Волжский царь. Глава 41

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 41

ВТОРОЕ БУЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО

В это время  арабский путешественник Ал–Гарнати Абу Хамид (1080 или 1100 — 1169  гг.)  достигает Венгрии (1150 г.). Он посетил несколько стран Передней Азии. В 1131 г. приехал в Дербент. В течение 20 лет жил в торговом городе Саксин, на берегу Волги, откуда совершал путешествия. В 1135 г. ал–Гарнати поднялся по Волге до города Булгар. В 1150—1153 гг. побывал в русских землях, посетил Киев. А три года прожил в Венгрии. Потом он совершит паломничество в Мекку и  вернулся в Багдад. Написал книги «Ясное изложение некоторых чудес Магриба» и «Подарок умам и выборка из чудес». От него было можно узнать много интересного.
 
В Венгрии он увидел королей из династии Венгеро–булгарских царей.
В 1141—1162 г. королем Венгрии стал Геза II.  Отец Гезы II — король Бела II Слепец — рано умер от пьянства. И хотя Геза был его первенцем, ему было в то время всего лишь около 11 лет, дабы пресечь претензии на Венгерский трон со стороны других родственников, Геза был коронован уже на третий день после смерти отца. Регентами при малолетнем короле стали его мать (королева Илона Сербская) и её брат Белош, служивший при Венгерском дворе.
Править самостоятельно Геза II начал в 1146 г., когда лично возглавил венгерское войско, дабы отразить вторжение немцев, поддержавших наполовину русского претендента на Венгерский престол — непризнанного сына короля Кальмана Книжника Бориса Коломановича, враждовавшего ещё с отцом Гезы. Борис с немецкими и австрийскими наёмниками захватил Пожонь, но за 3000 марок серебром немцы согласились уйти. Тогда Борис обратился за помощью к маркграфу Австрийскому Генриху II, но его войско король Геза II разбил 11 сентября 1146 г. на р. Лейте. Вскоре после победы Геза женился на сестре Великого князя Киевского Изяслава Мстиславича — Евфросинье (родившей ему впоследствии четырёх сыновей и четырёх дочерей). Впрочем, королева–мать и дядя Белош почти на всём протяжении правления Гезы оставались его первыми советниками, а Белош  — ещё и главнокомандующим.

Установив мир на востоке, Колын перебросил основные силы курсыбая на западную границу, где пресек попытки русского Суздальского княжества распространить свою власть на Рязанско–Муромское княжество, признавшее свою зависимость от Булгара. В 1154 г. Юрий Долгорукий захватил было Муром и Рязань, и поставил во главе этого княжества своего сына Андрея Боголюбского. Но булгарское войско немедленно атаковало суздальцев под Рязанью и обратило их в паническое бегство. Булгары взяли Рязань и Муром и передали их вассалу Булгара – князю Ростиславу. В том же году Колын умер? и в Булгаре все изменилось.
Анбал распустил курсыбай и  передал управление страной казанчиевскому окружению. Один из сыновей Шамгуна – Арбат Ос–Ладж – поступил на службу Анбалу и стал Мартюбинским губернатором (перенес центр иля из Дэбэра в Учель).
Другой же сын Шамгуна – Улуг–Мохаммед  Отяк Джанги – решил добиваться трона и бежал вначале к своему тестю – куманскому хану Башкорту, а затем – на Русь, в Киев, потом во  Владимир, где суздальский князь Андрей Боголюбский пообещал ему помощь в борьбе против Анбала.

В 1162—1172 гг. правил  Иштван III, король Венгрии и Хорватии, из династии Арпадов. Старший сын короля Гезы II и его жены Ефросиньи Киевской (дочери Мстислава I Владимировича). Его крёстным отцом стал король Франции Людовик VII, направлявшийся в то время в Крестовый поход. Иштван III взошел на трон после смерти отца, будучи еще подростком. На протяжении всего своего недолгого правления боролся с происками своего злейшего врага — деятельного и коварного Византийского императора Мануила I Комнина, стремившегося поставить Венгрию под власть Византии. Первое царствование Иштвана III длилось не больше двух месяцев, так как император Мануил решил посадить на венгерский трон дядю Иштвана – Ласло (Владислава) II, согласного подчинить Венгрию византийскому влиянию.
В 1162—1163 гг. Ласло II  был  королем Венгрии. Как младший сын короля Белы II, он мог получить трон только с помощью Византийской империи в борьбе со своим племянником королем Иштваном III после смерти своего старшего брата, короля Гезы II. Хотя большинство венгерской знати признало его, основываясь на давней – ещё дохристианской – традиции, согласно которой старший мужчина в роду имел преимущественное право на власть в обход сыновей умершего правителя, глава Католической церкви Венгрии архиепископ Лукаш не признал законность его правления.

И в 1163–1165 гг. в Венгрии уже правил   Иштван (Стефан) IV. В юности он принял участие в восстании против своего брата короля Гезы II. После смерти Гезы под воздействием угроз византийского императора Мануила I венгерским дворянам пришлось выбрать монархом старшего брата Иштвана, Ласло II. После смерти Ласло Иштван был объявлен королём, но его племянник Иштван III одолел его и вернул себе венгерскую корону. Иштван IV продолжал бороться с ним в изгнании. И достиг своей цели.

Волжская Булгария неоднократно воевала с русскими князьями и по случаю одного, наиболее успешного похода на Булгар в 1164 г., великим князем Андреем Боголюбским 1 августа был учрежден праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

С развитием городской культуры в Булгарии ставка переместилась в столичный город. Именно здесь находилось место сбора войска для походов, место приема иностранных послов и сюда обращались за помощью подданные. Судя по русским летописным источникам, в середине XII — первой трети XIII в. реальная военно–политическая власть в стране в 1164 и 1220 гг. находилась в ставке эмира Булгарии в Биляре («Великом городе»).

Летом 1164 г. Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем и Отяком вторглись в Булгар, взяли и сожгли Ибрагим–Балик (Бряхимов), а затем, когда Арбат сдал им без боя Учель, сожгли укрепления и этого города. Анбала никто не поддержал. Его наемная кыпчакская конница атаковала напавших, убила сына Андрея Боголюбского – князя Изяслава, но после недолгого боя отступила. Отяк тут же вошел в Буляр и стал царем Булгарии.
 
Так следующим царем Волжской Булгарии стал Улуг–Мохаммед Отяк Джанги, сын Шамгуна (1164–1178 гг.).
Горожане выдали ему Анбала, а он  выдал Андрею в качестве пленников и Анбала, и его дочь Байгюльби, Арбата и других ближайших сподвижников Хисама.
Восстановив курсыбай, Отяк тут же бросил булгарских тяжеловооруженных алпаров в Ширскую (Донскую) войну с легковооруженной куманской конницей.
После смерти отца Кочубий, матерью которого была булгарская печенегиня Арджан, нанялся с тремя тысячами анчийцев на булгарскую службу. По просьбе Кочубия –  сына украинско–молдавского князя Ивана Берладника («Джан Кашан», «Джан Бурджан», «Бурил–дай»), зимой–весной 1171 г. был построен булгарский город Аркоч. Царь Отяк поселил кочубийцев в Аркоче и его округе, где они занимались судостроением, судовождением, охраной речных путей и караванов, служили в булгарском флоте.

