Волжский царь. Глава 44

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 44

АДЫГИ

Что же представляли из себя адыги?

Предки адыгов, именуемые зихами, меотами, керкетами, вошли в историю начиная с VI в. до н. э., когда были  описаны античными авторами.
Путешественники давно обратили внимание на большое сходство в образе жизни, нравах, обычаях, занятиях, одежде, вооружении и других сторонах культуры и быта у адыгов и абхазов. Предполагали, что в далеком прошлом адыги и абхазы представляли собой единое целое. Для античных времен едва ли можно различать предков адыгов и абхазов, выросших на общей западнокавказской основе.

Сохранилось предание о нашествии на адыгов аварского хана Байкана, об опустошении страны и истреблении многих жителей. Предание приурочивает нашествие аварского хана ко времени правления Ичала, то есть к значительно позднему периоду.  Кровопролитная битва произошла при выходе из Анапы к Цемесу. По преданию, у реки Абин кабардинцы в союзе с темиргоевцами одержали над аварами победу. В народе стало употребляться выражение: «Байканов смертоносный путь», а дороги, ведущие от берегов Черного моря через горные ущелья Кубани, назывались «Хадетлаго», то есть «смертоносные пути».

Мой златогривый конь Кеме сказал мне:

– В те времена при виде красивой лошади адыги говорили: «Байканов белый конь». Между Анапой и Суджук–кале находились сложенные наподобие бугра камни, которые назывались в народе «Байканов белый конь».


В далеком  455 г. грузинский царь Вахтанг I Гургаслан (445–499 гг.) в ответ на осетинский набег на Карталинию двинулся против осетин в поход. Проходя на обратном пути через Джикетию (землю предков адыгов), он получил с адыгов большую дань лошадьми и скотом.
В VI в. обстоятельства благоприятствовали распространению византийского политического влияния в Причерноморье и на Северо–Западном Кавказе.
В 562 г. император Юстиниан заключил мир с персами, согласно которому ему была возвращена Лазика. Бывшее Боспорское царство превратилось в рядовую провинцию Византии. Ей подчинялся также Таманский полуостров.
Византийской империи подчинялись в той или иной степени все горские народы Северного и Северо–Западного Кавказа от Тамани до Терека, среди них –  абхазы и адыги.
Имеются сведения о том, что на Таманском полуострове были учреждены должности императорского комита и трибуна имперской армии. Полуостров, наравне с другими частями Византии, был обложен податями. Жители несли повинности натурой, поставляли боевые суда и людское снаряжение.
Известно, что в конце VII в. хазары овладели Северо–Западным Кавказом и значительной частью Крыма.
В «Истории адыгейского народа», составленной по народным преданиям,  приводятся данные о военных столкновениях хазар с адыгами. Надо учесть, что с VII в. до X в. адыги  частично входили в состав Хазарской державы.
В VII–X вв. юго–восток Европы находился большей частью под властью насильственно скроенного государственного образования – Хазарского царства с многоплеменным населением (тюрки, булгары, хазары, евреи и другие народы).

Что касается религии  народов Северного Кавказа, то она со временем менялась. Важным элементом ранней черкесской религиозной системы являлась вера в Души (Псэ) предков, которые имеют возможность видеть и оценивать дела их потомков. Понятие физических страданий или наслаждений в загробном мире (Хьэдрыхэ) отсутствует — есть духовное удовлетворение или муки раскаяния Души за свой жизненный путь перед собой и перед лицом предков. Поэтому задачей земного существования человека является Совершенствование Духа — сохранение чести (Напэ), проявление сострадания, безвозмездное оказание помощи (Псапэ), что, наряду с доблестью, отвагой воина, позволяет Душе человека после смерти присоединиться к Душам предков с чистой совестью. Души предков нуждаются в поминовении, в силу чего устраивают тризны, практикуется жертвоприношение или приготовление поминальной пищи (Жьэрымэ), раздача её для поминания душ умерших.
Христианские источники указывают Зихию (Зихия — латинское и греческое название Черкесии) и Абазгию (ныне Абхазия) объектами проповеднической деятельности двух апостолов Христа – Андрея Первозванного и Симона Кананита. С VI в. христианство утверждается в Черкесии, где и существует до крушения Византийской империи. В Черкесии образовалась многочисленная прослойка христианских священнослужителей (шоген – поп, кардан – дьяк). Первый христианский епископ (иуан) в Зихии (Черкесии), появился в середине VI в. Резиденция Епископа Зихии и Абазгии находилась в Никопсисе (совр. Новомихайловское) на черноморском побережье, где сохранились остатки христианского храма.
На всем Северном Кавказе христианство пользовалось некогда правами официально признанного культа наряду с многочисленными народным верованиями, продолжавшими существовать и получавшими иногда лишь внешнюю христианскую окраску. О раннем христианстве на Северном Кавказе свидетельствуют остатки церквей и часовен на реке Теберде, в верховьях Кубани, на Большом и Малом Зеленчуке, Кефаре и в ряде других мест Северного Кавказа. Кроме церквей и часовен, на Северном Кавказе сохранилось много следов христианства, как, например, каменные кресты и надгробные плиты с греческими христианскими надписями.

Процесс принятия ислама адыгами был поэтапным. Черкесы времен Спенсера признавали религиозный и политический авторитет османского султана, тогда как черкесы XV в.  никого не ставили выше себя и своих амбиций. Эти же взгляды отражены в сочинении аз–Захири (ум. в 1468 г.) об устройстве государства черкесских мамлюков, где утверждается тезис о приоритете черкесов в исламском мире.
Если в XVI в. лишь отдельные группы черкесов исповедовали ислам, то позже  все черкесы смотрели на османского султана, как на своего духовного главу и некий высший авторитет.
В 1404 г., описывая Черкесию, Иоанн де Галонифонтибус писал о том,  что «их женщины являются великими волшебницами и применяют свое ремесло очень охотно. Они вызывают ветер и заставляют море штормить, творя кораблекрушения, ибо у них нет хороших гаваней. Когда я путешествовал по этим землям и вокруг них, я убедился, что эти сплетни являются правдой. Волшебные силы повергли море в неистовство, особенно ночью. Но наши молитвы и святые помогли нам одолеть эти силы».



НАГАЙЦЫ

Ногайцы (самоназвание — ногай, ногайлар) — тюркоязычный народ, который относится к  кыпчакско–ногайской подгруппе тюркских языков.  Ногаи сформировались на основе  племен Великой Степи с VII в. до н. э. до XIII в. н. э. Среди них – саки, сарматы, гунны, усуни, канглы, кенегесы, асы, кыпчаки, уйгуры, аргыны, кытай, найманы, кереиты, кунграты, мангыты. Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV в. в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногаи оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде.
Это тип тюркского языка и языка команов. Этот джагатайский диалект является письменным языком и нескольких других татарских народов, и в особенности тех, кто живет на восточном берегу Каспийского моря, на нем пишут или арабскими буквами (обычно татары), или уйгурскими.
Кыпчакский язык, начиная с XIII в., являлся языком межэтнического общения в Золотой Орде; позже лёг в основу татарского, башкирского, карачаево–балкарского, ногайского, казахского, кумыкского  и некоторых других языков.

