Волжский царь. Глава 49

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 49

ВОЛЖСКИЙ ЦАРЬ

Так кто же такой был Волжский царь? Хан Золотой Орды Коречак-оган?

Сначала попробуем очиститься от  профанации современных историков–изобретателей.
У них  следующая сомнительная реконструкция принятого историками,  хотя и спорного, мифа о «призвании варягов». И можно было бы отмахнуться от этой подделки, если бы не шел в ней разговор о  Волжском царе.
По их версии, согласно летописи, после смерти русского князя Гостомысла на царство призывается из–за моря князь Рюрик с двумя братьями – Синеусом и Трувором. В летописях их имена часто стоят подряд: «Рюрик Синеус Трувор». В летописях слова писались без пробелов. Поэтому можно прочитать: «рюриксинеуструвор». Позднейшие переписчики восприняли данное место как имена трех различных людей – Рюрика, Синеуса и Трувора.  Однако летописное выражение «рюриксинеуструвор», предлагают  читать как Рю–Рикс–Инеус–Тру–Вор. То есть: Волжский (Ра) Царь (Рикс) Эней (Инеус) Троянец (Тру) Варяг (Вор). Итак, восстановленное анти летописное имя основателя русской Ордынской династии таково: Волжский Царь Эней Троянец Варяг. Вот такую реконструкцию исторической истины предлагают горе–исследователи. Используя для доказательства испытанный метод полуправды, они  из  трех князей, получают  одного – Рюрика. Именно поэтому, говорят, два других брата – Синеус и Трувор – тут же умирают. И далее правит только один князь – Рюрик. С таким приемом летописцев, поспешно избавлявшихся от ими же самими придуманных героев путем их мысленного умерщвления, трудно согласиться. Вот что они пишут: «Наша реконструкция такова. Крестовый поход 1204 г. и взятие Царь–Града привели к развалу Ромейского царства. Возможно, еще и до 1204 г. Русь уже отказалась платить дань Царь–Граду, то есть варягам «за морем». Босфорский Царь–Град действительно для жителей Волги находился за морем. Поскольку путь к нему проходил по Черному морю. (Так главную ложь обрамляют правдивыми фактами!) Более того, мы начинаем понимать, почему Черное море называлось Русским морем в русских летописях и арабских источниках X в. Ведь из–за Русского моря призвали Варягов–Русь.
Варяжским морем раньше называлось Балтийское море и потому, дескать, варяги –древние жители Балтики. Однако некоторые источники  Варяжским морем называли Венецкое, то есть Средиземное море. Снова убедительная правда – для того, чтобы оправдать  новую ложь:   «Что хорошо отвечает нашей мысли о цареградском местонахождении варягов».
А дальше – ложь растет как снежный ком.  Летопись об эпохе призвания Рюрика, якобы говорит о том же, о чем повествует и «античная» Энеида Вергилия. Само имя Нов–Город можно прочитать как Город Энея–Ноя. Имя Эней, вероятно, означало Иной, то есть иной царь Руси, основавший Новую династию». Нагромождения домыслов подваодит к  норманнской теории происхождения Рюрика и его братьев.

Другой миф о Волжском царе не менее спорный. 
Москва, была недавно  основана  и не успела еще стать  столицей всего государства, когда в истории действовал какой–то загадочный и всемогущий «боярин Иван Дмитриевич Всеволожский», который умудрялся по своему желанию возводить на московский престол и сгонять с него великих князей.
Предлагается новая версия, что «Боярин Всеволожский» — это просто все: Волжский царь, царь или  хан Волжского Царства, то есть Золотой Орды. Поэтому он и имел право и возможность менять московских князей. Хотя в то время было много «великих князей»: суздальские, тверские, рязанские, пронские.
Так что,  все–Волжского царя–хана из Ивана Дмитриевича Всеволожского не получилось.
Хотя и был  боярин Иван Дмитриевич Всеволожский –  сын участника Куликовской битвы, командира Передового полка Дмитрия Всеволодовича Всеволожского, назначенного в городе Коломне лично Дмитрием Ивановичем Донским. Дмитрий Всеволодович Всеволожский никогда не носил княжеского титула  и занимал сравнительно скромное положение при дворе Дмитрия Ивановича Донского. А вот его  сын, Иван Дмитриевич Всеволожский, одно время был фактически правителем государства при малолетнем московском великом князе Василии II Васильевиче. Поэтому Иван Дмитриевич Всеволожский, будучи всего лишь боярином, мог «умудряться» по своему желанию возводить на престол князей. Конечно, он был могущественным, но никак не загадочным. В 1433 г. этот боярин затеял «смуту», за что был ослеплен. Вскоре он сгинул в опале, а род его выбыл из боярской среды и пресекся.

