Быть или казаться?

Саид-Хамзат Нунуев

     Быть или казаться?

  Известный европейский гуманист, психолог и философ Эрих Фромм написал книгу с названием «Быть или иметь?» Автора интересует, чему в этой земной жизни отдать предпочтение - накоплению богатств, или развитию своих интеллектуальных, нравственных качеств, уходить из жизни, оставив после себя богатства, или доброе, громкое имя?

     Проблема весьма актуальна для всех людей, представителей всех народов. Но для современных чеченцев все же более актуален, как мне кажется, вопрос быть или казаться?
      Честолюбие чеченцев не знает границ, и это, наверное, не самое худшее качество. Но если честолюбие настолько гипертрофировано и настолько опошлено, что грозит нравственным вырождением общества, народа?

Если в погоне за честолюбием, за мнимым авторитетом, собственной значимостью и величием чеченец готов забыть не только принципы ислама, нохчалла, но и элементарное мужское достоинство?  Надо поднимать эту проблему? Думаю, что надо.

     Так называемая чеченская научная и творческая элита, плавающая на поверхности, состоит в основном из ученых с купленными научными степенями, или ими сотворены такие диссертации, что пользы от них меньше, чем от туалетной бумаги.

 Не известна ни одна диссертация на юридическую, экономическую, политологическую специальности, которые хоть в какой-то мере помогали бы решать острейшие проблемы нашей республики или государства!

      Появляются писатели, весь дар которых – восхваление ничтожеств, плагиат или заказ «произведения» за деньги. Но амбиций у этих деятелей столько, будто весь народ должен ими умиляться и молиться на них.

Самое главное для подобных деятелей – казаться великими, знаменитыми, незаменимыми. Эти деятели не могут жить не будучи в центре внимания, на виду, парящим над толпой.

Поэтому очень важно для них сидеть в президиумах, мелькать на телеэкранах, пышно отмечать свои дни рождения и юбилеи. Главная их страсть – погоня за почетными званиями, медалями и орденами, званиями и прочими игрушками и побрекушками.

Им всего хочется сейчас, в этом мире, нисколько не задумываясь о том, что есть Бог и Он все прекрасно видит.

     Как правило, чем мельче ничтожество, тем больше ему хочется публичных почестей. И ничтожество покупает себе «славу и известность» как правило, за грязные деньги, добытые любыми путями.

     Люди, предпочитающие казаться, заполнили наше общество, и, лицемеря, пресмыкаясь перед сильными, враждуя и соперничая друг с другом, ни останавливаясь ни перед чем, когда дело пахнет деньгами, отравляют его.

Ведь все это делают ничтожества, кажущиеся элитой, цветом нации, на которых нужно ровняться и кому следует подражать…

     Такое невозможно было в прошлые времена, когда свою значимость и лидерство надо было доказывать конкретными делами, а не купленными званиями,  медалями, мандатами. Какие степени, звания, медали были у Кунта-Хаджи?

 Трудно даже представить себе, что аулия согласился бы принять даже все золото этого грязного мира. А сегодня даже священнослужители придумали себе какие-то медали и ордена…

     Народ можно воспитывать, на народ можно влиять только силой личного примера, личной позицией в этом земном мире. Честолюбивые ничтожества, претендующие на роли народной элиты,  перестают быть прежде всего мусульманами, ибо им не стыдно перед Богом. А уж о тысячелетней идеологии нохчалла, поддерживающей дух нашего древнего народа, они и понятия не имеют.

    Впрочем, стремящиеся  казаться  ничтожества по-своему правы. Ведь нет у них ни таланта, ни усидчивости, ни мужества, ни благородства, чтобы быть!

     Критикуя других, я помню древний завет: «Не судите, да не судимы будете…» Но ведь кто-то должен сказать и об этой нашей болезни, которая со временем только обостряется.

Пусть и про меня нелестно скажут. Со стороны виднее. И потом – есть разница между хирургом и палачом. Оба пускают кровь, но с разными намерениями…


  С-Х. Нунуев
  г. Грозный
  Чеченская республика