Волжский царь. Глава 48

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 48

ТАМЕРЛАН

Джучиев Улус (Золотая Орда) после поражения в Куликовской битве в 1380 г. был  совсем разорен Тамерланом в 1395 г.

Тамерлан, Тимур (1336–1405 гг.) – среднеазиатский завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Выдающийся полководец, эмир (с 1370 г.). Основатель империи и династии Тимуридов, со столицей в Самарканде.
Полное имя Тимура, в соответствии с арабской традицией, было Тимур ибн Тарагай Барлас (Тимур сын Тарагая из Барласов). Тимур был силён, физически развит, обладал чрезвычайно крепким сложением. Волосы его были светлее, чем у большинства его соплеменников. Небольшая густая борода Тимура имела клиновидную форму. У него были шрамы в районе коленной чашечки, что согласуется с его прозвищем «хромец».
В юности Тимура произошёл распад чагатайского государства в Средней Азии (Чагатайский улус). В Мавераннахре с 1346 г. власть принадлежала тюркским эмирам, и возводившиеся императором на престол ханы правили только номинально. Могульские эмиры в 1348 г. возвели на престол Туглук–Тимура, который стал править в Восточном Туркестане, Кульджинском крае и Семиречье.
Первые сведения о Тимуре появились в источниках начиная с 1361 г., когда он начал свою политическую деятельность.
Не будучи чингизидом, Тимур формально не мог носить титул великого хана, всегда именуя себя лишь эмиром (вождём, предводителем). Однако, породнившись в 1370 г. с домом Чингизидов, он принял имя Тимур Гурган. Гурган по–монгольски означает «зять». Это означало, что Тамерлан, породнившись с ханами–чингизидами, мог свободно жить и действовать в их домах. В персидских источниках часто встречается  прозвище  «Тимур Хромой».
Отца Тимура звали Тарагай или Тургай. Он был военным, мелким землевладельцем, вождем племени барласов и потомком некоего Карачара нойона (крупный феодал–землевладелец в средние века), могущественного помощника Чагатая, сына Чингиз–хана. У отца Тимура был один брат, которого звали по–тюркски Балта. Отец Тимура был благочестивым мусульманином. Неслучайно в индийской историографии Тимур считается главой тюрков–чагатаев.
Первым духовным наставником Тимура был наставник его отца — суфийский шейх Шамс ад–дин Кулял. Главным же духовным наставником Тимура стал потомок пророка Мухаммеда, шейх Мир Сейид Береке. Именно он вручил Тимуру символы власти: барабан и знамя, когда тот  пришел к власти в 1370 г. Вручая эти символы, Мир Сейид Береке предсказал эмиру великое будущее. Он сопровождал Тимура в его больших походах. В 1391 г. он благословил его перед битвой с Тохтамышем. В 1403 г. они вместе оплакивали неожиданно скончавшегося престолонаследника — Мухаммад–Султана. Другим наставником Тимура был сын суфийского шейха Бурхан ад–дина – Сагарджи Абу Саид. Тимур приказал построить мавзолей Рухабад над их могилами.
У  Тимура было 18 жён, из которых его любимой женой была сестра Эмира Хусейна — Улджай Туркан–ага. По другой версии его любимой женой была дочь Казан–хана Сарай Мульк ханым. У неё не было своих детей, но ей было доверено воспитание некоторых сыновей и внуков Тимура. Она была известной покровительницей науки и искусств. По её приказу в Самарканде было построено огромное медресе и мавзолей для её матери. В 1355 г. Тимур женился на дочери эмира Джаку–барласа – Турмуш–ага. Хан Мавераннахра Казаган, убедившись в достоинствах Тимура, отдал ему в жёны свою внучку Ульджай Туркан–ага. Благодаря этому браку возник союз Тимура с эмиром Хусейном — внуком Казагана. Кроме этого у Тимура были другие жены: Тугди би, дочь Ак Суфи кунграта; Улус ага из племени Сулдуз; Науруз ага; Бахт султан ага; Бурхан ага; Таваккул–ханим; Турмиш ага; Джани–бик ага; Чулпан ага и другие.

Родным языком Тимура был тюркский (чагатайский), хотя, возможно, он владел и персидским языком благодаря культурному окружению, в котором жил. Во всяком случае, юридические документы государства Тимура, были составлены на двух языках: персидском и тюркском.
Испанский дипломат и путешественник Руй Гонсалес де Клавихо, посетивший двор Тамерлана в Мавераннахре, сообщает, что «За этой рекой (Амударья) простирается царство Самарканте, а земля его называется Могалия (Моголистан), а язык мугальский, и этого языка не понимают на этой стороне реки, так как все говорят по–персидски».
Согласно тимуридскому источнику «Муиз ал–ансаб» при дворе Тимура существовал штат только тюркских и таджикских писарей.
Ибн Арабшах, описывая племена Мавераннахра, сообщает: «У упомянутого султана (Тимура) было четыре визиря, которые полностью занимались полезными и вредными делами. Они считались знатными людьми, и все были последователями их мнений. Сколько было у арабов племен и колен, столько же было и у тюрков. Каждый из вышеупомянутых визирей, являясь представителями одного племени, был светочем мнений и освещал свод умов своего племени. У одного племя называлось арлат, у второго — жалаир, у третьего — кавчин, у четвёртого — барлас. Тимур был сыном четвёртого племени».


Во времена правления Эмира Тимура существовал свод законов «Уложения Тимура», в котором были изложены правила поведения членов общества и обязанности правителей и должностных лиц, а также содержались правила управления армией и государством.
Указы и законы в государстве Тимура составлялись на двух языках: персидско–таджикском и чагатайском.
В Карсакпайской надписи 1391 г., сделанной на чагатайском тюркском языке, Тимур приказал выбить название своего государства: Туран.

Гази–Баба сказал мне:

– Я сохранил важное суждение сеида Гали по данному вопросу: «Могущество нашего государства – начиная со времени Иделя в Ура или Старом Туране – временами угасало потому, что сам народ переставал быть заинтересованным в его укреплении и поддерживал своих царей только в периоды вражеских нашествий...».


Подобно Чингиз–хану, Тимур был предводителем набранных им  лично отрядов приверженцев, которые и потом оставались главной опорой его могущества. Тимур лично входил во все подробности организации военных сил, имел сведения о силе врагов и состоянии их земель, пользовался среди своего войска безусловным авторитетом и мог вполне полагаться на своих сподвижников.
Опираясь на богатый опыт своих предшественников, Тамерлан сумел создать мощную и боеспособную армию, позволившую ему одерживать блестящие победы на полях сражений над своими противниками. Эта армия была многонациональным и многоконфессиональным объединением, ядром которого являлись тюрко–монгольские воины–кочевники. Армия Тамерлана делилась на конницу и пехоту, роль которой сильно возросла на рубеже XIV—XV вв. Тем не менее, основную часть армии составляли конные отряды кочевников, костяк которых состоял из элитных подразделений тяжеловооружённых кавалеристов, а также отрядов телохранителей Тамерлана. Пехота зачастую играла вспомогательную роль, однако была необходима при осадах крепостей. Пехота была большей частью легковооружённой и в основном состояла из лучников, однако в армии были также тяжеловооружённые ударные отряды пехотинцев.
Помимо основных родов войск (тяжёлой и лёгкой конницы, а также пехоты) в армии Тамерлана находились отряды понтонёров, рабочих, инженеров и прочих специалистов, а также особые пехотные части, специализировавшиеся на боевых операциях в горных условиях (их набирали из жителей горных селений). Организация армии Тамерлана в общем и целом соответствовала десятичной организации Чингиз–хана. Однако  сделан ряд изменений – появились подразделения численностью от 50 до 300 человек, называвшиеся «кошунами», численность более крупных подразделений – «кулов» также была непостоянной.
Основным оружием лёгкой конницы, как и пехоты, был лук. Лёгкие кавалеристы пользовались также саблями или мечами и топорами. Тяжеловооружённые всадники были облачены в панцири (наиболее популярным доспехом была кольчуга, зачастую укреплённая металлическими пластинами), защищены шлемами и сражались саблями или мечами (помимо луков и стрел, которые были распространены повсеместно). Простые пехотинцы были вооружены луками, воины тяжёлой пехоты сражались саблями, топорами и булавами и были защищены панцирями, шлемами и щитами.