Есть и документальное упоминание о Волжском царе.
Никоновская летопись приводит титул Тохтамыша: «Царь Волжский и всех орд высочайший Царь». Такой титул мог носить и носил в действительности великий князь Всея Руси. Ориентировочно такое же количество воинов было и со стороны темника Мамая.

И наконец,  историйческий фарс о Волжском царе.

В путешествии по времени встретилась  легенда о другом волжском царе. «Волжским царем» называли самого противоречивого и эпатажного персонажа нижегородской истории XIX в. – князя Георгия Александровича Грузинского. В этом недюжинном человеке действительно было нечто царственное. Когда князя спрашивали о его роде, он говорил: «Мой дед был царем Грузии, моя родословная – история Грузии, а ранее – Библия». Его дед, грузинский царь Бакар Вахтангович, с 1724 г. верой и правдой служил русскому двору и получил чин генерал–поручика от артиллерии. Мать князя была дочерью любимца Петра I Александра Меньшикова. Сам Георгий Грузинский владел имениями и недвижимостью в Москве и Нижнем Новгороде. А известность приобрел благодаря неукротимому нраву и «царским» порядкам, которые завел в своем нижегородском имении Лысково.
Этот противоречивый, экстравагантный, но, несомненно, одаренный человек сочетал в себе самодурство с благотворительностью, мелочность со щедростью, своеволие с патриотизмом и собственными представлениями о дворянской чести. Из–за своей несдержанности «волжский царь» нажил много завистников. Недоброжелатели сознательно искажали факты, пытаясь опорочить его перед губернскими и столичными властями. Однажды чаша терпения губернских властей переполнилась, и «дело» о самоуправстве легло на стол самого императора Павла I. Чтобы избежать неминуемого наказания, князь сделал не поддающийся воображению ход. За огромную взятку он устроил самому себе пышные похороны и целых три года считался умершим! «Воскрес» он в начале царствования Александра I, который, пожурив князя «за вольность», даровал ему амнистию, а потом и возвысил до камергера.
Нижегородское дворянство семь раз избирало князя своим предводителем. Он и был таковым, проявляя незаурядные качества в самые решающие исторические моменты. Именно Грузинский первым из нижегородцев предложил  создать народное ополчение  1812 г., а потом сам стал его начальником, и содержал его  на свои средства. За заслуги перед отчизной император Александр I наградил князя орденом св. Равноапостольного Владимира 4–й степени и удостоил его придворным чином.
Существует версия, что его проделки и подтолкнули  Н. В. Гоголя  к написанию «Мертвых душ». Автор знаменитой поэмы был в дружеских отношениях с дочерью Георгия Грузинского Анной, которая была замужем за графом А. П. Толстым, обер–прокурором Синода. Именно в их доме Гоголь скончался.
Сам «волжский царь»  умер в 90–летнем возрасте. По легенде он отдыхал, когда в ворота вошел мужик и  не сняял шапку для почтения к хозяину. Князя, возмущенного такой дерзостью, хватил удар. В одночасье он и скончался. Лопнуло сердце.

Златогривый конь Кеме сказал мне:

– Твой дед Алексей  так загнал своего любимого коня, торопясь сообщить семье о начале раскулачивания, что тот рухнул под ним – лопнуло сердце.
– Откуда ты знаешь, Кеме? – вырвалось у меня. И я вспомнил, что мой репрессированный в Астрахани дед Алексей Тимофеевич, богатырского сложения, имел свой небольшой табун лошадей, продавал коней калмыкам.