Традиционная религия — ислам ханафитского мазхаба; встречаются последователи шафиитского мазхаба. Традиционное занятие  ногайцев — кочевое скотоводство (разведение лошадей, верблюдов, мелкого и крупного рогатого скота), отчасти — земледелие, охота, рыболовство. В культурном наследии ногаев главное место занимает музыкально–поэтическое искусство. Имеется богатейший героический эпос (в том числе поэмы «Едиге»).
Характерно отношение  ногайцев к женщинам. Что касается ногайских женщин, то они не безобразны, а у женщин из высших классов даже  очень светлый цвет лица. За пылкий темперамент их стремятся приобрести в жены представители соседних народов.
У ногайцев бывает та же болезнь, которую Геродот наблюдал у скифов. Он говорил: «Скифы, хозяева Азии, шли оттуда в Египет, но, когда они прибыли в Палестинскую Сирию, Псамметих, царь Египта, вышел им навстречу и мольбами и подарками заставил их остановиться. Они повернули назад таким образом, что прошли через Аскалон в Сирии; большая часть скифов ушла оттуда, не причинив разорений, кроме некоторых, которые, оставшись позади основных сил, ограбили храм Венеры Уранийской. Этот храм, насколько я смог узнать по сведениям, самый древний из всех храмов, посвященных этой богине. Храм на Кипре был основан выходцами из Палестинской Сирии, и, как свидетельствовали сами жители, храм на Кифере был тоже построен финикийцами – выходцами из Палестинской Сирии. Богиня Венера послала «женскую болезнь» на тех среди них (скифов), кто разграбил ее храм в Аскалоне, и это наказание навсегда перешло их потомству. Скифы говорят, что эта болезнь стала наказанием за то святотатство, и что иностранцы, путешествующие в их землях, догадываются о состоянии тех, кого скифы называют “энареи”».

Пра¬внук Джу¬чи – Но¬гай во вто¬рой по¬ло¬ви¬не XIII в.  объ¬е¬ди¬нил под сво¬ей вла¬стью ко¬че¬вых по¬лов¬цев и чер¬ка¬сов, принявших ислам, по¬ставив во гла¬ве их пле¬мен сво¬их мон-голь¬ских фео¬да¬лов,  по происхожде¬нию ко¬то¬рых они и при¬об¬ре¬ли свои на¬зва¬ния ман¬гыт и кун¬грат.  Впо¬следствии они на¬зы¬ва¬лись ногайца¬ми в па¬мять тем¬ни¬ка Но¬гая, быв¬шим пер¬вым их ха¬ном, и пе¬ре¬се¬ли¬лись на ле¬вый бе¬рег Ниж¬ней Вол¬ги, вой¬дя в со¬став Бе¬лой Ор¬ды.


В эпоху, называемую среднетюркской, кыпчакские племена делятся на половецких кыпчаков и булгарских кыпчаков. Причина этого – разделение в XV в.  Золотой Орды на несколько ханств.


В середине XVI в. Гази (сын Урака, правнук Мусы) увел часть ногаев, кочевавших в Поволжье, на Северный Кавказ, где были традиционные старые кочевья мангытов, основав Малые Ногаи.
Ногайская Орда между Волгой и Эмбой пришла в упадок в результате экспансии Московского государства в Поволжье и войн с соседями, из которых наиболее разрушительной стала война с калмыками. Потомки ногайцев, не переселившихся в Малые Ногаи, растворились среди башкир, казахов и татар.


Что ка¬са¬ет¬ся Бе¬лой Ор¬ды, там происходи¬ли свои эт¬ни¬че¬ские про¬цес¬сы, от¬лич¬ные от тех, ко¬то¬рые про¬текали в По¬вол¬жье с ус¬то¬яв¬шим¬ся зем¬ле¬дель¬че¬ским на¬се¬ле¬ни¬ем и полу¬кочевым на¬се¬ле¬ни¬ем, во¬шед¬шим в сфе¬ру влия¬ния булгар и рус¬ских. В ис¬точниках Вос¬то¬ка ко¬че¬вое на¬се¬ле¬ние Бе¬лой Ор¬ды по¬лу¬чи¬ло на¬зва¬ние уз¬беков–ка¬за¬хов,  а  в рус¬ских ле¬то¬пи¬сях они ос¬та¬лись та¬та¬ра¬ми.
Булгары, обулгари¬зо¬ван¬ные бур¬та¬сы (мад¬жа¬ры), а так¬же слив¬шие¬ся с булгара¬ми ха¬за¬ры за¬ни¬ма¬ли все По¬вол¬жье от впа¬де¬ния Ка¬мы  до Кас¬пийского мо¬ря и в пе¬ри¬од Золотой Ор¬ды.  В сво¬ей ос¬нов¬ной мас¬се они жи¬ли в го¬ро¬дах,  ко¬то¬рые бы¬ли ос¬но¬ва¬ны булгара¬ми еще в домонголь¬ский пе¬ри¬од.

«Гази–Барадж Тарихы» рассказывает о городе Чалап–Керман. Этот булгарский балик был при слиянии рек Джаик (Урал) и Иллак (Илек), назывался также Джаиком, Иллаком, Орда–Базаром. В 960–1236 гг. он был центром Иллакского района Мардан–Беллакской губернии. Через него проходил Бухарский торговый путь из Хорезма в Булгар. Недовольные передачей Алтынбеком части Иллакского района с городом Каргалы Башкортской провинции, иллакцы в 1235 г. перешли на сторону Гази–Бараджа. В 1278 г. Иллак вошел в состав Кыпчакской Орды, но на правах автономного булгарского княжества Иллак–Булгар. Здесь проводилась знаменитая ордынско–булгарская ярмарка Орда–Базар. При булгарском эмире Фазыл (Васыл)–Булюме (XIV в.) Чалап–Керман возвращается под власть Булгарского государства в качестве автономного района, в честь чего Булюм берет себе имя Орду.

В «Гази–Барадж Тарихы» есть важное разъяснение о понятии «ногайцы»
Нугаи (нугайлар) –  ногайцы делились на «старых» («борынгы»), то есть «коренных» или «настоящих», и на «новых ногайцев». Старых ногайцев булгары считали своими и часто называли иллакскими (илекскими) булгарами. Тук–Мохаммед прямо пишет, что булгары с коренными ногайцами не только никогда не воевали, но и, в знак своего расположения к ним, называли двое ворот и один из урамов Казани «ногайскими». «Новые ногайцы» составлялись ногайскими мурзами из наемных «бездомных» кыргызов для войн с булгарами и для заселения булгарских земель, так как сами ногайцы отказывались воевать с единокровными булгарами. Поэтому, все столкновения, которые некоторыми историками называются как  булгаро–ногайские войны, происходили, в действительности, между булгарами и «новыми ногайцами».