В 1360 г. северный Хорезм, входивший в состав Золотой Орды, стал независимым. Династия кунгратов–суфи, объявившая о своей независимости, укрепив свое положение, в 1371 г., предприняла попытку захвата южного Хорезма, который входил в состав Чагатайского улуса. Эмир Тимур требовал вернуть захваченные земли южного Хорезма мирным путём, посылая в Гурганж сначала тавачи (квартирмейстер), потом шейхулислама (глава мусульманской общины). Но хорезмшах Хусейн–суфи оба раза отказался выполнять это требование, взяв в плен посла. С тех пор Эмир Тимур совершил пять походов на Хорезм. На последнем этапе борьбы хорезмшахи пытались заручиться поддержкой золотоордынского хана Тохтамыша.

Тохтамыш — хан Золотой Орды в 1380–1395 гг., хан Тюменского ханства с 1400 г., один из потомков Джучи, старшего сына Чингиз–хана.
В 1387 г. кунграты–суфи вместе с Тохтамышем совершили грабительский набег на Бухару, что привело к последнему походу Тимура на Хорезм и дальнейшим военным действиям против Тохтамыша.

Следующими целями Тамерлана были обуздание улуса Джучи (известного в истории как Белая Орда) и установление политического влияния в его восточной части. А также целью было  объединение разделенных Моголистана и Мавераннахра в единое государство, называвшееся в своё время Чагатайским улусом.
Осознавая всю опасность для независимости Мавераннахра от улуса Джучи, с первых же дней своего правления, Тимур всячески пытался привести к власти своего ставленника в улусе Джучи.

В XIV в. ко  Второму  Булгарскому государству приблизился  грозный и опасный враг — Османские турки, захватившие владения в Малой Азии. Уже в 20–е гг. XIV в. они стали совершать опустошительные набеги на балканский полуостров. А в 1352 г. овладели первой крепостью на Балканах — Цимпе. Попытки образовать союз для совместной борьбы с турками не увенчались успехом. После смерти Ивана–Александра (1371 г.), которому удавалось поддерживать мирные отношения с турками, началось завоевание ими Второго Булгарского царства. В 1371 г. на р. Марице при Черномене турки нанесли поражение войскам двух македонских правителей, братьев Вукашина и Углеши. Путь в Македонию, Сербию и западные булгарские земли оказался открытым. Иван Шишман вынужден был признать себя вассалом султана Мурада и даже отдать ему свою сестру Тамару в султанский гарем. В это же время под власть турок попали булгарские земли к югу от Балканских гор, началось османское наступление на другие булгарские области. В 1385 г. пал Средец (София). Султан Мурад решил вначале разделаться с Сербией, но в битве с сербами на Косовом поле он погиб (1389 г.). Натиск на Булгарию продолжил султан Баязид I. Летом 1393 г., осажденная турками, пала столица Булгарии Тырново. Последний патриарх средневековой Булгарии Евфимий Тырновский был отправлен в ссылку. Булгарский царь Иван Шишман находился в это время в г. Никополе, где его схватили и обезглавили (1395 г.).
В 1396 г. Видинское царство  пало и оказалась под властью турок и Добруджа. Таким образом, Второе Булгарское царство было завоевано Османской империей. И Булгария перестала существовать как самостоятельное государство на долгие пять веков.

В 1395 г. по землям Золотой Орды прокатились орды Тамерлана, оставляя разгром и упадок.


В 1380 г. во время Куликовской битвы, Тамерлан (он же хромой Тимур) находился со своим войском в Персии. Он приказал Тохтамышу с войском Белой Орды выступить против Мамая. 
Тохтамыш захватил столицу Золотой Орды город Сарай, догнал войско, собираемое Мамаем для нового похода на Москву, и разбил это войско на реке Калке у Азовского моря. Это было после Куликова поля.
Собранные против Москвы силы Мамай вынужден был бросить против Тохтамыша. Счастье и тут изменило Мамаю на реке Калке, и он  бежал в город Кафу (ныне Феодосия) к своим союзникам–генуэзцам. Мамай был убит в Крыму. Его, вероятно, вероломно убили  жители Кафы, чтобы завладеть имевшимися у него сокровищами.

Булгар¬ские фео¬да¬лы  и  по¬том¬ки булгар¬ской  ди¬на¬стии эми¬ров на¬ча¬ли по¬ки¬дать сто¬ли¬цу Ор¬ды и нижне¬волж¬ские го¬ро¬да и пере¬селяться в  булгар¬ские  го¬ро¬да  на  Сред¬ней Вол¬ге – Булгар,  Ка¬зань и другие.  Один из них, уже упо¬ми¬нав¬ший¬ся Асан (Ха¬сан),  по¬то-мок пра¬ви¬те¬лей домонголь¬ской Булгарии, на за¬кон¬ных ос¬но¬ва¬ни¬ях  вер¬нул се¬бе пре¬стол сво¬их пред¬ков в Булгаре.  Ви¬ди¬мо, та¬ким же за¬кон¬ным пре¬тен¬ден¬том на булгар¬ский пре-стол был и Сал¬тан –  Ба¬ков  сын,  ко¬то¬рый  при по¬мо¬щи рус¬ских кня¬зей на ко¬рот¬кое вре-мя сме¬стил эми¬ра Хасана.

В XIV в. на территории Золотой Орды разразилась эпидемия чумы, затронувшая и Аланию. Позже завоевавший ослабленную Золотую Орду Тамерлан обрушился на Аланию. Нашествие Тамерлана обернулось крупномасштабным геноцидом: большинство алан было уничтожено, лишь небольшой части удалось выжить, бежав в горы.
Позднее в русских источниках алан называли осетинами, по грузинскому названию алан — «овсы» и Алании — «Овсети».

В 1380 г. Тимур отправляется в поход против Малика Гиясиддина Пир Али II, который правил в городе Герат. Вначале он направил к нему посла с приглашением на курултай, дабы решить проблему мирным путём, но Малик отверг предложение, задержав посла. В ответ на это в апреле месяце 1380 г. Тимур, под предводительством эмирзаде Пирмухаммада Джахангир, направил десять полков на левый берег реки Амударьи. Он захватил области Балх, Шибирган и Бадхиз. В феврале 1381 г. выступил с войсками сам Эмир Тимур и взял города Хорасан, Серакс, Джами, Каусия, Исфераин, Туе и Келат, а Герат был взят после пятидневной осады. Также помимо Келата был взят Себзевар, в результате чего прекратило существование государство сербедаров. В 1382 г. правителем Хорасана был назначен сын Тимура, Мираншах. В 1383 г. Тимур жестоко подавил восстание сербедаров в Себзеваре.
В г. Тамерлан взял Сеистан, в котором были повержены крепости Зирех, Заве, Фарах и Буст. В следующем году  завоевал города Астрабад, Амуль, Сари, Султания и Тебриз, фактически захватив всю Персию. После чего он отправился в поход в Армению, ещё несколько раз совершал завоевательные походы в Персию и Сирию. Причем, в западную часть Персии и прилегающие к ней области Тимур совершил три больших похода:   трёхлетний (с 1386 г.), пятилетний (с 1392 г.) и семилетний (с 1399 г.) походы, в ходе которых Тамерлан вёл войны на территории современной Сирии, Индии, Армении, Грузии,Азербайджана, Турции и Ирана.
В первый раз Тимур был вынужден вернуться обратно вследствие нашествия на Мавераннахр золотоордынского хана Тохтамыша в союзе с семиреченскими монголами (1387 г.). В  1388 г.Тимур прогнал врагов и наказал хорезмийцев за союз с Тохтамышем, в 1389 г. совершил опустошительный поход вглубь монгольских владений до Иртыша на север и до Большого Жылдыза на восток, в 1391 г. — поход на золотоордынские владения до Волги. Эти походы достигли своей цели.
Во время «пятилетнего» похода Тимур в 1392 г. завоевал прикаспийские области, в 1393 г.— западную Персию и Багдад. Сын Тимура, Омар–шейх, был назначен правителем Фарса, Миран–шах – правителем Закавказья.

