Волжский царь. Глава 45

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 45

КАЗАЧЕСТВО


 

По истории  казаков я бродил до этого на протяжении тридцати лет. Снова  пошло воспоминание о будущем.

Знал, что казаки объединялись в военно–демократические организации, управляемые на местах выборными старшинами. Московское правительство признало за казаками право на владение землей, оказывало им помощь провиантом, деньгами и оружием. Казачество обязывалось нести пограничную службу на рубежах Российского государства. В течение всего XVII в. казаки вели непрекращавшуюся борьбу с турками, крымскими татарами, ногайцами.
Казачество, пополняясь за счет самых энергичных, легких на подъем людей, концентрировало в себе энергию народа. Это было братство сильных и отчаянных мужчин. Имея добровольное, мобильное, хорошо обученное, яростное в бою казачье войско, Россия получала немалые преимущества в борьбе с воинственными соседями.
Казаки имели четкую военную организацию; войско делилось на станицы во главе с выборными атаманами. Военная дисциплина сочеталась с демократией: подчинение атаманам было беспрекословным — особенно в воинских походах. В то же время основные вопросы казачьей жизни обсуждались на станичных и войсковых Кругах, или Радах.
Охрана границы была главным делом казаков, до конца XVII в. казаки не занимались землепашеством — зерно на Дон доставляло московское правительство. Казаки были непревзойденными всадниками, мастерами джигитовки и конного боя. Кроме того, они в совершенстве владели искусством морских набегов. Легкие суда казачьих флотилий часто ходили за добычей по Азовскому, Черному и Каспийскому морям, к берегам Турции и Персии. Добычу, называемую «дуваном», делили по справедливости, а долю погибших в походе передавали их семьям.
Жизнь казаков целиком была связана с военной службой, и быт казачьих семей полностью держался на женщинах, хранительницах очага. Наряду с веками складывавшимся типом казака — предприимчивого, смелого, гордого, очень подвижного человека — складывался тип казачки — энергичной, хозяйственной и верной женщины. Для быта казачества были характерны такие черты, как стремление к устойчивому благосостоянию и всемерное поддержание традиционного уклада жизни.
Православное мироощущение казаков определяло их главное качество — духовную свободу. Среди прочего эта свобода проявлялась и в этнической терпимости. При всей жестокости жизни в пограничье у казаков никогда не было пренебрежения и высокомерия к соседям. Более того, они охотно перенимали иные обычаи, лексику, одежду, оружие, приемы военной тактики. У казаков в почете было куначество с соседями. Многие казаки знали не по одному языку. Среди казачества жило немало пленных крымчан, турок, горцев, что было вполне естественным в условиях беспрерывных войн.
А на просторах древней Булгарии узнал такую легенду о казаках.

Есть такое укрепление – Балкан, построенное русскими в городе Булгаре на берегу речки Балкан–су для охраны местных владений казанского Спасского монастыря. По легенде, перед восстанием Разина (Рази–Ка–зак) русский гарнизон крепости составляли казаки, мишарские и башкортские булгары, ногайцы и калмыки. Однажды один булгар заметил, что монахи превратили усыпальницу (тюрбэ) Мохаммеда в сарай для свиней и потребовал от монахов удаления нечистых животных с территории священного города. Однако русский воевода схватил и казнил его. Тогда глава мишарских булгар Айбулат сговорился с казаками, калмыками и ногайцами и вместе с ними убил воеводу, после чего они изгнали монахов вместе с их свиньями, сожгли Балкан и разбежались в разные стороны. Сам Айбулат со своими булгарами отправился в Башкортстан, к сеиду Джагфару, внуку Джан–Гали. По пути он остановился у Буляра, и булгары из бывшего там русского гарнизона ночью перебежали к нему.
По приказу сеида Джагфара, Айбулат семь лет до Разина не давал русским воеводам и служилым татарам в Черемшане ни есть, ни пить. При этом он никогда не трогал мирных людей. Так, рассказывали, что перед взятием Яр Чаллов он позволил всем желающим русским уехать на другой берег Камы. И благочестие не покидало его никогда. Когда он увидел, что вандалы одни камни старого чаллынского кладбища разбили, а другие – положили в фундаменты своих домов и сараев, то сжег дома осквернителей и увез уцелевшие намогильные камни. Все это он хладнокровно сделал под огнем неприятеля, внезапно появившегося с другого берега Чулмана. По просьбе жителей аула Муслим камни были оставлены в нем.
Аул этот был основан у могилы шехида Муслима, пришедшего сюда после битвы с ханом Тимуром в 1278 г. и умершего от тяжких ран. В том ауле все были отчаянные смельчаки, и враги редко отваживались появляться в нем. А аул Азнакай был основан потомком Кермека Азаматом. Многие муслимцы и азнакайцы примкнули к Айбулату.
Вождь казаков Разин услышал об Айбулате и пошел на соединение с ним, но не успел. В одной из стычек русские ранили Айбулата, а служилые татары догнали и схватили его на реке Барадж–Чишма. Русский воевода сказал Айбулуту, что он за удаль исполнит его предсмертную просьбу. Айбулат попросил воеводу только одно – казнить его в Булгаре, откуда души булгарских шехидов отправлялись прямо в рай, что и было исполнено. Мулла Ишбулат погреб Айбулата в Царском тюрбэ. С той поры русские никогда не устраивали в Булгаре крепостей, считая это место несчастливым для себя.