В 1174 г. тархан кумыкских булгар, отец бека Эльбека Маркас пожаловался Отяку на недружественные действия ширванского бека, заключившего его тестя – хонджакского бека Садретдина в зиндан. Кан послал в помощь Маркасу куманов хана Башкорта и флот Кочубия. Маркас с Башкортом и частью салчиев (моряков) заняли Дербент, а Кочубий с большей частью флота попытался по Куре прорваться к азербайджанскому Хонджаку с целью соединения с хонджакцами. Но грузинские войска напали на грузинский и азербайджанский Хонджаки, и хонджакские булгары не смогли соединиться с булгарским флотом. Сам Кочубий был окружен и едва смог вырваться из неприятельского кольца. Защищаясь от вражеских стрел, салчии держали над головами лодки.
Подавив в 1172  г. восстание в провинции Бийсу, вызванное повышением дани Булгару, царь посадил бийсуйского губернатора Мер–Чуру с его биями в булярский зиндан и принялся заменять ополчения окраинных губерний булгарскими гарнизонами.
В 1172 г. Боголюбский ходил на камских булгар. Чтобы смягчить Андрея, бывший царь Анбал позволил ему жениться на своей дочери Байгюльби (против ее воли) и добился расположения князя Суздаля. Еще более улучшилось положение Анбала после разрыва Андрея с Отяком и неудачного набега сына Андрея Мстислава на Булгарию в 1172 г. Но когда группа суздальских бояр предложила Анбалу свергнуть князя и возвести на суздальский престол сына Андрея и Байгюльби – Лачына Хисами («Юрия»), то Анбал тут же примкнул к заговору вместе с дочерью, ненавидевшей мужа за его жестокость к ней. В 1174 г. заговорщики убили Андрея, но его брат Всеволод подавил восстание и подверг Анбала и Байгюльби жестокой казни.
В условиях всеобщего ропота, Отяк отправился в свой последний поход на Шир (Дон) в 1178 г. и при возвращении из него погиб.
В «Гази–Барадж Тарихы» сообщается о том, что  в 1178 г. в Державу по Кара–Идели вторглись Отяк и Хан–Тюряй с ордой балынцев,  канцев и киоанцев. Вначале они осадили Учель. Ночью Арбат, обожавший игру в шатрандж, увидел во сне свой проигрыш Отяку. Приняв это за плохое предзнаменование, улугбек утром сдал город брату. Отяк хотел пощадить Учель, но зловредный Балынец, угрожая разрывом их союза, настоял на сожжении укреплений Югары  Кермана и Калгана на Богылтау. Жители были переселены в балик Акбикюль, окруженный лишь частоколом. В этот момент напали куманы.
Оставив 50 джур защищать город, кан стал отступать. Воспользовавшись неразберихой, Биш–Ульби бежала в Кисан с двумя своими сыновьями от кана – Халибом и Алтынбеком Джелалетдином. Кан, подойдя к реке Дэбэр, которую потом стали называть Зюей, решил передохнуть. На рассвете к лагерю вышел Инсан. Он был озлоблен тем, что булгарские казанчии не пропускали его домой, подозревая в переходе на сторону Чишмы. Один из джур кана, увидев тиньтяусцев, принял их спросонок за куманов и поднял тревогу. Инсан же принял лагерь кана за стоянку казанчиев и немедленно атаковал его. Были убиты 49 из 50 джур кана. Сам Отяк выскочил из шатра и бросился на коне к Дэбэру. Но в реке кан внезапно упал со скакуна и утонул. Только один из джур, посланный ранее каном в Булгар к сидевшему там Габдулле, доскакал до места.
Чельбир немедленно поскакал к Дэбэру с 400 ополченцами. У города он застал потасовку Инсана с казанчиями и едва развел дерущихся. Установить истинных виновников гибели кана ему не удалось, ибо тархан сказал, что отступал с каном и перед Дэбэром заплутал в лесу. На месте капского лагеря, которое стали называть Отяковым полем, было обнаружено куманское оружие тиньтяусцев. Инсан поспешил заявить, что это свидетельствует о виновности куманов, и Габдулла не мог не признать его правоту.
Только перед смертью тархан рассказал правду, дабы облегчить душу.
На счастье Инсана один из отрядов Чишмы появился в это время перед Дэбэром, и Чельбир со всей яростью набросился на него. Три тысячи кыпчаков были изрублены, а головы их сложены в кучу. Особенно усердствовал Инсан, опасавшийся сомнений Габдуллы в его верности.

На булгарский престол встал престол Габдулла Чельбир, сын Отяка (1178–1225 гг.)
А Лачын Хисами бежал к новому булгарскому царю Габдулле Чельбиру, старшему сыну Отяка.
При  царе Чельбире столицей Волжской Булгарии становится Биляр (Пюлер). Челбир – один из самых известных, из самых талантливых и умных царей,  занимал престол Волжской Булгарии до 1225 г.
Здесь надо  вспомнить роль вайнахских беков. По традиции, сыновья вайнахских беков служили в булгарском городе Маджара Суба («Мажаров юрт»), где было два укрепления (с бурджанским и джурашским гарнизонами) и три балика (бурджанский, джурашский и сакланский).

Кул Гали сказал мне:
 
– Здешний край с его красотами и благоуханным воздухом благотворно влияет на людей, и все посетившие Бурджан невольно сравнивают его с раем. Здесь нет нищих, и каждый, кто бы он ни был, может войти в любой дом и найти в нем и кров, и еду. Я видел, что башдафтардар (глава финансового ведомства Булгарии) въехал в Маджара Субу в самом дурном настроении. Однако встретив его через три дня, я увидел, что он уже ничем не отличается по виду от своих веселых и благожелательных спутников – бурджанцев.
Все в этой стороне – и бахадир, и кунак–саварджи (купец), и заргар, и тарыгчи (земледелец), и хишдек (кочевник) – выглядели настолько счастливыми, что я сам подумал: «Не Джамбул (легендарный город Счастья) ли это?..»  Саксинцы сохраняют древнее наше название шелка – «тургу», которое происходит от имени хонского города Тургу, славившегося производством шелковых тканей. В древности куски шелка были наиболее дорогим товаром и обращались вместо денег, поэтому ульчийцы (славяне), артанцы, улагцы и садумцы, покупавшие шелк у булгар, восприняли это наше слово «тургу» в качестве обозначения торговли, базара и всего дорогого.


Вайнахский бек Насыр, командовавший джурашским гарнизоном и участвовавший в походе на Дербент, помог в свое время бежать из Булгарии эмиру Отяку, за что Джанги, став царем, выдал за его сына Джумата свою дочь. Джумат также служил в Маджара Субе, участвовал в походе 1184 г. на Тамья–Тархан, проводил Лачына Хисами в Грузию через свою столицу Сунджу (называлась также Джумат–Кала).
В «Гази–Барадж Тарихы» сообщается о том, что Эльбек участвовал в походе Лачына Хисами на Тмутаракань в 1184 г., в возведении этого эмира на грузинский престол, в разгроме князя Игоря Новгород–Северского в 1185 г., пережил нашествие татар и умер в 1228 г.