В течение 1391–1393 гг. Тохтамыш восстановил свою власть над Ордой и стал готовиться к новой войне с Тимуром. Едигей и прочие противники хана заняли откровенно выжидательную позицию, скрываясь в дальних кочевьях и открыто пренебрегая государственными интересами Золотой Орды.
Покинув Урус–хана и порвав с отцом ради Тохтамыша, Едигей потом изменил самому Тохтамышу и снова примкнул к Тимуру в 1391 г., которому он позже опять изменил.

Ибн-Арабшах сказал мне:

–  Едигей был очень смугл, среднего роста, плотного телосложения, отважен, страшен на вид, высокого ума, щедр, с приятной улыбкой, меткой проницательности и сообразительности. Едигею нельзя отказать в кипучей энергии.


Вот как вел себя Едигей. Согласно Шереф–ад–дину Али Иезди, в  то время как Тимур находился в окрестностях Бухары, а Тохтамыш (1376–1377 гг.) бежал после поражения, нанесенного ему сыном Урус–хана – Токтатия, в ставке Тимура появился Едигей, один из эмиров Улуса Джучи, бежавший от Урус–хана с известием, что Урус–хан с большим войском двинулся против Тохтамыша.    Это было время дружеских отношений между Едигеем и Тохтамышем. В дальнейшем до 1391 г. Едигей служил Тимуру, помогая ему в борьбе с Тохтамышем. После победы над Тохтамышем Едигей,  вместе с Тимур–Кут–лугом и Кунче–огланом ушел в родные кочевья, мечтая о власти. Он искал способа стать правителем Золотой Орды. Но, не будучи чингизидом, он не мог претендовать на ханский престол. Поэтому он  желал иметь подставного хана в лице Тимур–Кутлуг–оглана, внука Урус–хана.
По словам Ибн–Араб–шаха, «он не мог присвоить себе наименование  султана, потому что таким,   будь это возможно, провозгласил бы себя Тимур, завладевший всеми царствами. Тогда он (Идигу) поставил от себя султана и в столице возвел особого хана». Более определенно высказался Рогожский летописец: «Преболи всех князей ординьскых, иже все царство един держаше, и по своей воле царя поставляше, его же хотяше».

При походе на Золотую Орду против Тохтамыша в 1391 г. Тимур приказал выбить надпись на чагатайском языке уйгурскими буквами — восемь строчек – и три строчки на арабском языке, содержащих коранический текст у горы Алтын–Чуку. В истории эта надпись известна под названием Карсакпайская надпись Тимура.

С битвы на Кондурче началась агония Золотой Орды как государства. Этого не могли не видеть на Руси. Московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, в 1391 г. находился в Орде и, вероятно, стал свидетелем побоища у Самарской Луки. Русские летописи говорят, что «князь Василий Дмитриевич утече у царя за Яик» и лишь оттуда вернулся в Москву. Такой странный, на первый взгляд, маршрут можно объяснить только одной причиной: князь со своей свитой оказался непосредственно в зоне военных действий в Самарском Поволжье, где отряды Тимура перерезали все дороги, ведущие на Русь по Волге и через степь. Чтобы не попасть в плен, князю Василию пришлось возвращаться окольным путем.
Затруднения Тохтамыша были использованы Василием I для укрепления позиций Московского княжества. Из новой поездки в Орду в 1392 г. Василий Дмитриевич возвратился «многоу честь прием от царя, яко же ни един от прежних князей». Кроме торжественного приема московский князь получил от хана, всячески добивавшегося исправного поступления русской дани и лояльности Москвы в период подготовки новой войны с Тимуром, нечто более существенное – грамоты – «ярлыки» на ряд русских княжеств, в том числе Нижегородское. С присоединением Нижнего Новгорода владения Московского государства достигли Среднего Поволжья; создавался плацдарм для будущего присоединения этого региона к России.
Вой¬на ме¬ж¬ду Ак¬сак Ти¬му¬ром и Тох¬та¬мы¬шем ос¬тавила пе¬чаль¬ный след на судь¬бах волж¬ских булгар. Бит¬ва ме¬ж¬ду Тох¬та¬мы¬шем и  Ти¬му¬ром  в 1391  г.  про¬ис¬хо¬ди¬ла  на южных гра¬ни¬цах Волж¬ской Булгарии – на бе¬регах рек Кундур¬ча и Че¬рем¬ша¬ны.  В том же году,  а воз¬мож¬но,  в 1395 г., «по пу¬ти» в по¬ход на рус¬ские  кня¬же¬ст¬ва,  вой¬ска  Ти¬му¬ра еще раз ра¬зо¬рили юж¬ные улу¬сы Волж¬ской Булгарии.  Ти¬мур был в го¬ро¬де Булгар – и разгро¬мил его. Во вся¬ком слу¬чае, мно¬го¬чис¬лен¬ные та¬тар¬ские на¬род¬ные ска¬за¬ния, ле¬ген-ды, пре¬да¬ния и бы¬ли¬ны еди¬но¬душ¬но ут¬вер¬жда¬ют имен¬но это  и  воспроизво¬дят  ужас¬ную  кар¬ти¬ну ра¬зо¬ре¬ния Волж¬ской Булгарии жес¬то¬ким завоева¬телем Ак¬сак Ти¬му¬ром. 
В январе 1391 г. Тимур с 200–тысячным войском выступил из Ташкента. Преодолев степи Казахстана, Западной Сибири, Южного Урала, грозный завоеватель приближался к Волге. Тохтамыш надеялся задержать противника на Яике, но не успел собрать войска и помешать переправе. Ордынцы отступали вглубь своих владений на северо–запад и рассчитывали, что утомленные многомесячным переходом войска Тимура окончательно истощат свои силы. Но случилось иначе: после того как армия правителя Средней Азии вышла на реку Самару и приблизилась к Волге, дальнейшее отступление Тохтамыша стало невозможным. Во–первых, Тимур мог прижать войско Золотой Орды к Волге и истребить его. Во–вторых, открывался заманчивый путь к богатым городам Волжско–Камской Булгарии. В–третьих, в междуречье Самары, Кинеля и Сока располагались великолепные летние пастбища, которые в засушливое время года представляли особую ценность для конного войска и всего кочевого населения Орды, и оставлять их Тимуру хан Тохтамыш, разумеется, не собирался.
18 июня 1391 г. противники сошлись в решающей битве на реке Кондурче, правом притоке Сока (на территории современного Красноярского района Самарской области). По численности обе армии были примерно одинаковыми, но Тимур показал себя более опытным и талантливым полководцем. Тохтамыш руководствовался старыми принципами монгольской тактики, согласно которым исход полевого сражения решал мощный фланговый удар конницы. Тимур применил сложный боевой порядок из семи корпусов–«кулов», успешно противостоявший такому удару с фланга или обходу с тыла. Кроме того, Тимур навязал сражение в условиях, препятствовавших маневру ордынской конницы – по берегу Сока был создан рубеж обороны, а также выделил из состава своих войск резерв, которого у Тохтамыша в решающий момент не оказалось. В военном отношении поражение ордынцев на Кондурче было обусловлено примерно теми же причинами, что и в Куликовской битве, которая, как оказалось, их мало чему научила. Сыграл свою роль и переход некоторых аристократов Улуса Джучи на сторону врага в ходе самой битвы. Разбив Тохтамыша и обратив хана с остатками войска в бегство, победители подвергли грабежу его ставку, ордынские кочевья и земледельческие поселения на Средней Волге. В течение 26 дней находились войска Тимура в самом центре ордынских владений, безнаказанно опустошая их.
Закрепить свой успех в политическом отношении победителю не удалось. Мятежники во главе с Едигеем, сопровождавшие Тимура, не собирались менять одного сильного правителя на другого. После битвы не Кондурче они попросили отпустить их в улусы, чтобы привести их в подчинение Тимуру. Завоеватель согласился, допустив тем самым серьезную ошибку. Едигей и его сторонники, прибыв в свои улусы, срочно начали откочевку подвластного населения на недоступные окраины Орды и отказались вернуться к Тимуру. Вдогонку за Едигеем, уходившим с мангитами, Тимур послал гонцов с напоминанием о клятвах и обязательствах, но Едигей заявил: «Сроку нашего обещания тут конец».
В течение 1391–1393 гг. Тохтамыш восстановил свою власть над Ордой и стал готовиться к новой войне с Тимуром. Едигей и прочие противники хана заняли откровенно выжидательную позицию, скрываясь в дальних кочевьях и открыто пренебрегая государственными интересами Золотой Орды.
С битвы на Кондурче началась агония Золотой Орды как государства. Этого не могли не видеть на Руси. Московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, в 1391 г. находился в Орде и, вероятно, стал свидетелем побоища у Самарской Луки. Русские летописи говорят, что «князь Василий Дмитриевич утече у царя за Яик» и лишь оттуда вернулся в Москву. Такой странный, на первый взгляд, маршрут можно объяснить только одной причиной: князь со своей свитой оказался непосредственно в зоне военных действий в Самарском Поволжье, где отряды Тимура перерезали все дороги, ведущие на Русь по Волге и через степь. Чтобы не попасть в плен, пришлось возвращаться окольным путем.
Затруднения Тохтамыша были использованы Василием I для укрепления позиций Московского княжества. Из новой поездки в Орду в 1392 г. Василий Дмитриевич возвратился «многоу честь прием от царя, яко же ни един от прежних князей». Кроме торжественного приема московский князь получил от хана, всячески добивавшегося исправного поступления русской дани и лояльности Москвы в период подготовки новой войны с Тимуром, нечто более существенное – грамоты–«ярлыки» на ряд русских княжеств, в том числе Нижегородское. С присоединением Нижнего Новгорода владения Московского государства достигли Среднего Поволжья; создавался плацдарм для будущего присоединения этого региона к России.