Ос¬нов¬ным насе¬лением Зо¬ло¬той Ор¬ды бы¬ли кип¬ча¬ки, булгары и рус¬ские. Булгары как наи¬бо¬лее куль¬тур¬ное в ду¬хов¬ном и ма¬те¬ри¬аль¬ном от¬но¬ше¬нии земледель¬ческое на¬се¬ле-ние По¬вол¬жья и его го¬ро¬дов ока¬зы¬ва¬ло че¬рез сво¬их феода¬лов,  куп¬цов и уче¬ных осо¬бен¬но ак¬тив¬ное влия¬ние на ру¬ко¬во¬дя¬щую эли¬ту и са¬мо¬го ха¬на Зо¬ло¬той Ор¬ды.  Имен¬но  ре¬зуль-та¬том  та¬ко¬го влия¬ния яви¬лось при¬ня¬тие ха¬ном Уз¬бе¬ком в 1312 г. ис¬ла¬ма в ка¬че¬ст¬ве государствен¬ной ре¬ли¬гии. Од¬на¬ко,  как это вид¬но из со¬об¬ще¬ния Ибн–Ба¬ту¬ты,  основ¬ная часть та¬ких тюрк¬ских на¬ро¬дов,  как кип¬ча¬ки–по¬лов¬цы, и тюр¬ки–чер¬касы (тюрк¬ские пред-ки дон¬ских и за¬по¬рож¬ских ка¬за¬ков) бы¬ли христиа¬нами.  Нет со¬мне¬ния в том,  что они на-хо¬ди¬лись под  силь¬ным  влия¬ни¬ем  рус¬ско¬го населения. 
Од¬на¬ко Уз¬бек–хан лишь за¬кре¬пил по¬бе¬ду ис¬лам¬а. Вас¬саф пи¬шет: «Де¬ло заключалось в том, что  вна¬ча¬ле упомя¬ну¬то¬го го¬да (1302 г.) ме¬ж¬ду ним (Такта¬ем) и Ногаем,  в пр嬬¬де¬лах Сак¬си¬на и Булгара,  про¬изош¬ли страш¬ный бой  и ужас¬ная  бит¬ва.  Тактай  ос¬тал¬ся  по¬бе¬ди¬те¬лем  ...». Во–пер¬вых, придется уточнить, что бит¬ва, естест¬венно, не мог¬ла про¬изой¬ти в двух мес¬тах – на Сред¬ней Вол¬ге у Булгара и на Ниж¬ней Вол¬ге у Саси¬на, а со¬стоя¬лась она вбли¬зи го¬ро¬да Сак¬си¬на–Булгара.  Во–вто¬рых,  столк¬но¬ве¬ние Тактая и Но¬гая вы¬ра¬жа¬ет противо¬действие  булгаро–исламской и сла¬вя¬но–хри¬сти¬ан¬ской стороны. По¬сле смер¬ти Бер¬ке под кон¬тро¬лем Но¬гая, тем¬ни¬ка Зо¬ло¬той Ор¬ды, пра¬внука хана Джу¬чи, ока¬за¬лась ог¬ром¬ная тер¬ри¬то¬рия от До¬на до Ду¬ная. 
В 1273 г. Но¬гай же¬нил¬ся на по¬боч¬ной  до¬че¬ри ви¬зан¬тий¬ско¬го им¬пе¬ра¬то¬ра Ми¬хаи¬ла Па¬лео¬ло¬га – Еф¬ро¬си¬нии.  На¬хо¬дясь в ок¬ру¬же¬нии хри¬сти¬ан¬ских го¬су¬дарств,  Но¬гай  и его при¬бли¬жен¬ные ис¬пы¬ты¬ва¬ли силь¬ное влия¬ние их идео¬ло¬гии,  пре¬ж¬де все¬го рус¬ско–православ¬ной.  С по¬мо¬щью  Но¬гая  в  Зо¬ло¬той  Ор¬де  в 1291 г.  был сверг¬нут с пре¬сто¬ла хан Ту¬лай–бу¬га (Те¬ле¬бу¬га) и по¬са¬жен его брат Тох¬та (Ток¬тай). Сто¬рон¬ни¬ки уси¬ле¬ния влияния ис¬ла¬ма в Зо¬ло¬той Ор¬де под¬толк¬ну¬ли Тох¬ту на вой¬ну с Но¬га¬ем.  При этом Тох¬та ре¬шал и дру¬гую цель – из¬бав¬лял¬ся от  могущественного  тем¬ни¬ка.  В 1300 г.  Тох¬та  на¬чал во¬ен¬ные дей¬ст¬вия.  Но¬гай по¬тер¬пел поражение, по¬пал в плен и был убит.  Это бы¬ла пре-лю¬дия по¬бе¬ды ис¬ла¬ма в Зо¬ло¬той Ор¬де.