А в Венгрии в 1172–1196 гг. правил Бела III — венгерский король из династии Арпадов. Вот мы с ним и встретились.
Воспитывался Бела III в Константинополе, поэтому ввел у себя в стране и при дворе византийские нравы и обычаи, что, с одной стороны, дало толчок культурному развитию королевства, но, с другой стороны, подчинило Венгрию византийскому императору Мануилу I. По возвращении в Венгрию Бела III посадил своего младшего брата Гезу в тюрьму, а мать Ефросинью сослал в Святую Землю, где она и умерла в 1193 г. С церковными лидерами, поддержавшими оппозицию королевы–матери и младшего брата, Бела примирился, убедив их словами и поступками, что его византийское прошлое и православное крещение ничем не грозят венгерской католической церкви. Младшему брату дважды удавалось бежать за пределы Венгрии, и дважды он был возвращён Беле: сначала Леопольдом V Австрийским, затем – Собеславом II Чешским. Только в 1189 г., после личной встречи с направлявшимся в Крестовый поход императором Фридрихом Барбароссой, Бела освободил брата по просьбе императора, дал ему 2000 воинов и велел воевать в Святой Земле. Впрочем, очень скоро Бела отозвал своих крестоносцев (ноябрь 1189 г.), недовольный переговорами Барбароссы с сербами и Булгарами. Отряд вернулся, но уже без командира, который предпочёл навсегда остаться в Византии.

В 1182 г. Бела III короновал старшего сына Имре (с 1174 г.), чтобы закрепить за ним права на престол, а в 1184 г. овдовел. Его новой женой стала (1186 г.) дочь Людовика VII Французского Маргарита, похоронившая к тому времени своего первого мужа — Генриха Плантагенета «Молодого Короля».


К середине XII в. среда обитания половецких кочевий простирался от Днепра до Волги. Половцы представляли собой к тому времени военно–политическую силу, с которой считались и Русь, и Византия. Русским приходилось много воевать с ними. В начале  XII в. сокрушительное поражение в свое время им нанес Владимир Мономах. Иногда русские вели с половцами и наступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли. Когда такие походы становились общерусскими мероприятиями (при Святополке и Мономахе, при Мстиславе Изяславиче, Святославе Всеволодовиче, Всеволоде Большое Гнездо, Романе Мстиславиче, Всеволоде Чермном), они неизменно оканчивались успешно. Примером неудачных сепаратных наступательных действий является поход героя «Слова о Полку Игореве», Игоря Святославича в 1185 г.


Половцы оказали значимое влияние на Второе Булгарское царство. Они были надежным союзником булгар в период его становления. Половцы были участниками самых знаменитых сражений булгарских царей из династии Асень, являлись союзниками в лучшие годы Второго царства булгар и были одним из народов, ассимилированных булгарами в Средневековье.
Мой златогривый конь Кеме доставил меня во Второй Булгарское царство, ко времени его зарождения в 1185 г.

Второе Булгарское царство — средневековое Булгарское государство существовало с 1185 по 1396 гг.
Булгария стала частью Византии с 1018 г., после разгрома Западно–Булгарского царства. Булгарская церковь была подчинена Константинопольскому патриарху, многие знатные роды были переселены в азиатскую часть империи. Булгары неоднократно поднимали восстания против Византии — восстание Петра Деляна в 1040 –1041 гг., Константина Бодина в 1072 г., но все они были подавлены.
Восстание братьев Петра, Асеня и Калояна восстановило Булгарскую государственность приблизительно с 1185 г.  В 1186 г., булгарский царь Иван Асень I внезапно перешёл Дунай с большой вспомогательной армией из половцев, чем сорвал подавление восстания Булгар императором Исааком II Ангелом. В 1190 г. Исаак II Ангел отправил специальный флот, целью которого было препятствовать половцам прийти на помощь осаждённым Булгарам. Однако слух о том, что блокада Дуная прорвана, и половцы перешли Дунай, посеял панику среди византийцев и способствовал дальнейшему поражению императорских войск.
.
Братья Иван Асень I и Петр IV были соправителями. Военные действия в основном велись под руководством Ивана Асеня I, который показал себя блестящим полководцем и продвигал свои войска там, где отсутствовали византийские, тем самым легко захватывая области и города.
Вновь обретя независимость,  государство быстро набрало мощь. Братья Иван и Петр предлагали даже военную помощь войскам III Крестового похода для безопасного прохождения византийских территорий. После гибели обоих братьев престол занял их младший брат — Калоян.
Во время правления младшего брата царей Асеня и Петра — Калояна, половцы превратились в подданных, занимали высочайшие должности, участвовали в управлении Булгарским государством. Жена Калояна была дочерью половецкого хана, а её брат половец Манастр являлся Булгарским полководцем, одним из самых приближенных соратников Калояна.

Царь Калоян показал себя блестящим правителем, его способности и талант ничуть не уступали его старшим братьям. Он заявил, что мстит за некогда кровавые расправы над Булгарами императора Василия II.
Будто бы князь Василий велел выколоть глаза 20000 взятым в плен булгарам и отпустил их под предводительством одного из пленных булгар, кому выкололи только один глаз, чтобы он был для остальных проводником.
В годы правления Калояна Булгарское царство настолько окрепло, что перед взятием Константинополя крестоносцами в 1204 г., он предложил 100–тысячную армию предводителям крестоносного войска, если они признают его императорский титул и суверенитет Булгарского царства. При Калояне булгарские войска не знали поражений, на поле боя он всегда одерживал  победу. Самым знаменательным его сражением стала битва под Адрианополем (1205 г.), где его войска разгромили армию IV Крестового похода, в результате которого попал в плен император недавно созданной Латинской империи. Половцы принимали решающее участие в этой знаменитой битве под Адрианополем, в которой были разгромлены войска IV Крестового похода и пленен императора Латинской империи.Иоаннис, король Блакии, шел на помощь тем, кто был в Андринополе, с огромным войском: он привел с собой блаков, и бугров, и чуть ли не сорок тысяч куменов, которые были нехристями.
В этой битве половецкая конница сыграла решающую роль: сделав два заманивающих манёвра два дня подряд. Половцам удалось вызвать на преследование тяжелую кавалерию графа Луи дё Блуа, а за ним и всю рыцарскую конницу. Половцы  заманили их в места, в которых ожидали в засаде булгары. Там и  погибло все рыцарское войско.


Булгарский царь Калоян,  по разным историческим источникам, правил недолго, с в 1197–1207 гг.
По  легенде, Калоян был младшим братом основателей Второго Булгарского царства Петра (Феодора) и Асеня (Белгуна). Известно, что он внезапно умер или был убит ночью в своей палатке накануне штурма Фессалоники. Булгары сразу же отступили от города, а убийцы не были найдены. Таинственная смерть Калояна породила много слухов, на основе которых и была записана легенда об убийстве Калояна (XII–XIII вв.).
Якобы Булгарский  царь Калоян, разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи великомученика Димитрия Салунского.  Он подошел к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился Димитрий Салунский на белом коне и ударил его копьем в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя
 
После смерти Калояна на престол вступает царь Борил. Историки предполагают, что он был одним из организаторов заговора против Калояна. После его вступления на престол он начинает гонения на Асеней. Возможным претендентам на престол приходится спасаться бегством — среди них и будущий царь Иван Асень II, сын Ивана Асеня I. Он убегает сначала к половцам, а потом в Галицко–Волынское княжество.
Правление Борила характеризировалось полной дестабилизацией страны. Ряд феодалов объявили о своей независимости, и Борил растерял множество территорий, отвоеванных братьями из династии Асень..
После вступления на престол царя Борила, затеявшего гонения на возможных претендентов на престол,  Асеню пришлось спасаться бегством. Он убежал сначала к половцам, а потом в Галицко–Волынское княжество. В 1217 г. с отрядом русских наёмников возвращается в Булгарию, осаждает Борила в Тырново на 7 месяцев, и после падения столицы захватывает власть в стране. Борил был свергнут с престола в 1218 г., законным наследником царства — Иваном Асенем II. И в 1218 г. Асений II провозглашён царём булгарским.