В 1395 г. Тамерлан предпринял новый  поход на Тохтамыша. Сначала он прошёл Рязанскую область и взял город Елец.
На удобных летних ордынских пастбищах, простиравшихся в пойме Верхнего Дона до современной Тулы, небольшая часть его армии остановилась на две недели. Хотя местное население и не оказало серьёзного сопротивления, край подвергся жестокому разорению. Как свидетельствуют русские летописные рассказы о нашествии Тамерлана, его армия стояла по обе стороны Дона две недели, землю Елецкую «попленила» и князя елецкого «изыма» (захватила).
Однако Шереф–ад–дин Йезди описывает большую добычу, взятую в русских землях, и не описывает ни одного боевого эпизода с местным населением в своей «Книге побед». 
А между тем, согласно легендам, ельчане оказали упорное сопротивление неприятелю. Большое впечатление на воинов Тимура произвели русские женщины, о которых Шереф–ад–дин Йезди пишет в поэтической строке: «О, прекрасные пери, подобные розам, набитым в белоснежный русский холст!» Затем в «Зафар–намэ» следует подробнейший перечень русских городов покорённых Тимуром, где есть и Москва. Возможно, это лишь список русских земель, не желавших вооружённого конфликта и приславших своих послов с дарами.
После этого  Тамерлан двинулся в сторону Москвы, но неожиданно развернулся и ушёл 26 августа обратно. Согласно церковному преданию, именно в то время москвичи встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесенную в Москву для защиты её от завоевателя.  Согласно летописи, в день встречи образа Тамерлану во сне явилась Богородица и велела ему немедленно уйти из пределов Руси. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери был основан Сретенский монастырь. Так до Москвы Тамерлан не дошёл, а его армия ушла на Дон.
По другой версии, через два года после разгрома Мамая Тохтамыш внезапно напал на русские земли, не готовые к отражению нового набега, обманом взял и разграбил Москву, заставил русских князей возобновить выплату ордынцам дани.
Другие исследователи считают, что Тимур не ставил целью поход именно на русские земли. К границам Руси подошли некоторые его отряды, а не он сам.
Путь Тохтамыша на Русь шел «по левобережью в район Самарской излучины», переправа состоялась «против устья р. Сызрани», а затем войско двинулось по долине этой реки и далее на запад. Весь этот маршрут традиционно являлся одним из главных путей – «сакм» ордынских набегов.
Некоторые татарские историки приписывают падение Булгар Тимуру. Рассказывают о построении города Казани после разрушения Тимуром города Бряхимова. Сообщают, что Тимур прошел по Булгарскому царству от Яика до Волги. После 7–летней осады завоевал Булгарскую столицу Бряхимов.

О взятии Тимуром Булгара упоминается и в отрывках Казанского царства неизвестного татарского автора: «в 800 (в других источниках – 700) гиджры (1397–1398 гг.), по достоверным сказаниям, Аксак Тимур отнял у хана Абдулахха г. Булгар. Два сына хана Алтын Бек и Алим Бек, по разрушении Булгар, построили на реке Казанке крепость, основали город».

По булгарским источникам, хан Золотой Орды Аксак Тимер (Тимерлан) под предлогом, что в Булгарии завелась ересь, предпринимает опустошительный поход и предает её огню и мечу.

Хисаметдин Булгари сказал мне:

– Аксак Тимур за три дня свел на нет город Булгар, как будто бы этого города вообще здесь и не было. Каменные укрепления города он велел разбить таранами, разбитые камни приказал сбросить в Волгу. Он  приказал отрубить голову хану Бичуре и его 12 визирям. Прекрасных, как жемчуг, девушек превратил в рабынь и раздал своим военачальникам. Повесил на виселицах 32 пленника из числа ученых и наиболее знатных людей Булгара. Велел оставшихся в живых жителей изгнать из города и рассеять по разным концам света, чтобы они больше никогда здесь не жили. Страшна была месть Тимура булгарам за их поддержку Тохтамыша.

По другим восточным источникам, город Великий Булгар был разрушен до основания. Правитель Булгарии Абдулла паша убит. Удалось тайно спасти его сыновей Галим бека и Алтын бека. Их увезли на север и спрятали  в маленьком булгарском городе под названием Казань.
Только в легендах упоминается этот казанский царь Абдулла – вроде бы, потомок Силикидов. Даже его убил во время взятия Казани  князь Юрий Дмитриевич, брат великого московского князя Василия Дмитриевича, когда в Орде творилось смута, и русичи начали Поволжье прибирать к рукам.

Одна из поэтических легенд гласит, что при взятии Булгара Тамерланом (Аксак Тимером) Булгарский царь вместе со своими детьми, женой и родственниками затворился в Черной палате. Завоеватель приказал завалить это здание бревнами и поджечь его. В результате погибли все. Одна лишь принцесса Алтынчэч каким–то чудом выжила и сумела выбраться наружу. Тамерлан, увидев золотоволосую девушку в белом одеянии, был поражен ее красотой. Он тут же велел потушить огонь и заявил, что сделает ее главной женой. Девушка ответила отказом. Разъяренный Тамерлан приказал привести к нему двух ее братьев, взятых в плен и ожидавших казни. Дочь булгарского царя, увидев своих братьев с колодами на шее, прокричала завоевателю, что согласна стать его женой, если он на ее глазах отпустит братьев на свободу и даст им лучших коней. Тамерлан исполнил ее желание. Булгарские царевичи Галим бек и Алтын бек вскакивают на коней и, бросив прощальный взгляд на сестру, исчезают из поля зрения. А принцесса бросается вниз головой на догорающие бревна. Эта легенда некоторым образом объясняет и название палаты: от дыма и копоти она почернела и стала называться «Черной палатой».

