В Афганистане, в черном тюльпане!

Михаил Климовицкий
В  АФГАНЕ.

          По обе стороны от взлетной полосы военного аэродрома  Баграм простиралась песчано-глинистая пустыня с кустиками верблюжей колючки. Полосу построили англичан,. длиной 3 км, она могла принимать военно-тараспортные самолеты
              С недалеких гор стекала речушка, приток речки Кабул, до которого было 65 км. Вдоль речки  росли камыши,черный саксаул и кустарниковая и кустарниковая акация. Там можно встретить гималайских птиц:  сойку, монала,улара,черного дятла и птицу- мышь, у зарослей  можно увидеть кобру и ушастого ежика. В ярко- синем небе над  аэродромом парят бурые грифы. 
           Нас, призывников, собрали со всей Украины,  с начала в Черкассах, потом 6 дней поездом  до Ташкента,там два месяца подготовки, и затем самолетом на этот аэродром в Баграм,где базировался  воздушный корпус Афганистана и 40 -й советской армии.
         Мы прибыли в батальйон аэродромного обслуживания  военной помощи Афгану. Самолет Ил-76 привез палатки ,  новые радиолокаторы и другое обрудование для  нашего расположения. Илы-76 приземлялись каждые два часа и наши плашетисты сразу заступили  на дежурство в помощь афганским военным.  В афганском летном подразделении были советские вертолеты МИ-8,МИ-17 и чешские учебные самолеты L-39.
         Ефрейтор Потятько рассказывает молодым солдатам, что кобру бояться не надо, и показывает свой пояс из змеиной шкуры:
-       Придавил хвост прикладом автомата , кобра надулась, поднялась, тут и косишь ее саперной лапткой по голове и все дела. Разделываешь одним разрезом ,выворачиваешь, а потом кожу сушишь на палке. За шкурку дают 5 афганей, а 15 можно хороший тразистор купить.
-       Другое дело гюрза  -полтора метра. К ней лучше не подходить. Был случай машина переехала змею попалам. Шофер вышел посмотреть, а она цапнула его, прокусила кирзовый сапог. Пока везли в Кабул в госпиталь-шеф умер.
 -        Из верблюжей колючки чай можно сделать, -продолжал ефрейтор и от поноса помагает. В субботу в уваляняшке на рынок сходить.
          Вдоль дороги к аэродрому по субботам  базар тянется на километры, с одной стороны дороги торгуют таджики-афганцы с другой индусы. Продают все: фрукты ,овощи,велосипеды, ослов,верблюдов, электронную технику,ковры и конечно, опиум в разных видах от мака до героина.
       У подножья гор -зеленка - фруктовые леса дикие и культурные, недалеко кишлак. Зайти можно, здесь военные действия не ведутся, но когда выходить будешь, в горах снайперы- снять могут. Во дворы лучше не заглядывать ,если хозяин не позвал. А на улице мальчишки за коробку спичек-   гранатов, мандарин,инжира -принесут. А за кусок мыла и больше.
        Когда ИЛ-72 взлетает, сначала отстрелевает дымовые шашки, потом веером ракеты. У снайперов в горах ручные гранатометы и  стрингеры, все может быть.
        Особенно тяжко провожать груз 200 -погибших солдат. За ним оди-два  раза в день прилетает тюльпан - грузовой АН-24, ревет так ,что листья сыпятся,а кажется -воет. Мы помогаем перегружать ящики с цинковыми гробами и страшно подумать,что там в середине, такие же изуродованные,  двадцатилетние пацаны из Союза.
А служба идет.
-            Господи! Аллах! Верните солдат матерям!