*

Но вернемся к Первому Булгарскому царству.

В 1187 г. сын новгород–северского князя Игоря Святославича («Слово о полку Игореве») Владимир женился на дочери половецкого хана Кончака.

В 1196 г. взошел на престол  Имре — король Венгрии из булгарской династии Арпадов, а также король Сербии (1203–1204 гг.). Весь период правления Имре прошёл в борьбе за власть с младшим братом Андрашем, так как тот пытался неоднократно его свергнуть. В 1204 г. венгерский король Имре (Эммерих I) пожаловался папе Иннокентию III, что царь Калоян использовал против него «языческую армию», имея в виду половцев.
При поддержке папы Иннокентия III, Имре начал войну с Сербией, и изгнав тамошнего правителя, сам вступил на сербский престол. Имре также вёл войну против союзников сербов — булгар, но она была неудачной, так как булгары избегали открытых сражений. Вместо Крестового похода Имре использовал примирение с Андрашем для вмешательства во внутренние дела сопредельных государств. В 1201 г. он вмешался в междоусобную войну сыновей Стефана Неманя, великого жупана Сербии, на стороне старшего сына Вукана. Свергнув с Сербского престола второго сына – Стефана Неманича – Имре назначил великим жупаном Вукана, а королём Сербии объявил себя. В 1202 г. последовал поход на Булгарию. Имре отнял у Булгар спорные города Белград, Браничево и Ниш и передал их своему вассалу Вукану. Несмотря на незначительность достигнутого успеха, Имре номинально провозгласил себя Булгарским королём. В 1201 г. венгерское подданство принял далматинский город Зара. В Германии Имре поддержал Оттона IV против Филиппа Швабского.
Однако, вскоре за успехами последовали неудачи. 24 ноября 1202 г. направившиеся в Четвёртый поход крестоносцы захватили, по настоянию Венецианского дожа Энрико Дандоло и вопреки запрету Папы Иннокентия III, Зару и передали её Венеции. Папа за это отлучил крестоносцев и дожа от церкви, но Зару дож так и не вернул. В 1203 г. булгарский царь Иван Калоян (а точнее – подвластные ему половцы) разбил венгерское войско и вернул себе потерянные ранее города, а в 1204 г. реставрировал Стефана Неманича на Сербском престоле. Боснийский бан Кулин выступил было на стороне Калояна, но был разбит венграми и поспешил объявить себя вассалом короля Имре (8 апреля 1203 г.).

В Венгрии в 1204–1205 гг. у власти был  Ласло III, король Венгрии и Хорватии, из династии Арпадов.  Он сначала   правил совместно с отцом, а с 30 ноября 1204 г. – единолично. Ласло III – единственный сын короля Венгрии Имре и Констанции Арагонской. 26 августа 1204 г. Ласло был коронован при жизни отца, желавшего этим обеспечить права сына на престол. Дядя Ласло Андраш, неоднократно конфликтовавший с Имре, поклялся защищать малолетнего короля и был назначен регентом.

В 1205–1235 гг. взошел на трон Андраш II – король Венгрии, из династии Арпадов. Сын Белы III, Андраш II пытался свергнуть старшего брата Имре, вступившего на престол в 1196 г., вследствие чего братья неоднократно вели войны. После смерти своего брата он короткое время управлял страной от имени своего племянника Ласло (Ладислава), и только после смерти последнего в 1205 г., вступил на престол. Допущенные им многие злоупотребления, например, чрезмерное покровительство иностранцам, особенно родственникам королевы Гертруды, были причиной нескольких народных восстаний, во время которых сама королева была убита (1213 г.), что повлекло за собой жестокую месть Андраша, выразившуюся в массовых убийствах крестьян.
Среди этих беспорядков король, по наставлению папы Гонория III, предпринял неудачный Пятый крестовый поход, рассчитывая заполучить трон императора Латинской империи. Несмотря на очевидную непопулярность королевской идеи в Венгрии, он сумел собрать армию из 15 000 крестоносцев, только 1/3 из которых отправилась из Задара в поход в защиту Иерусалимского королевства, теснимого мусульманами. После сокрушительного поражения от турок–сельджуков на реке Иордан в ноябре 1217 г. и неудачных попыток занять ряд крепостей в Ливане в 1218 г. Андраш вернулся в свою истощённую и разорённую страну через Антиохию, Иконий, Константинополь и Булгарию.

В 1205 г. сын владимирского князя Всеволода Юрьевича – Ярослав женился на дочери половецкого хана Юрия Кончаковича. А Мстислав Удатный был женат на дочери половецкого хана Котяна.

Кстати, отвергнутое летописцем мнение, что потомками Моава и Аммона являются кочевые тюркские племена (прежде всего, половцы), по–видимому, бытовало в Древней Руси и позднее. Известно, что в XIII в. этногенеалогические представления относительно половцев были перенесены древнерусскими книжниками на татар. Автор летописной статьи 6731 (1223) г. Лаврентьевской летописи приводит различные сведения о происхождении татар («их же никто добре ясно не весть, кто суть и отколе изидоша»). Одни считают их «тауменами» («торкменами», турками–сельджуками), другие «печенегами», иные же – теми самыми племенами («измаилтянами»), о которых пророчествовал Мефодий Патарский и которые должны выйти «к скончанию времен» из «Етривской пустыни». Но зафиксирован в источниках и иной взгляд на татар, а именно их отождествление с потомками Моава, моавитянами. По–видимому, эта генеалогия татар в Древней Руси была наиболее распространенной. Именно так – «мо¬авитянами» – называет татар в 1223 г. Московско–Академическая летопись. О «женах моавитских» – татарках – упоминает автор Жития Александра Невского.


Ал-Гарнати сказал мне:

 – Ты хотел узнать о хвалисах? В Венгрии  живут тысячи «магрибинцев», нет им числа. И в ней – тысячи хорезмийцев, которым тоже нет числа. А хорезмийцы служат царям и внешне исповедуют христианство, а втайне – ислам. Магрибинцы же служат христианам только во время войн и открыто исповедуют ислам. Ты спросишь, но где же булгары–мусульмане, которые лет 80 тому назад переселились в Венгрию? Магрибинцы (канглы, печенеги), хорезмийцы (хорасмии, хвалисы) и булгары были очень близки по родству и вероисповеданию – исламу, да и языки их, по описанию Махмуда Кашгари, выделялись среди других тюрок и принадлежали к одному диалекту.