По  другому преданию,  булгарский царь, осажденный огромными войсками Тамерлана, просил о перемирии, надеясь купить у него союз сокровищами своего царства. Но Тамерлан во время перемирия вторгнулся в город и все опустошил огнем и мечем. Существуют два мифа об этом, не согласные один с другим. В одном говорится, что булгарский царь после перемирия пошел сам в неприятельский стан, где был убит собственной рукой Тамерлана. В другом мифе сказано, что булгарский царь убит воинами в своем доме. Будто  булгарские вельможи спасли в лесу двух молодых сыновей своего царя, которые впоследствии поселились в вершинах р. Казанки. Но неизвестно, как назывались те царевичи.
Затем Тимур разграбил торговые города Азов и Кафу, сжег Сарай–Бату и Астрахань.

Опус¬то¬шив юж¬ные  об¬лас¬ти  Булгарии и Мо¬с¬ков¬ской Ру¬си,  Ти¬мур вы¬шел в низовья До¬на.  Ни¬зам–ад–дин Ша¬ми,  пер¬сид¬ский ис¬то¬рик XIV в. пи¬шет: «Он (Ти¬мур) высту¬пил от¬ту¬да, а от Аза¬ка (Азо¬ва) до Ку¬ба¬ни – это об¬ласть чер¬ка¬сов – лу¬га,  ко¬то¬рые  бы¬ли  по до¬ро¬ге,  все они со¬жгли». Это бы¬ли зем¬ли чер¬ка¬сов–тю¬рок,  ко¬то¬рые вме¬сте с булгара¬ми,  по¬лов¬ца¬ми,  рус¬ски¬ми,  ала¬на¬ми со¬став¬ля¬ли  вой¬ско Тох¬та¬мы¬ша.  Ти¬мур после¬до¬ва¬тель¬но гро¬мил зем¬ли тех на¬ро¬дов,  ко¬то¬рые вы¬сту¬пи¬ли на сто¬роне Тох¬та¬мы¬ша.  Кип¬чак¬ское цар¬ст¬во (Зо¬ло¬тая  Ор¬да)  ле¬жа¬ло в разва¬линах,  го¬ро¬да обез¬лю¬ди¬ли, вой¬ска бы¬ли раз¬би¬ты и рас¬сея¬ны. После разгрома Золотой Орды хан Тохтамыш бежал в Булгар.
Тамерлан принялся методично разорять земли своего главного врага Тохтамыша.

Согласно «Зафар–намэ» («Книге побед») Шереф–ад–дина Йезди, Тимур оказался на Дону после его победы над Тохтамышем у реки Терек и до тотального разгрома городов Золотой Орды в том же 1395 г. Тамерлан лично преследовал отступающих после поражения полководцев Тохтамыша до их полного разгрома. На Днепре противник был окончательно повержен.
В 1395–1396 гг. Тимур разгромил Тохтамыша на Кавказе и Нижней Волге. Гунский царь Эмир–шаухал упоминается в 1396 г. во время тимуровских походов на Кумыкию. Погиб в сражении с тимуровскими полчищами.

Отряды Тамерлана вновь достигли Среднего Поволжья, грабя и разоряя все на своем пути. Это привело к голоду, гибели и запустению городов, нарушению торговых путей, обусловило общий упадок хозяйства в Улусе Джучи. Ограбленные захватчиками, угонявшими после каждого похода сотни тысяч голов крупного скота, овец, лошадей, рядовые кочевники в поисках пропитания отдавались в «покровительство», а точнее в кабалу к крупным феодалам. В связи с упадком ханской власти, дальнейшим укреплением материального и политического могущества знати центробежные силы в Золотой Орде усилились.

Однако окончательное завоевание Золотой Орды не было целью Тамерлана, и поэтому Кавказский хребет остался северной границей владений Тимура. В 1396 г. он вернулся в Самарканд и в 1397 г. назначил своего младшего сына Шахруха правителем Хорасана, Сеистана и Мазандерана.

Таким образом, в 1390–е годы Тамерлан нанёс ордынскому хану Тохтамышу два жестоких поражения — на Кондурче в 1391 г. и Тереке в 1395 г., после которых Тохтамыш был лишён престола и вынужден был вести постоянную борьбу с ханами, поставленными Тамерланом. Этим разгромом армии хана Тохтамыша Тамерлан принёс косвенную пользу в борьбе русских земель против татаро–монгольского ига.


После ухода армий Тимура начались бесконечные усобицы между Тохтамышем (а затем его потомками), с одной стороны, и Едигеем и его сторонниками – с другой. При этом обе группировки не отличались единством: тохтамышичи не останавливались перед убийством друг друга. Едигей конфликтовал со своими же ставленниками – ханами. Насколько успешно удавалось ему расшатывать в свое время золотоордынскую государственность, настолько безнадежными оказались его попытки сколь–нибудь прочного объединения осколков Орды под своей властью.
Едигей – князь большого и влиятельного в Орде племени мангитов, кочевавших между Волгой и Яиком,   был зятем Тохтамыша, но  находился во главе феодальной оппозиции. Мангиты вели свою родословную от одного из монгольских племен державы Чингиз–хана, но в рассматриваемый период, как и все монголы Улуса Джучи, уже полностью тюркизировались. Едигей был типичным и вместе с тем наиболее ярким представителем знати эпохи распада Золотой Орды. Он примкнул к Тохтамышу, когда тот еще скрывался во владениях Тимура. После прихода Тохтамыша к власти Едигей был назначен главным эмиром «левого крыла» Золотой Орды, то есть ее восточных районов. Властолюбие Едигея этим не удовольствовалось. Не будучи потомком Чингиз–хана, он не мог претендовать на ханский престол, но стремился, во–первых, посадить на него послушного себе хана, а во–вторых, обеспечить свою безраздельную власть над собственным улусом. Для достижения этих целей тщеславный Едигей, как, впрочем, и другие аристократы, готов был поступиться даже самим существованием Золотой Орды. Вначале мангитская знать стала натравливать Тохтамыша на Тимура. Неудачи походов Тохтамыша в Азербайджан и Среднюю Азию использовались Едигеем и другими противниками Тохтамыша для организации заговора.

