Ко дню рождения Е. И. Рерих

Валерия Павлюк
   Е.И.Рерих (12.02.1879 - 5.10.1955гг.) родилась в г.Петербурге. В ней ещё с детства проявились богатые способности и незаурядная одарённость. Она была прекрасной пианисткой, тонко разбиралась в живописи, увлекалась индийской философией. Книги Рамакришны, Вивекананды, Тагора были её любимым чтением. В 1901г. Елена Ивановна стала женой молодого русского художника Николая Константиновича Рериха. В 1902г. у них родился сын Юрий, а в 1904 - Святослав. Так возникла та уникальная семья Рерихов, которая сыграла важную роль в русской и мировой культуре. В 1918г. Рерихи уехали в Европу, затем в Америку, а с 1928 года они жили в Индии. Трудной и многогранной была жизнь этой семьи. Николай Константинович - великий художник, учёный, философ, путешественник, писатель. Юрий - учёный востоковед. Святослав - великий художник, учёный. Елена Ивановна была сердцем и главным устоем семьи.

   Елена Ивановна работала над книгами "Живой Этики", или "Агни Йоги". Учение Живой Этики создавалось в сотрудничестве с Космическими Иерархами. Елена Ивановна записала и обработала сообщённые ей Учителями тексты Учения. Это Учение принесло людям те космогонические знания, которые выводили сознание человека на бескрайний простор духа, заставляя осмыслить законы Космоса и Вселенной, осознать единство сущего, которое проявляется в великом многообразии. Только принятие Учения Жизни приведёт к пониманию миссии жизни этого Высокого духа. Матерью Агни Йоги была названа она Великими Космическими Учителями.
  " В веках, когда Учение Жизни дойдёт до сознания многих и наука об огненных центрах человека получит признание, подвиг Матери Агни Йоги будет оценён по справедливости. И возвышено будет имя её человечеством." ("Грани Агни Йоги"т.10 п.500.)

    Предлагаю читателю одну из статей Е.И.Рерих:


                УКАЗЫ

   Друзья! Повторяю, держите мысли чистыми - это лучшая дезинфекция и самое замечательное тоническое средство.
   Думайте, что вы живёте в стеклянном доме, потому будьте осмотрительны во все поступках и делах ваших.
   Утверждайтесь в добре и мыслите так, чтобы ни перед кем не устыдиться. Улучшайтесь, друзья неустанно.
   Умоляю, найдите в себе мужество побороть главного врага - разъединение. У всех он свил себе гнёздышко. Одоление этого врага обеспечит победу. Скажем себе, что не может быть лицемерия среди сотрудников, и начнём с открытым сердцем, зажжённым огнём устремления к Учителю, выявлять терпимость и дружелюбие друг к другу. Но пусть это делается всеми без исключения. Пусть всё сказанное будет принято и приложено каждым сотрудником к себе, а не отброшено и занесено за счёт соседа. Чаще бывает, что самость того, к кому сказанное относилось, прежде всего прикладывает это к своему соседу. Но мудрый и истинный ученик всегда будет искать причину сказанного в себе, а не в других, иначе как же совершенствоваться?
 
