Анти-Дюринг

Борис Мильштейн
               

     Оказывается, не всегда у меня все дома. Не знаю, как в детстве, а в юности такое за мной наблюдалось. Вот посудите сами. Мне двадцатый год. Честно служу в Советской армии. Первая весна в солдатской форме курсанта сержантской школы. Казалось, что позади уже все неприятности и невзгоды, всё-таки за плечами полгода службы.
Воскресенье. Лежу на зелёной лужайке перед казармой и читаю книгу. Необычность не в том, что я читаю книгу. Хотя со мной служил Юрка Сабадаш, я с ним ещё в школе учился, да и до армии часто общались в одной компании, так вот он за девять месяцев нашей совместной службы, ни одной книги не прочитал.
Для меня это было дико, но, оказывается, так жить намного проще. Ведь интеллект, в итоге, до добра не доводит.
Мой взводный, капитан Пошехонцев, заметив за мной такую «пагубную» привычку, единственному из всего взвода разрешал брать в караул художественную литературу и, когда все во время бодрствования обязаны были читать устав вооружённых сил, я читал, что было моей душе угодно. А что было моей душе угодно?
Так вот, лежу я однажды на травке, а мимо комбат идёт в столовую, он в этот день как раз дежурным по школе был: «Мильштейн, ты что читаешь?»
Догадайтесь с трех раз, что можно читать в армии в 19 полных лет? Я читал «Анти-Дюринг» Фридриха Энгельса. Так честно и ответил.
Вы бы увидели в эту минуту лицо моего комбата.  Искреннее удивление  перемешалось на нём с явной озабоченностью по поводу моего здоровья. Видать, много солдат пришлось повидать ему  за время службы в армии, но такого как я, встретил впервые.