Так мы с легендарным конем Кеме, галопируя  по булгарским дорогам истории, приблизились к тайне волжского царя и о хвалисских родовых корнях, портому что мои предки – бабушка, прабабушка и прапрабабушка жили на Волге в Петропавловке, на астраханской земле Каспийского верховья.

 – Два юбилея  малой моей родины я встречал за свою жизнь, как праздник. И слышал сомнения в правильности дат. Сколько же лет моему родном у городу Астрахани? – обратился я к своему коню Кеме.

Мой мудрый конь Кеме сказал мне:

–  Город в дельте реки ; из вечных типов поселений.  Астрахань ; один из вечных городов.

Так сколько же лет Астрахани?
Только в этом путешествии по булгарским векам, стало понятно, что за точку отсчета этого города  в дельте Волги можно принять год основания барсылского поселения Комлызай (песчаный остров) на острове Комлызай ;179 г. до н.э. С  этого  периода территорию заселяли булгары–барсылы (барсилы), вплоть до 1122 г. А в 654 г.  первый джабгусирхакан (каган, император) Хазар–Булгара (Хазарского каганата) Кыр–Багыл (653–675 гг.) основал  здесь портовый город, получивший название острова и поселения ; Комлызай; по арабским источникам «Хамлидж»). Здесь хазарский флот, состоявший в основном из урусских кораблей, готовился к походам на урумцев (византийцев), хорезмийцев, иранцев, азербайджанцев и горцев Джураша (Дагестан), и здесь же он отдыхал после походов.
В 1122 г., как писал булгарский географ Муса ибн Халиль в своей книге «Сведения о городах, мензелях и дорогах Булгарской державы, полезные для тех, кто ездит по ним»:  «булгарский губернатор Саксина ; то есть Джалды (Крым), Сынджака (Предкавказье) и Кавыл–Булгара (Северный Прикаспий) ; Ас–Тархан основал на месте бывшего Комлызая новый город Астархан. Внук этого Ас–Тархана Бауман, также бывший вначале саксинским улугбеком (губернатором), в 1236 г. стал булгарским царем,  и в 1240 г. погиб возле Астархана в бою с татарами (монголами)».
Достоверное упоминание о городе в дельте Волги оставил в 1333 г. арабский путешественник Ибн–Батута. Хаджи–Тархан (Аждархан) являлся осенней резиденцией ханов Золотой Орды. Город считался крупным торговым центром на пути из Персии и Индии в русские княжества и Европу.
Город Сарай–Бату в дельте Волги был известен с 1243 г. Располагался  он в 100 километрах севернее Астрахани на левом берегу реки Ахтубы (левый рукав Волги). Этот город  Сарай–Бату (Сарай–ал–Махруса — «Богохранимый дворец»; Старый Сарай, Сарай I)  был столицей Золотой Орды (Улус Джучи). Здесь был большой мавзолей над семейной усыпальницей, оставленной представителями давней социальной верхушки. Мавзолей был богатого архитектурного декора, что  позволяло говорить о его  незаурядности. Участок городища, кот орый   находился между гончарным кварталом и усадьбой крупного феодала в прибрежной части города, был на перекрестке двух улиц, вдоль которых были проложены арыки. К улице примыкали дворы жилых домов. Рядом – остатки полуземлянки, в которой расчищены тандыр (печь для выпечки лепешек) и два умывальника – ташнау. Рядом с полуземлянкой находились бадраб – извините – туалет, потом – открытый очаг, сложенный из обожженных кирпичей,  около – многочисленные ямы.  И много–много сухого кирпича из кизяков. И в этом статусе просуществовал город  Сарай-Бату до того времени, когда,  в ответ на разграбление земель Мавераннахра, Эмир Тимур сжёг столицу Золотой Орды — Сарай–Бату, и отдал бразды правления ею в руки Койричак–оглана, который являлся сыном Урусхана. Разгром Тимуром Золотой Орды имел и широкие экономические последствия. В результате похода Тимура северная ветка Великого шелкового пути, проходившая через земли Золотой Орды, пришла в упадок. Торговые караваны стали проходить через земли государства Тимура.