По восточным источникам, Тимур–Кутлуг, подстрекаемый Едигеем (Идике – по–узбекски), воспользовался разгромом Тохтамыша Темирланом,  и повел энергичную политику в расчете на захват ханской власти в Золотой Орде. Согласно летописям, на Тохтамыша «внезапу» напал «некий царь, именем Темирь–Кутлуй и бысть им бой велик и сеча зла. И одоле царь Темирь Кутлуй царя Тохтамыша и прогна, и сяде сам ва царстве Волжском Болнна Орды, а Тохтамыш царь побежа к Литовским странам». Тохтамыш прибыл в Киев, к Витовту, со всей большой своей семьей. Витовт принял его ласково, ибо видел в беглеце силу, которую сам захотел использовать в целях своей великодержавной политики. Тимур–Кутлуг не мог, конечно, спокойно смотреть на пребывание своего противника в качестве почетного гостя у литовского князя. Новый золотоордынский хан знал, что в Литве готовится против него заговор, который надо во что бы то ни стало парализовать и сорвать. Вот почему уже в следующем году он отправляет послов к великому литовскому князю: «Выдай ми царя беглого, Тохтамыша, враг бо ми есть и не могу тръпети, слышав его жива суща и у тебе живуща... выдай ми его, а что около его ни есть, то тебе».
На это Витовт ответил отказом и прямой угрозой войны. И, действительно, он начал собирать войско для похода на Золотую Орду. По существу это был уже третий его поход против татар. Первый из них был в 1397 г. в долину р. Дона и второй в 1398 г. вниз по Днепру. Оба увенчались  успехом, но без достаточно серьезного сопротивления со стороны татар. Летописец так передал ответ Витовта: «Пойдем пленити землю Татарьскую, победим царя Темирь Кутлуя, возьмем царство его и разделим богатство и имение его, и посадим в Орде на царстве его царя Тахтамша, и на Кафе, и на Озове, и на Крыму и на Азтаракани (Астрахани), и на Заяицкой Орде, и на всем Приморий, и на Казани; и то будет все наше и царь наш».
Тимур–Кутлуг испугался огромного войска Витовта, не решился на сражение и предложил мир. Но в это время к Тимур–Кутлугу явился ордынский князь Едигей (Идике), эмир из племени Мангыт. Ему удалось избавить от  страха Тимур–Кутлуга, отменить его мирные предложения и резко повернуть события в благоприятную для татар сторону.
Витовт вышел в  поход против татар с целью посадить на золотоордынском престоле Тохтамыша. Тохтамыш с отрядом в несколько тысяч татар также принял участие в походе. Витовт в 1399 г. разбил лагерь на реке Ворскле. К Тимур–Кутлугу тем временем подоспел Едигей со своими войсками. Возглавив ордынские войска, Едигей нанёс сокрушительное поражение Витовту. Едигей мурза и Темир–Кутлуг хан наголову разбили Витовта и Тохтамыша, у которых были литовцы, поляки, немцы и русские с огнестрельным оружием. В том бою рыцарский запад, оснащенный самой современной военной техникой, пал перед тактикой кочевников, усовершенствованной «Чингисханом XIV века» Тамерланом (Едигей и Темир–Кутлуг были учениками Железного Хромого). Так, Тохтамыш окончательно утратил былое политическое влияние.
Разгромленное войско Витовта бежало, бросив огромный обоз на разграбление победителей. С Киева победители взяли откуп в 3000 рублей, что по тому времени было огромной суммой. Битва в долине реки Ворсклы оказалась роковой для Тохтамыша.
А Едигей со своими сторонниками бежал к Тимуру и помог тому организовать ответный удар по владениям Тохтамыша. Эмир Бе¬лой ор¬ды из пле¬ме¬ни ман¬гыт Еди¬гей (Иде¬гей, Иди¬ку) став од¬ним из  ярых  про¬тив¬ни¬ков Тох¬та¬мы¬ша, при¬ни¬мал уча¬стие в вой-нах  Ти¬му¬ра про¬тив Зо¬ло¬той Ор¬ды.  Свя¬зав свою судь¬бу с за¬няв¬шим с его по¬мощью зо¬ло-то¬ор¬дын¬ский  трон  ха¬ном  Ти¬мур–Кут¬лу¬ком,  Еди¬гей про¬должил вой¬ну с Тох¬та¬мы¬шем.
По¬сле смер¬ти Те¬мир–Кут¬лука в 1399 г. Еди¬гей фак¬ти¬че¬ски встал во гла¬ве Зо¬ло¬той Ор¬ды.  Ему  по¬следний раз в ис¬то¬рии Зо¬ло¬той Ор¬ды уда¬лось объ¬е¬ди¬нить под сво¬ей вла-стью все преж¬ние улу¬сы Джу¬чи.  Еди¬гей,  как и Ма¬май, пра¬вил от име¬ни под¬став¬ных ха-нов.

А в это время, в 1398 г. был предпринят поход Тимура на Индию. По дороге были побеждены горцы Кафиристана. В декабре 1398 г. Тимур под стенами Дели разбил войско индийского султана (династия Тоглукидов) и без сопротивления занял город, который через несколько дней был разграблен войском Тамерлана. В 1399 г. он дошёл до берегов Ганга. На обратном пути Тамерлан взял ещё несколько городов и крепостей и вернулся в Самарканд с огромной добычей, но не расширив своих владений.
Потом Тимур нанес поражение мамлюкскому султану Египта Султан Насир адину Фараджу.

Тимур заботился преимущественно о процветании своего родного Мавераннахра и своей столицы — Самарканда. Тимур пригонял из всех завоёванных земель мастеров, архитекторов, ювелиров, строителей, зодчих для того, чтобы обустроить Самарканд, Бухару, Яссы (Туркестан). В 1371 г. Тамерлан начал восстановление разрушенной крепости Самарканда, оборонительных стен Шахристана с шестью воротами Шейхзаде, Аханин, Феруза, Сузангаран, Каризгах и Чорсу. В арке были построены два четырёхэтажных здания Куксарай, в котором расположились государственная казна, мастерские и тюрьма, а также Бустон–сарай, в котором размещалась резиденция эмира.
Тимур сделал Самарканд одним из центров торговли в Центральной Азии.
Был обустроен Шахрисабз (по–таджикски «зелёный город»), в котором были возведены разрушенные городские стены, оборонительные сооружения, гробницы святых, величественные дворцы, мечети, медресе, усыпальницы. Тимур также уделял время и постройке базаров и бань. С 1380 г. по 1404 г. был построен дворец Аксарай. В 1380 г. была возведена фамильная усыпальница Дар ус–саадат.
Также были обустроены города Яссы и Бухара. В 1388 г. восстановлен город Шахрухия, который был разрушен во времена нашествия Чингиз–хана.

В башкирской мифологии есть древнее предание о Тамерлане. Согласно ему, именно по приказу Тамерлана в 1395–1396 гг. был построен мавзолей Хусейн–бека — первого распространителя ислама у башкирских племён. Тимур случайно найдя его  могилу, решил оказать великие почести человеку, распространявшему мусульманскую культуру. Мавзолей Хусейн–бека находится на территории посёлка Чишмы Чишминского района в Башкортостане.
В 1398 г. после победы над ханом Золотой Орды Тохтамышем, в Туркестане над могилой поэта и философа–суфиста ходжи Ахмада Яссави, по приказу Тимура, иранскими и хорезмийскими мастерами был построен мавзолей. Здесь же тебризским мастером был отлит двухтонный медный котел, в котором должны были готовить еду для нуждающихся.

Едигей после поражения на Ворскле не давал Тохтамышу никакой передышки, преследуя его повсюду. По словам Ибн–Арабшаха, «дошло до того, что они сразились между собой 15 раз, раз тот одержит верх над этим, а другой раз этот над тем». Только в шестнадцатый раз победа окончательно склонилась на сторону Идике, и Тохтамыш «пал убитый».
В 1399 г. в ответ на действия султана Баязи;да I Молниено;сного, который оказал покровительство врагу Тимура Кара Юсуфу и написал оскорбительное письмо, Тимур начал свой семилетний поход против Османской империи.
«Семилетний» поход Тимура на Османскую империю первоначально был вызван беспорядками в области управляемой  Мираншахом. Тимур низложил своего сына и разбил вторгшихся в его владения врагов. В1400 г. началась война Тамерлана с османским султаном Баязетом, захватившим город Арзинджан, где правил вассал Тимура, и с египетским султаном Фараджем, предшественник которого, Баркук, ещё в 1393 г. велел убить посла Тимура. В 1400 г. Тимур взял Сивас в Малой Азии и Халеб (Алеппо) в Сирии (принадлежавшей египетскому султану), в 1401 г. — взял Дамаск.
В 1402 г. Тимур одержал важнейшую победу над Османским султаном Баязи;дом I Молниено;сным в Битве при Анкаре 28 июля. Сам султан был взят в плен. В результате сражения захвачена вся Малая Азия, а поражение Баязида привело к распаду Османской империи, сопровождавшейся крестьяской войной и междоусобицами сыновей султана.
Крепость Смирну (принадлежавшую иоаннитским рыцарям), которую османские султаны, осаждая, не могли взять в течение 20 лет, Тимур захватил штурмом за две недели. Западная часть Малой Азии в 1403 г. была возвращена сыновьям Баязета, в восточной части были восстановлены низложенные Баязетом мелкие династии.