Магрибинцы (магриб – запад, по–арабски) – так были названы со слов самих печенегов, которые говорили, что происходят от древних римлян. Древние россияне называли хвалисами – канглей, обитавших в XIII в. на северных берегах Каспийского моря в соседстве с казанскими булгарами. Сии канглии хвалились, что они происходят от древних римлян. После россияне называли хвалисами – татар каспийских. Но еще раньше вторая область по Волге у русских звалась Хвалиси. А в 1232 г. Симон епископ суздальский именовал их нижними булгарами. К северу и востоку Русь граничила и с казанскими булгарами, за коими, к морю Каспийскому, жили хвалисы, их единоверцы и единоплеменники.
Как видим, даже современники не могли отличить указанные народы и, по сути дела, нижневолжских булгар, а иногда и вообще булгар, называли по–разному: саксины, хорезмийцы, хвалисы, бесермены, а позднее – каспийские татары.

Но вернемся на круги своя, к истории Первого Булгарского государства.

Чельбир вначале проводил ту же политику, что и его отец. Именно он в 1178–1181 гг. разгромил и подчинил Булгару ширских кыпчаков. Он был сторонником восстановления закона Талиба о переводе игенчеев в разряд субашей в случае принятия ими ислама. До X в. ниже феодалов стоял класс крестьян (игенчеев), плативших налоги царю и отдельным феодалам. Когда ислам был объявлен государственной религией Булгарии, булгарские игенчеи–мусульмане (субаши и ак–чирмыши) стали пользоваться правами рыцарей, а рабы – освобождаться от рабской неволи – в случае принятия ими ислама или после шестилетней работы на хозяина.
Недовольные повышением налогов при Чельбире аркочцы заволновались, и кан бросил Кочубия (в начале 1181 г.) в зиндан. В отместку аркочцы пропустили мимо своего города отряд новгородских разбойников. Когда к Аркочу прибыло карательное войско, кочубийцы бежали в глубь Ветлужских лесов и пробыли там до лета 1183 г. А между тем,  доведенное до отчаяния царскими поборами население столицы восстало. Алпары и игенчеи Байтюбинского иля присоединились к повстанцам, избравшим своим царем сына Анбала бека Челмати. Челмати был храбрым и искусным полководцем. Повстанцы изгнали Чельбира из Буляра и освободили из царских тюрем Мер–Чуру и других нукратцев, тут же примкнувших к бунту. Попытка Габдуллы подавить восстание с помощью карательного отряда из тубджакских оймеков провалилась – булярцы отбили оймекский штурм и убили тубджакского губернатора – хана Тургеня.

В 1184 г. Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами. В соответствии с «Джалфар Тарихы», воспользовавшись  неурядицей в Булгарии, суздальский князь Всеволод Большое Гнездо решил нанести булгарской державе мощный удар и поставить в Буляре царем служившего Руси сына Арбата бека Азана. Этот Азан  обещал избавить Русь от джирской дани и уступить Суздалю часть булгарской территории.
И в 1186 г. Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.

Действовать столь активно Всеволода заставило то, что булгарское войско в 1182 г. разгромило окрестности Раджиля (Радилова), Мурома и Рязани и угрожало уже городу Владимиру. Все русские княжества дали Суздалю свои сильнейшие армии, и в 1183 г. Всеволод и 11 других русских князей с 60–тысячным войском вторглись в Булгарию. Летописец, повествуя о походе великого владимирского князя Всеволода в 1183 г., приводит сведения о том, что к русским войскам под булгарским городом Тукчиным присоединились некие булгары с князем и половцы хана Емяка. Это является прямым доказательством существования у центральной власти в Булгаре оппозиции в лице определенной части булгарской знати. Явное свидетельство столкновения интересов отдельных булгарских князей. В этой борьбе некоторые из них прибегали даже к помощи чужеземцев и приглашали половцев. Но ведь и  русская история также пестрит эпизодами междоусобных противоречий, разрешаемых с помощью половецких сабель. И в 1184 г. Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами. Другие источники уточняют, что в 1186 г. Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.

Находясь в отчаянном положении, Чельбир объявляет о повышении жалованья алпарам, и этим привлекает на свою сторону курсыбай. После наступления войска Всеволода Суздальского Чельбир, нуждаясь во флоте, простил Кочубия и его людей и обещал им понижение налогов. Царь извлек некоторые уроки из Булярского восстания 1182–1183 гг. Удмуртские ополченцы вместе со своим предводителем – Мер–Чурой – были прощены и приняли ислам. Они впоследствии сильно булгаризировались и стали  «бесерменами».
Однако очень скоро кан нарушил обещание, и аркочцы в 1186 г. вновь восстали. Царское войско и помогавший Чельбиру суздальский флот осадили Аркоч, и аркочцы сдались. Бывшие среди них беглые русские были выданы Чельбиром Всеволоду. Всеволод осадил Буляр, но повстанцы отбили штурм, потеряв любимого Челмати. Подоспевшие к Буляру царский курсыбай под командованием бека Гузы, булгарское ополчение под командованием Лачына Хисами и наемные кыпчаки сообща разгромили войско Всеволода  и заставили обескровленных повстанцев сдаться.

Азан был отбит у суздальцев и стал служить Чельбиру. Суздальский князь вынужден был заключить с Булгаром мир, по которому Северо–Восточная Русь стала зависимым от Булгарии княжеством, допустила торговлю булгар по русским селам, обязалась по–прежнему платить Булгарии дань, а также помогать Булгарской державе войсками. Кроме этого, Суздаль отказался от взимания торговых пошлин с булгарских купцов, проезжавших через его территорию в другие страны. Так закончилась война, которую называли Всеволодовой или Булымерской (Булымером булгары называли город Владимир).
Очень скоро Чельбир начал крупномасштабные операции на юге с целью подчинения всего Причерноморья, Украины, Кавказа, Ближнего Востока и Индии. Зимой 1183–1184 гг. курсыбай вернул под власть Булгара Азак, захваченный перед этим византийцами. А весной булгарское войско вместе с союзником Булгара куманским ханом Хонджаком (Кончаком) атаковало киевские владения. Однако Кончак позорно бежал в самом начале битвы, и булгарам также пришлось отступить. Киевлянам достались булгарские зажигательные снаряды – шереджиры.
В том же году Чельбир при помощи своих осетинских родственников возвел на грузинский престол Лачына Хисами, бывшего до этого некоторое время булгарским наместником Азака. Лачын Хисами, правивший в Грузии под именем Георгия, женился на грузинской принцессе Тамаре, и всячески способствовал укреплению культурных и экономических связей между Гурджей (Грузией) и Булгаром. По его просьбе Чельбир разрешил организовать в ряде булгарских городов грузинские колонии, в которых поселились грузинские, армянские, татъякские (менгрельские) и осетинские купцы и ремесленники. 