В  это¬ вре¬мя  росло влия¬ния булгар на завое¬вателей.  Булгары,  как бли¬жай¬шие со-се¬ди древ¬ней Ру¬си и вос¬точ¬ных стран  и  зна¬ко¬мые  с  их  куль¬ту¬рой,  спо¬соб¬ст¬во¬ва¬ли  под вла¬стью  Золо¬той Ор¬ды про¬цес¬су раз¬ви¬тия го¬ро¬дов и реме¬сел на тер¬ри¬то¬рии Ниж¬не-го По¬вол¬жья.  Яв¬ля¬ясь цен¬тром  ка¬ра¬ван¬ной  тор¬гов¬ли, терри¬то¬рия Булгарии слу¬жи¬ла яр-мар¬кой для встреч¬ных по¬то¬ков  то¬ва¬ров,  иду¬щих  из Руси,  Вос¬точ¬ной Ев¬ро¬пы,  с Кав¬ка-за,  из Пер¬сии, Сред¬ней Азии,  Мон¬го¬лии и Ки¬тая.
К началу XIII в. в Волжской Булгарии, благодаря исламу, шло освоение арабской письменности, процветало зодчество и каменное строительство. Естественная эволюция была прервана татаро–монгольским нашествием, и завоёванные земли вошли в состав нового государства – Золотой Орды. Сюда на заселение были насильно пригнаны пленённые русские и мордва. В этих местах чеканились первые монеты с изображением хана Батыя. Оставили свой след в здешней истории ханы Булак–Тимур и Тохтамыш.
В на¬ча¬ле XV в.  Бе¬лая Ор¬да рас¬па¬лась на ряд вла¬де¬ний, наи¬бо¬лее круп¬ны¬ми из кото¬рых бы¬ли Но¬гай¬ская Ор¬да и Уз¬бек¬ское  хан¬ст¬во. Но¬гайская Ор¬да за¬ни¬ма¬ла сте¬пи ме-ж¬ду Вол¬гой и Ура¬лом.  Эт¬ни¬че¬ский со¬став на¬се¬ле¬ния Но¬гай¬ско¬го и Уз¬бек¬ско¬го ханств был поч¬ти од¬но¬ро¬ден.  В не¬го вхо¬ди¬ли час¬ти од¬них и тех  же  ме¬ст¬ных  тюр¬коя¬зыч¬ных пле¬мен и под¬верг¬ших¬ся ас¬си¬ми¬ля¬ции при¬шлых мон¬голь¬ских пле¬мен.  На террито¬рии этих ханств жи¬ли канг¬лы, кун¬гра¬ты, кен¬ге¬ре¬сы, кар¬лу¬ки, най¬ма¬ны,  ман¬гы¬ты, уй¬сун, ар-гы¬ны, ал¬чи¬ны, ки¬таи, кип¬ча¬ки и другие. По уров¬ню сво¬ей эко¬но¬ми¬ки и куль¬ту¬ры эти пле¬ме¬на бы¬ли очень  близ¬ки. Их ос¬нов¬ным за¬нятием бы¬ло ко¬че¬вое ско¬то¬вод¬ст¬во.  В обо-их хан¬ст¬вах господствова¬ли  пат¬ри¬ар¬халь¬но–фео¬даль¬ные  от¬но¬ше¬ния.
Между рек Самара и Большой Кинель располагалось одно из сильнейших племён Золотой Орды – мангиты во главе с князем Едигеем, зятем и противником Тохтамыша. Ногайцы сформировались в XV в. в результате консолидации ряда тюркских племен между Нижней Волгой и Эмбой. Ведущую роль в Ногайской орде играли как раз мангыты. Эти названия многими воспринимались как синонимы, и иногда всех мангытов, обитавших и в других ханствах, тоже называли ногаями. Основателем династии ногайских правителей был эмир Едигей, однако независимой государственности ногаев в его время не существовало. Едигей и несколько поколений его потомков были беклярбеками при золотоордынских ханах. Обретение независимости Ногайской орды произошло при правнуке Едигея — Мусе. Однако государство постоянно раздиралось внутренними войнами и губительными конфликтами с соседями — особенно Крымским и Казахским ханствами.
Но в Но¬гай¬ской ор¬де монго¬лов–ман¬гы¬тов бы¬ло боль¬ше, чем в Уз¬бек¬ском хан¬ст¬ве.  Не¬ко¬то¬рые ее ро¬ды ино¬гда пе¬ре¬хо¬ди¬ли на пра¬вый  бе¬рег Вол¬ги,  а на се¬ве¬ро–вос¬то¬ке они до¬хо¬ди¬ли до То¬бо¬ла. Уз¬бек¬ское хан¬ст¬во за¬ни¬ма¬ло сте¬пи современ¬ного Ка¬зах¬ста¬на к востоку  от  Но¬гай¬ской  Ор¬ды.  Его тер¬ри¬то¬рия прости¬ралась от ни¬зовь¬ев Сырдарьи и Араль¬ско¬го мо¬ря на се¬вер до Яи¬ка и То¬бола и на  се¬ве¬ро–вос¬ток до   Ир¬ты¬ша.  Зо¬ло¬тая  Ор¬да бы¬ла хи¬ме¬рой,  то¬гда как Бе¬лая Ор¬да ста¬ла ядром образо¬вания  но¬во¬го самостоятельно¬го эт¬но¬са – ка¬за¬хов.



 – Остановись, мой быстрый конь Кеме. Давай прочтем этот пожелтевший на степном солнце список ногайских биев, – придержал  я коня. И прочитал – как помянул.

Бии (князья) Ногайской Орды, а впоследствии – Больших Ногай. Эдигу–бий, сын Балтычак–бека, бий (1392–1412 гг., умер1419 г.). Нур ад–Дин Батыр–бий, сын Эдигу–бия, бий (1412–1419 гг.). Мансур–бий, сын Эдигу–бия, бий (1419–1427 гг.)….
Как же их много, великих!..

А впереди  уже забрезжил свет реального мира Средневековья.

В этом мире Едигей неожиданно вступил в сговор с Тамерланом, и с его войском пошёл на Золотую Орду. На стороне Тохтамыша выступали русские и литовские воины, на стороне Едигея вся Средняя Азия, индийцы и афганцы. Так, на территории междуречья произошла одна из крупнейших битв, забытая историей. В середине XV в. на месте Золотой Орды образовались Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства. А междуречье Самары и Кинеля вошло в состав Ногайской Орды.

*

В 1323–1340 гг. царем Волжской Булгарии стал Булюм–Орду Мугаллим, внук Мохаммед–Алама, сын Исмаил–Галима.
В 1340 г., после семнадцати лет правления, Булюм–Орду скончался в своем «Казый Йорты», оплакиваемый сильно разросшимся при нем Эль–Хумом. После смерти Акмала даругой стал сын хана Узбека –  Джанибек. Когда Мугаллим затеял строительство мечети «Эль–Хум», то оказалось, что часть здания мечети располагалась на территории Саин Йорты. Несмотря на все уговоры и подарки, Джанибек отказался передать этот участок под мечеть, и был возведен лишь минарет «Эль–Хум». Говорят, эмир, не выдержав такого унижения, заболел и скончался.

Первые признаки упадка Золотой орды появились уже при Джанибек–хане (1342—1357 гг.).  «Аноним Искен–дера» (Муин–ад–дин Натанзи) подчеркивает энергичную деятельность по насаждению ислама в Кок–Орде (в Золотой Орде), выразившуюся в постройке медресе и мечетей, в привлечении богословов, в поощрении наук (надо понимать, главным образом богословских), в насаждении культурных обычаев и нравов.
Неизвестный автор «Истории Шейх–Увейса» (эмира из династии Джалаиридов), явно симпатизирующий самостоятельности иранских владений и их сопротивлению посягательствам Улуса Джучи, писал о Джанибеке: «Государство  процвело и могущество его увеличилось, но он позарился на Иран».
Джанибек добился утверждения в Булгаре сына Касима – Мир–Махмуда. Так, царем Волжской Булгарии стал Мир–Махмуд, сын Булака (1340–1359 гг.).
После этого Джанибек, став ханом, утвердил главой Ногайской орды Кыпчака своего сына Бердибека, а тот добился утверждения булгарским даругой бека Тагыла. Тагыл, бывший потомком Мергена,  никогда не забывавший о булгарстве своего рода, владел в то время частью Сэбэра. Он сочувствовал сыну Мугаллима Чаллы–Мохаммеду, и тот, наняв с его помощью шайку ногайцев, послал ее со своим отрядом на Булгар.
Во главе отряда был поставлен тюрэ города Башкорта – Алай. Башкорт находится западнее Джукетау, в устье Дяу–Шира. Раньше, в 1183 г. он был аулом Сарсазы. Высадившиеся около него русские разгромили аул. Одна часть жителей, ища спасения бегством, утонула в Агидели, а другая попыталась убежать в Тухчи или Джукетау, но была изрублена врагами. После этого Чельбир возвел здесь крепость и поставил во главе ее попавшего в опалу бека Алтыша, разбившего в 1172 г. Мышдаулы. Сын Алтыша – вали Чаллов Васыл – основал крепость Яр Чаллы, почему ее стали называть также Васыл–Балик. Сын Васыла Ашан в 1236 г. поджег Сарсазы и ушел в Кашан, но потом восстановил крепость. В 1278 г. Сарсазы яростно защищали под главенством тюрэ Халика – сына Ашана – башкорты. Они так и не дали татарам Корым–Тимура переправиться здесь на кашанскую сторону Агидели. В память об этом Мохаммед–Алам присвоил крепости имя Башкорт.
Сын Халика – Якуб взял во время Туджунской войны русский город Асыл и назвал его именем своего сына. Асыл и Адам разбили в 1346 г. отряд галиджийцев из 600 разбойников, плывших под видом охраны русской дани Кыпчаку. При этом Адам получил смертельную рану. Асыл пощадил пленных и, получив выкуп из Галиджа, отпустил их. В память об этом Асыл взял имя вожака разбойников – сына бояра Эбрема, а Эбрем – имя предка Асыла Васыла.