Таким образом, Тамерлан создал огромную империю, установил дипломатические связи с рядом государств, в числе которых были Китай, Египет, Византия, Франция, Англия, Испания. В 1404 г. в столице его государства — Самарканде побывал посол кастильского короля Гонсалес де Клавихо, Руй.

В общем, Тамерлан был великим полководцем.

А поэт XX в. уже по-другому увидел славу Тамерлана.

Али Хашагульгов


ХРОМОЙ ТИМУР


– Я мир завоевал, я – царь царей!
Ты сколько дал бы за меня,
когда, случись, меня бы продавали? –
спросил Хромой Тимур поэта Кермани.
– Двадцать пять воинов твоих, – ответил Кермани.
– Как! – в удивлении тиран воскликнул, –
Один мой пояс стоит двадцать пять...
–  Его бы и купил, – сказал поэт, –
когда тебя бы продавали.


Перевод с ингушского
Бориса Рябухина.

После завершения семилетней войны, в ходе которой был разгромлен Баязид I, Тимур начал подготовку к Китайской кампании, которую он давно планировал из–за притязаний Китая на земли Мавераннахра и Туркестана. Он собрал большую двухсоттысячную армию, вместе с которой выдвинулся в поход 27 ноября 1404 г. В январе 1405 г. он прибыл в город Отрар, недалеко от впадения Арыси в Сыр–Дарью, где заболел и умер (по словам историков — 18 февраля, по надгробному памятнику Тимура — 15–го). Тело забальзамировали, положили в гроб из чёрного дерева, обитый серебряной парчой, и отвезли в Самарканд. Тамерлан был похоронен в мавзолее Гур Эмир. Официальные траурные мероприятия были проведены 18 марта 1405 г. внуком Тимура Халиль–Султаном (1405–1409 гг.), который захватил самаркандский престол вопреки воле деда, завещавшего царство старшему внуку Пирмухаммеду.
В последние годы Тохтамыш всё больше склонялся к миру с Тамерланом, к которому даже отправил посольство. Не ранее 1405 г., предположительно, близ современной Тюмени, Тохтамыш, пы¬тав¬ший¬ся обосна¬ваться в За¬пад¬ной Си¬би¬ри, был убит Шадибеком. Шадибек — хан Золотой Орды (1399–1407 гг.), был сыном хана Кутлуга. На ханский престол он взошёл в качестве ставленника эмира Едигея после смерти Тимур–Кутлуга. Шадибек не вмешивался в дела царствования, предаваясь развлечениям и удовольствиям. В летописи говорится: «Лето  6915 (1407 г.) генваря царь Шадибек убил царя Тохтамыша в Синбирьской земле…». Об этом могли поведать лишь русские купцы, наводнявшие Сарай. Таким образом, информация о гибели Тохтамыша именно в «Синбирьской земле» находится на уровне слухов.
«Аноним Искендера» (Муин–ад–дин Натанзи) сообщил, что Тохтамыш «умер естественной смертью» (24 сентября 1397 г.—12 сентября 1398 г. ) в пределах Тулина  (Тюмень). Но то, что Тохтамыш погиб не раньше 1405 г. не вызывает сомнений, поскольку в 1405 г. в Самарканд, ко двору Тимура прибыл посол от Тохтамыша – Кара–ходжа. Рассказывая о целях этого посольства, Шереф–ад–дин характеризует Тохтамыша как скитающегося по степям, брошенного прежними соратниками, совершенно растерявшегося человека.
Так или иначе, но Тохтамыш, причинивший столько зла Руси и народам Мавераннахра, скончался в январе 1405 г.

В 1399 г. состоялся поход русских войск в Закамье, во время которого были взяты Булгар, Джукетау и Казань. Бо¬лее зна¬чи¬тель¬ные со¬бы¬тия бы¬ли свя¬за¬ны с уча¬сти¬ем булгар¬ских,  жу¬ко¬тин¬ских и ка¬зан¬ских кня¬зей в меж¬до¬усо¬би¬цах рус¬ских кня¬зей.  Имен¬но в это вре¬мя воз¬ни¬ка¬ет ус¬той¬чи¬вая  вра¬ж¬деб¬ность ме¬ж¬ду москов¬скими ве¬ли¬ки¬ми князь¬я¬ми и булгар¬ски¬ми эми¬ра¬ми,  ко¬то¬рые поддержи¬вали оп¬по¬зи¬ци¬он¬ных  им  кня¬зей Се¬ве¬ро–Вос¬точ¬ной Ру¬си.
Не¬мец¬кий ди¬пло¬мат С. Гер¬бер¬штейн,  два¬ж¬ды по¬бы¬вав¬ший в Рос¬сии в пер¬вой тре-ти XVI в., в сво¬их «За¬пис¬ках о Мос¬ко¬вии», го¬во¬ря о по¬хо¬де ве¬ли¬ко¬го кня¬зя мо¬с¬ков¬ско¬го Ва¬си¬лия I, сы¬на Дмит¬рия Дон¬ско¬го, на Волж¬скую Булгарию, пи¬сал: «Ве¬ли¬кий князь Ва-си¬лий, ко¬то¬рый пра¬вил в 6907 г. (1399 г.) за¬нял Булгарию,  ко¬то¬рая рас¬по¬ло¬же¬на  у Вол¬ги и вы¬гнал от¬ту¬да та¬тар».  В дан¬ном  слу¬чае, ви¬ди¬мо,  име¬ет¬ся в ви¬ду не народ, а го¬род Булгар, от¬ку¬да и бы¬ли из¬гна¬ны та¬та¬ры. 

В стрем¬ле¬нии вос¬ста¬но¬вить улус Джу¬чи в преж¬них гра¬ни¬цах Еди¬гей по¬вто¬рил путь Ба¬тыя.  В 1407 г. он организо¬вал по¬ход на Волж¬скую Булгарию и раз¬гро¬мил ее. В 1408 г. Еди¬гей на¬пал на Русь, ра¬зо¬рил ряд рус¬ских го¬ро¬дов, оса¬дил Мо¬ск¬ву,  но взять ее не смог. Что  ка¬са¬ет¬ся  по¬хо¬да  Еди¬гея  на  Булгарию, то сын Тохта¬мыша Джа¬лал–ад–дин, вы¬ну¬ж¬ден¬ный уй¬ти из Ор¬ды ле¬том 1407 г.,  захва¬тил власть в  Булгаре  и стал Булгар¬ским кня¬зем, что яв¬ля¬ет¬ся косвен¬ным под¬твер¬жде¬ни¬ем то¬го об¬стоя¬тель¬ст¬ва,  что, воз¬мож¬но, Тох¬та¬мыш был свя¬зан  с  булгар¬ским пра¬вя¬щим до¬мом род¬ст¬вен¬ны¬ми уза¬ми,  по¬чему его сы¬ну и уда¬лось взой¬ти в  Булгаре  на  трон,  бу¬ду¬чи  изгнанни¬ком. По¬ход Еди¬гея в Булгарию был свя¬зан с це¬лью окон¬ча¬тель¬но¬го уп¬ро¬че¬ния сво¬ей вла¬сти на се¬ве¬ре,  что ему уда¬лось сде¬лать.  Рус¬ские ле¬то¬пи¬си ука¬зы¬ва¬ют, что че¬рез год,  в 1408 г.,  в со¬ста¬ве его ар-мии  бы¬ли  булгары  и морд¬ва во вре¬мя по¬хо¬да на Ниж¬ний Нов¬го¬род.