У казаков было большое будущее. Забегая вперед, хочется перечислить  достижения этого крепкого рода.
Не только казаки Ермака проложили дорогу на сибирские просторы энергичным и предприимчивым русским людям.  История  открыла, что северо–русские промышленники задолго до Ермака были знакомы с Зауральем, развивая на Севере пушной промысел. В XVII в. русское продвижение в Сибирь было необычайным по темпам и размаху. Это являлось результатом соединенных усилий казаков и государевых служилых людей. Первыми шли маневренные отряды казаков. Царские воеводы с ратными людьми и строительными артелями представляли вторую волну колонизации. Состав первых переселенцев был довольно разнообразным. Кроме казачества, служилых людей и промысловиков, в Сибирь «по государеву указу» шли ремесленники и пашенные крестьяне. Заметную часть переселенцев составили ссыльные из числа уголовных преступников и «иноземцы» из числа военнопленных. Переселенческая волна влекла за собой зырян (коми), казанских татар, марийцев, мордву, чувашей. Именно вольно–народная колонизация, в конечном итоге, привела к прочному вхождению Сибири в состав Российского государства. Первые укрепления в Сибири возникли не без активного участия казаков: Тюмень, Тобольск, Пелым, Сургут, Обдорск, Томск, Туруханск, Мангазея. В 1618 г. построен Кузнецкий острог, в 1619 г. — Енисейский острог. В 1628 г. был основан Красноярск, ставший главным оплотом России на Верхнем Енисее и в последующее время. В городах и острогах располагались гарнизоны и резиденции местной администрации, они служили центрами обороны и ясачного сбора. Ясак (в основном, пушниной) выплачивался местными сибирскими племенами и шел в российскую казну.
Первыми шли отряды пушных промышленников Пенды, Добрынского, Васильева, Ерофея Хабарова, казачьих десятников Василия Бугра и Владимира Атласова, атаманов Перфильева, Василия Галкина, Дмитрия Копылова, воеводского помощника Пояркова. Широкий размах приняло полярное мореходство, северные поморы на своих кочах плавали все дальше на восток вдоль берегов Ледовитого океана. Наиболее крупные морские походы возглавляли казаки Михаил Стадухин и Семен Дежнев. В 1632 г. стрелецкий сотник Бекетов основал Якутск. В 1639 г. отряд Ивана Москвитина вышел на побережье Тихого океана. Спустя год–два русские попадают на Сахалин и Курилы, установив дружественные контакты с местным населением. Мирно складывались отношения русских с остяками, вогулами, ненцами, эвенками, коряками, бурятами, якутами. Бывали и конфликты, например, с чукчами и с енисейскими киргизами. В Приамурье казакам Хабарова пришлось воевать с маньчжурами.
Казаки являлись носителями особого психического склада, заметно отличающего их от простых крестьян — они жили в условиях постоянной готовности к походу, к войне. Война была для них естественной стороной земного бытия, ее воспринимали как религиозное действо, в котором испытываются качества казака и воина. Примером смелости и инициативы казаков была азовская осада 1637–1642 гг., когда донцы, объединившись с запорожцами, взяли мощную турецкую крепость Азов и долго удерживали ее. Рискованные предприятия для казаков, пользовавшихся вольной жизнью, были не редкостью. Овеян легендами подвиг Ермака, положившего к ногам царя Сибирское ханство. В 1668 г. атаман Степан Разин совершил поход в Персию, а потом, окрыленный победой, попытался поднять Русь и свергнуть московского царя.