Мир–Махмуд разбил отряд Алая и, воспользовавшись тем, что он напал со стороны Хонтурчи, обвинил в нападении потомка Нарыка – Чура–Коча и пошел на него.


А Нарык скончался, будучи улугбеком Самарского иля. Его сын Мир–Ибрагим получил это имя в память о деде Бачмане, имевшем мусульманское имя Ибрагим. Сыном Мир–Ибрагима был Юсуф, сыном Юсуфа – Ар–Худжа – отец Чура–Коча.
Ар–Худжа ходил главой охраны с послом Мугаллима Махмудом ибн Гали в Миср (Египет) к тамошнему султану – покровителю правоверных. А это посольство было ответным. Ибо вначале в Булгаре побывал посол султана Мисра. Но его не пропустили в Булгар, ибо Узбек заявил: «Я хочу, чтобы Миср обменивался послами только со мной». Послу Мисра позволили лишь под присмотром людей хана Узбека совершить молитву на месте Турчы–Булгара – во владении Кыпчака. Там он, правда, встретился с богатейшим камышинским купцом Саларом, проходившим с караваном в Булгар, и передал через него послание своего султана эмиру булгар. А Махмуд ибн Гали был внуком Хафиза  Тэтэшского и Булгарского и главой братства «Эль–Хум». А сын Салара – Сайф был главой дома отца в Булгаре, где учился в учрежденном эмиром медресе «Мохаммед–Аламия». Он получал уроки также у знаменитого шейха Масуда, бывшего мунаджимом  в Булгаре.

Шейх Масуд по просьбе купечества ездил определять дневное и ночное время в Нукрат и на реку Бий–су. И он однажды рассказал ученикам, что там, среди пустыни, он нашел один аул. Возле аула было большое озеро, а на озере – остров с единственным деревом. Вокруг этого дерева Кaхин (прорицатель) несколько раз провел обнаженную девушку с горстью земли в руке, с которой по очереди совокуплялись стоявшие тут же мужчины. После этого девушку окунули в воду. Когда он спросил кахина, что это значит, тот объяснил: «Дерево – это Солнце, а девушка, ведомая вокруг него, – это Земля. Земля оплодотворяется Солнцем. Мы хотим, чтобы Земля рожала и должны сказать об этом Солнцу. Солнце не понимает человеческого языка, и поэтому приходится показывать ему, что мы хотим, чтобы оно оплодотворило Землю, как люди – девушку». Когда шейх заметил кахину, что это Солнце вращается вокруг Земли по воле Аллаха, тот рассмеялся и сказал, что урцы ближе всех к Солнцу и знают дело вернее.

Когда Мир–Махмуд пошел на Чура–Коча, дружившего  с Ашрафидами, то в ополчение попал и Сайф. Но в походе Сайф сказал ополченцам: «Люди! Мы совершаем преступление, ибо булгарам запрещено проливать кровь булгар! Достаточно, что нашу кровь проливают неверные!» Ополченцы призадумались и повернули назад, несмотря на угрозы казанчиев. Поход был сорван. Мир–Махмуд в ярости приказал повязать Сайфа. Однако Сайф был заранее предупрежден и бежал в Сарай. Матерью его была язычница, кыргызка. И однажды толпа эльхумовцев потребовала от отца Сайфа Салара выдачи жены им в руки. Опасаясь за жизнь жены, купец вывез ее в Сарай к отцу – знатному беку. Там она и осталась жить, ибо сам Салар полжизни провел в Сарае по своим торговым делам.

Когда Сайф подрос, отец определил его на учебу, а затем и на работу в Булгар.
Потом к власти пришел Бердибек, и Сайф был возвышен, ибо советник хана Тагыл был родственником матери Сайфа. Но когда Бердибека убили вместе с Тагылом, Сайфу пришлось уехать в Миср (Египет). А другой сын Салара, Салих, взявший в свои руки дело отца, навещал там брата и помог ему открыть кабак для паломников и купцов из Булгара.
В правление Джанибека (1342–1357 гг.), когда субаши стали группами уходить в Башкорт и за Агидель, не желая разоряться от всё возраставшей кыпчакской дани, на земли Кыпчака обрушился невиданный мор. Он шел со стороны Бехташа, и испуганные его угрозой субаши стали уходить уже целыми аулами. Вслед за ними уходили из городов Внутреннего (Великого) Булгара в Казань, Чаллы и Кашан  купцы и мастера. Чтобы паника не охватила страну, Мир–Махмуд был вынужден разрешить всем желающим эчкебулгарцам общинами и цехами переселяться на отведенные для них земли в других областях Булгара во главе со своими шейхами и тюрэ. Половина селян и горожан покинула тогда Эчке Булгар.

К концу XIII в. опустошенная татаро–монголами Волжская Булгария частично восстанавливается, а в XIV в. ее столица Булгар переживает период нового подъема.