Согласно «Джалфар Тарихы», в 1185 г. булгарское войско бека Татры с отрядом Кончака двинулось на Рязань, но вынуждено было повернуть на запад, откуда пошел на захват Азака для византийцев князь южнорусского Новгород–Северского княжества Игорь. При встрече двух армий на реке Суурлы («Сухой Торец») черниговские булгары – ковуи, составлявшие конницу Игоря, перешли на сторону Татры. И войско Игоря было пленено вместе со своим князем. О чем рассказывается в «Слове о полку Игореве». 
Вслед за этим булгары атакуют Переяславль и берут штурмом город Римов (в отместку за участие переяславльского князя в походе на Буляр). Но Кончак внезапно заявляет о своем отступлении в степь – и срывает поход на Киев. Оказывается, этот причерноморский куманский хан в действительности лишь хотел использовать булгарское войско для ослабления русских соседей, но вовсе не желал упрочения булгарской власти в Причерноморье.
В довершение своего предательства, Кончак со своими людьми организует побег князя Игоря из булгарского лагеря на реке Тор. Киев, испуганный булгарской активностью вблизи своих границ, финансирует новгородские и рязанские нападения на Булгарию. В 1186 г. Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.
Однако в  1186 г. булгарское войско заставляет Рязань подчиниться воле Чельбира и возобновить выплату дани Булгару. А восстановленный на посту губернатора Бийсу Мер–Чура громит новгородские отряды.
В 1189 г. Лачын Хисами был обвинен своей собственной женой и поддерживавшей ее грузинской знатью в попытке мусульманизировать Грузию при помощи сельджукских соседей и булгарских княжеств в Грузии (булгарские княжества во всех странах Закавказья назывались Хонджаками). Лычан был свергнут с престола. Две попытки Чельбира вернуть Лачыну Грузию не увенчались успехом.
В 1193 г. булгарам удалось уничтожить главные силы Новгорода, и эта северорусская боярская область вслед за Рязанью также стала платить дань Булгару и присылать в Булгарию детей своих бояр в качестве заложников.
Везир Губайдулла в поисках средств на южные предприятия царя вновь стал взимать с мусульманских игенчеев и ремесленников дополнительные налоги. Большинство податного мусульманского населения стало испытывать финансовые затруднения –  и росло недовольство.
В 1193 г. созрел новый заговор против Чельбира, возглавленный булгарским поэтом Мохаммед–Гали (Кул Гали).
На этот раз заговорщики, которых называли «грачами» (заговор именовали «Грачиным»), были преданы изменником и наказаны.
В «Гази–Барадж Тарихы»  вот что говорится об этом.
12 тысяч галиджийцев предприняли набег на булгарский Тунай. Тщетно проторчав у Колыма, они двинулись к Каргадану и осадили там старика Алай–Бата. Разбойники не заметили, однако, что Юсуф–Алей прокрался за ними и успел известить о набеге отца и Масгута. Алай–Бат не растерялся и предложил галиджийцам выкуп с города.
Оголодавшие разбойники охотно согласились принять рыбу, рассчитывая взять город на сытый желудок. Но рыба была отравленной, и, поев ее, 120 вожаков набега тут же скончались. Уцелевшие стали выбирать новых предводителей, и передрались между собой. Тогда, в разгар этой смуты, Мер–Чура с Масгутом ударили по ним с тыла, а Алай–Бат –  из города. Не более ста галиджийцев сумели убежать  домой, остальные же были перебиты или пленены. Три тысячи захваченных пленников были поровну поделены между тарханами, после чего Мер–Чура лично отправился со своей частью добычи в столицу на корабле Ширдана.
В Буляре тархан узнал о происшедшем и решил вступиться за Гали в память о его добром отце. Он отдал Чельбиру 500 пленных, как его долю. А 500  пленных –  за жизни опальных «грачей». Но Гали отказался от прощения Чельбира,  не признавая «грачей» виновными. Тогда, по приказу разгневанного Габдулы Чельбира, на глазах у потрясенных братьев чернотопорники хладнокровно казнили злополучных галиджийцев. После этого «грачи» были выставлены для продажи в рабство, а враз поседевшего Гали сослали в башню Алабуга и там приковали цепью к стене.

Мятежного поэта Гали ждала такая участь. В 1203 г. пожар арского бунта охватил Кашан и Мартюбу. Толпа, предводительствуемая боярами, ворвалась в Алабугу и разорвала написанную Гали книгу о Юсуфе. Самого муллу кахины объявили главным бояром своих врагов, оторвали от цепи и стали избивать до смерти. Отряд шумбутцев, посланный Мир–Гази, с огромным трудом вырвал муллу из рук многотысячной толпы. Улугбек тут же попросил капа простить Гали во имя его страданий – «ради Державы и веры» –  и утвердить друга на посту кашанского сеида. Чельбир простил муллу и выразил надежду, что тот, получив тяжкие раны от защищаемого им народа, не будет впредь связываться с голытьбой и перестанет бунтовать против власти. Гали, едва дышавший от побоев, только  слабо усмехнулся: «Как же я могу за это на них сердиться?» Мир–Гази уговорил Гали покинуть страну, и тот сделал это только после того, как эмир пообещал ему облегчить участь бунтовщиков. Сеид бежал в Булгар и оттуда, при помощи ненавидящего отца Ялдау, ушел с караваном в Хорезм.

Гази-Барадж сказал мне:

 – Потом, бывший в посольском караване, Гали попал в плен и несколько лет скитался с кыпчаками по степям. Оймеки, узнав, что он – сказитель, не дали Карабашу выдать его татарам. Ведь кыпчаки считали непозволительным делать зло чиченам, которые, как они полагали, могли говорить с небом и поэтому были святыми. Гали сочинил для оймеков несколько песен, которые я сам слышал от них. А сам себя сеид – со времени заключения в Алабуге, стал называть Кул Гали – в знак своего сочувствия угнетенному народу и своего положения.

Но вернемся к Чельбиру. Встревоженный брожением мусульманской массы – основы государства, Чельбир вынужден был сместить своего верного визира Губайдуллу и отменить повышение налогов в центральных районах Булгара. Но на окраинах страны налоговый гнет остался очень тяжелым и вызывал многочисленные восстания немусульманских игенчеев, жестоко подавляемые царскими войсками. Тем не менее, кроме налоговой уступки, Чельбир сделал и другую – восстановил мир с Киевом и Смоленском, по требованию богатейших булгарских торгово–ремесленных домов – корпораций, связанных торговым путем Тортоса – Нарбон – Лион – Верден – Майнц – Регенсбург – Прага – Краков – Перемышль – Киев – Булгар.

Существовало мнение, что булгарская дружина была слабее русской. Некоторые считали, что со времен походов Всеволода Большое Гнездо, булгары были слабы в чистом поле, собственные города защищали плохо. Русская летопись много раз сообщала о разгроме булгарских городов.
Но это не совсем так.
Описание русско–булгарских войн дает четкое представление о том, что так называемая «отсталая кочевническая тактика» была на уровне монгольской. Нападение легкой кавалерии и ее притворное бегство, с целью заманить русских в засаду, летописцами воспринималось как полная победа. Не удивительно, что в булгаро–русских войнах не происходило генеральных сражений. А когда же русские выходили на основные силы булгар, то, как правило, заключался мир. Булгарская армия была оснащена почти так же, как и русская. Большое внимание уделялось тактике дальнего боя, отсюда лучшее владение луком и стрелами. Армия строилась на десятичной основе. Таким образом, рассуждения о примитивности «кочевнической тактики» лишены основания. Принятие «примитивной» тактики позволило Московскому княжеству выйти победителем из междоусобной войны. Более того, знаменитая казацкая лава — это не что иное, как боевой строй атакующей кавалерии кочевников. Правда, монгольская лава включала 5–6 рядов атакующих, а казацкая — 2–3 ряда. Высылка дозорных, широкомасштабная разведка, засады и заскоки, целевое применение основных сил — все это элементы кочевнической тактики, которая была на вооружении и у булгар.