И по своему разумению убежден, что, несмотря на бунты Степана Разина, Кондрата Булавина, Емельяна Пугачева,  казачество стало одним из ярких явлений русской национальной жизни примерно со второй половины XVII в. На Дону, Днепре, Яике, так же как позднее на Тереке, Кубани, возникли казачьи вольные братства, раскрепощенный дух которых привлекал энергичных людей со всей Руси. Слово «казак» в переводе с тюркского означает «вольный человек», «вольный всадник». А бунтари за эту волю вставали горой, всем миром.

*


Во второй по¬ло¬ви¬не XIV в.  Волж¬ская Булгария под¬вер¬га¬лась много¬чис¬лен¬ным напа¬де¬ни¬ям со сто¬ро¬ны нов¬го¬род¬ских  воль¬ных  лю¬дей  – уш¬куйников, та¬тар¬ских ха¬нов и рус¬ских кня¬зей. В 1360 г. уш¬куй¬ни¬ки на¬па¬ли на Джу¬ке¬тау (Жу¬ко¬тин) на Ка¬ме и  ог¬ра¬би¬ли  его.  Жу¬ко¬тин¬цы по¬да¬ли жа¬ло¬бу на них ор¬дын¬ско¬му ха¬ну Хыз¬ру (Хи¬ды¬ру), ко¬то¬рый потре¬бо¬вал от Вла¬ди¬мир¬ско¬го ве¬ли¬ко¬го кня¬зя вы¬да¬чи  ему  раз¬бой¬ни¬ков. По ре¬ше¬нию съез¬да рус¬ских кня¬зей в Ко¬ст¬ро¬ме уш¬куй¬ни¬ки бы¬ли вы¬да¬ны в Ор¬ду, где их каз¬ни¬ли.

Весной 1361 г. митрополит Алексий, вместе с 11-летним князем Дмитрием, поехал  в Орду. Туда же прибыли и великий князь Дмитрий Суздальский и его основные союзники. Алексей не стал просить от хана возвращения великого княжения московской династии.
 В Орде во всю готовился новый переворот, причём сразу несколькими претендентами, и разные русских князья их подкупали, требуя ярлыков. Суздальские князья ещё год назад фактически купили Хызр–хана, а теперь – и его сына Тимур–Ходжу. Митрополит Алексий решил способствовать финансовыми и дипломатическими мерами восхождению на трон сына Орду–Шейха – Амурата, от которого получил за это твёрдое обещание вернуть великокняжеский ярлык Москве.
Алексий с князем Дмитрием успели заблаговременно уехать из Сарая. Вскоре там произошёл переворот. Тимур–Ходжа убил своего отца Хызр–хана и младшего брата Кутлуг–Ходжу (август 1361 г.), а также многих эмиров, после чего провозгласил себя ханом.
Некоторые из уцелевших от этой резни в Сарае эмиры в 1361 г. на окраинах Золотой Орды основали собственный государства. В Булгарах власть захватил Булат–Тимур (1361–1367 гг.), в Мордовии – Сеит–Бей (1361 г.), в Астрахани – Хаджи–Черкес (1361–1375 гг.), в степи провозгласил себя ханом самозванец  Кильдибек (1361–1362 гг.), в Заяицком Юрте обособился улус во главе с Алибеком (1362–1374 гг.). Также от вассальных обязательств перед Золотой Ордой отказались Белая Орда и Синяя Орда.
Тимур–Ходжа выдал ярлык на великое княжение Дмитрию Суздальскому. Но обстановка в Сарае была крайне неспокойна, и Андрей Константинович Нижегородский, брат великого князя Дмитрия, предвидя очередные перевороты, уехал из Сарая. За ним уехал и другой союзник Дмитрия – Константин Васильевич Ростовский. Оба по пути были вынуждены отбивать нападения неподконтрольных новому хану татарских отрядов.  Причём Ростовский князь был по дороге начисто ограблен и смог вернуться на родину, только прося подаяния.