Город Булгар – первая столица Булгарского государства, центр Болгарской губернии, носил много названий. Вспомним. Был в 820 г. – Мардукан, в 820–1028 гг. – Булгар, в 1028–1183 гг. – Ибрагим, в 1183–1361 гг. – опять Булгар и так далее.
 Сиражуд–дин, Абу Хафс, Умар ибн Али ибн Муса ибн Халиль, аль–Багдади, аль Азджи, аш–Шафии, аль–Баззар в своей книге «Сведения о городах, мензелях и дорогах Булгарской державы, полезные для тех, кто ездит по ним»  пишет, что в центре Бугара была расположена цитадель «Мумин»  или «Таш–Балик», главная мечеть которой – «Исмаилдан»  была выстроена на месте мечети Хасана (сгорела в 1214 г.). Вокруг цитадели располагались балики Кавэс рабат, Барын, Бурджан (здесь располагался Казый Йорты, выстроенный на месте мечети Мардуан), Алтын рабат (каменная Алтын–мунча), Комеш рабат, Аппак Йорты, Баллы рабат, Ибрагим, Тазик Йорты (каменный караван–сарай, называвшийся позднее также «Мэн Буляром»), Тар, Мэн Ойле, Чирэ, Бакыр, Саин (назван в честь эмира Шамгуна), Шалкан, Гюлистан. Некоторые части последних трех баликов были выделены под Башкак Йорты («Посольский Двор») кыпчакского посла. Все эти балики окружала одна мощная стена. Между цитаделью и Тазик Йорты располагалась огромная базарная площадь Кызыл Майдан, а на ней – Кызыл Джами. У каждого балика были башни или ворота в стене, носившие названия баликов, кроме балика Гюлистан. Напротив Кавэс рабата располагался внешний балик Кукрэ, где была церковь «Гурджи Эмир». Между указанной частью города и Иделью располагались балики Сувар (здесь была каменная Сувар–мунча), Халджа или Хорезм, Ташаяк, Кура, Балчук, Кышлык. Отдельно от остальных баликов располагались городская пристань Ака Басар и балик Уйлак. Половина всего этого при Мусе ибн Халиле уже лежала в развалинах, но все же число жителей достигало 10 тысяч человек, к которым летом присоединялось 15–20 тысяч паломников и приезжих торговцев.

Сейчас, когда мы с легендарным конем Кеме вернулись в Булгар, невольно остановились у Волги.

Здесь с  высокого волжского берега видны четкие очертания бани «Красная палата», ее  двухметровая стена, каменные водоемы, следы канализации и системы отопления.
–  Айда, мой Кеме, скачи к этой Красной палате, – пришпорил я коня.

Снаружи и изнутри  Красной палаты  стены оштукатурены и выкрашены в красный и розовый цвета, отчего памятник получил название «Красной палаты». По своей планировке близка к «Красной палате» и другая баня, расположенная в верхней части Булгара – «Белая палата». Это крестообразное, богато украшенное здание, состоящее из центрального купольного зала, раздевальни, нескольких небольших моечных комнат и топочного помещения.
«Белая палата»  располагается в самом сердце города. Баня очень большая и не частная, а общественная. В ней мылись рядовые горожане, о чем можно судить по строгости интерьера и отсутствию украшений.
Здесь сами стены говорят.
«Белая палата» построена в 30–40–х  гг. XIV в. Работала примерно до 1361 г., а потом, после погрома, которому подвергся город в том году, ее постепенно забросили. Первое помещение, в которое попадает посетитель – предбанник – там люди раздеваются. Далее –  главное помещение в форме квадрата, разделенное на отдельные кабинки для мытья. По сторонам зала – индивидуальные комнаты для мытья. И центральный зал, и его боковые ответвления покрыты куполами. В здании – несколько печей, нагревавших воду и воздух для отопления, а также целая система труб для подачи горячей воды и полых каналов под полом для нагнетания горячего воздуха. В целом эта турецкая баня совершенно не отличается  от такой же в Константинополе, Багдаде, Дамаске или в Бахчисарае.
«Восточная палата» – «Ханская баня»  построена во второй половине XIII в., просуществовала примерно до 1340–х гг. Располагалась «Восточная палата» чуть влево от Соборной мечети. Это самая старая общественная баня Булгара, и, наверное, самая крупная. Бани на Востоке, в том числе в Булгарии, играли не только санитарную роль. Они были местом отдыха, где нередко велись деловые беседы, заключались торговые соглашения.
План Восточной палаты в принципе напоминает Белую палату, хотя здесь скорее больше отличий, чем сходства. Баня сложена очень качественно, без излишеств. Система нагрева воды и отопления примерно одинаковая. Полукруглое сооружение  – печь, а чуть в стороне – огромный  двойной бассейн, или, скорее, резервуар для воды.
Для обогрева домов булгары использовали систему калориферов: кирпичных печей с идущими в разных направлениях гончарными трубами, по которым поступала горячая вода.
Недалеко от Восточной палаты возвышается «Черная палата». От местного муллы была записана легенда, по которой суд вершили четверо: сам хан и трое избранных из народа наиболее авторитетных людей. Хан обычно приходил в здание с запада, по переходу, который соединял Черную палату с его дворцом, тогда как трое других судей входили каждый со своей стороны, что производило особое впечатление на подсудимых. Название «Черная палата» неясно, поскольку здание отнюдь не черное. Скорее всего, так его назвали потому, что оно сильно погорело в 1361 г., при налете хана Булак Тимура.
Далее дорога ведет к «Малому минарету». Построенный во второй половине XIV в., шестнадцатиметровый минарет гордо стоит среди усыпальниц. Арочный вход на лестницу и орнаментальная ниша имеют богатую декорировку, выполненную в технике тонкой каменной резьбы. Каменная винтовая лестница в 45 ступеней ведет на верхнюю галерею.
К югу и к востоку от «Малого минарета» остались основания ещё нескольких мавзолеев. Каменные здания мавзолеев, находящиеся в нем кирпичные надгробья и склепы, говорят о том, что здесь было кладбище знатных людей. Это наиболее возвышенное место города. Отсюда открывается хорошая панорама оборонительных сооружений.
В свое время в Булгаре были построены из камня дворец эмиров «Казый Йорты», мечеть «Исмаилдан» с высоким минаретом в честь Исмаила, пять бань, караван–сарай «Мэн Буляр», много усыпальниц – «Габдуллы» – с северной стороны, «Мохаммеда» – с восточной стороны «Исмаилдана». 

Укрепленная валом и рвом территория с несколькими каменными зданиями расположена у южных въездных ворот Булгара.

Город Булгар значительно увеличился, в нем строились многочисленные монументальные здания: соборная мечеть, большой и малый минареты, постройки, известные под названием Черная, Белая, Красная и Греческая палаты. Бурно развивались ремесла. Больших успехов достигли металлурги, освоившие в это время производство чугуна; совершенствовались гончарное, ювелирное, оружейное, кожевенное ремесла. Оживилась торговля с Кавказом, Средней Азией, Русью.