В 1206 г. Чельбир пытался закрепиться в Афганистане, Пакистане и Индии, для чего посылал в конце XII в. бека Елаура с отрядом булгар–марданцев («буртасов») и туб–джакцев в Афганистан для участия в походах Гуридов в Индию. Однако Мохаммед Гури, которому булгары помогли взять индийские города, не выполнил своего обещания учредить булгарские колонии в Индии. Поэтому г. Чельбир направил сына Елаура Синджа с марданцами и тубджакцами на помощь хорезмийцам, также обещавшим учредить булгарские колонии в Индии. Хорезмийцы же ликвидировали булгарские колонии даже в Афганистане. Чельбир вида не подал,  и в 1216 г. опять послал Синджа на помощь Хорезмшахам. Но позже вспомнил о своей обиде и безучастно наблюдал за гибелью империи Хорезмшахов во время нашествия монголов.
По просьбе сельджукского султана специальный тысячный булгарский отряд был послан Чельбиром также на Ближний Восток, где в 1204 – 1216 гг. сражался за Сельджукидов против грузинских, киликийских, византийских  и крестоносных войск. Так, в 1209 г. булгары под городом Калатом (Хлатом) взяли в плен грузинского главнокомандующего, в 1214 г. обеспечили овладение Дарбазаном (Трабзоном), в 1216 г. наголову разгромили киликийские войска, а на обратном пути в Булгар отняли у византийцев в Крыму старинный город Сагдак (Судак). Вместе с городами Агарджа или Банджа–Кэпэ, Булгар или Эчке–Булгар (Фанагория), Тамья–Тархан (Тмутаракань), Ширдан (Тана) – Сагдак входил в исконно булгарское владение Азак. Чельбир подарил Сагдак сельджукскому султану, дабы иметь с братским и союзным тюркским государством общую границу в Джалде (Крыму). То есть Чельбир крепил свою мощь  на глазах надвигающихмя монголов.

Согласно «Джалфар Тарихы», для усиления булгарского влияния на Северо–Восточную Русь учельский бек Азан восстановил ещё в 1204 г. укрепления Учеля на горе Богылтау. В 1216 г. Азан, по приказу царя,  разгромил суздальского князя Юрия в Липицкой битве и утвердил на суздальском престоле его брата – Константина. Тогда же царь попытался присоединить к Булгару и Рязань. Ставленники царя, при поддержке марданского отряда, в 1216 г. перебили почти всех рязанских князей, но на помощь  марданцам не пришел отряд .улгарских и нур–суварских казанчиев.


В Псковской летописи говорится, что в 1214 г. состоялся  поход одних псковичей на Лифляндию, а в отсутствие их напала Литва на Псковскую область даже до города Пскова и выжгла оный. Гадебуш пишет, что тогда же нападали на Псков и саккалане и унганнийцы. Полотский князь Владимир уступил рыцарям южные провинции Лифляндии, а рыцари вознамерились завоевать и северные провинции с Естляндией.
Псковская летопись сообщает о том, что в 1217 г. состоялся  поход псковичей с князем Владимиром на унганнийских чудей к городу их Медвежьей Голове (Одемпе) за набеги от них. В сем походе с ними ходили новгородцы, эстляндцы, езельцы, гариенцы и саккаланы, возмутившиеся тогда против лифляндских рыцарей, которые помогали унганнийцам. Всего сего войска было до 20000. Псковичи с эстляндцами и прочими произвели много разорении. А Дидрих, брат Рижского епископа Алберта и зять Владимиров, новгородцами взят в плен и увезен. Новгородцы получили в добычу 700 коней. Потом был заключен мир и торговый договор.


В 1218 г., после смерти Константина, ситуация в Северо–Восточной Руси изменилась. Суздальским князем стал Юрий Всеволодович, выражавший интересы части бояр, разоряемых булгарской данью и торговлей и готовых на смертный бой ради свержения булгарского ига. По приказу Юрия, суздальцы перебили булгарских купцов, возвращавшихся из Артана. Особенно много погибло в Устюге. Нападение на купцов считалось в Булгарии самым тяжким  проступком.

В 1218–1219 гг. булгарское войско во главе с самим Чельбиром взяло Устюг, Унжу и Раджиль (Радилов) и овладело несметной добычей. Аркочцы принимали участие в походе 1219 г. на Раджиль (Радилов). Но весной 1220 г. вновь восстали против царских поборов. Заступничество Газана, женатого на дочери Кочубия, спасло аркочцев от расправы после суздальского набега на Учель. Но Аркоч был переименован в Мамыш – в память о карателе, убитом восставшими. Сын Кочубия тоже взял это имя. В ответ на это ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный булгарский город Ошель.
Как это было? Летом 1220 г. брат великого князя Юрия Всеволодовича (стал великим князем в 1218 г. через 6 лет после смерти своего отца Всеволода) – Святослав с сыновьями муромских князей и с сильным ополчением на судах приплыл Волгой в Волжскую Булгарию. Святослав пристал с войском к правому берегу Волги ниже устья Камы. Оставив у судов охрану, русское ополчение двинулось к булгарскому городу Ошель, укрепленному двумя высокими дубовыми стенами, между которыми находился вал, и осадило крепость. По рассказу русского историка, впереди шли люди с огнем и топорами, за ними стрелки и копейщики. Одни подсекли тын, другие зажгли оплоты. Но сильный ветер дул им прямо в лицо. Задыхаясь от густого дыма, воины Святослава, ободренные речью князя, приступили с другой стороны и зажгли город по ветру. «Зрелище было ужасно: целые улицы пылали; огонь, раздуваемый бурею, лился быстрой рекой; отчаянные жители с воплем бежали из города и не могли уйти от меча россиян. Только князь булгарский и некоторые его всадники спаслись бегством. Другие, не просили пощады, убивали жен, детей своих и самих себя, или сделались жертвою пламени, вместе с многими россиянами, искавшими добычи в городе. Святослав, увидя там, наконец, одни кучи дымящегося пепла, удалился, сопровождаемый толпами пленников, большей частью жен и младенцев. Напрасно булгары хотели отомстить ему, стекаясь отовсюду к берегам Волги. Россияне, готовые к битве, сели на ладьи, распустили знамена, и при звуке бубнов, труб, свирелей плыли медленно вверх по Волге в стройном ополчении. Булгары только смотрели на них с берега. Близ устья Камы Святослав соединился с отрядом, который ходил опустошать ее берега, и где было взято несколько булгарских городков. Насколько большое значение придавал этому походу великий князь Юрий Всеволодович, говорит то обстоятельство, что он в знак благодарности встретил своего брата и его воинство за несколько верст от столицы, и угощал всех его воинов, принимавших участие в походе, три дня.
Есть версия  менее убедительная. Якобы одной из ярких побед русского оружия остается захват Ошела. Выясняется, что гарнизон города был немногочислен, а крепость сгорела, так как поднялась буря. Булгарский князь со своей дружиной спокойно ушел через другие ворота города. Получается, что город не был даже полностью осажден.

