The Beatles. For No One. Из книги Ian MacDonald

Андрей Зотов 2
[87] For No One (Lennon-McCartney)

McCartney: вокал, бас-гитара, клавикорды
Starr: барабаны, бубен
Alan Civil: валторна
Записано: 9, 16 мая1966 года в студии Abbey Road 2,
19 мая, 1966 года в студии Abbey Road 3
Продьюсер: George Martin. Инженер записи: Geoff Emerick
Дата выхода в Великобритании: 5 августа 1966 года (LP: Revolver)
Дата выхода в США: 8 августа 1966 года (LP: Revolver)

      Написанная в марте 1966 года во время каникул с Jane Asher в Швейцарии, «For No One” является весьма интересным в своей флегматичности отчетом об окончании романа, не вызывающий никаких сомнений в любви уже усопшей, так же, как [86] «Eleanor Rigby»  повествует о неизбежности одинокой смерти. (Первоначальное название песни было «Why Did It Die?»(Почему любовь умерла?)). Единственный намек на эмоциональность, в этом элегантном "вальсе в темпе 4/4", проскальзывает в недоуменной фразе, звучащей, как актуарный просчет: « …a love that should have lasted years» (любовь, которая должна была длится годы). Ни один из персонажей достаточно холодного сценария Маккартни не вызывает особой симпатии, а его беспристрастная отрешенность мешает достичь уровня сострадания, который звучит в «Eleanor Rigby». Заядлый поклонник кинемотографа, Маккартни, возможно, метил на создание сюжета, обозреваемого со стороны, будто отвлеченным взглядом режисера,  как  в известной киноленте тех лет «Darling», снятой John Shlesinger.
 
      По своей форме «For No One» является одной из самых совершенных композиций, выстроенной ее автором с присущей ему логикой, и в музыкальном отношении развивающейся по классическому образцу, будто шахматная партия. По замыслу ли, или случайно, развитие это в точности воспроизводит одержимость героя тщательно изучить то затруднительное положение, в котором он оказался: исчерпав каждую возможность, он все же колеблется (повисшая в воздухе незаконченность в конце каждого припева) перед тем, как снова вернуться, чтобы окончательно убедиться в том, что он сделал все что мог. (В конце, будто не принимая печальный исход, песня затихает на неразрешенной доминанте).

      На слух Дж. Мартина классицизм «For No One» предполагал валторну, и он пригласил на запись Alan Civil – на тот момент одного из самых именитых  британских валторнистов. Музыкант оказался несколько расстроен тем, что ему предоставили трэк с зазором в четверть тона между Си и Си-бемоль - скорость трэка был изменена, чтобы соответствовать голосу Маккартни. Как только скорость вращения вала ЛПМ была уменьшена, вероятнее всего на несколько тонов, он отыграл им же написанное соло, и получив стандартную сессионную плату, молча удалился (1). С течением времени этот пассаж завоевал всеобщее восхищение и признание своей законченностью и незабываемостью, не имея, однако, ничего общего ни с настроением ни со значением песни, добавляя лишь, еще одну толику безупречной отрешенности.

(1) Маккартни позже вспоминал, что аранжровка соло включала в себя высокую ноту Ми, которая обычно была за пределом шкалы инструмента, однако, музыканту все же удалось преодолеть эту трудность (Miles, op.cit., p. 289). Учитывая, что скорость трэка была изменена, скорее всего соло было записано на замедленной скорости и в более низкой тональности.