Другим важным элементом булгарской культуры было ремесленное производство, со всеми известными тогда отраслями. Металлургическое производство и ремесла занимали в Булгарии второе место после градостроительства. Широкое распространение получила обработка меди и ее сплавов. Ремесленники–медники производили ритуальную и светскую посуду (кумганы, блюда, кубки), также полированные медные зеркала, украшения и декоративные детали для конской сбруи. Ювелирное ремесло вобрало в себя бронзолитейное искусство, чеканку по меди, а также изготовление украшений и дорогой посуды из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями, занимало в булгарском обществе особенно важное место, ибо эти  изделия, прежде всего, пользовались высоким спросом в самой Булгарии, а также были известны за ее пределами в ближних и дальних странах.
Одним из ювелирных образов «звериного  стиля»  могут служить бронзовые замочки в виде фигурок барса–единорога. Очевидно, это тотемное животное одного из ведущих булгарских племен в Поволжье и на Среднем Кавказе – барсил.
Барсилы – племя, племенной союз или народ барсов. Как известно, барсилы или серебряные булгары составляли ведущую группу булгарского населения Волжской Булгарии, из их среды избирались и булгарские цари, которые иногда именовались царем булгар и барсил. Видимо, для отличия военно–племенных вождей от простых воинов в древности у барса появляется такой важный атрибут как рог: изображение рогатого барса, а также крылатого, становится их символом. Не напрасно же, в тюркских сказках и преданиях рог был принадлежностью головного убора одного из самых легендарных царей – Александра Македонского (Зюлькарная).


Уже с IX в. в  Булгарии работали школы и медресе.  Лучшие сыны булгарского народа обучались не только в Булгарских медресе, но и в Бухаре, и в Самарканде.
В булгарских городах функционировали свои деньги. Надо отметить, что об обращении в начале X в. привозных дирхемов и о замене денег шкурками куниц сообщают восточные авторы, например, Ибн–Русте.
Эмиссии были очень незначительны по объему. Большая редкость монет эмиров Волжской Булгарии заставляет думать, что основным средством обращения были куфические (главным образом саманидские) монеты.
Тогда же, в X в., началась и самостоятельная чеканка денег  Булгара, на которых вместо имени саманидского эмира стояло имя Микаила ибн Джафара.

Булгарские богатства настолько стали известными и настолько были удобными, что Булгария пользовалась почти мировым (в масштабе того времени) рынком. Не только Восток, но и Юг, и Запад торговали с Булгарией. Торговые пути из Булгара уже в X в.  шли в Среднюю Азию – то есть на восток; через русские земли к Балтийскому морю – то есть  на запад; и от Каспийское моря, а также через Дон и Черное море в Византию и в Африку – то есть на юг.
Наконец, булгары прекрасно знали мусульманских философов и поэтов, великих эль Кинди, Фараби, Омара Хаяма, Низами, Абу ибн Сина, Рудаки, Лотифи, Хафиза.

Все это говорит о том, что не зря троекратное посещение града Великий Булгар равнозначно хаджу в святую Мекку.

Еще в 1377 г. булгары пользовались огнестрельным оружием. Гончарное и кирпичное производство тоже были известны булгарам. Высокого уровня достигла в своем развитии в Булгарии и производство керамических изделий: высокохудожественной посуды, светильников, сосудов для благовоний. Изготовлялись самые разнообразные керамические горшки и корчаги, кувшины и котлы, блюда и чаши. Они являлись также статей булгарского экспорта в соседние земли и страны.
Однако  основная часть булгарского населения жила в деревнях и занималась земледелием, скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Из деревни поступали в города не только зерно, мясо и другие продукты, но и шкуры животных, из которых выделывалась лучшая в Восточной Европе кожа. Восточные сафьяны и юфть Азия получала некогда из Булгара. Булгарское государство было довольно самодостаточным. Булгары начали лить чугун. Они имели    железный плуг как ручной, так и упряжной тяги. Это свидетельствует о том, что земледелие в Булгарском ханстве стояло очень высоко для того времени. Сельское хозяйство поставляло сырье для прядения, ткачества и производства одежды. Высокое развитие в Булгарии в этот период получило зерновое хозяйство. Экспорт зерна, прежде всего, в Суздальскую и Новгородскую Русь составлял одну из статей внешнеторговых связей Булгарии. Булгары возили тогда хлеб по Оке и Волге во все российские города. В частности, прислали Великому Князю Юрию Всеволодовичу 30 судов с житом: за что он отдарил их золотом, серебром и рыбьими костями.


Уже в XIV в. в глухих лесах у впадения реки Самары в Волгу жили старцы–отшельники, молящиеся Господу за весь мир. Одного из них, в 1357 г., посетил направлявшийся в г. Сарай Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси. Святитель благословил это место и предсказал: «Здесь будет город великий, в коем просияет благочестие, и никогда оный город разорению не будет подвержен». Святитель Алексий почитается как небесный покровитель Самары от всех бед и напастей.

В середине XIV в. внутриполитическая обстановка в Золотой Орде осложняется, начинается жестокая борьба за ханский престол, усиливаются сепаратистские тенденции. Видимо,  в ней участвовал  тот же правитель, который в  1361 г. под именем Булат–Темир (Мир–Пулат, Темир–Булат),  отторг от Золотой Орды обширную территорию в Поволжье, включая Булгарию. Золотоордынским ханам лишь на короткое время удалось вновь объединить свое государство, где повсюду шел процесс дробления и обособления отдельных территорий.
Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества – Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин (Джукетау – около Чистополя). Больший урон Булгарам наносили частые нападения ушкуйников, грабивших их города. Разграбление Булгара ушкуйниками – новгородскими отрядами, занимающимися грабежами (в том числе и на территории Московской Руси), положило конец надежде восстановления прежней Волжской Булгарии. Тем не мене, её Булгарское, Джукетауское, Казанское и Кашанское  княжества продолжали существовать.

В русских летописях  тоже упоминается Булак–Тимур, выходец из Орды, хотя непонятно, чингизид он или нет, в 1361–1367 гг. захвативший Булгар и правивший там, пока его, по приказу Орды, не выгнали суздальские князья.
В русских летописях под 1361 г. говорится: иной князь ордынский, именем Тагай, который от Бездежа, отнял себе страну Наручад и всю ту страну взял, там сам по себе пребывал.
Бек Чура–Коч вскоре расквитался с Тагаем. Когда тот захватил Мухшу, кисанцы попросили его помочь им. Вместе они перерезали шайку Тагая, после чего Чура–Коч ворвался с горячими симбирцами в Мухшу и дочиста ограбил ее, с лихвой вознаградив себя за потери. Его провинция после переселения из Камыш–Самара стала называться Симбирской, и Азан утвердил его в звании Симбирского улугбека.
Тагай же вскоре набрал новую шайку, с которой обосновался на реке Турсук. В 1367 г. через эти места стал проходить Булат–Тимур, направляясь на Джун  за отказ тамошних беков платить дань эмиру за владение булгарскими землями. Тагай сообщил о Булат–Тимуре джунцам, и когда те атаковали улугбека после роспуска им отряда для грабежа, ударил улугбеку в спину. Булат–Тимур попался Тагаю в плен, был отвезен разбойником в Сарай и казнен там за службу Булгару. Казнил улугбека уже не кыпчакский, а сарайский хан. Потому что в то время Кыпчак распался на несколько враждовавших между собой орд. Сарайский хан был рассержен на булгар за то, что они не пропустили в Великий Булгар его даругу и заявили устами Адама об отказе Булгара платить дань Кыпчаку.
Сын Булата – отчаянный Енейтек  собрал рассеявшихся после гибели отца кыргызов и вновь пришел на службу к Азану. Эмир, уже взявший себе титул кана, присвоил ему звание хана и дал в удел север Горной Булгарии («Таулы Булгар», «Джебельстан»). Дабы Енейтек не обижался, что его не поставили улугбеком Великого Булгара, Азан велел переименовать кара–идельский город Ташлы в Булгар. Кроме этого, охране хана был вверен Тау–Керман, переименованный после присвоения Казани имени Нового Булгара в Казан–Керман. Оставленный же Булгар стали называть пожалованным именем «Полистан». Впрочем, люди все эти города часто называли и прежними именами. Так, на карте 1367 г., составленной итальянскими купцами Франциско и Доменико Пицигани, название «пашерти», то есть башкиры,  помещено на месте Приуралья.