Булгар¬ские и жу¬ко¬тин¬ские кня¬зья со свои¬ми  от¬ря¬да¬ми  при¬ня¬ли уча¬стие в 1411 г. в сра¬же¬нии при Лыс¬ко¬ве ме¬ж¬ду мо¬с¬ков¬ски¬ми и суз¬даль¬ски¬ми князь¬я¬ми на сто¬ро¬не по-след¬них.  Уси¬ле¬ния Мо¬ск¬вы  опаса¬лись  не толь¬ко суз¬даль¬ско–ни¬же¬го¬род¬ские кня¬зья,  но и булгар¬ские эми¬ры.

Волж¬ская Булгария  в XIV в. рас¬па¬лась  на ряд кня¬жеств, наи¬бо¬лее из¬вест¬ны¬ми из ко¬то¬рых бы¬ли Булгар¬ское и Жу¬ко¬тин¬ское, а за¬тем  Казан¬ское.  Осо¬бен¬но па¬губ¬но от¬ра¬зи-лись на судь¬бе Булгарии  про¬цес¬сы,  про¬текающие  в Кипчак¬ском цар¬ст¬ве (Зо¬ло¬той Ор¬де). Хан Джанибек был пра¬ви¬те¬лем муд¬рым и во¬ле¬вым. Однако, рез¬ня, учи¬нен¬ная его от¬цом Уз¬бе¬ком,  и вве¬де¬ние вме¬сто  Ясы  турменских обы¬ча¬ев  на¬сле¬до¬ва¬ния  пре¬сто¬ла пре¬вра-ти¬ли улус Джу¬чи¬ев в хи¬ме¬ру. Ор¬да ста¬ла причудли¬вым со¬че¬та¬ни¬ем по¬волж¬ских  го¬ро¬дов,  мно¬го¬чис¬лен¬ных «ос¬кол¬ков» по¬лов¬цев,  алан, чер¬ке¬сов, ка¬раи¬мов – на за¬па¬де и пред¬ков ка¬за¬хов,  си¬бир¬ских та¬тар, баш¬кир, камских булгар и чу¬ва¬шей – на вос¬то¬ке вла¬де¬ний.  Эти эт¬но¬сы бы¬ли раз¬лич¬ны по куль¬ту¬ре,  ре¬ли¬гии,  (ибо обя¬за¬тель¬ность ис¬ла¬ма бы¬ла  от-но¬си¬тель¬ной,  а про¬па¬ган¬да  его  – непоследо¬ва¬тель¬ной),  эко¬но¬ми¬ке и по¬ли¬ти¬че¬ским уст-рем¬ле¬ни¬ям.  Тер¬мин «та¬та¬ры»  в XV в. по¬те¬рял зна¬че¬ние. Толь¬ко во¬ля хана удер¬живала этот конг¬ло¬ме¬рат народов от рас¬па¬да,  но, как ока¬за¬лось, не¬на¬дол¬го.


Символ величия Волжской Булгарии и источник её экономической мощи – Ага базар перенесли вверх по Волге на Гостиный остров, расположенный около Казани. А город Казань стали называть Булгар аль джадид, что в переводе означает Новый Булгар. В результате город Булгар потерял свое политическое значение. А Казань стала столицей Волжской Булгарии.

В это время на Средней Волге происходило заметное передвижение населения. Спасаясь от нападений иноземных войск, набегов кочевников, которые ослабевшая ханская власть не могла предотвратить, земледельческое населений оставляет давно обжитые земли Волжской Булгарии к югу от Камы. Запустевают в этот период и северные районы Самарского края, примыкавшие к Булгарскому Закамью. Здесь, на левобережье Волги, безраздельно господствовали кочевники–ногайцы. Имя ногайцев, или ногаев, закрепилось за населением улуса потомков Едигея. Ногайское государство являлось одним из крупнейших осколков Улуса Джучи. Однако экономика, основанная на кочевом скотоводстве, предопределила политическую децентрализацию Ногайской Орды. В ногайском обществе были сильны патриархально–родовые пережитки.

 Ордынские города Поволжья так и не оправились от Тамерланова разорения вплоть до окончательного распада этого государства. Разгромлены были и многие колонии итальянских купцов в Крыму и в нижнем течении Дона. Город Тана (современный Азов) поднимался из руин несколько десятилетий. Елец, по данным русских летописей, просуществовал ещё около двадцати лет и был полностью разорён «татарами» лишь в 1414 г. или 1415 г.
Свою жизнь, бо¬га¬тую со¬бы¬тия¬ми, Еди¬гей за¬кон¬чил, по¬те¬ряв власть в Ор¬де, от ру¬ки од¬но¬го из сы¬но¬вей Тох¬та¬мы¬ша в  1419 г.
А через два года в различных частях разодранного Улуса Джучи восседали одновременно шесть ханов.


Согласно легенде, существовало предсказание о том, что если прах Тамерлана будет потревожен, начнётся великая и страшная война.
В усыпальнице Тимура Гур Эмир в Самарканде на большой тёмно–зелёной нефритовой могильной плите арабской вязью на арабском и персидском языках начертано:
«Эта гробница великого Султана, милостивого хакана Эмира Тимура Гургана; сына Эмир Тарагая, сына Эмир Бергуля, сына Эмир Айлангира, сына Эмир Анджиля, сына Кара Чарнуяна, сына Эмир Сигунчинчина, сына Эмир Ирданчи–Барласа, сына Эмир Качулая, сына Тумнай Хана. Это 9–е поколение.
Чингиз–Хан происходит из того же рода, от которого происходят деды достохвального султана, погребённого в этой священной и прекрасной гробнице: Хакан–Чингиз–сын. Эмир Майсукай–Бахадур, сына Эмир Барнан–Бахадура, сына Кабул–Хана, сына упомянутого Тумнай–Хана, сына Эмир Байсунгары, сына Кайду–Хана, сына Эмир Тутумтина, сына Эмир–Бука, сына Эмир–Бузанджара.
Кто желает узнать дальше, да будет тому известно: мать последнего звали Аланкува, которая отличалась честностью и своей безукоризненной нравственностью. Она однажды забеременела от волка, который явился к ней в отверстие комнаты и, приняв образ человека, объявил, что он потомок повелителя правоверных Алия, сына Абу–Талиба. Это показание, данное ею, принято за истину. Достохвальные потомки её будут владеть миром вовеки.
Умер ночью 14 Шагбана 807 года (1405 год)».
Внизу камня надпись: «Камень этот поставлен Улугбеком Гурганом после похода в Джитта».
Несколько менее достоверных источников сообщает также, что на надгробии имеется надпись следующего содержания: «Когда я восстану (из мёртвых), мир содрoгнётся».
 Некоторые, документально неподтверждённые, источники утверждают, что внутри гроба была обнаружена надпись: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».

Из воспоминаний о будущем.
Другая легенда гласит о том, что в 1747 г. иранский Надир–шах забрал этот нагробный камень из нефрита, и в тот день Иран был разрушен землетрясением, а сам шах тяжело заболел. Землетрясение повторилось, когда шах вернулся в Иран, и камень вернули обратно.


Черная диадема. Следы Черной диадемы, короны  власти  обнаружены были, говорится в мифе, после затопления водами Каспия большей части территории Хазарии. Однако довольно много общих черт роднит Корону Власти и загадочную шапку Чингиз–хана. Уникальные родовые знаки власти, в том числе и шапка Чингиз–хана (после разгрома войск Тохтамыша, хана Синей Орды) были переданы новому хану Золотой Орды Коречак–огану, с юности служившему в войсках Тимура.
         Летом 1395 г. Коречак–огану, сопровождаемый большим обозом, появляется на левом берегу реки Волги, у Самарской Луки…  и пропадает.
          С этого времени средневековые хроники о нем молчат.
В позднем Средневековье считалось, что весь мир был поделен на четыре части. Были два христианских царя – император Римский и император Константинопольский. И были два магометанских правителя – Халиф Аравии и хан Золотой Орды, на Руси его звали – Волжский царь. Так что, на территории современной Самарской области пропал не какой–нибудь мелкий властитель, а номинальный повелитель «четверти мира», да еще и хранитель реликвий Чингиз–хана.