в себе открытия и предложения, больше нигде не встречающиеся…

 - И мне попался зверь, у которого набирался я ума-разума, - сделав небольшую паузу, начал свой рассказ Дмитрий Сергеевич...(продолжение следует)