А в те времена на Руси Московские князья, братья Юрий и Иван Калита, смело, без оглядки и раздумья, пуская против врагов все доступные средства, вступили в борьбу со старшими и сильнейшими княжествами за первенство, за старшее Владимирское княжение. И  при содействии самой Орды отбили его у соперников.
Особенно интересен путь Ивана Калиты. Иван Данилович Калита (около1283–1340 или 1341 гг.), князь Московский с 1325 г. (фактически с 1322 г.), Великий князь Владимирский (ярлык от хана в 1331 г.), Князь Новгородский (1328–1337 гг.), второй сын московского князя Даниила Александровича. Прозвище «Калита» получил за своё богатство и щедрость (калита – от тюркского слова «калта») — старинное русское название небольшой поясной денежной сумки. От этого слова и калики перехожие.
В 1296–1297 гг. был наместником своего отца Даниила Александровича в Новгороде. В 1304 г., в отсутствие старшего брата, отправился в Переславль оборонять его от тверских князей. Вскоре под городом появились тверские полки под началом боярина Акинфа. Три дня тот продержал Ивана в осаде, на четвёртый день явился из Москвы боярин Родион Несторович, зашёл тверичам в тыл, а Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел полное поражение.
В 1320 г. Иван Данилович впервые ездил в Орду к Узбек–хану, утверждаться в качестве наследника Московского княжества. Юрий Данилович получил ярлык от хана на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана Калиты.
В 1321 г. Дмитрий Тверской признал власть Юрия Даниловича и передал ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но Юрий, вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её в Новгород и через купцов–посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали Узбек–хана, и он передал ярлык на великое княжение Дмитрию. Находящийся в это время в Сарай–Берке Иван Данилович демонстративно ни во что не вмешивался, полностью отстранившись от дел брата. При попытке вернуть ярлык Юрий был зарублен Дмитрием в Сарай–Берке 21 ноября 1325 г., в канун дня гибели Михайла Тверского, и Иван стал московским князем. Ещё спустя год (1326 г.) в Орде был убит сам Дмитрий, а ярлык был передан его брату Александру.
В первый год правления Ивана в Москву из Владимира была перенесена резиденция митрополита Петра (1325 г.).

По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за сто лет рабства удалось вздохнуть свободно, и любила украшать память этого князя благодарными легендами.   В них сын осторожного, домовитого Калиты звался уже Симеоном Гордым. В княжение Калиты произошло событие, которое сделало Москву церковным центром Руси.
Точнее, в 1299 г. во Владимир, а в 1326 г. — в Москву была перенесена резиденция митрополита Всея Руси, а по решению патриаршего собора 1354 г. — и митрополичья кафедра. В первые годы XIV в. Юрий Львович Галицкий добился от константинопольского патриарха возведения Галицкой епископии в степень митрополии, которая в составе Владимирской, Перемышльской, Луцкой, Туровской и Холмской епархий просуществовала до 1347 г. Тем самым Киев утратил свой последний столичный атрибут.
В 1326 г. сюда переехал из Владимира митрополит Петр, который перед смертью завещал похоронить себя в строящемся Успенском соборе Кремля. Именно в маленькой Москве Петр прозрел тот центр, который объединит земли русские, покончит с междоусобицами и братоубийственными войнами. По преданию, записанному древним книжником – автором жития Петра, митрополит сказал Ивану Калите: «Град сей славен будет во всех градах русских, и святители поживут в нем...».
 Уже во времена Рублева эти слова звучали как сбывшееся пророчество. Московские митрополиты, особенно старший современник художника — Алексей, много способствовали впоследствии объединению Руси вокруг Москвы. Здесь вызрели,  определились силы для будущего освобождения от иноземного владычества.
Многозначительным свидетельством подъема народной жизни во всех областях — нравственной, культурной, государственной — стало духовное движение, которое, и это тоже не случайно, возникло в московских «пределах».
Со времен крещения Руси, не прерываясь и в самые тяжкие лета ее истории, столетиями, из года в год, велось по монастырям, по княжеским и епископским дворам, а иногда просто при приходских церквах летописание. Из записей, копившихся веками, составлялись летописные своды. При чтении их происходит воскрешение из небытия живой жизни давно ушедших поколений.
«…В лето 6868 (1360 г.) прииде из Кыева на Москву преосвященный митрополит Алексей». В этот же год митрополит Алексей положил основание подмосковному Спасскому монастырю, где Рублеву суждено будет монашествовать, писать иконы и фрески, умереть и здесь же быть погребенным. Навсегда сокрытым остается даже имя, данное будущему художнику при рождении, ибо Андрей его второе, монашеское, имя.       Но не все исчезает с лица земли из кажущегося исчезнувшим. В своей живописи Рублев продолжал давние традиции этого края — Ростово–Суздальской Руси. «Художеством был плотник».

И после татаро–монгольского разгрома жизнь в Булгаре продолжалась, хотя прежнего уровня его экономика не достигла. В XIV– начале XV вв., пользуясь распрями в Золотой Орде, русские князья усилили натиск на Булгарию.


В 1360 г. на Руси неспокойно, и это неспокойствие происходит по случаю «замятни» беспорядков в Золотой Орде. Ханы воюют между собой за право первенства в ордынском царстве. Смена «царей» порождает княжеские смуты на Руси, ибо великокняжеский титул и с ним право владения престольным городом Владимиром князья Северо–Восточной Руси должны каждый раз заново получать у недолговечных ордынских властителей. Весной того же года «прииде на царство Волжское некий царь с  востока именем Хидырь, седе на царство и дасть княжение великое князю Дмитрию Констянтиновичу Суздальскому... ни по отчине, ни по дедине...». Это событие предвещает войну суздальцев с юным московским князем Дмитрием Ивановичем, имеющим родовое право на великое княжение. Люди ждут бедствий и разорений, которыми всегда сопровождаются усобицы. Дважды за этот год летописец отмечает небесные явления. Ранней весной «огнены зари явишася от востока, ходяши чрез небо к западу». А перед этим, в декабре, вспоминает книжник, воспитанный на символическом толковании разных природных явлений, был другой недобрый знак — луна соделалась «аки темною кровью покровена на чистом небе»...