И на том спасибо... Хранители лондонского Тауэра

Валентина Коркоран
               
                ХРАНИТЕЛИ ЛОНДОНСКОГО ТАУЭРА


       Тёплым летним вечером 1670 года Чарльз II созерцал звёздное небо в телескоп, установленный на Белой Башне лондонского Тауэра. Ему хотелось, чтобы шла о нём слава не только как о пожирателе женских сердец, но и как о просвещенном монархе. Да и удовольствие он получал немалое от этого занятия. Уж очень красиво и загадочно звёздное небо.
       Вдруг: хлюп! Что-то упало на линзу телескопа. Чарльз II оторвал глаз от телескопа и поднял голову.   Тьфу ты, - чертыхнулся он. - Опять эти вороны!
       На следующий день, в гневе, хотел подписать указ об удалении воронов из Тауэра.
Но получил предостережение: если вороны покинут Тауэр,  падёт  крепость! Падёт
английская Корона!
       Так гласит легенда…
        Моя сестра стояла на перроне львовского автовокзала и размазывала слёзы по щекам. Она провожала меня в далёкую Англию. Вдруг, что-то вспомнив, она прокричала в окно автобуса: «Обязательно сходи в Тауэр и посмотри знаменитых воронов! Говорят, они огромные и что-то там загадочное с ними связано».
       Я, в знак согласия, кивала головой, а сама думала: «Какие вороны? Границы с таможнями пересечь бы благополучно, добраться бы до Лондона, а там уж и до птиц дойдёт черёд».
       Дошёл черёд. Выбрала свободный день, захватила фотоаппарат (надо же будет отчитаться перед сестрой) и отправилась в лондонский Тауэр. Пока стояла в очереди за билетом, смотрела на эту величественную и таинственную 900-летнюю цитадель. Утверждают, что в какой-то из башен до сих пор бродит призрак Анны Болейн, второй жены короля Генриха VIII, обезглавленной по его приказу  на главной площади Тауэра.  А в каком-то из узких окон мелькали рыжие кудри будущей королевы Елизаветы I.
       Попав внутрь крепости,  я поймала первого попавшегося Бифитера. С ходу принялась
допрашивать ,  что за вороны, почему они такие знаменитые и вообще где они?
       Бифитер, в своей красно-чёрно-жёлтой униформе и чёрной шляпе на голове, заговорил спокойно, размеренно и с чувством собственного достоинства:
       - Мадам, отдышитесь  и не волнуйтесь  так. Мы, Бифитеры, – охранники Тауэра и
по совместительству  экскурсоводы. Наша задача – всё показать и рассказать посетителям. Я Вам обещаю: Вы увидите этих важных персон. Да вот одна из них.
       - Где?
       - Да вот же, слева от Вас, видите на развалинах древней стены?
       - Вот эта небольшая птица и есть знаменитый тауэрский ворон? – спросила я слегка разочаровано.
       - Всё верно, - всё тем же тоном ответил Бифитер, - и зовут его Рональд. Это имя стало победителем на конкурсе, который был объявлен по телевидению в 1989 году в программе «Blue Peter». - Разочарование проходило и я уже слушала с любопытством. - Таких птиц восемь на территории Тауэра, то есть четыре пары. Каждый ворон окольцован, имеет имя и свою территорию для прогулок. Есть даже кладбище воронов.
       -?..
       -Да, если захотите, Вы его найдёте возле Ворот Предателей.
       Тут я вспомнила про фотоаппарат и неуверенно спросила:
       - Могу я Вас попросить сделать мне снимок с Рональдом? Мне нужно сестре отправить.
       - Конечно, мадам. - Бифитер, по-прежнему был нетороплив и вальяжен. - Для этого мы здесь и находимся и эти просьбы выполняем тоже.
       Я с уважением относилась к размеренной манере Бифитера, но хотелось немного поторопить его -  времени до закрытия оставалось немного, а ещё кладбище воронов искать.
Но, в чужой монастырь…  Поэтому я по-английски вывесила на лице  приветливую улыбку и в дружеском жесте протянула к ворону Рональду руку, готовясь к снимку.
Фотоаппарат щёлкнул. И тут я увидела табличку с надписью на многих языках, включая, русский: «Осторожно! Ворон может клюнуть!».
       - Ух, ты какой! – осторожно сказала я ему. - Я к тебе со всей душой, а ты…
       Ворон посмотрел на меня, не моргая стеклянным глазом  и отвернул свой горбатый клюв в другую сторону. Гордый.
       А тем временем вокруг Бифитера уже собралась большая толпа  и он неторопливо рассказывал:
       -Вороны – одна из наиболее известных достопримечательностей лондонского Тауэра. А вы спросите у них,  какого они мнения о себе и они вам ответят следующее:
«Мы не простые чёрные птички. Мы охраняем Тауэр в течение многих столетий. В
худшие времена мы промышляли по мусорникам в поисках пропитания, а сейчас специальный персонал следит за тем, чтобы мы не голодали. Без нас Тауэр падёт и английская Корона тоже. Мы - охрана Тауэра и помним об этом, даже разбуди нас ночью».
       - Да уж, важные персоны, королевские, - подумала я и отправилась на поиски кладбища.
       Возле Ворот Предателей, выходящих к Темзе, я обнаружила чёрную надгробную плиту, гласящую о том, что здесь покоятся останки воронов. Последний отошёл в мир иной в 1988 году. Делая снимок, услышала за спиной кем-то брошенную фразу: «Я где-то читал, что воронам подрезают крылья, чтобы они не улетели».
       - Ах, вот оно что! - мелькнула мысль. - Зря, конечно, об этом пишут. Я бы держала в тайне.  Легенда всё же.
   
     Чарльз II лично распорядился о том, чтобы в лондонском Тауэре всегда находилось какое-то количество воронов.  А обсерваторию приказал перенести в Гринвич.  Наверное,  от греха подальше.