Но остается фактом, что это были войны за торговые пути,  и это было участие в междоусобицах. Нижний Новгород, преследовал цель установить границу между Булгарией и Русью. Ею стало устье Оки, а не река Сура. Одним словом, экономически не было выгодно воевать с крепко сидевшими на Волге булгарами, поэтому по условиям мира окский путь остался в руках русских, а волжский — в руках булгар. Великий князь Юрий в целом достиг более высоких результатов, чем его отец Всеволод III, ходивший в 1183 г. на Биляр и разгромивший булгарскую флотилию, что дало повод автору «Слова о полку Игореве» охарактеризовать его как князя, воины которого способны веслами расплескать Волгу. А вот поход Всеволода — это вмешательство в булгарскую междоусобицу, булгарские князья привлекли к боевым действиям против Биляра даже половцев. Половцы со времен Ярослава Мудрого так и не смогли взять ни один крупный русский город. Булгары же взяли Муром и Устюг, русские — Ошел.

Постоянная военная угроза вынудила булгар перенести столицу вглубь страны – в город Биляр (с. Билярск Алексеевского района Татарстана). Несмотря на то, что булгарам удалось захватить и разграбить Устюг, в целом превосходство было на стороне русских, разоривших Ошель и другие камские города. Лишь богатый откуп позволил булгарам избежать разорения столицы.

Булгары стали сильно укреплять городища. Например, валы Кашкинского городища имеют высоту 10 метров. Замки–городища играли главную роль в расширении территории Булгарии. С приходом на новые земли булгарский князь ставил замок–городище. Близлежащие земли отходили к нему, вассалу эльтебера. Городище становилось центром этих земель, основным поставщиком изделий ремесленников. Под защитой его высоких стен и валов купцы могли свободно проводить торговые операции. Дружина князя поддерживала закон и порядок, обеспечивая людям мирный труд. Земля становилась булгарской.
Судя по летописям, булгары терпели поражение за поражением, а на самом деле происходило расширение территории Волжской Булгарии. Так что,  роль хорошо укрепленных полевых укреплений с учетом рельефа местности была огромна, отсюда и пошло мнение, что булгары слабы в чистом поле, но крепко держат города. Булгарская армия действовала всегда под прикрытием оборонительных сооружений.
Касаясь Булгаро–русских войн, надо иметь в виду то, что в них не стоял вопрос о захвате территории. Дело в том, что булгары, принявшие ислам, вошли в систему мусульманского этноса и долгое время старались оттеснить русских от Волги. В этих войнах половцы сражались на стороне русских. В XIII в. русичи считали половцев «своими», особенно крещеных, чего нельзя сказать о мордве и тем более о камских булгарах, захвативших Устюг и отбитых при Унже. Волжские Булгары свели постоянную войну с Суздалем и Муромом к обмену набегами ради захвата пленниц. Булгары пополняли свои гаремы, а русичи восполняли ущерб. Православие и ислам разделяли русичей и булгар, несмотря на экономическое и социальное сходство, монолитность географической среды и крайне поверхностное знание обеих мировых религий большинством славянского и булгарского населения.

Военные столкновения булгар с русскими происходили много раз  –  повторюсь,  в 985, 1088. 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 гг. При этом надо заметить, что булгары  гораздо чаще должны были выдерживать нападения, чем сами нападали, хотя они во время своих вторжений доходили до Мурома (1088 и 1184 гг.) и Устюга (1218 г.) и овладевали этими городами. Их столица не раз была разоряема русскими войсками, и не раз вожди последних, после нерешительной битвы, заключали с ними мир. Причину таких частых вторжений со стороны русских в землю Булгарии иные историки усматривают в желании овладеть богатствами последней.

По восточным источникам, ответное нападение суздальцев на Учель в 1220 г. было отбито сардаром курсыбая Газаном, и в память об этом Чельбир велел переименовать Учель в Газан. Это название позднее приобрело современную форму «Казан» («Казань»). Потом и реку Арсу назвали Казан–су («Казанка»). Зимой 1220 –1221 гг. Чельбир велел Газану вообще ликвидировать Суздальское княжество. Курсыбай этого сардара уничтожил крепость, которую суздальцы построили в 1220 г. на месте разрушенного ими Ибрагим–Балика (Джуннэ–Кала), а затем двинулся на столицу княжества город Владимир (Булымер). По пути курсыбай взял Гороховец и еще ряд суздальских крепостей, гарнизоны которых разбежались по лесам при одном приближении алпаров. Юрий также бежал в северные леса и оттуда умолял Чельбира пощадить его, обещая выполнить любые условия и быть до смерти верным рабом Булгара.
В 1221 г. в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет.
Царь возвращает свою армию назад и велит Юрию заключить договор на тяжких  условиях: князь Юрий отдает Суздаль Булгару, все суздальское Заволжье и Нижнеоковье с 14 городами (Устюг, Гороховец, Кострома, Ярополч, Унжа, Радилов); сносит все укрепления и крепости на суздальско–булгарской и суздальско–рязанской границах и на пути от Булгара до Владимира; обеспечивает сбор булгарской дани с Новгорода; дает Булгару свое войско по приказу царя; удваивает джирскую дань; разделяет Суздаль на две части – Владимирскую – Юрия и Ростовскую –Василька (сын Константина, верный вассал Булгара); отменяет все пошлины с булгарских купцов.
Юрий не мешкал – тут же явился в уже булгарский Раджиль и подписал договор с Булгаром на унизительных даже для зависимого княжества условиях. Ведь главным для смертельно испуганного Юрия было сохранение собственной жизни. Сын Юрия – Владимир отправился в Булгар заложником.
Муромский князь также подчинился Булгару, снес стены Мурома и других муромских крепостей, и также отправил своего сына в Булгар в качестве заложника. Одна часть Рязанского княжества подчинилась Булгару еще в 1186 г., другая – после похода 1209 г., а третья – после вторжения марданцев в 1224 г. В Булгаре в качестве рязанского заложника находился внук знаменитого и всесильного рязанского боярина Матвея Андреевича Айбат («Евпатий»), так как в княжестве фактически правили не князья, а его отец – боярин.
 После этого установился мир, подтвержденный в 1229 г. обменом военнопленных.
Однако мирные отношения между русскими княжествами и Волжской Булгарией прерывались военными набегами русских князей, стремившихся захватить торговые пункты по Волге. После того, как в устье Оки был основан Нижний Новгород (1221 г.), русские селения появились в низовьях Суры.

В Псковской летописи говорится, что в 1221 и 1222 гг. Новгородский князь Ярослав, а по иным летописям – Святослав, и Псковский Владимир, совокупясь и призвав на помощь еще и литовцев, отослали Одемпейский мирный договор рижским рыцарям, запрещавшим чуди платить дань России, и в числе 12000 пошли в Латышскую землю, потом в Уганнию, осадили город Кесь, или Венден, и везде произвели опустошение, а возвратились домой с добычею. Но когда из Пскова глубокою осенью пошли в свою землю литовцы, то латыши на дороге их побили и рассеяли. Вскоре после того рыцари с лифляндцами, латышами, унганнийцами и саккаланами в отмщение прорвались мимо Пскова к Новгороду и много тамошних окрестностей разорили и вывели пленных. Потом и еще два раза зимою прорывались они из–за реки Наровы через Ижорскую землю к Новгороду и того же года ворвались от Кукенгаузена во Псковские области. В последний раз набег сделали на Псковские окрестности одни латыши, унганнийцы и саккаланы. Но, чувствуя потом притеснение от рыцарей, датчан и шведов, они призвали на помощь себе противу их новгородцев и псковичей, заключили с ними мир, приняли их войска в Дерпт, Феллин и в другие города для «недопускания» рыцарей и прочих немецких христиан и делили с ними все добычи, у них отнимаемые.