Ураган в Тихом океане

Юрий Маков
                "Мы говорим не штОрмы, а штормА-
                Слова выходят коротки и смачны:
                ВетрА - не вЕтры, сводят нас с ума,
                Из палуб выкорчевывая мачты."
                В.Высоцкий.
 
      Попытаюсь описать один шторм в Тихом океане, который запомнился по двум причинам. Во-первых, это был самый сильный шторм, из всех виденных мною, а, во-вторых, мы попали в него по какой-то непонятной оплошности японских метеорологов. Да-да, отличная метеослужба Японии дала сбой и проглядела зарождение и развитие мощного урагана.
      1976 год. Мы пришли в район Сан-Франциско под погрузку пшеницы навалом. Стояла зима, декабрь. Надо пояснить: в зимний период, согласно требований безопасности мореплавания, каждое судно должно иметь бОльший надводный борт и бОльший запас плавучести. А это значит, что оно должно брать меньше груза. Весь Мировой океан поделен на зоны, где официально указано, когда "начинается и заканчивается" зимний период.
      Сан-Франциско находился в зоне, где нет "зимнего" периода, но  возвращаться нам можно двумя путями: северным, к Алеутским островам, где уже давно "зима", и южным, прямо на запад от Америки. И тогда "зима" нас встретит только у Японии. А это значит, что можно взять больше груза, т.к. за полмесяца перехода мы сожжем 200 тонн топлива и израсходуем 30-40 тонн пресной воды.
      Анализ карт погоды, которые мы получали от японских метеостанций каждые 8 часов, показал полное спокойствие океана. Как говорится "тишь да гладь, да Божья благодать."
      Такую же карту получали и во Владивостоке. Поэтому, по согласованию с начальником Службы по безопасности мореплавания, приняли южный вариант.
      Загрузились по летнюю грузовую марку. Вышли.
      Через сутки пошла встречная зыбь, еще через сутки она увеличилась до 4-5 метров...Ветра нет...карта погоды "чиста"... барометр падает....  Мысли были всякие, но они не объясняли действительность.
      На третий день... ветер усилился до ураганного за пару часов, волны как щепку бросали судно водоизмещением 7.000 тонн.
      Радист положил на стол метеокарту, а там....
      Два паука-циклона нависли с Севера и с Юга, прямо по нашему курсу. Давление в центрах обоих циклонов было очень низким, скорость движения небольшая, а значит надежды быстро разбежаться с ними не было.
      В пароходстве тоже приняли эту карту, и так как "рекомендация" маршрута исходила от них, началось... "...каждые два часа сообщать координаты, курс, скорость, фактическую погоду, состояние судна..."
      А какое оно, состояние судна, если волны высотой 10-11 метров обрушивались на палубу, смывая все на своем пути. Судно испытывало страшную бортовую и килевую качку. Все, что могло оторваться, было уже за бортом. С палубы бака сорвало 4 швартовные вьюшки. Три мы потом нашли под трапами на главной палубе, а четвертой не досчитались.
      Около недели была эта "голова-ноги", а потом... остановился главный двигатель. Старший механик сообщил, что вышел из строя регулятор оборотов. На замену требуется 45 минут. Со сломанной железкой не поспоришь. Засек время.
      Минут 15-20, используя инерцию хода, удерживали судно носом на волну, а потом нас начало медленно разворачивать к волне бортом. Сделали объявление по судну, что бы все одели спасательные жилеты, собрались в столовой команды и "расклинились".
      И началось... Изменить мы уже ничего не могли. Вся надежда на наших механиков. И они не подвели! Через 43 минуты заработал главный двигатель и рулевой быстро привел судно на нужный курс.
      После этих ужасных двадцати минут волнение показалось не таким уж и страшным. А тут еще солнышко показалось! Жизнь налаживалась. Возникла мысль прикинуть, когда придем домой.
      Еще несколько дней мы "кувыркались" в  океане, но все когда-нибудь кончается.
      В порту обнаружилось, что  палуба над вторым трюмом дала трещину и часть груза было подмочено.
     Несмотря на подробный рапорт капитана, на другие подтверждающие документы, многие из нас получили свои "персональные награды". Капитан и старший помощник за "ненадлежащее техническое состояние судна", я, как грузовой помощник, - "за подмочку груза".
     Но все это было ерундой, ведь мы были снова дома со своими родными и близкими.