  Также раз навсегда изгоним все обиды, поймём их как яд разложения. Обидчивость не может быть спутником ученика на пути продвижения. Давно сказано:"Невелика честь насадить сад обид" и ещё:"Человек, чувствующий себя обиженным, привязывает себя к этой обиде и теряет подвижность мышления; теряя же подвижность, мы неминуемо тупеем".
   Ко всему сказанному следует применить соизмеримость, зная великие размеры построения, на новом месте будут обиды.
   Четыре основания, данные в начале Учения*, должны быть всегда в памяти: 1)Почитание Иерархии, 2)Единение, 3)Соизмеримость, 4)Канон "Господом твоим" (в нём звучит терпимость и вмещение).
  Потому не будем оглядываться в угол, где хранятся все допотопные привычки, отнимающие всякую радость. Устремимся в порыве сердечном к Светлому Учителю, неустанно проливающему на нас Свои Лучи радости и заботы. Откроем наши сердца для принятия этой благодати.
  Будем обдумывать каждое слово, помня, что последствия слова даже Архат не может изменить. Неосторожное слово, даже само по себе благое, но сказанное не к месту и не по сознанию слушателей, увеличивает число врагов.
  Каждое слово должно быть не гробовым гвоздём, но лучом света.
  Проявим высшую меру терпимости, бережности и доброжелательства. Пусть каждый растёт по мере способности своей. Лишь осторожные касания допустимы, иначе можем спугнуть соловья, залетевшего в наш сад.
  Сколько сил будет сохранено от одной бережливости! Нельзя представить, насколько укрепится аура дома, где соблюдается отлично бережливость. Люди же лучше всего умеют хранить камни и металлы, менее - растения, ещё менее - животных и всего менее - человека.
  Нужно дать каждому своё слово сказать и найти терпение.
  Сколько сознаний - столько выражений. Потому следует каждому совершенно индивидуально выражать свои чувства. Нередко люди говорят о том же самом в таких различных словах, что нет возможности примирить их. Тогда не будем утомляться спором, но сердечно замолчим. Дадим поработать огненной энергии; она сумеет найти хотя бы и узкий вход.
  У каждого свой подход. Кто хочет самое лёгкое, кто предпочитает самое трудное. Кто не может говорить, но крепко стоит на дозоре. Кто имеет мелкие слова и летит за ними. Кто ощутит самое важное явление, но некоторые пожелают пребывать около неудачи. Можно бесконечно перечислять эти отличия, но лишь наличность сердечного огня оправдает свойства личности. Так мы не устанем твердить о многообразии. Садовник знает, как сочетать растения, - на то он и мастер сада.

  В Бхагавадгите сказано:"Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путём человек ни приближался ко Мне, на том пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне".
  Пусть каждый из нас твёрдо придерживается установленных основ - принципов, чтобы даже в малейшем не преступить их. Ибо сможем ли всегда распознать, где оно - то малейшее, которое может привести к крушению?
  Будем внимательны к каждому малому обстоятельству - в земном бытии трудно различить, где малое, а где великое, где нужное и где полезное.
  Постараемся понять, что когда говорят о добре, то предполагается правильное действие. Найдётся правильное действие - приходит добро. Но если при самом яром говорении о добре будет произведено плохое действие, то лишь вред получится.
  И возьмём за обычай утром, начиная день, спросить себя, что можно добавить к работе порученной, чтобы Имя Учителя вошло во все дела наши и вошло не препятствием, но утверждением.
  Оканчивая день, каждый спросил бы себя о качестве мышления своего за эти часы.
  Необходимо, чтобы основы Учения применялись в жизни не как прихоть одного дня, но как длительное упражнение, без всякого раздражения и огорчения.
  Самые занятые люди могут каждый день уделить час на приближение к Учению. Не верим, что нет минуты для самого существенного, для чего живём. Каждый день принимаем пищу и без неё считаем день несчастным. Но дух наш получает также питание мысли, и без неё день будет даже преступным.
  Каждое воздержание от раздражения, каждое проявление терпимости будет как цветок приношения Учителю.
  Самая великая польза, которую мы можем принести, состоит в том, чтобы путём расширения сознания, улучшения и обогащения мышления и очищения сердца усилить наши излучения - и таким поднятием вибраций оздоровляюще подействовать на окружающее.
  Да поможет мне Учитель принести пользу там, где нужно. Пусть будет миру хорошо!

  * Четыре основания, данные в начале Учения... -
"Друзья! Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый - почитание Иерархии. Второй - сознание Единения. Третий - сознание Соизмеримости. Четвёртый - применение Канона "Господом твоим" (Оз.,234).

    Е.И.Рерих "Путями духа", Москва "Сфера" 1999.